Текст книги "Время покинуть дом (ЛП)"
Автор книги: Джей Хейли
сообщить о нарушении
Текущая страница: 21 (всего у книги 41 страниц)
Ситуация становится более понятной. Налицо – типичная семья с проблемным ребёнком. Отец не лишён власти потребовать от сына не сидеть у него на шее, а идти работать, потому, что между родителями нет согласия, и в случае отказа отца сын просто идёт к матери, и она даёт ему денег, сколько надо из своих средств, которые она сама зарабатывает. Однако особенность таких ситуаций состоит в том, что как только мать станет более жёсткой и требовательной и перестанет давать сыну деньги, как тут же смягчится отцовское сердце и деньги сын сможет получать у папы. Родители не смогли договориться по всем вопросам, касающимся денег, работы, учёбы, и их сын становится всего лишь предохранительным клапаном, через который в семье стравливают накопившуюся неудовлетворенность.
Однако, если внимательнее проанализировать позицию отца, то он тоже не требует, чтобы сын немедленно начал зарабатывать себе на жизнь: да, сын должен пойти на работу, но всего лишь для того, чтобы уменьшить напряжённость в душе. Он говорит, что дети не обращаются к нему за деньгами, а идут к матери, но тут же добавляет, что если они всё же обратятся к нему, то тоже получат деньги (пусть и в сопровождении краткой лекции о необходимости найти работу).
Раздражение отца по поводу сложившейся ситуации нарастает по мере того, как процесс психотерапии продолжается. Как он отмечал на других сеансах, он рано встает и идёт на работу, а, придя домой днём, видит двух вполне физически крепких сыновей, играющих в бильярд на купленном им столе или пьющих принесённое им пиво со своими приятелями. Несмотря на его требования, чтобы они шли работать, ничего не меняется, и ему приходится, чтобы заработать денег, бежать заниматься своим тяжёлым трудом, выражая своё раздражение тем, что жена ничего не делает для того, чтобы всё это изменить.
Хитрость стратегии апатичного сына состоит в том, что он обходится малым, лишая тем самым родителей возможности стимулировать его к поискам работы или наказать за непослушание лишением материальных благ. Такие дети не просят у родителей денег, носят старую одежду и мало едят, получая таким образом выигрышную позицию в борьбе со старшими.
Альберт: Я практически никогда не просил у мамы дополнительных денег на что-то, более того, я в последнее время вообще их не брал.
Отец: Это не меняет сути вопроса. Им надо идти искать работу. Надо найти что-то, что будет их стимулировать к поиску.
Хёд: Это ясно всем присутствующим.
Отец: Конечно.
Альберт: Какой смысл мне с утра до ночи кататься на автобусе в поисках работы, которой нет?
Отец: Послушай, я, конечно, не могу знать о всех деталях того, как ты ищешь работу, но если бы я оказался безработным, то с утра до ночи стирал бы ботинки в поисках. А если бы мне самому мать давала бы полтора-два доллара, чтобы у меня было на что искать работу, то я бы сэкономил эти деньги и мотался бы везде на велосипеде, пешком, да хоть автостопом бы ездил. Или стоял бы там на углу, где молодые ребята ждут, кто их возьмет на работу, но вёл бы себя таким образом, чтобы выделиться среди них, чтобы работодатель взял бы меня, чтобы он видел, что я сильнее, быстрее, сноровистее!
Альберт (смеясь): Классно!
Отец: Так что если я завтра работу потеряю, то я завтра её и найду.
Хёд: Как я вижу, вы оба весьма добрые родители.
Отец: Да, мы всегда были очень заботливыми по отношению к детям. И вот проблема состоит в том, что он заболел. Да, сейчас он вроде бы чувствует себя хорошо, но, с другой стороны…
Хёд (перебивая): Так ты болен или чувствуешь себя хорошо?
Альберт: Я сейчас отлично себя чувствую.
Для психотерапевта в этой ситуации важно переопределить проблему с болезни на лень или непослушание. Это непросто, так как молодой человек получал стационарное, а потом амбулаторное медикаментозное лечение, (хотя в последнее время дозы препаратов и были существенно снижены). Однако если родители перестанут считать его тяжело больным, то они смогут установить для него такие же требования, как и для всякого нормального юноши. Недоумение отца, считать дли его и дальше больным, указывает на то, что настал подходящий для этого момент.
Отец: Он сейчас неплохо выглядит. Но нередко он начинает снова уходить в болезнь, сидит и твердит мне: «Я найду работу тогда, когда почувствую себя готовым к этому», прекрасно зная, что он должен идти на работу.
Мать: Да, он понимает это.
Отец: Но он понимает и то, что говорит.
Мать: Естественно.
Отец: И вот это начинает меня раздражать.
Мать: Если ему нельзя будет ездить на машине, то он не будет искать работу, вот что имеется в виду.
Отец: Я не думаю, что для того, чтобы найти работу, надо обязательно ездить на автомобиле.
Мать: Но ты же слышал, что он сказал, что не хочет искать работу, разъезжая на автобусе.
Хёд: Погодите, давайте вернёмся чуть назад. Он говорит, что не пойдёт искать работу, пока у него не будет машины.
Мать: Да, это так.
Отец: Сегодня он этого не говорил.
Мать: Но именно это имелось в виду.
Альберт: Я хочу найти работу для того, чтобы у меня была машина. Я хочу. Чтобы в сентябре у меня уже была машина.
Хёд: А покататься пока на автобусе ты не хочешь, правильно?
Альберт: Это просто потеря времени.
Хёд: И ты не хочешь терять время, следовательно…
Альберт: Ездить на автобусе – просто терять время. Если бы я знал, что меня где-то точно возьмут, тогда бы я сел на автобус и поехал бы туда. А так это не поиск работы, а ежедневное ожидание автобуса на остановке, который ещё может и не прийти.
Звонит телефон, и психотерапевт обсуждает ситуацию с супервизором
Альберт: Я, наверное, устроюсь мойщиком посуды. Меня туда возьмут.
Мать: Ну тогда садись на автобус и езжай устраивайся.
Альберт: Да, я как-то об этом не подумал.
Отец: Первым делом ты должен заявление на работу написать.
Мать: И вообще – почему ты собираешься идти мыть посуду?
Альберт: Потому, что меня туда точно возьмут.
Мать: А если нет?
Альберт: Да где бы ты не сказал: «Я готов мыть посуду», – тебя возьмут.
Мать: Есть ещё предложения о работе в газетах, но ты их даже читать не хочешь. Только не рассказывай мне, что ты просто пойдёшь куда глаза глядят и найдёшь работу.
Альберт: Я найду её.
Нижеследуюшие слова отца демонстрируют, что проблемы сына активно используются родителями для того, чтобы в скрытой форме выражать недовольство друг другом. Формально отец требует, чтобы сын рано утром вставал и шёл искать работу. На самом деле он критикует мать, которая даёт сыну поспать и не достаточно активно добивается того, чтобы он шёл искать работу. Слова отца формально обращены к сыну – но на самом деле беседа ведётся с женой.
Отец: Тебе не стоит надеяться на заполненные бумажки. (Говоря в сторону матери) Десять против одного, что если ты надеешься только на это – я хочу, чтобы ты это понял – что пока эти объявления печатают, пока их заполнят и прочитают, то те, кто действительно хочет найти работу, уже в четыре утра будут стоять у дверей офиса. Ему не до десяти или одиннадцати надо дрыхнуть, если он хочет найти работу, то уже в три утра он должен стоять там на углу, чтобы быть первым, или в крайнем случае вторым в очереди ищущих работу. И даже если в этот день будет одна или две заявки от работодателей, то он устроишься. Так вот я хочу донести до него: не выйдет каждый день дрыхнуть до одиннадцати и найти работу. Я не хочу, чтобы он спал до одиннадцати. Тебе придётся научиться вставать рано утром.
Мать (указывая на сына): Ты не мне, ты ему говори.
Отец: Я ему говорил.
Альберт (перебивая): Послушай, я знаю, как искать работу. Мне двадцать два года, и я знаю, как это делается.
Отец: Может, ты и знаешь, но почему-то ни черта не делаешь! Но меня не это сейчас беспокоит. (Опять говоря в сторону матери) Я всё пытаюсь тебе донести, что мало только сидеть и повторять: «Я хочу работать, мне нужна работа». Ты должен выбираться и рыскать в поисках работы. Потому что жизнь такая, какая она есть, и работу ищешь не только ты, а все подряд. Нужна работа, а не разговоры о ней. Я и Джону то же самое говорю.
Альберт: Если бы я знал, что работа так важна, я бы искал ее с первого дня как выписался из стационара.
Отец: Ты вряд ли смог бы устроиться на работу таким, каким ты вышел из стационара.
Альберт: Тогда я с завтрашнего дня каждый день буду выходить на поиски работы.
Отец: Тебе давно следовало начать это делать. Я тебе это уже давно пытался объяснить.
Мать (обращаясь к сыну): А что ты так переживаешь по этому поводу? Что так переживать?
Альберт: Потому, что я раньше не знал, насколько важно в жизни найти работу. Мне казалось, что когда мне станет лучше, я пойду и…
Отец: Я хочу, чтобы ты понимал – это надо не нам, это надо тебе. Я всегда могу найти себе работу какую хочу, а вот тебе надо найти хоть какую-нибудь.
Альберт: Я ещё кое о чём хочу поговорить. Я завтра пойду и устроюсь на какую-нибудь работу. Работа не главное, я вообще хочу жить один, мне надоело жить в вашей семье, так что мне надо найти жильё. Так что завтра я иду и нахожу себе для этого работу, вот и всё.
Звучит классическая угроза уйти от родителей, если они будут насильно выставлять молодого человека из дома для поисков работы.
Отец: Прекрасно сказано.
Хёд (наклоняясь к родителям): Здесь есть пара человек, с которыми это стоит обсудить.
Альберт: Я не хочу больше оставаться дома.
Мать: Я знаю
Отец: Для нас это не новость.
Хёд: Альберт, я попрошу тебя поменяться местами с мамой (сын придвигается ближе к психотерапевту, а мать – к отцу). Передвигайся сюда и садись рядом со мной. А вас (обращаясь к матери) я попрошу пододвинуться к вашему мужу.
Альберт: Я завтра хочу съехать и хочу, чтобы вы помогли мне с работой.
Хёд: Об этом стоит поговорить с этими двумя людьми.
Альберт: Мне не о чём с ними разговаривать. Когда я работаю, то я занимаюсь работой, вот и всё.
Хёд (отодвигая своё кресло чуть назад) И всё же тебе стоит сперва поговорить об этом с ними.
Мать (обращаясь к сыну) Но он всегда – ты всегда, когда тебе говорят разумные вещи, приходишь в ярость. Как только мы говорим, что тебе надо делать, ты сразу злишься.
Альберт: Если вы хотели, чтобы я нашёл работу, вам надо было просто сказать: «Ал, пойди устройся на работу».
Мать: Я не думала, что об этом надо было напоминать.
Альберт: Это единственное, что тебе надо было мне сказать.
Отец: Знаешь, что меня сейчас больше всего возмущает?
Альберт: Никто не говорил мне, что я должен найти работу – вот почему я вынужден находиться этим вечером здесь, и это ужасно.
Отец: Что ты сказал?
Альберт: Я никогда не думал, что ты давишь на меня для того, чтобы я нашёл работу.
Отец: Я тебе это постоянно говорил, всё время!
Альберт: Мне казалось, что ты требуешь этого от Джона, а не от меня.
Отец: Как только ты выписался из больницы, и мы сказали тебе: «Альберт, тебе явно лучше, ты выглядишь хорошо», мы говорили тебе, что тебе на надо засиживаться дома, тебе следует выбираться, находить себе занятие и быть активным. Я это говорил и раньше. И две недели назад здесь говорил, что незачем тебе постоянно сидеть дома рядом с бабушкой, и с твоими приятелями-придурками тебе тоже нечего сидеть и разговоры разговаривать. Это было плохой идеей.
Альберт: Но они же работают.
Отец: .К сожалению, они искали работу слишком долго. Им всё это надо было внушать тридцать пять лет назад. А теперь, когда им по тридцать пять, и с каждым годом они стареют, они только начинают работать, о чём стоило подумать намного раньше. Перед этим они не работали по три месяца. Им просто повезло, что они работу нашли, они действуют так, как будто, когда у них нет работы, за ними должны бегать и на работу приглашать. И даже подгонять туда, а иначе им на работу не устроиться. Работа сама должна прийти к ним, а иначе они будут лежать и плевать в потолок. Я знаю их, и с них не стоит брать пример. С ними можно просто встретиться и поболтать, и в этом нет ничего плохого, но постоянно проводить время с ними, потому что ты и сам начнешь становиться таким же, как они. Вот почему мне это не нравится.
Альберт: Я хочу выйти на работу.
Отец: Потому что людям не нравится бездельничать.
Альберт: Я хочу выйти на работу, найти работу
Отец: Мы просили тебя найти работу много лет назад. Мы годами говорили тебе, что трудиться необходимо. Ты находил работу, а потом уходил с неё, говоря: «Мне не хочется работать». Жена рассказывала, что как-то ей удалось узнать о наличии места в налоговой инспекции. И что вы думаете – он пролежал весь вдень в постели, твердя: «Я не хочу идти на работу, я не хочу идти на работу!» Так работу не найти. Хотел бы я сам иметь возможность валяться в постели по утрам до одиннадцати-двенадцати!
Мать (обращаясь к сыну): Как ты думаешь, зачем я каждую неделю просматриваю объявления в газетах?
Альберт: Если проблема только в этом, я готов идти работать.
Мать: Нет, проблема не в этом. Не в этом.
