355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Джей Хейли » Время покинуть дом (ЛП) » Текст книги (страница 38)
Время покинуть дом (ЛП)
  • Текст добавлен: 24 марта 2017, 09:00

Текст книги "Время покинуть дом (ЛП)"


Автор книги: Джей Хейли



сообщить о нарушении

Текущая страница: 38 (всего у книги 41 страниц)

Мать: Мы опять вернулись к нашему привычному ночному образу жизни. Как солнце зашло – Джон велик и могуч. А весь день он дрыхнет в постели, в час выйдет пообедать, потом спит прямо за столом, вот так (показывает, укладывая голову на скрещенные руки), а потом опять к себе наверх в спальню валяться до вечера. А как темнеет и девушки зовут – он готов к бою. И так каждый день.



Джон: Ну, я организую свою службу бесплатной эмоциональной и гормональной поддержки девушек.



Мать: Мы снова вернулись в ситуацию двухлетней давности. Так было перед тем, как он отправился жить один. Вообще, по-моему, весь день лежать, вы не представляете, весь день – это кого угодно в депрессию загонит. Это как в больнице или что-то вроде того.



Когда сын отправился жить самостоятельно, его мать каждый день ходила к нему убирать, покупать продукты, нередко – готовить. В её жизни не было ничего значимого, кроме заботы о сыне.



Джон: Если бы ты знала, как хорошо в больнице было весь день валяться.



Мать: Но дом же не больница, тут должны быть другие правила.



Мерлис: Я согласен с вами, что главная задача родителей – хорошо постараться, чтобы их ребёнок правильно стартовал в жизнь.



Позже на этом сеансе сын начинает выдвигать возражения против того, чтобы отправится жить самостоятельно.



Джон: Ну почему я не могу дальше жить дома?



Мать: Потому, что мне не нравится видеть тут дрыхнущее весь день тело, Джон.



Джон: Просто ты именно меня у себя в доме не хочешь видеть. Почему я не могу жить дома? Ведь мой брат здесь живёт.



Мерлис: Вот, ты сейчас важной вещи коснулся. Твой брат боле организован, чем ты, разница между вами состоит в том, как он распоряжается своим временем.



Мать: А он вообще никак своим временем не распоряжается, пока не наступит вечер.



Джон: Сколько мне ещё придётся пить эти таблетки?



Отец: Смотри, твой брат в последнее время пошёл вверх.



Мать: И я очень рада этому. И ещё я уверена, что он себе выберет отличную девушку.



Отец: Да, он гуляет с хорошими ребятами, и он обязательно встретит свою юную красавицу.



Сын продолжает своё нытьё, упирая на то, что «Я психически больной». Психотерапевт в это время беседует с родителями об их планах по возвращению во Флориду. Выясняется, что после выхода на пенсию они не смогут давать сыну столько денег, сколько сейчас, так что ему придётся научиться самому себя обеспечивать. Психотерапевт продолжает беседовать с ними об их разочаровании в Джоне и о том, как много надежд он подавал в детстве.



Мать: Нам казалось, что в мире нет ничего, с чем Джон не смог бы справиться, потому что в старших классах он отлично успевал. Нам казалось, что он станет учёным, или врачом, или кем-то вроде этого.



Отец: Я тоже думал, что он в науку пойдёт.



Они описывают, как ещё в начальных классах школы отмечали его успехи в письме и изучении окружающего мира.



Отец: Он знал любую ракушку, любого динозавра, когда либо жившего на земле. Мы вместе ходили в музей и рассматривали их кости.



Оказывается, что уже в возрасте 9 лет он уже был известным в округе коллекционером бабочек и даже удостоился статьи в газете. Он получал награды на общеамериканских выставках за свои коллекции бабочек, мотыльков, растений и камней.



Выясняется, что считающийся сумасшедшим и смахивающий на бомжа молодой человек имеет богатую историю достижений. Вообще всегда имеет смысл помнить, что молодые люди, заболевшие психическим расстройством в возрастном периоде, когда положено начинать собственную жизнь, не неудачники, а умники, по бессознательным механизмам стремящиеся выглядеть неудачниками. Они, по большей части, интеллектуально выше среднего; многие из них на момент начала проблем добились большего, чем среднестатистический молодой человек или девушка.



Было также выяснено, что Джон не только прекрасно учился, но и активно занимался спортом. Как-то на соревнованиях по лёгкой атлетике он сумел в один день победить в четырёх видах состязаний. Такие достижения требуют колоссальной самодисциплины, в связи с чем особенно странным выглядит нынешнее положение молодого человека, безвольного до такой степени, чтобы не иметь возможности встать утром с постели.



Психотерапевт начинает подталкивать молодого человека и его родителей начать действовать, чтобы достичь хоть какой-нибудь цели. Занятия бухучётом определённо были для пациента неинтересны, и, возможно, поэтому он их бросил. Ему нравилось заниматься спортом и изучением природы. Главным вопросом для психотерапевта стало – как заставить родителей подтолкнуть сына к действиям в этих сферах. Мать была погружена в депрессию и растеряна перед лицом взрослой жизни не в меньшей степени, чем сын, и первой задачей на этом пути было подтолкнуть её хоть к какой-нибудь деятельности. Она отказывалась искать работу, идти учиться или делать хоть что-то для себя. Тогда было решено попросить её заняться поисками того, где её сын смог бы продолжить изучать природу. Она должна была искать соответствующие рабочие места и подталкивать сына отправляться туда на кадровые интервью. Отец, страдавший от излишнего веса, должен был начать ходить с сыном в спортзал, стимулируя его к возвращению к физическим нагрузкам.



Отчаявшаяся и депрессивная семья под руководством психотерапевта должна была начать действовать. При этом специалист сталкивался с последовательным нежеланием сына делать хоть что-нибудь. Сын говорил: «Я хочу оставаться дома и жить на пособие по инвалидности. Я – психически больной человек, потому что мои стремления и взгляды не согласуются с тем, чего требует жизнь. Все хотят, чтобы я шёл работать, приносил домой деньги и оплачивал своё проживание. Они хотят, чтобы я отправился куда-то жить своей жизнью, а я, знаете, не хочу. Я хочу жить дальше так, как живу сейчас».



Хроническая депрессия сына сопровождалась полным безволием членов его семьи, неспособных подтолкнуть его к чему-либо. Им не приходило в голову ничего иного, нежели снять ему квартиру неподалёку, где он смог бы так же точно сидеть безвылазно. Идея психотерапевта поискать работу в области изучения природы была точно так же отвергнута пациентом.




 



Мерлис: Ты всегда интересовался миром природы. Как насчёт того, чтобы поискать себе работу по уходу за парком, или лесником, или ещё что-то в этом роде?



Джон: Да, это было бы неплохо, но такой сотрудник, как я, им там не нужен. Я уже недавно интересовался этим.



 



Психотерапевт стремится разговаривать с членами семьи на их языке, основываясь на их взглядах на то, что с ними произошло. Он перестаёт использовать врачебные термины «психическое заболевание» и «маниакально-депрессивный психоз», и переопределяет происходящее как «чёрную полосу в жизни».



Мерлис: Знаешь, это просто чёрная полоса в жизни. Так бывает у многих молодых людей. И у множества великих спортсменов такое случалось.



Джон: Да, такое часто бывает.



Определение состояния пациента как «черная полоса в жизни» подразумевает, что здесь нет ничего трагического – так бывает у всех, это просто часть жизни – всё шло хорошо, и вдруг наступил спад. Это становится хорошим объяснением и для всего того, что происходит с семьёй.



Психотерапевт переводит разговор на обсуждение спортивных игр и их правил, во что удаётся эмоционально вовлечь молодого человека.



Джон: А с вами такое бывало? Как будто вы оказались вне игры в этой жизни?



Мерлис: Я думаю, что это нормально, когда ты стремишься изменить правила игры в этой жизни под себя. ты, например, своими действиями уже сумел показать другим, что ты значимый человек, и с тобой надо считаться. Все уже признали, что ты кое-чего стоишь.



Джон: Судьба так часто била меня.



Мерлис: И я не думаю, что ты захочешь отказаться от того, что по правилам этой жизни с тобой надо считаться.



Джон: Да, со мной надо считаться.



Мерлис: И ещё – ты смелый и отважный парень.



Джон: Да, но это не принесло мне никакой пользы. Я никому не нужен, никто обо мне даже позаботиться не хочет.



Мерлис: Но ведь мы все собрались здесь именно потому, что хотим позаботиться о тебе, помочь тебе, в связи с тем, что у тебя в жизни началась чёрная полоса.



Джон: Да, я вижу, что близкие беспокоятся обо мне.



Мерлис: И мне говорили, что в прошлом и с твоими близкими бывало так, что они попадали в чёрную полосу.



Джон: Да.



Мерлис: Любой спортсмен, который хочет добиться каких-то результатов, знает, что из чёрной полосы надо поскорее выбираться. И для этого очень важно найти себе хорошего тренера, который поможет выбрать правильный путь к победе. Любой классный игрок в бейсбол, попавший в чёрную полосу, первым делом ищет себе тренера.



Джон: Да, тренер нужен.



Мерлис: И любой футболист, который не может сам заставить себя тренироваться как следует, нуждается в тренере, который добьётся от него необходимых усилий.



Джон: Похоже, что вы – хороший тренер.



Мерлис: Да, я хороший тренер. А ещё твои родители очень долго были для тебя прекрасными наставниками. С самого раннего детства, когда ты только ещё учился ходить и тянуться за всякими вещами. Они помогли тебе встать на ноги когда тебе было – в каком возрасте он пошёл?



Мать: Ой, да ему и года не было.



Мерлис: Пошёл, когда ему ещё и года не было. И на каждом этом шагу на этом пути, когда он нуждался в какой-то помощи или совете, он всегда мог обратиться к вам двоим.



Джон: Мне кажется, что мне потребуется немало времени на восстановление.



Мерлис: И это прекрасно, что всегда, когда для того, чтобы достичь победы, он нуждался в некоторой помощи, в обучении, в том, чтобы лучше разобраться в происходящем, изменить что-то и в итоге всё же победить, он всегда мог это найти.



Мать: Да.



Мерлис: И сейчас у вас есть способы ему помочь. Например, помочь найти работу, которая ему понравится и будет важна для него. Он всегда был таким любознательным в том, что касается природы и окружающего мира. Это действительно важные вещи, помогающие нам лучше понять, какова жизнь на самом деле. И я уверен, что далеко не все вакансии по уходу за растениями, в зоопарке изучались вами.



Мать: Действительно так.



Мерлис: Помочь ему найти что-то, где он будет чувствовать себя значимым человеком и что ему будет интересно.



(Далее в этом сеансе)



Мерлис: Ты действительно сейчас похож на забуксовавшую машину, которую надо подтолкнуть, чтобы она смогла продолжить свой путь.



Джон: Я однозначно забуксовал, а иначе как бы я оказался в дурдоме.



Мерлис (обращаясь к родителям): Вы всегда могли многое сделать для него. Много раз в жизни вам удавалось справляться с колебаниями его настроения, ставить его на правильный путь, что потом давало вам право сидеть и наслаждаться видом того, как ваш сын завоёвывает новые и новые вершины – его медали и кубки являются подтверждениями этого.



Мать: Да.



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю