355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Иэн Рэнкин » Не может быть мёртв » Текст книги (страница 27)
Не может быть мёртв
  • Текст добавлен: 6 октября 2016, 02:11

Текст книги "Не может быть мёртв"


Автор книги: Иэн Рэнкин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 27 (всего у книги 27 страниц)

– Конечно, если за рулём маньяк, – отозвался Нейсмит.

– Что он собирался с тобой сделать? – спросил Кай, прокладывая себе дорогу сквозь густые заросли.

– Самоубийство через повешение.

Кай покачал головой.

– Я-то думал, этот парень – настоящий профи.

– Он привык, что раньше ему всё сходило с рук.

– Излишняя самоуверенность? – догадался Нейсмит. И добавил: – А что, если нам попытаться добраться до него раньше, чем спецназовцы?

– Нас трое, – проворчал Кай. – Учитывая то, в каком я настроении, с оружием или без, он у нас попляшет.

– Ты уверен, что с тобой всё в порядке? – участливо спросил Нейсмит, заметив, что Фокс спотыкается.

– Просто голова немного кружится. – Нейсмит кинулся, чтобы поддержать его. – Я в порядке, честно. – Фокс отёр пот со лба чистым рукавом.

Когда Кай вопросительно посмотрел на Фокса в ожидании дальнейших инструкций, Фокс хотел было пожать здоровым плечом, как вдруг тишину прорвал чей-то вскрик. Похоже, кто-то из офицеров подал предупредительный сигнал.

– Может, туда, – предположил Фокс.

Все трое ускорили шаг. Впереди прозвучало ещё несколько выкриков. Судя по всему, они передвигались. Фоксу казалось, будто он возвращается назад по собственным следам. Часть его рассудка приказывала ему остановиться, но он упрямо продолжал шагать вперёд. Пот катился с него градом.

И когда тишину взрезал звук заводящегося двигателя, все трое сразу его услышали. Негромкое урчание, переходящее в рёв.

– «Мазерати»? – догадался Нейсмит.

И верно. Бойцы отряда вооружённого захвата застыли, держа на прицеле ветровое стекло. Однако это не обескуражило того, кто сидел за рулём. «Мазерати», врубив заднюю передачу, с заносом выехал на дорогу, развернулся и, ударив по газам, рванул с места, выключив задние фары.

– Назад, в машину! – рявкнул один из офицеров своим напарникам. – Ронни, отзывай ребят!

– Ну и что ты думаешь? – спросил Кай у Фокса. – Вот тут-то наш «мондео» и может пригодиться.

– Малькольму надо в больницу, подлатать плечо, – возразил Нейсмит.

Но Кай проигнорировал его слова, ожидая решения Фокса. Ещё миг – и они услышали визг покрышек, а потом – глухой удар.

Глава 43

И снова больница Виктории.

Фокс не сомневался, что репортёр Брайан Джеймисон ошивается где-нибудь поблизости. Рану продезинфицировали и зашили. Принятое обезболивающее уже начало действовать, да и в кармане у него был рецепт ещё на целую упаковку. На плечо наложили тугую повязку, и всякий раз, когда Фокс пытался пошевелить пальцами левой руки, он ощущал тупую боль. Пиджак, брюки и рубашка были изъяты в качестве вещдоков. Как только рассветёт, на место преступления отправится бригада судмедэкспертов – искать петлю, гильзы и пистолет.

В автомобиле пистолета не обнаружили. Судя по всему, Пирс успел его выкинуть. Теперь Фокс стоял посредине палаты раненого. Палата была одноместной; Пирс лежал там один. Один из врачей зачитал ему список полученных травм: два сломанных ребра, трещины коленных чашечек, множественные ушибы лица…

– Вот почему всегда надо пристёгиваться, – заметил врач.

В ногах кровати был установлен проволочный каркас, скрытый под простынями; каркас был предназначен для того, чтобы снять давление с ног Пирса. Когда Фокс вошёл, больной открыл глаза. У входа в палату дежурил офицер полиции. Он записал имя Фокса и подверг его удостоверение тщательному осмотру. Фокс не осуждал его: одолженная у кого-то толстовка с капюшоном и мешковатые тренировочные брюки едва ли соответствовали представлению о том, как должен выглядеть рядовой сотрудник полиции.

– По-моему, он спит, – сказал офицер.

Но когда Фокс вошёл, Стивен Пирс проснулся.

– Мы непременно найдём пистолет, – заверил его Фокс.

– И что это докажет? Что я так испугался вас, что решил захватить его с собой?

– Испугались меня? Да ну?

– Вас и ваших безумных теорий. – Пирс закашлялся. Губы у него пересохли. Он многозначительно взглянул на графин на прикроватной тумбочке, но Фокс не собирался подносить ему воду.

– Неужели вы всерьёз полагаете, что это сработает? – спросил он вместо этого.

– Вы обвинили меня в убийстве, – продолжал Пирс. – Вы приказали мне отправиться на то место, где погиб Фрэнсис Вернал. Я запаниковал, думая, что меня ожидает та же участь. – Он не сводил с Фокса немигающего взгляда.

– И это всё, что вы намерены предъявить?

– Это всё, что вам удастся из меня выжать.

Пирс замолчал и медленно отвернулся, лишь глухо простонав от боли. Однако Фокс не торопился покидать палату. Он знал, что вот-вот появится ещё один посетитель. И точно, не прошло и пары минут, как дверь за его спиной распахнулась. Элисон Пирс, не обращая внимания на Фокса, уверенно прошагала к кровати больного.

– Боже мой, Стивен! – Склонившись над мужем, она крепко поцеловала его в щёку. – Ради всего святого, что произошло?

– Нет, ты можешь себе представить? Они оставили меня один на один с этим психопатом! – пожаловался Пирс. Госпожа Пирс выпрямилась и повернулась лицом к Фоксу.

– Ваш муж собирался меня убить, – проинформировал её Фокс. – Так же, как он убил Фрэнсиса Вернала и Алана Картера. Когда его план с повешением не сработал, он предпринял попытку пристрелить меня.

– Сию же минуту убирайтесь вон, – скомандовала она.

Но Фокс медленно покачал головой. Глаза Элисон Пирс угрожающе сузились.

– Это приказ, инспектор.

Фокс смотрел ей прямо в глаза.

– Интересно, как давно вы знали. Ведь вы всё знали, не так ли?

– Знала? О чём?

– О том, что вышли замуж за террориста по имени Соколиный Глаз. Интересно, вы поняли это до или после свадьбы? Знаете, я даже сомневаюсь, что вы когда-нибудь откровенно беседовали на эту тему. В конце концов, это старая история, теперь вы другие люди, и всякое такое… Какой смысл ворошить прошлое? Вы счастливы, здоровы, богаты, у вас блестящая карьера, влиятельные знакомства…

– Ещё раз повторяю вам: немедленно уходите. – Её голос скорее напоминал рык разъярённого зверя, оскалившего зубы в припадке злобы.

– Чтобы дать вам возможность совместно придумать достойное оправдание? – предположил Фокс. – Вы же не можете допустить, чтобы ваша безупречная, проработанная до мелочей теория в одночасье рухнула как карточный домик?

– Говорил же тебе, он псих, – подал голос Стивен Пирс. – Маньяк, одержимый навязчивой идеей.

– Да, говорил, – согласилась его супруга, немного понизив голос. – Маньяк и параноик – ему повсюду мерещатся теории заговоров.

– Повсюду, – эхом отозвался Пирс.

В палате воцарилось молчание. Фокс не двигался с места, потом неторопливо кивнул.

– Вы намерены бороться? – спросил он.

– Всеми доступными средствами, – ответила Элисон Пирс.

Фокс снова кивнул. Сунув руку в карман, он вытащил цифровой диктофон и нажал кнопку воспроизведения. Динамик был совсем крошечный, но так как он был включён на полную громкость, разговор был отчётливо слышен.

«Итак, вы собираетесь поведать мне, за что вы убили Фрэнсиса Вернала?»

«Нам придётся вернуться в ещё более раннее время. Вы должны понять, как обстояли дела в середине восьмидесятых…»

Фокс промотал запись немного вперёд и снова нажал кнопку воспроизведения.

«Так и быть. Деньги взял я…»

«На самом деле вы шпионили за Элис Уоттс».

Фокс, не сводя глаз с Элисон Пирс, промотал запись ещё немного вперёд.

«Значит, у Алана Картера ничего на вас не было?»

«У него было имя Элисон».

И снова немного вперёд.

«Мерзкий ничтожный старикашка – а главное, он был не из тех, с кем можно договориться по-хорошему».

Фокс выключил диктофон и зажал его между большим и указательным пальцами. Элисон Пирс на минуту застыла. Потом она глубоко вздохнула, шумно выдохнула и повернулась лицом к кровати.

– Ты идиот, Стивен. И теперь я прихожу к выводу, что ты всегда был идиотом.

Пирс крепко зажмурился, будто каждое сказанное ею слово причиняло ему физическую боль. Она нависла над ним, вцепившись в боковые металлические поручни, и попыталась восстановить дыхание. Кровь прилила к её щекам, и Элисон принялась тереть их пальцами, будто пытаясь согнать краску. Потом она облизнула пересохшие губы и снова подняла взгляд на Фокса.

– Я ничего об этом не знала, – заявила она. – Могу только сказать, что я сама в глубоком шоке от этого известия. – Она одёрнула пиджак и отбросила упавшие на лицо пряди волос. Это напомнило Фоксу о волшебном преображении, которое он наблюдал у неё в кабинете, когда она разговаривала по телефону.

– Вы двое – просто два сапога пара, – заметил Фокс. – Хотя не разберёшь, кто из вас более бездушен. – Он невольно дёрнул уголком рта, не сводя взгляда с Элисон Пирс. – Хорошо, вы изложите мне свою версию, а я вам – свою. В любом случае, как бы всё ни обернулось, вы вышли замуж за убийцу, и я сильно сомневаюсь, что этот факт увязывается с должностью начальника территориального управления полиции. Я даже подозреваю, что этим делом займётся департамент по надзору и контролю… – Он спрятал диктофон в карман и здоровой рукой открыл дверь. Дежуривший по ту сторону офицер старался сделать вид, что всё, что происходило в палате, ничуть ему не интересно. Стоя в дверях, Фокс повернул голову, чтобы в последний раз взглянуть на Стивена Пирса. Но его глаза были по-прежнему закрыты. Так что Фокс захлопнул за собой дверь, оставив того на милость судьбе.

Часть четырнадцатая

Глава 44

Это мало напоминало триумфальное возвращение домой.

Отец Фокса дремал на кровати в гостиной. Джуд так и не удосужилась прибраться. Грязные чашки и тарелки давно надо было унести на кухню, а старые истрёпанные журналы – побросать в мешок для мусора. Джуд чмокнула брата в щёку и сказала, что рада его видеть.

– Тебя надолго отпустили с работы? – спросила она.

– Я присмотрю за папой, если ты об этом.

– Я не об этом, – ответила она, избегая встречаться с ним взглядом. После всех этих сумасшедших гонок по лесу Фокс едва держался на ногах, и его лёгкие до сих пор горели. Каждые несколько минут он вновь и вновь мысленно возвращался к тому, что с ним случилось, но всем, кто справлялся о его самочувствии, он неизменно отвечал, что с ним всё в порядке.

Он до сих пор всеми силами избегал смотреть телерепортажи на эту тему. Его телефон разрывался от голосовых сообщений: Эвелин Миллз, Фиона Макфедзин, Чарльз Мангольд. Он выслушивал их, но оставлял без ответа. То же самое было с текстовыми сообщениями: да и что он мог им ответить? Особенно неловко ему было игнорировать Эвелин Миллз, но он не знал, как поступить иначе. Слишком много взаимоотношений вокруг него обратились в прах, и он не хотел подсыпать соли на ещё не зажившую рану.

Пока он сидел на диване, наблюдая за отцом, Джуд приготовила ему чай. Грудь отца мерно вздымалась и опускалась. Митчу давно надо было вымыть голову; в гостиной смутно попахивало тальком.

– Есть какие-нибудь новости? – спросил он у Джуд, когда она протянула ему кружку.

– Шквал телефонных звонков; да вот, пожалуй, и всё. И ещё заходил один твой сосед, справлялся о тебе. Какой-то дед из дома напротив.

– Мистер Андерсон, – сообщил ей Фокс.

Она рассеянно кивнула, думая о своём.

– Как бы там ни было, – сказала она, – я рада, что ты наконец вернулся, потому что мне позарез надо выскочить в магазин. У меня сигареты закончились.

– По-прежнему десять в день?

– Собираешься прочесть мне лекцию о вреде курения?

Фокс покачал головой.

– Ступай, – сказал он.

Джуд, не теряя времени даром, бросилась за пальто, потом спросила, надо ли ему чего-нибудь. Фокс снова покачал головой. Когда она замешкалась в дверях, он понял, что ей нужны деньги; сунув руку в карман, Фокс протянул ей двадцатку.

– Спасибо, – сказала Джуд. – Ты уверен, что не хочешь томатного сока? Или ещё чего-нибудь?

– Уверен.

Дверь за Джуд захлопнулась, и Фокс остался наедине с отцом. Смахнув со стула рядом с кроватью какой-то мусор, Фокс сел и взял руку Митча в свои ладони. Веки отца затрепетали, и дыхание изменилось, но он не проснулся. Фокс вытащил из кармана фотографию – ту самую, на которой Крис аплодирует Фрэнсису Верналу. Он написал их имена на оборотной стороне и положил снимок к остальным в обувную коробку. На каминной полке он заметил две бутылочки: одну – с виски, другую – с водкой. Та, что с водкой – любимым напитком Джуд, – была почти пуста, бутылка с виски – едва почата. Фокс уставился на обе бутылки, потом встал и подошёл к камину. Он открутил крышечку с бутылки с виски и, приставив нос к горлышку, втянул солодовый запах. Он знал, что это совсем нетрудно: отхлебнуть прямо из горлышка и, на мгновение задержав жидкость во рту, проглотить. Но вместо этого он вернулся к постели и, смочив палец в виски, провёл им по губам отца. Веки Митча снова затрепетали.

– А ты, оказывается, умеешь найти подход к больному, – сказал Митч Фокс, открывая глаза и улыбаясь сыну. – А теперь будь другом, налей мне стаканчик, а?

Фокс не стал спорить. Он принёс два чистых стакана. Один – для себя – наполнил водой из-под крана.

– Чур, этот не мне, – предупредил отец.

Фокс плеснул в стакан на полпальца виски и протянул отцу. Тот сумел сесть без посторонней помощи и даже провозгласить тост.

– За нас, – сказал он, – ибо кто лучше нас?..

– По пальцам перечесть, – продекламировал Фокс, поднимая свой стакан, – и те давно мертвы [48]48
  Старинный шотландский тост: «Here's tae us; wha's like us?.. Gey few,and they're a'deid!»


[Закрыть]
.

Он наблюдал за тем, как отец неторопливо, смакуя каждый глоток, потягивает виски.

– Я могу быть детективом, когда захочу, – тихо произнёс Фокс. – Просто чтобы ты знал.

– Не очень-то у тебя получается, как я погляжу, иначе тебя не подстрелили бы. – С этими словами Митч протянул ему пустой стакан, показав глазами, что его надо пополнить.

– Если Джуд узнает, что я тебя спаиваю, она меня убьёт.

– Тогда ты сможешь тешить себя мыслью, что погиб не напрасно.

– Что верно, то верно. – Фокс открутил крышечку и подлил ещё виски в стакан отца.




    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю