355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Татьяна Назаренко » Сказания не лгут (СИ) » Текст книги (страница 22)
Сказания не лгут (СИ)
  • Текст добавлен: 17 марта 2019, 12:00

Текст книги "Сказания не лгут (СИ)"


Автор книги: Татьяна Назаренко



сообщить о нарушении

Текущая страница: 22 (всего у книги 22 страниц)

Помрачнел король Витегес и отвечает:

– Не будем спешить с ответом. Утром соберу я совет, и тогда окончательно всё решим. Ступайте и подумайте.

Разошлись воители, ночь не спят, думают. Наутро собрались, друг на друга не глядят. И когда стал король спрашивать, все не смеют глаза поднять, но говорят:

– Если не колдовство королевы Яруны, то весь народ пропадёт. А чтобы не погубить души короля и ближних его, я сам готов своё сердце отдать для колдовского зелья.

Услышал их слова король, горько заплакал.

– Друзья мои, воители, – говорит. – Знал я, что вы у меня отважные, но не знал, насколько вам цены нет. Если решили вы сделать так, то будь по–вашему.

Тут воители заспорили – никто не хотел друга на смерть отправлять. Каждый рвался его заменить. Чуть до драки дело не дошло.

Тогда королева Яруна и говорит:

– Не спорьте, достойные мужи, лучше снимите по перстню и киньте его в чашу. Накрою я ту чашу платком. Чей я перстень наугад вытяну, тому и придётся с жизнью расстаться.

Так и сделали. Перемешала королева Яруна перстни, укрыла платком, и наугад достала один.

И был тот перстень Атанариха Венделла.

Посмотрел на него король Витегес, пожалел его молодость и говорит:

– Ты, воитель Атанарих, венделл родом, не фрейс. Ты – чужой земли сын. Нет в том бесчестья, если ты откажешься умирать за фрейсов.

Вспыхнул Атанарих от гнева, говорит:

– Я клятву тебе давал, король Витегес, служить честью. Зачем ты меня бесчестишь перед другими воителями? Раз выпал мне жребий, то приму я свою судьбу достойно. О том лишь прошу, чтобы позаботились вы о вдове моей, красавице Фридиберте. Она сейчас в тягости.

Вскочили тут с кресел его побратимы, Видимер и Фритигерн, говорят:

– Любой из нас почтёт за честь взять в свой дом красавицу Фридиберту и заботиться о ней, как о родной сестре.

Покачал головой Атанарих.

– Вы оба воины, судьба ваша изменчива. Есть у меня ещё один побратим, крестьянин, Гелимер, внук Рекареда. Отвезите мою вдову к нему и, доколе живы, не забывайте о ней заботиться. Если у неё родится дочь – выдайте её замуж за благородного мужа, если сын – выучите его воинскому умению, пусть он служит сыновьям короля Витегеса.

Сказал так Атанарих, улыбнулся, подошёл к королеве Яруне, протянул ей руку и говорит:

– Я готов идти с тобой.

– Есть у тебя времени до заката, отважный Атанарих, – говорит королева, – чтобы проститься с друзьями, с женой, со всем светом.

Пошёл воитель Атанарих к своим друзьям, к жене, простился с ними, омылся в чистой воде, надел чистые одежды и вечером явился к королеве Яруне. Повела она его на кладбище. Там уже кипел котел, варились в нем травы ядовитые. Вырыла королева из могилы череп, в котел кинула. Поднялся от зелья смрад, заволокло всё ледяным туманом. Взяла острый нож, заколола Атанариха, вырвала его сердце, в котел бросила. Вскипело зелье, вокруг брызги полетели. Где капля упала – там ядовитая трава выросла.

Собрала королева Яруна это зелье в чашу, обернулась тучей грозовой, полетела в страну хаков, пролилась над ней дождём.

Началась в стране хаков болезнь, от которой гибли и люди, и кони. От того мора умерли и славные биё, и сама хоттын Амшун. Так спаслись от верной гибели фрейсы. И ничего не было слышно о хаках целых двадцать лет. За время, пока царил мир, у фрейсов родилось множество детей, они выросли, стали отважными воинами, способными отразить вражеские набеги.

Атанариха с честью похоронили в Золотом храме хардусы, там его могилу показывают до сих пор. Вдову его, огневолосую красавицу Фридиберту, отправили в деревню к крестьянину Гелимеру. Он заботился о вдове побратима, словно о родной сестре. А когда она в положенный срок родила мальчика, то назвал он его Атанарихом и растил до той поры, пока тот не вырос настолько, чтобы учиться воинскому искусству. И тот Атанарих, когда возмужал, занял отцовское место при короле Атаульфе, сыне Витегеса. А королева Яруна, вернувшись от хаков, постриглась в монахини и замаливала до самой смерти грех колдовства. И Бог её простил: после смерти на её могиле выросли дивной красоты цветы.

Из статьи А. Стьюр. «Святой Атанарих Венделл: язычник в сонме святых»// Сборник « IX научно–практическая конференция «Религия и атеизм в современном обществе», 10–12 кальдса 3011 года, г. Арбс, Арбский государственный университет»/ под ред. С. Айкклесьо и Р. Хальтса. Арбс: Типография Арбского государственного университета, 3016 г. С 96– 104.

Переломным моментом в ранней истории Фрейсии считается эпизоотия мыта лошадей, в результате которой консолидация хакийских племён и завоевательный набег на фрейсские племена были предотвращены. Долгое время эпизоотия связывалась с чудом св. Атанариха Венделла. Согласно его житию, в условиях опасности язычники метали жребий, кого принести в жертву своим богам. Жребий выпал на адепта Солюса Атанариха. Тот, видя, что нашествие хаков грозит бедой, простил своих убийц, и молил Солюса, чтобы тот спас фрейсов от кочевников. Солюс уничтожил стада хаков. После чего королева Сванвельда (в фольклорных источниках – Яруна), жена риха Витегеса Святого, жрица языческих богов, отреклась от них и стала последовательницей истинной веры, а потом привела к ней своего мужа, Витегеса Святого. Это событие излагается, с довольно серьёзными разночтениями, в «Житии святого Атанариха», в народном героическом эпосе, а также в записках некоего Басиана из Нарвенны, который путешествовал к фрейсам в середине – второй половине XV века и оставил подробное описание языческого жертвоприношения Аирбе. Этот купец также упоминает, что фрейсы совершали данное жертвоприношение, боясь нашествия хаков под предводительством хоттын Амшун. Называет он и имя жертвы – некоего Атанариха, сына Хродерика, родом венделла.

В эпоху Просвещения было принято отрицать саму историчность факта данного чуда, а свидетельства Басиана из Нарвенны считать более поздней интерполяцией. В настоящее время, после открытия новых списков записей Басиана из Нарвены, и особенно после систематических раскопок городища Витегесова хардуса, многие факты подтверждены. Эпизоотия мыта лошадей также не вызывает сомнения ни у кого из историков. Хотя её связь с жертвоприношением может считаться исключительно счастливым совпадением.

Фигура св. Атанариха Венделла, покровителя фрейсских воинов, должна быть переосмыслена. Если ещё недавно большинство исследователей были уверены в полной мифичности святого и героя сказаний, то сейчас всё больше ученых готовы допустить, что во Фрейсии реально жил некий молодой человек, венделл родом. Он был принесён в жертву, и его смерть совпала с эпизоотией мыта лошадей в Ласийских степях. Однако, образ героических сказаний, уходящих корнями в языческие времена, и житие св. Атанариха часто противоречат друг другу. Невольно возникает вопрос: а был ли святой Атанарих адептом Солюса?

Эпилог

Сочинение ещё в классе было написано на черновик, и оставалось только аккуратно переписать его. Берта старательно разгладила ладошками помявшиеся в портфеле листочки, открыла синюю тетрадку и вывела:

Сочинение.

«Мой любимый герой из народных сказаний».

Очень хотелось написать это сочинение как следует. Не ради отметки. Она и так неплохо успевала по родной словесности. Просто ещё с тех пор, как до школы мама читала ей сказки, нравился ей один из воителей. Даже кукла у неё есть – Атанарих. Обычная длинноволосая кукла, с которой Берта стянула её магазинное платье и упросила маму сшить и вышить ей рубаху и штаны «как в книжке», а для придания сходства, намусолив желтый карандаш, нарисовала ещё и усы. Играла она с этой куклой всегда в одиночестве, во двор не выносила. Почему–то не хотелось показывать своего любимца подружкам.

Высунув от напряжения кончик языка, Берта стала аккуратно выводить буквы:

«Моим любимым героем в народных фрейсских сказаниях является воитель Атанарих Венделл. Я читала, что в эпосах всех народов есть такой персонаж – юный герой. Он соединяет в себе самые лучшие человеческие качества: доброту, искренность, умение дружить и любовь к своему народу. У сёров это Тумер, у народов Ласии – Курули, у халыков – Фарлан, а у моего народа – Атанарих. Этот витязь жил в давние времена. На фрейсов тогда нападали племена кочевников – хаков, воинственных женщин–наездниц, не знавших жалости. Положение людей было отчаянное. Хаки продавали в рабство женщин и детей, а стариков и мужчин убивали. У них было хорошее оружие, а у фрейсов такого не было.

Когда люди попадают в такую отчаянную ситуацию, они начинают придумывать разные сказки и песни, где переделывают реальные события так, как им хотелось бы, чтобы случилось на самом деле. В них описываются герои, которые сильнее простых людей. И они всегда одерживают победы над самым ужасным врагом.

Борьбе с хаками посвящено множество песен нашего народа. В них действуют разные герои: король Витегес, могучий Фритигерн, мудрый Видимер, справедливый Аутари и добрый, искренний Атанарих. Трудно описать все подвиги, которые совершали эти герои!

Почему из них мне больше всего нравится Атанарих? Он не отличается мудростью Витегеса и Видимера и часто совершает ошибки, потому что, как говорится в песнях, «был молод и горяч». Он не так силён, как Фритигерн, который мог схватить за ноги хаку и «побивать ею врагов». Но он добр, честен, отзывчив, бесстрашен.

Так, узнав, что у старика Рекареда должен уйти в дружину последний его внук, Гелимер, Атанарих, пожалев крестьянина, вызывается идти к королю Витегесу вместо юноши. Он, обладая знанием боевого волшебства, не жадничает, обучая всех прочих воинов короля Витегеса воинским секретам. Вместе с кузнецом Одоакром они делают решётку на ворота, и это помогает фрейсам побеждать хаков. Желание быть лучшим заставляет его всегда оказываться в самом опасном месте, иной раз вызывая гнев короля Витегеса. Ненависть к врагам делает его, как и других воителей, жестоким. Но он способен на милосердные и великодушные поступки. Так, взяв в плен невольницу, похищенную в детстве хаками и воспитанную, как воин, он щадит её и оставляет жить в городе Арбсе – оплоте фрейсских воителей. Иногда он даже более великодушен, чем могучий Фритигерн. Так, он уговаривает друга не позорить проигравшую поединок воительницу–биё Айю. К сожалению, Фритигерн не слушает Венделла, бесчестит хаку, а потом рождённая ею дочь Фарлан вырастает и мстит Фритигерну. У Атанариха весёлый нрав, он вспыльчив, но отходчив. Он ценит людей не по происхождению и богатству, а по их личным качествам. Он женится на девушке–крестьянке Фридиберте и высмеивает знатных женщин, унижавших её.И, главное, он самоотвержен. Когда на фрейсов шли войска хаков, и их было так много, что никто не мог их сосчитать, у фрейсов не было надежды спастись. И в отчаянии они разрешили королеве сварить ядовитое зелье, для приготовления которого надо было сердце воителя. Жребий выпал чужестранцу – Атанариху Венделлу, и Витегес сказал ему: «Ты чужой земли сын, ты можешь уйти». Но Атанарих сказал, что готов умереть за народ, которому обещал служить. Он погиб, королева сварила из его сердца зелье, превратилась в тучу, пролилась над хаками ядовитым дождём, и среди хаков начался мор.

Конечно, Атанариха, Фритигерна, Видимера и прочих воителей никогда не было, хотя ученые говорят, что племя хаков правда было. И хардусы существовали, и в них жили так, как рассказано в сказках. Но я слышала поговорку: «Если бы этого не было, это стоило бы придумать». Так можно сказать и про воителя Атанариха. На его примере наши предки воспитывали своих детей. И мы, современные люди, читая сказания про древних героев, можем брать с них пример».


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю