412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александр Николенко » За пять веков до Соломона (СИ) » Текст книги (страница 22)
За пять веков до Соломона (СИ)
  • Текст добавлен: 25 июня 2025, 19:20

Текст книги "За пять веков до Соломона (СИ)"


Автор книги: Александр Николенко



сообщить о нарушении

Текущая страница: 22 (всего у книги 22 страниц)

Эпилог
Рассвет над горою Синай

Заспанная вершина куталась в одеяло из облаков. Сон на рассвете, как обычно, был самым сладким. Но шаловливый ветер налетел снизу, взбил перину, откинул покрывало, призывно закричал: «Вставай, соня». Гора не ответила: она отчаянно жмурилась под ярким солнцем, что успело взойти над горизонтом и сейчас выпускало тысячи лучей, закрепляя победу над ночью. Тьма попробовала спрятаться под туманом в долинах, но светило, поднявшись повыше, послало жарких слуг и в самые укромные уголки.

Серебряный месяц склонился в глубоком поклоне перед золотым собратом. Солнце улыбнулось, иди, мол, спать, хорошо потрудился ночью. Месяц протяжно зевнул, но остался досмотреть любимое утреннее представление.

Ночь скукожилась, и распалась тысячью теней, пытаясь забиться поглубже под валуны и скалы. Но свет быстро проник даже в глубокие расщелины. Тьме оставалось уползти под защиту пещер да впадин на полуночных склонах.

Иисус спокойно шел в лагерь. Спускаться оказалось тяжелее, чем десять дней назад идти наверх. Маленькие камушки сыпались вниз, пару раз ступни соскальзывали, но молодой вождь всегда ловко удерживал равновесие.

Утреннее тепло вернуло силы, тело пело и радовалось новому дню, словно не было бессонной ночи на горе, словно не давила три часа назад на спину и плечи каменная груда, что не давала сделать ни вдоха.

Мысли против обыкновения не путались, и потому Иисус замечал то, что не видел никогда прежде. Горные вершины, с утра пунцовые от стыда за свою сонную лень, а после умывания свежими облаками – румяные и огненно рыжие. Небо, успевшее за пару часов созреть и налиться свежим синим соком. Бурая пыль под ногами, что покрыла босые ноги толстым слоем.

Иисус не думал о том, как поведет израильский народ в Ханаан. Для этого еще будет достаточно долгих дней и бессонных ночей. Не думал, какие из Моисеевых правил оставит, а что поменяет немедля. И даже не думал, что скажет вождям.

Не было вечных сомнений: правильно ли поступил, справится ли. Была огромная пустота. И легкость. В теле, в мыслях, в душе.

Запах нагревающейся пыли щекотал ноздри, яркие краски дня радовали глаз.

Лишь одно молодой вождь знал наверняка: с горы Хорив спускался совершенно другой человек. Горячий и резкий Осия сорвался в первую же ночь в пропасть, сгорел в пламени солнечного отражения на третий вечер, не добежал с посланием до лагеря в четвертый день, остался лежать, заваленный камнями, во тьме десятой ночи.

Вместо Осии вниз шел Иисус – старше на десять дней, мудрее на десять лет.

Он пока не подозревал, что изменился и внешне. Виски двадцатипятилетнего мужа покрыла совсем не юношеская седина, а лоб прорезали и вовсе старческие морщины. Исчез задорный блеск молодых глаз. Вместо него там поселилась глубина того спокойствия, что приходит с годами накопленным опытом.

Иисус остановился. Вскинул лицо, подставляя навстречу светилу. Тепло растеклось от щек и лба через шею и плечи по рукам-ногам до кончиков пальцев.

Иисус наслаждался лаской солнечных лучей, когда ветер окреп, заворошил волосы на голове, приятно охладил голое тело. Навин наслюнявил палец и поднял высоко над собой.

Интересно, откуда придет первый сильный порыв: с выхода или с запада?..

Вместо послесловия
Одна серьезная причина прочесть эту книгу

Многие стремятся наверх, но мало кто доходит. А те, кто достигает вершины, вдруг открывают, что куда проще карабкаться вверх, чем потом удержаться на пике. Ветер дует в сотни раз сильнее, каждым порывом норовит сбросить вниз. Мороз щиплет со всех сторон, уговаривает остановиться хоть на миг, присесть отдохнуть. Но опытный Лидер знает, что перестать двигаться – значит стать еще одним ледяным холмиком, которых здесь, у самой цели, раскидано неисчислимое множество.

Покоривший вершину Лидер чувствует азарт и головокружение: сверху открывается такой вид, что дух захватывает. Перспективы, новые горизонты, еще более высокие пики.

