![](/files/books/160/oblozhka-knigi-orden-gospitalerov-113594.jpg)
Текст книги "Орден госпитальеров"
Автор книги: Владимир Захаров
Соавторы: Владимир Чибисов
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 35 (всего у книги 35 страниц)
На первом этапе своей истории орден госпитальеров прошел общий характерный для всех духовно рыцарских орденов путь. Распространение христианства в Европе, установление его в качестве государственной религии практически во всех европейских государствах, стало основой, на которой создавалась идеология средневекового общества. А в рамках теократической папской власти обе функции братства госпитальеров были объединены и взаимообусловлены.
Как уже отмечалось, Западная Церковь быстро поняла значение этого братства, и с соблюдением всех необходимых канонических формальностей оно было преобразовано папой Пасхалием II 15 февраля 1113 г. в орден, освобожденный от зависимости от каких бы то ни было светских властей [677]677
Pierredone М.Histoire politique de l'Ordre souverain des hospitalliers de Saint Jean de Jerusalem. Vol. 1. Paris, 1956. P. XXII.
[Закрыть]. Такое решение полностью соответствовало идее распространения с одной стороны церковно-административной верховной власти папы вовнутрь (внутри церкви), а это означало, что национальные церкви подчиняются Риму, иерархи церкви зависят от папы, таким образом, реализуется принцип церковного универсализма. С другой стороны, осуществление примата наружу, в отношении к светской власти, означало, что единство церкви можно защитить лишь путем борьбы с партикулярными интересами светских государств; первейшим средством для достижения этой цели была передача Риму права назначать высших чинов церкви.
Надобность в наличие такой структуры понимали и последующие папы, которые подтверждали привилегии госпитальеров и предоставляли им новые дополнительные привилегии, вплоть до изъятия Ордена из подчинения местных церковных и даже светских властей.
В X в. члены братства занимались только так называемой госпитальер-ской деятельностью. Но уже в XI в. у ордена появляются дополнительные обязательства по обороне своей собственности в государстве крестоносцев. Госпитальеры наряду с помощью больным активно участвуют в расширении и укреплении границ Иерусалимского королевства. С течением времени, благодаря вступлению в его ряды знатных лиц, щедрым пожертвованиям от коронованных властителей Европы, орден становится владельцем обширных территорий, приносивших большой доход.
Однако церковные реформы папы Григория VII довели идею церковноадминистративной верховной власти папы до логического конца. Святой Престол попытался распространить примат папы и на область политики. Примат Святого Престола в области догматов уже на протяжении многих веков никто не подвергал сомнению. И в церковной иерархической администрации, хотя и не без сопротивления, верховенство папы было принято. Григорий VII и его преемники путем переосмысления прежнего дуализма в органичном единстве с церковным универсализмом, а также под руководством папы хотели осуществить и политический универсализм. Для реализации этой концепции во главе христианского сообщества должен находиться папа, который занимает и место императора 1.
Почвой и питательной средой для эффектного политического мифа всегда оказывается массовая (общепринятая) нормативность. Это чаще всего нормативность представлений о должном и о справедливости. И тогда «справедливость» претензий к власти оказывается главным мотором революций. Вот тогда «справедливость» заявления о высшей ценности «слезинки ребенка» может блокировать любую политику власти, всегда стоящей перед практическим выбором из плохого и самого худшего. И тогда «справедливость» утверждения о невозможности сотрудничества с врагом лишает легитимности оппозицию, заподозренную в подобном сотрудничестве. А «справедливость» тезиса о необходимости защиты и лечения паломников, направляющихся в святые места, оказывается главным мотивом создания и существования большинства (имеющих очень слабое отношение к гуманитарности и справедливости) рыцарских орденов.
В конце XIII в. внимание пап было обращено на страны, лежащие за пределами Италии. Рим оказывал серьезную поддержку восточным завоеваниям Немецкого рыцарского ордена, осевшего в Пруссии. В то же время отчасти в результате распрей между рыцарскими орденами тамплиеров и госпитальеров, а в первую очередь в результате освободительной борьбы балканских народов византийский император, заключивший союз с Генуей против Венеции, в 1261 г. восстановил свою власть на территории Латинской империи. Внутри церкви папы на стороне нищенствующих орденов вмешивались в дискуссии – в первую очередь в Парижском университете – о понятии «бедность». Но за внешним различием взглядов стоял антагонизм между богатым высшим духовенством и нищенствующими орденами. В Европе возникает недовольство богатыми орденами тамплиеров и госпитальеров. Действительно у этих привеллегированных орденов материальные заботы стали настолько превалировать над духовными, что даже папа Григорий IX стал упрекать госпитальеров, что они «не защищают Палестину, а мешают тому, предаваясь раздорам из-за какой-то мельницы».
При понтификате папы Николая IV пали последние крепости, находившиеся в руках христиан в Палестине и Сирии: в 1289 г. – Триполи, а в 1291 г. – Акра. Падение Иерусалимского королевства, созданного крестовыми походами, заставило орден госпитальеров отступить вначале на Кипр, а затем захватить Родос. Здесь создается государство, занятое не только обороной собственных владений, но и борьбой с мамлюками, а с XIV в. – с османами. При этом госпитальеры нередко сами совершали пиратские набеги на своих врагов. На Родосе полностью сложилась организационная структура ордена.
Однако события с папской властью определенным образом отражаются и на Ордене родосских рыцарей. В 1305 г. по желанию французского короля папой был избран кардинал, архиепископ Бордоский, взявший имя Климента V (1305–1314). Он происходил из мелкой дворянской гасконской семьи. Новый папа, сославшись на анархию, царившую в Церковном государстве и в Риме, отклонил просьбу кардиналов приехать в Рим для интронизации. Он предпочел пригласить кардиналов в Лион. Папа Клемент V так никогда и не увидел Италию; с 1309 г. он окончательно переместил папскую курию в Авиньон. Авиньон в то время представлял собой небольшой город на реке Рона на юге Франции, в котором находилась резиденция местного епископа. Вместе с графством Авиньон он был владением Германо-Римской империи, переданным императором в лен неаполитанскому королю. Но так как неаполитанский король одновременно был и вассалом папы, то, таким образом, Авиньон оказался подходящим местом для папской курии, ибо формально он не был частью Французского королевства.
К этому времени противостояние двух орденов – госпитальеров и храмовников (тамплиеров) – все более обостряется. И здесь помощь оказал папа Климент V не только ордену госпитальеров, но и французскому королю Филиппу Красивому в уничтожении рыцарского ордена тамплиеров. В 1307 г. по приказу короля французские рыцари-тамплиеры были арестованы, их руководителей заточили в тюрьму крепости Тампль, которую когда-то построили сами тамплиеры. Инквизиционный процесс, длившийся почти семь лет, сопровождался пытками и допросами. По настоянию короля папа Климент V призвал и других монархов распустить Орден тамплиеров.
Почему же все-таки была проведена акция против тамплиеров? Центром ордена, после того как рыцари оказались вытесненными со Святой Земли, с 1291 г. стал Кипр, а затем с 1310 г. – Франция, точнее, Париж. Между тем тамплиеры благодаря банковским операциям и торговой деятельности приобрели огромные богатства; они были первыми кредиторами королей и пап. В то же время орден умело конспирировал свою банковскую сеть. На Востоке, как считается, члены ордена переняли определенные культовые ритуалы, обряды посвящений, не характерные для христианских религий. (Позже эти обряды ожили в тайных ритуалах франкмасонских лож). Орден тамплиеров приобрел не только финансовое, но и политическое влияние. Он успешно противостоял абсолютистской власти Филиппа IV, задолжавшему Ордену огромные деньги. Вот почему король стремился заполучить в свои руки имущество рыцарей, а также ликвидировать их политическое влияние.
В 1307 г. тамплиеры предстали перед инквизицией по обвинению в богохульстве, ереси и разврате (содомия). Законы того времени рассматривали гомосексуализм наказуемым деянием. Однако обвинения, по всей вероятности, не были в достаточной степени обоснованы, в еще меньшей степени инквизиция могла располагать доказательствами вины. Инквизиция бросила в тюрьмы около 15 тыс. французских рыцарей-тамплиеров и какую-то часть из них уничтожила. Для полной расправы с Орденом тамплиеров светская власть нуждалась в помощи со стороны папы. Именно поэтому Клемент V созвал в октябре 1311 г. Вьеннский вселенский собор. Собор, подчинившись вооруженной силе французского короля, объявил в марте 1312 г. о роспуске рыцарского ордена тамплиеров, а выдвинутые против него обвинения признал обоснованными. В булле «Vox clamantis», в которой сообщалось о принятом решении, папа передавал имущество тамплиеров ордену госпитальеров. Однако на самом деле большая его часть была поделена между французским королем и герцогами.
После церковного осуждения уже не существовало никаких препятствий для казни иерархической верхушки тамплиеров. 18 марта 1314 г. в Париже были сожжены на костре Великий Магистр Ордена Жак де Молэ и его ближайшие сподвижники. А родосский Орден госпитальеров получил немало земельных владений своих противников в различных государствах Европы. Однако последующее двухсотлетнее противостояние Ордена госпитальеров и Османской империи привело к отступлению госпитальеров. В течение всего времени Орден госпитальеров, хотя и являлся сувереном Родоса, но находился в постоянной связи с папской властью.
Получив в 1530 г., не без помощи папы Климента VII, бывшего когда-то рыцарем-госпитальером, остров Мальту от Императора Священной Римской империи германской нации Карла V, Орден стал с тех пор именоваться еще и Мальтийским: А вскоре стал полноправным феодальным государством Западной Европы.
Более чем двухсотлетний период владения Мальтой рисуется зарубежными исследователями как период процветания Ордена, новый этап в проведении благотворительных мероприятий, которыми госпитальеры прославились в прошлом. Однако наделе это было обыкновенное феодальное государство, мало чем отличающееся от подобных государств Западной Европы. Такой же жесткий контроль и закабаление местного населения со стороны правящей верхушки. И даже победы над Османской империей, о которых было написано немало восторженных книг в тот период времени, на деле одерживались с помощью местного населения, наемных войск, руководимых мальтийскими рыцарями, при поддержке венецианского и испанского флотов.
Хотя дальнейшая история ордена госпитальеров выходит за рамки нашего исследования, необходимо в самых общих чертах сказать, что к XVIII в. сложился весьма устойчивый миф о великодушии, благородстве, высокой нравственности мальтийских рыцарей, что приводило к желанию многих стать членами столь прославленного ордена. Но внутренние противоречия, о которых было мало известно, привели к краху Мальтийского Ордена, сделали его зависимым от многих суверенов Европы. Толчок к падению Ордена дала Французская революция 1789–1794 гг. Тогда-то орденская верхушка бросилась искать надежную опору, которую нашла в лице России. Русский император по просьбе Ордена стал его Протектором. Но последовавшая вскоре капитуляция Мальты привела к ликвидации Мальтийского Ордена. И хотя император Павел I, став Великим Магистром Ордена Св. Иоанна, сделал все возможное для восстановления его государственности, завершить это дело до конца ему не удалось. Территориальное расположение острова Мальты делало ее лакомым куском в борьбе многих европейских государств, владеть ею стали сильнейшие, вначале Франция, а затем более чем на столетие Англия. Амьенский договор, по которому Мальту должны были вернуть Ордену, был не выполнен. Развитие Мальты пошло своим путем, вначале как колонии Англии, и только с 1964 г. – как самостоятельного средиземноморского государства. На Мальту Орден госпитальеров больше не вернулся. И если до последних лет госпитальеры надеялись обосноваться на острове, то после вступления Мальты в ЕС этот вопрос окончательно снят с повестки дня.
До сих пор во многих странах сохраняется большой интерес к членству в Ордене госпитальеров, в чем-то этот интерес носит завесу таинственности, секретности, как многие думают. Кое-кто считает, что мальтийские рыцари, получая посвящение, получают и некие таинственные, мистические знания, которые якобы передаются из века в век. На деле же это фантастические легенды, ничем не подкрепленные, вера в которые, постоянно поддерживается на страницах мировой желтой прессы, и Россия в этом не исключение.
Да, сегодня орден госпитальеров, больше известный как Мальтийский Орден, действительно занимает самое престижное место среди международных элитных клубов, а в состоятельных кругах многих стран сохраняется стремление войти в его члены. Однако в свой круг госпитальеры не очень-то кому позволяют вступить. Мы не должны забывать, что современное западное общество, его истеблишмент, представляет собой структуру, которую можно определить как «клубная система». И не важно, сколь большие средства имеет человек: если он не в рядах членов таких клубов, то дверь в высший свет для него закрыта. Таких клубов много, и далеко не все они состоят из масонов, как это пытаются внушить нам в нашей стране современные «религиозные публицисты». Для них так легче найти врагов, есть, кого обвинить в своих собственных недостатках и просчетах. Так вот в современном западном обществе в большой моде остаются ордены, которые так или иначе называются «мальтийские», «святого Иоанна», «госпитальеров».
Современный католический Мальтийский Орден считает их всех фальшивыми, называет самозванными и т. п. Но запретить их существование у Мальтийского Ордена нет возможностей. Устанавливаемые нынешними госпитальерами дипломатические отношения больше дань традиции, которые пытается сохранять это государство-подобное образование, не имеющее ни одного гражданина. В то же время одно остается несомненным, в существующем виде «Суверенный Рыцарский Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты» – европейская реальность, хотя и воспринимаемая как исторический рудимент.
Приложения
Приложение 1Великие магистры Ордена госпитальеров
Магистры, избранные в Иерусалиме
1. | Брат Жерар (Герард) де Торн | + 3.9.1120 |
2. | Раймонд дю Пюи | 1120–1158/60 |
3. | Оже де Бальбен | 1158/60– 1162/63 |
4. | Арно де Комп | 1162/63 |
5. | Жильбер д’Ассайи | 1163– 169/70 |
6. | Гастон де Моруа | 1170 (?)– 1172 (?) |
7. | Жибер (Гвиберт) | 1172 (?)– 1177 |
8. | Роже де Мулэн | 1177–1187 |
9. | Эрменгард д’Апс | 1188–1189/90 |
Ю.Гарнье де Наплус | 1189/90– 1192 |
Магистры, избранные в Маргате и Птоломаиде
11. Жоффруа (Готфрид) де Донжон | 1193–1202 |
12. Альфонс Португальский | 1203–1206 |
13. Жоффруа ле Ра | 1206–1207 |
14. Гарэн де Монтегю | 1207–1227/28 |
15. Бертран Тесси | 1228–1231 |
16. Герэн | 1231 – 1236 |
17. Бертран де Ком | 1236–1239/40 |
18. Пьер де Вьей-Брид | 1239/40– 1242 |
19. Гийом де Шатонеф | 1242 – 1258 |
20. Гуго де Ревель | 1258 – 1277 |
21. Никола Лорнь | 1277/8– 1284 |
22. Жак де Вилье | 1284/5– 1293/4 |
Магистры, избранные на Кипре | |
23. Одон де Пэн | 1294–1296 |
24. Гийом де Вилларе | 1296–1305 |
25. Фуке де Вилларе | 1305–1319 |
Магистры, избранные на Родосе
26. Элион де Вилленев 1319 – 1346
27. Дьедоннэ де Гозон 1346 – 1353
28. Пьер де Корнейан 1353 – 1355
29. Роже де Пэн 1355 – 1365
30. Раймон Беранже 1365 – 1374
31. Робер де Жюийяк 1374– 1376
32. Хуан Фернандес де Эредиа 1376 – 1383
33. Ришар Карратело 1383 – 1395
34. Филибер де Найяк 1396 – 1421
35. Антуан Флювиан де ля Ривер 1421 – 1437
36. Жан де Ластик 1437 – 1454
37. ЖакдеМийи 1454 – 1461
38. Пьер Раймонд де Закоста 1461 – 1467
39. Джованни Батиста Орсини 1467 – 1476
40. Пьер д’Обюссон 1476 – 1503
41. Эмери д’Амбуаз 1503 – 1512
42. Ги де Бланшефор 1512 – 1513
43. Фабрицио дель Каретто 1513-1521
44. Филипп Вилье де л’Иль Адан 1521 – 1534
Магистры, избранные на Мальте
45. Пьер дель Понте 1534 – 1535
46. Дидье де Сен-Жайль 1535 – 1536
47. Хуан де Хомедес 1536 – 1553
48. Клод де ля Сенгль 1553 – 1557
49. Жан Паризо де ля Валетт 1557 – 1568
Приложение 2
Правители Латино-Иерусалимского королевства
Период правления Правитель
1099 – 1100 Годбрид Бульонский (Годфруа)
1100 – 1118 Балдуин I
1118 – 1123 Балдуин II
1123 – 1224 Евстахий Гранье, Гильом де Бюр и Гормон де Пикиньи (регенство)
1124–1131 | Балдуин II |
1131 – 1143 | Фульк и Мелисанда |
1143–1150 | Мелисанда (регенство) |
1150–1162 | Балдуин III |
1162–1174 | Амори I |
В 1171 г. Амори | I в Константинополе объявил себя вассалом импера- |
>а Мануила I Комнина | |
1174–1174 | Милон (Миль) де Планси (регенство) |
1174–1175 | Раймунд III, граф Триполи (регенство) |
1175–1176 | Филипп I, граф Фландрии (регенство) |
1176–1176 | Рено де Шатилон, синьор Трансиордании |
(регентство) | |
1176–1180 | Балдуин IV |
1180–1184 | Ги де Лузиньян (регенство) |
1184–1186 | Раймунд III, граф Триполи (регенство) |
1186–1192 | Ги де Лузиньян |
2 октября 1187 г. Салах ад-Дин взял Иерусалим | |
1187–1192 | Ги де Лузиньян и Конрад де Монферрат, синьор |
Тира | |
1192–1197 | Генрих I |
1197–1205 | Амори II |
1205–1210 | Жан д’Ибелен (регенство) |
1210–1225 | Иоанн I (Жан) |
1225–1228 | Изабелла II |
1229–1246 | Алиса (регенство) |
1247 – 1259 | Генрих де Лузиньян (регенство) |
1259–1268 | Конрад II |
1269–1277 | Гуго I |
1278 – 1285 | Карл Анжуйский |
1285–1291 | Генрих II |
В 1291 г. Мамлюк захватил Палестину |
Приложение 3
Правители королевства Кипр (1192–1324)
Ниже представлен список правителей королевства Кипр. Под правителями подразумеваются лица, непосредственно занимающиеся управлением королевства.
Период правления Правитель
Ги де (Гвидо) Лузиньян (сеньор) Амори I Гуго I
1192–1194 1194–1205 1205– 1218 1225–1227 1227– 1253 1253–1267 1267– 1284
1284–1285
1285–1306 1306–1310 1310-1324
Филипп I (регентство)
Генрих I Гуго II Гуго III
Иоанн I (Жан)
Генрих II
Амори (губернатор)
Генрих II
Приложение 4
Патриархи Иерусалима
Патриархи Иерусалимской Православной Церкви (эпоха ордена Храма) [678]678
http://www.holyfire.org/history_JerPatriarhi.htm
[Закрыть]
1084–1106 | Симеон II |
Савва | |
1106–1156 | Иоанн VIII |
Николай | |
1156–1166 | Иоанн IX |
1166–1170 | Никифор II |
1170–1190 | Леонтий II |
1191 | Досифей I |
1191 | Марк II |
до 1223 | Евфимий II |
1224–1236 | Афанасий II |
1236 | Софроний III |
1298 | Григорий I |
1298 | Фаддей |
Патриархи Иерусалимской Римско-католической Церкви
(эпоха ордена Храма) [679]679
Puшap Ж.Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского СПб.: Евразия, 2002.
[Закрыть]
август – декабрь 1099 Арнульф де Роол ( Arnoul)
1100 – сентябрь 1102 Даимберт Пизанский ( Daimbert)
1102–1108 Эвремар ( Evremer)
1108–1112 Гибелин де Сабран ( Gibelin)
1112–1118 Арнульф де Роол ( Arnoul)
1118–1128 Гормон де Пикиньи ( Garmond de Picquigny)
1128–1130 Эд Шартский
1130–1145 Г ильом Мессинский
1146–1157 Фульхерий Ангулемский ( Foucher)
1157–1180 Амори де Нель ( Атаигу)
1180–1191 Ираклий ( Heraclius)
1191–1194 Рауль {Raoul)
1194–1202 Эймар Монах ( Aymar the Monk)
1202–1205 два папских легата управляли патриархатом
1205–1214 Альберт Авогадро ( Albert Avogadro)
1214–1225 Рауль де Меранкур ( Raoul de Merencourt)
1225 Томас Капуа ( Thomas of Capua)
(избран, не утвержден)
1225–1238 Джеральд Лозанны ( Gerald of Lausanne)
1238–1240 свободно
1240–1254 Роберт Нанта ( Robert of Nantes)
1254 Opizo, патриарх Антиохии
(избран, не утвержден)
1255–1261 Жак Панталеон ( Jacques Pantaleon)
(папа римский Урбан IV)
1261–1270 Г ильом Эген ( William of Agen)
1271–1277 Томас Агни (Thomas Agni of Cosenza)
1278–1279 Джон Эйглир (John Ayglier)
1279–1287 Элидж (Elijah)
1288–1291 Николас (Nicholas of Hanapes)