Альберт: Нет, в этом. Это не может не быть проблемой.
Мать: Нет, проблема не в этом.
Альберт: Я пойду и найду работу. Я сам хочу, чтобы у меня были деньги в кармане. Я ещё не искал работу. Да и работы-то сейчас никакой не найдёшь.
Хёд: Ал, я не отрицаю то, что работу сейчас найти нелегко, и бессмысленно ставить задачу о том, чтобы завтра к одиннадцати утра ты был трудоустроен. Но скажи: в какой разумный срок, подчёркиваю – разумный, от тебя можно ожидать трудоустройства?
Отец: Ну, это сложно так сказать. Меня бы устроило и то, чтобы я увидел, что он прикладывает все силы для поиска работы. Но он этого не делает. Знаете, я уезжаю рано и даже не знаю, во сколько он встает утром.
Мать: Он встает достаточно рано.
Отец: Иногда без четверти семь. Я имею в виду, что если бы это действительно было бы так, и он мог бы сказать мне: «Я сегодня был там», или матери: «Я сегодня ходил туда». Тогда я был бы удовлетворен тем, что он хотя бы ищет работу. А так я прихожу вечером домой и слышу, как он ей ноет: «Ах, если бы я работал, ох, если бы у меня была работа!» И я, и ты это прекрасно знаем. Но ты не сможешь найти работу, с утра до ночи смотря телевизор. Или катаясь на такси на те деньги, которые мать дает тебе на обед – а потом он приходит домой и жалуется, что у него живот болит.
Альберт: Я собираюсь найти работу. Я не пойму. что вы тут психуете. Я собираюсь найти работу.
Отец: Мы не психуем.
Альберт: Ну, хватит. Давайте поговорим на другую тему. Завтра в восемь утра я собираюсь идти искать работу.
Отец: В семь тридцать.
Мать: Ты собираешься идти…
Альберт: Я сам знаю, во сколько мне надо выходить искать работу.
Мать: Я тебе множество раз говорила, где её надо искать.
Хёд: За какое разумное время, с вашей точки зрения, он должен…
Отец: Найти себе работу?
Альберт: Не надо мне тут устанавливать рамки и правила! Я собираюсь искать работу, вот и всё. Какие могут быть правила у ничегонеделания? Я собираюсь найти работу.
Мать: Ты снова начинаешь злиться. А ведь я говорила тебе – как и раньше говорила ему: если он хочет, но не может найти работу, но хочет учиться – хорошо, пусть идёт учиться. Он может опять пойти учиться.
Разговор шёл о трудоустройстве, но мать переводит его на более желанную для неё тему продолжения учёбы сына. Отец никогда не рассматривал этот вариант. В этой ситуации психотерапевт выводит сына из разговора и предлагает родителем договориться самостоятельно.
На различных этапах психотерапевтического процесса общение родителей организуется по-разному. Сперва вся семья обсуждает проблемы молодого человека, неспособного найти себе работу. Потом психотерапевт пересаживает молодого человека рядом с собой, как бы выходя вместе с ним из обсуждения, позволяя родителям начать разговаривать напрямую о его проблемах. Далее родители разговаривают между собой, прямо обращаясь друг к другу, а задачей психотерапевта является не позволять сыну вмешиваться в их диалог. Однако, по мере продолжения их общения, напряженность между ними нарастает, и сын всё же прерывает их и вмешивается в их общение, давая им понять, что пока ещё они не могут общаться сами без его помощи.
Хёд: А когда начинается учёба?
Мать: По-моему, где-то в мае. В это время начинается летний курс. Так что я ему говорила – если не найдешь работу к началу занятий, иди учись. А если сможешь найти работу, то, может быть, можно будет часть дня работать, а часть дня учиться.
Хёд: Альберт, я бы хотел, чтобы твои родители сейчас самостоятельно обсудили этот вопрос между собой. А тебя я попросил бы не вмешиваться в их разговор. От вас двоих я хочу, чтобы сейчас вы договорились – чего именно вы ждёте от сына, и за какое разумное время это должно произойти.
Отец: Лучше не скажешь.
Хёд: Вы правы в том, что, возможно, этот результат будет не в немедленном трудоустройстве, но в конкретных действиях по поиску работы.
Отец: То есть первое, о чём стоит его спросить – а ты хоть что-нибудь собираешься сделать для поиска работы?
Хёд: Да, это в первую очередь.
Мать: Да.
Отец: Отлично.
Хёд: И что именно будет сделано, что конкретно…
Отец: Да, в этом вопрос.
Хёд: Какой именно результат будет признан достаточным вами обоими?
Отец: Он в любое время может попросить деньги на проезд и отправиться искать работу хоть целый день, если он этого захочет.