Но там, наверху, Лидер вдруг замечает, что он тоже изменился. Вместо мягких тапочек, что старались не помять ни травинки, вдруг появились рифленые ботинки с острыми шипами, что с силой вгрызаются во все вокруг, следуя одной цели: любой ценой сохранить равновесие. На руках вместо лайковых перчаток – железные когти.

Не подумайте плохого. Лидер не мутирует в кровожадного монстра. Нет, без этих приспособлений ему попросту не удержаться. А что он ненароком кого острием задевает – так это же не специально. Человек, у которого от неловкого движения покорителя вершин, шрамы на душе на всю жизнь остаются – ну, сам виноват. Нечего было под горячую руку соваться.

Повторюсь, Настоящий Лидер делает это не со зла. Просто по-другому уже не умеет.

А еще Лидер вдруг понимает, что в итоге остался сам. Что люди, которые шли рядом – либо остановились на своем уровне, а значит, постанывают сейчас под шипастыми подошвами Лидера, либо замерзли, так и не взобравшись на вожделенную гору. И нет вокруг никого, только вдали виднеются другие пики той же гряды, на каждом из которых обосновался кто-то еще. Кто как наверх поднимался, разглядеть невозможно: чтобы в деталях увидеть – придется на соседнюю вершину самому взбираться. Вот и выходит, что каждый покоритель стоит в полном одиночестве.

* * *

Ответьте сами себе: вы готовы дни, месяцы и годы идти наверх, не останавливаясь и не оглядываясь? Вначале шумной толпой, потом маленькой группой, затем с одним-двумя самыми верными спутниками, а в конце – в полном одиночестве? Забираясь на плечи тех, кто находится ниже, постепенно забывая о том, что такое жалость и сострадание. Приучая себя все больше и больше мыслить категориями пользы и вреда, а не категориями простых человеческих отношений.

Если уверены, что все это ваше – отлично, двигайтесь вперед. Из вас выйдет хороший Лидер. Но если нет – подумайте об этом еще раз, чтобы в конце жизни не остаться в полном одиночестве на чужой вершине.

В современной психологии любят говорить об экологии. Мол, прежде чем приступать к исполнению желания, нужно проверить его на совместимость с жизненными ценностями. Надеюсь, эта книга поможет хоть немного разобраться в последствиях «пути наверх» на опыте одного из самых успешных Лидеров во всей истории человечества.

Возможно, эта книга ответит на ряд вопросов. Но не пугайтесь, если вопросов станет еще больше – вы на верном пути. Ведь покоряя очередную вершину, открываются новые, совершенно немыслимые до этого горизонты…

Джебел Муса (Египет) – Прага, 3.1.05–31.1.06

Приложение
Любителям исторической правды

При каком фараоне происходил Исход

До сих пор нет единого мнения о том, когда именно происходил Исход. Это тем более странно, что сама Библия дает довольно четкие указания на сей счет.

Из 3-й книги Царств узнаем, что царь Соломон начал строить храм в Иерусалиме на 4-й год царствования и через 480 лет после Исхода из Египта. Даты правления Соломона хорошо известны, поэтому 965-4+480 = 1441 г. до н. э. Фараон – Тутмос Третий. Все, загадка решена?

К сожалению, не все так просто. Потому что согласно другому библейскому разделу, книге Исхода, евреи ушли из города Раамсеса. А это наверняка Пер-Рамсес – «Дом Рамсеса», построенный в годы правления Рамсеса Второго (1279–1212 гг.). Нестыковка на добрых 200 лет!

Кроме того, маловероятно, чтобы Исход происходил во времена Тутмоса или Рамсеса – самых сильных правителей, при которых Египет достиг вершин могущества и величия. Скорее евреи покинул Египет в смутные времена правления одного из слабых фараонов, когда государство раздирали восстания и набеги воинственных соседей. Чаще других упоминается имя Мернептаха – сына Рамсеса Второго. Тем более что именно его походы увековечены на стеле, где впервые в истории встречается письменное упоминание об Израиле: «Израиль опустошен и семени его больше нет».

Иногда исследователи указывают и на других фараонов, например, Аменхотепа Второго или даже загадочного Аменхотепа Пятого, мифического сына Аменхотепа Четвертого (больше известного под именем Ахнатон) – фараона-реформатора, впервые в истории введшего монотеизм. Встречаются даже версии, что Исходов было несколько – отсюда и путаница в библейских датировках.

Для данной книги имя фараона, при котором евреи покинули Египет не так уж и важно. Поэтому взята получившая самое широкое распространение версия о Рамсесе Втором, сыне Сети Первого.

Кем был Моисей

На этот раз в Библии все однозначно. Моисей – еврейский мальчик, чудесным образом спасенный дочерью фараона и воспитанный при царском дворе, но никогда не забывавший о своем происхождении.

Может оно и однозначно, да только совершенно неправдоподобно. Чтобы еврейский ребенок попал в семью человека, почитаемого на уровне бога? Да не просто попал, а приобщился ко всем мудростям и тайным знаниям? Вряд ли.

Поэтому еще в конце девятнадцатого века возникли гипотезы, что Моисей мог быть египтянином. Этой точки зрения в частности придерживался такой известный представитель еврейского народа, как Зигмунд Фрейд. Знаменитый основатель школы психоанализа даже написал специальную статью, посвященную исключительно этому вопросу.

Существуют апокрифические тексты, утверждающие, что Моисей был успешным египетским полководцем, разгромившим эфиопов и впоследствии женившимся на эфиопской княжне.

Не вносят ясности в вопрос о происхождении и этимологические разборы имени Моисей-Моше. Согласно официальной версии – имя Моше происходит от еврейского слова, означающего «извлекающий», «выводящий». Мол, так нарекла будущего израильского вождя дочь фараона, извлекая младенца из воды. То есть египтянка дала ребенку еврейское имя! С другой стороны, в египетском языке Мос означает «сын» и часто входит в составные имена (например, Тутмос).

В данном романе используется неканоническая история о Моисее – сыне могущественного египтянина.

Существовал ли «Завет Аменемхата»

Хотя бы на один вопрос можно дать однозначный ответ. Завет Аменемхата – это вымысел автора. Но… Ох, уж эти но, особенно в исторической науке. Но, хотя завета не было, зато традиция избавляться от детей мужского пола существовала. Причем не только в Древнем Египте. Например, и через несколько веков подобный обычай широко практиковала Спарта.

В книге достаточно подробно приведено обоснование жестокого обряда. Как это безнравственно не звучит, здесь срабатывал инстинкт сохранения рода. Если неурожай или другое бедствие грозили гибелью всему народу, жертвовали его самой «ненужной» частью, чтобы подарить надежду остальным.

Экономическая целесообразность, как сказали бы сегодня. Хотя скорее назвали бы кощунством.

Сколько евреев ушло из Египта

В Библии сказано – 600 тысяч мужчин. С женщинами и детьми – около двух миллионов. Это притом, что все население Египта в те времена насчитывало от силы три-четыре миллиона!

Понятно, что воспринимать буквально слова книги Исхода нельзя. Некоторые исследователи отмечают, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В этом случае израильтян, покинувших Египет, было пять-шесть тысяч человек. Кроме того, весьма вероятно, что к израильтянам примкнули и восставшие из других племен. Позже таких чужеземцев называли «герим» – пришельцами, а защите их прав Моисей посвятил отдельные статьи закона.

Откуда ушли евреи

В этом вопросе автор намеренно отошел от Библии. Город Исхода – Раамсес или Пер-Рамсес расположен на севере Египта в дельте Нила. В романе же упоминается Уасет, он же Фивы, современный Луксор, находящийся на юге, в трети пути от первых нильских порогов – переев. Именно там вырастали Рамсес и Моисей, жестокий Сети строил храм сотни колонн – Ипет-Сут, а все фараоны находили последнее пристанище на западном берегу в знаменитой Долине Царей.

Уасет – город десятков храмов и дворцов, город писцов и чиновников, учеников и священников. Случалось, что честолюбивый фараон переносил столицу в другое место (Ахнатон в Ахетатон, Рамсес в Пер-Рамсес), но проходили годы, и все возвращалось на круги своя. На протяжении сотен лет именно Уасет оставался центром империи.

Кроме того, что Уасет играл ключевую роль в Египте, существует еще одна причина, по которой автор решил перенести события именно сюда. Хотелось показать, как Моисей пережил возвращение в родные края, отобразить перемены внутри главного героя на фоне изменений в Египетской столице. Иногда десяти лет хватает, чтобы город детства перестал восприниматься, как родной.

Сколько лет Моисей водил евреев по пустыне

Сорок. Это знает каждый ребенок. Так-то так, но сорок лет в бесплодной пустыне срок немыслимый. Поэтому многие историки склоняются скорее к одному-двум годам. С другой стороны, лишения, выпавшие на долю израильтян, оставили настолько глубокие следы в памяти людей, что следующие поколения превратили месяцы страданий в долгие сорок лет.

Тем не менее, авторская трактовка близка к библейской. Двадцать лет – достаточный срок, чтобы выросло новое поколение, не знавшее рабства, поколение Иисуса Навина – молодые люди в расцвете сил, которым предстояло строить новое государство в Ханаанском краю…


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю