Текст книги "Берлин: тайная война по обе стороны границы"
Автор книги: Аркадий Корнилков
Жанры:
Cпецслужбы
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 31 (всего у книги 31 страниц)
Семья – это самое главное в жизни человека. Очень важна ее роль в жизни военного. Это наша опора, надежный тыл и та гавань, в которой всегда обретаешь душевный покой. Поэтому мои воспоминания о военной службе были бы неполными, если бы я, рассказывая о прожитом и пережитом за долгие годы, не поведал о своей неизменной спутнице, соратнице и единомышленнице, о моей любимой жене – Розе Ивановне Корнилковой. Ей я посвящаю книгу моих воспоминаний.
Роза выросла в многодетной крестьянской семье, где она была седьмым ребенком. С детства она была приучена к трудолюбию и самостоятельности, без которого в тех условиях прожить было невозможно.
Мы с Розой были знакомы еще со школьных лет. Окончили одну и ту же Ильинскую среднюю школу. Роза всегда выделялась жизнелюбием и общительностью. Она была заводилой в любом школьном мероприятии:
участвовала в школьных постановках, пела, танцевала, занималась спортом, трудилась наравне со всеми. У нее на все находилось время. И она просто заражала других своей искрометной энергией.
Роза притягивала к себе одноклассников своей добротой и открытостью. Родные с улыбкой вспоминают первые проявления самостоятельности у Розы в принятии решений. Дело было в первом классе. Всем ученикам делали профилактические прививки в кабинета врача, девочка укрылась в своем классе. А когда за ней пришли медработники, она со словами «А мамка не велела кожу портить!» вскочила на подоконник и сиганула на улицу на глазах у изумленных врачей и учителей. Инцидент был исчерпан позже с участием мамы Розы, но навсегда остался в памяти близких людей.
После окончания школы Роза поступила в Пермский педагогический институт на географический факультет.
Диплом получила в 1954 году. Все эти годы мы регулярно переписывались, встречались во время ее каникул и моих отпусков.
Незадолго до нашей свадьбы в одном из писем Роза наказала мне по пути из Берлина заехать в Москву к ее родственникам и сделать им официальное приглашение на нашу свадьбу в Ильинское. До тех пор ее московских родственников я видел только мельком, когда они приезжали в Ильинское. Конечно, я знал, что ее старший брат Павел служит на флоте, а сестра Нина замужем за военным летчиком, тоже родом из Ильинского, что их семьи вместе проживают в Подмосковье в двухсемейном доме. Больше о них ничего не знал.
В подмосковном Новогирееве я нашел нужный мне адрес. Был прекрасный воскресный июньский день.
Передо мной предстал небольшой одноэтажный дом с благоухающим фруктовым садом. В саду отдыхают за столом два офицера: моряк в чине капитана 3 ранга и летчик в звании капитана, рядом – молодая женщина с годовалым ребенком на руках. Двое мальчиков никак не могут поделить фуражку военного летчика и ссорятся из-за этого.
Преодолевая смущение, захожу через калитку в сад.
Наступает немая сцена: все разглядывают меня, молодого лейтенанта с погонами артиллериста. А я лихорадочно соображаю, как мне лучше представиться будущим родственникам: «Здравствуйте, я – ваш земляк!» или «Я – жених вашей сестры!»
Первым нарушил затянувшуюся паузу Павел. Он встал, одернул тужурку, надел фуражку с крабом и во всем блеске морского офицера шагнул мне навстречу.
– Простите, с кем имею честь? – спросил он, взяв под козырек.
Летчик тоже встал и напряженно изучал меня взглядом. Он никак не мог найти свою фуражку, потому что в ней щеголял один из его сыновей. В это время из дома с большой кастрюлей дымящихся пельменей вышла сестра Розы – Нина. Увидев меня, она быстро разрядила обстановку, воскликнув:
– А, вот и Розин жених пожаловал!
Я облегченно подтвердил:
– Да, ваш земляк, жених Розы.
Так было положено начало нашему знакомству и теплым родственным отношениям, которые продлились всю нашу жизнь. Добрые отношения с семьями Павла Ивановича и Алимпия Ивановича мы поддерживаем и по сей день.
Так в июне 1954 года, когда Роза завершала свое обучение в педагогическом институте, я приехал в Пермь, впервые находясь в отпуске «по семейным обстоятельствам».
Мы торопились со свадьбой. Поэтому, не дождавшись выпускного бала и официальной церемонии вручения дипломов, Роза досрочно получила на руки диплом о высшем образовании, и мы вместе уехали в Ильинское.
10 июля в кругу родных и близких нам людей мы отпраздновали свадьбу. Что я мог пообещать своей супруге в связи с избранной ею специальностью? Только «географию на колесах». Ведь военным людям не приходится подолгу засиживаться на одном месте. Роза может подтвердить: это обещание я выполнил. Ей неоднократно довелось проделать путь от центра Европы, Берлина, до ее восточных окраин – Уральских гор. Подрастающим детям она объясняла особенности родной природы по сравнению с европейским ландшафтом, глядя на мелькающие пейзажи из окон поездов.
Первым местом пребывания в Германии для нас стал Потсдам. Жена быстро адаптировалась к условиям новой жизни. Жить приходилось в постоянной готовности к перемене места. Сложная международная обстановка в середине пятидесятых годов буквально физически сказывалась на образе жизни семей офицеров. Осенью 1956 года, с началом событий в Венгрии, последовало обострение обстановки и в Берлине. Наши семьи были временно отправлены в СССР. Моя жена одна с годовалым сыном на руках уехала к родным на Урал. Я благодарен ей за проявленную в то время выдержку, твердость характера. Я ни разу не слышал от нее слов отчаяния или упреков за судьбу и выпадающие на ее долю лишения и трудности.
Когда подросли дети, тяготы неспокойной военной службы частично почувствовали на себе и они. Особенности работы были таковы, что семье неоднократно приходилось перебираться из Потсдама в Берлин и обратно.
Был случай, когда семью перевезли из одного города в другой без меня – я был в служебной командировке. «Домой» меня ждали уже в Берлине, а не в Потсдаме.
Я полностью согласен с точкой зрения, что все заслуги кадровых военных перед Родиной следует наполовину относить к их женам, их стойкости, мужеству, верности и способности к самопожертвованию. Моя жена не раз испытала на себе превратности военной службы и с честью справилась с выпадающими на ее долю испытаниями.
Просто мы вместе служили Родине.
Несмотря на бытовые сложности и постоянную готовность к переездам, среди семей сослуживцев в Потсдаме и Берлине Роза вскоре прославилась своим умением готовить. Особенно ей удавались беляши. Мои московские и ленинградские коллеги, не знакомые с уральской кухней, пытаясь объяснить своим женам неповторимый вкус и вид этого блюда, окрестили его «мясные пирожки с дырочками». Беляшами Роза угощала однажды моих друзей в Потсдаме, когда мы вернулись после успешной рыбалки. Приехав домой, в Берлин, они потребовали от своих жен приготовить такие же «пирожки с дырочками».
Начались телефонные звонки: «боевые подруги» хотели узнать рецепт. Так что, когда мы перевелись в Берлин, в Карлсхорсте Розу заочно уже знали жены многих моих коллег.
Так и жили мы в условиях чужой страны: трудно и дружно. Очень точно писала Валентина Саакаева в стихотворении «Офицерские жены» о наших любимых, «сединой и тревогами не пощаженных»:
В пять минут по приказу в поход соберется,
Во дворце ли, в палатке – везде обживется.
Смотришь: варится что-то, печется и шьется!
Так было и у меня в семье. Служба забирала тебя всего, без остатка, не позволяла расслабляться. Как бы долго не отсутствовал, ни уставал, придешь домой – тебя ждут, дети ухожены, в квартире порядок. Не забуду один эпизод периода второй командировки в Берлин. Вернулся домой около одиннадцати вечера, устал до предела. Вдруг слышу голос дочурки, спрашиваю – почему она не спит. Жена говорит: «Тебя ждет, соскучилась. Хочет, чтобы папа рассказал перед сном сказку».
Пошел к малышке, она обрадовалась: «Папа, сказку расскажи!» От усталости на ум ничего не идет. Я вздохнул и начал, как обычно, по памяти моего любимого Пушкина цитировать:
У Лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Вдруг слышу громкий плач. Моя дочурка сидит в кровати и, вытянув от отчаяния ручку, говорит: «Ну, папа! Ты что-нибудь кроме дуба знаешь? Я это уже слышала!»
Мне пришлось с позором ретироваться. Дочь уснула под сказку, рассказанную мамой. А в нашей семье ее слова «Ты что-нибудь кроме дуба знаешь?» с тех пор стали нарицательными, означающими повторение всем известной истины.
После возвращения из ГДР на родину, в Пермь, Роза Ивановна поступила на работу в Пермский государственный технический университет на кафедру месторождений полезных ископаемых, трудилась на разных должностях, начиная с лаборанта до старшего инженера. Активно участвовала в организации учебного процесса и воспитании студентов, учившихся по специальности «геология нефти и газа». Многие выпускники по сей день хорошо помнят ее. В 1987 году вышла на пенсию.
Мы прожили вместе уже более 50 лет, вырастили и воспитали двоих детей. Сын – инженер, специалист по системам управления, дочь по образованию филолог. У нас трое внуков.
Мы с Розой Ивановной помогаем их воспитывать в духе лучших семейных традиций служения Отечеству на собственном примере и на примере наших близких. Так мы понимали и понимаем свой родительский долг.
Судьба наша сложилась, как в упомянутой мною уже песне об офицерских женах:
По приказу любви мы на службе бессрочной!
Свою любовь к Родине, верность идеалам старшего поколения мы передали своим детям. Надеемся, что эти традиции будут живы и в наших внуках…
В заключении я хотел бы рассказать о судьбе своего родного брата Виктора, поступившего на учебу в Свердловский горный институт в том же году, когда я ушел из него на военную службу. В начале воспоминаний я писал, что моей заветной юношеской мечтой было желание стать геологом-разведчиком и посвятить этой романтической профессии всю жизнь. Это привело меня в 1948 году в стены Свердловского горного института им. В. В. Вахрушева. Но обстоятельства сложились так, что моим планам не суждено было осуществиться. Мечту мою реализовал в полной мере родной брат, за что я ему искренне благодарен.
Мой брат, Виктор Николаевич Корнилков, родился 7 ноября 1931 года в деревне Пятково Пермского края. Окончил с отличием Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева по специальности «разработка месторождений полезных ископаемых» (1954), горный инженер. После окончания института оставлен на кафедре разработки пластовых месторождений. Специалист в области подземной разработки угольных месторождений; доктор технических наук, профессор (1986); кандидатская диссертация – «Выемка околоствольных целиков в условиях Челябинского бассейна» (1960); докторская диссертация – «Научные основы разработки мощных пологих и наклонных пластов без оставления целиков» (1985).
С 1980 года – заведующий кафедрой пластовых месторождений, с 1993 года – профессор кафедры. Подготовил 11 кандидатов наук.
Автор и соавтор 130 печатных работ. Основные труды посвящены вопросам совершенствования технологии подземной разработки угольных месторождений, проблемам бесцеликовой отработки мощных пластов с самовозгорающимися углями.
Член редколлегии журнала «Известия вузов. Горный журнал», Научно-методического совета, Учебнометодического отдела горных вузов и факультетов РФ по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Член корреспондент Международной академии минеральных ресурсов (1995).
Награжден медалью «Ветеран труда» (1985), знаками «Шахтерская слава» III степени (1987) и II степени (2000), «Почетный работник высшего профессионального образования России» (1997), «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2001).
Участник Международного горного конгресса (Москва, 1967 г.), многих всесоюзных и республиканских конференций.
До последнего времени Виктор Николаевич работал в Уральской государственной горно-геологической академии. Он является основателем научной школы в горном деле. В 2005 году вышел его учебник, предназначенный для студентов горных вузов и факультетов, под названием «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».
Скончался Виктор Николаевич 18 декабря 2007 года. Похоронен в Екатеринбурге.
В той же академии трудятся оба его сына, которые пошли по стопам отца и продолжили династию ученых-горняков по фамилии Корнилковы.
Старший сын, Сергей, стал специалистом в области технологий открытой разработки месторождений полезных ископаемых. Доктор технических наук, профессор. Сейчас руководит Институтом горного дела Уральского отделения Российской академии наук.
Младший сын, Михаил, специалист в области шахтного и подземного строительства, технологии и безопасности взрывных работ. Он также доктор технических наук, профессор, директор Института дополнительного профессионального образования.
Все они достойно продолжают наши семейные традиции служения Отечеству, но уже на поприще науки.
Каждый из нас на своем месте честно и добросовестно выполняет свою работу на благо нашей Родины.









