Текст книги "Дженнак неуязвимый"
Автор книги: Михаил Ахманов
Жанры:
Альтернативная история
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 24 (всего у книги 24 страниц)
3 – Тростника
4 – Проса
5 – Фасоли
6 – Земляного Плода
7 – Пальмы 8-Дуба
9 – Ореха
10 – Ясеня
11 – Сосны
12 – Ягуара
13 – Каймана
14 – Медведя
15 – Волка
16 – Змеи
17 – Быка
18 – Собаки
19 – Кошки
20 – Орла
21 – Сокола
22 – Попугая
23 – Голубя
24 – Керравао
25 – Пчелы
26 – Паука
27 – Камня
28 – Глины
29 – Воды
30 – Ветра
Некоторые специфические названия животных и растений
Животные
Керравао – крупные индюки; разводят их ради мяса, перьев и развлечения; бойцовые керравао ценятся очень высоко.
Сокола – сизые сокола использутся в качестве посыльных птиц; более крупных белых соколов разводят ради перьев.
Випата – огромная ящерица-хамелеон размером почти с быка, которая водится только в Больших Болотах Серанны. Таинственное земноводное существо с когтями и клыками, хищник; охота на випату очень опасна, однако их добывают ради ценной шкуры и не менее ценной желчи и других животных соков.
Кецаль – считается владыкой птиц; из его оперения, длинных сине-зеленых перьев с золотистым отливом, делают головные уборы и одеяния властителей Коатля и Арсоланы. Перья его ценятся очень высоко, но в неволе кецаль не живет.
Морской тапир – дельфин.
Растения
Дерево Белых Слез – каучуковое дерево.
Пресный земляной плод – картофель; происходит из горных районов Арсоланы.
Сладкий земляной плод – батат; происходит из Коатля.
Горький земляной плод – маниока, тапиока или кассава; происходит из Коатля, ядовит в сыром виде.
Цветок Арсолана – или Солнечные Очи – подсолнечник; происходит из Юкаты, используется с декоративными целями и для получения масла.
Кока – культивируется в Арсолане. Очень ценный продукт; его настой дает бодрость и используется в медицинских целях.
Кактусы – в Эйпонне произрастают самые разнообразные виды кактусов, чьи соки являются целительными средствами, наркотиками, ядами или противоядиями. Используются очень широко.
Тоаче – высокий и прочный кактус с ядовитыми шипами; используется дли создания живых изгородей.
Звездные цветы – астры; их родина – Верхняя Эйпонна.
Цветок Сагамора – георгины; происходят из Коатля и считаются цветком, посвященным владыкам-ахау.
Небесные Наконечники – люпин (синие и розовые пирамидальные соцветия).
Золотое Облако – золотарник (желтые цветы); целебное растение.
Притчи, изречения из святых книг, пословицы
До 1562 года свод Священных Книг (Чилам Баль) включал Книгу Минувшего, Книгу Повседневного, Книгу Мер и Книгу Тайн. Книга Минувшего написана Мейтассой и Коатлем, и в ней излагается история Пришествия и странствий богов в Верхней и Нижней Эйпонне. Книга Повседневного, принадлежащая Тайонелу, составлена из двух частей; в одной бог дает советы, полезные в дни войны и мира, в другой поясняет их притчами и сказаниями о людях и животных, чтобы смысл его речей был ясен всякому. Третья Книга, Книгу Мер, написана Хитроумным Одиссом, и говорится в ней об искусстве измерения – ибо, не отсчитав ширины и длины, не заготовишь доски для корабля, не взвесив ношу, не погрузишь ее в повозку, не зная меры времени, не выплавишь металл. Четвертая Книга, Книга Тайн, как и Книга Повседневного, тоже состоит из двух частей. В первой, называемой Листами Арсолана, трактуются в виде вопросов и ответов философские материи, вторая же часть, Листы Сеннама, посвящена устройству мира и Вселенной. Этот текст особенно сложен, так как Сеннам говорит о вещах, которые не обозришь глазами и не услышишь ушами, но в тайном знании есть крупицы понятного: к примеру, то, что мир кругл и огромен, и что континенты его находятся в равновесии: в одной половине – Эйпонна, в другой – Риканна.
Пятая и последняя из Святых Книг была открыта людям в 1562 году в Цолане, во время битвы в Храме Святых Камней. Она называется Книгой Пророчеств и содержит Откровения
Мейтассы. С этих пор свод Чилам Баль включает пять книг ( Пятикнижие).
Книга Минувшего: В Чак Мооль (в царство мертвых) ведет один легкий путь и тысяча тяжелых.
Книга Повседневного, Притчи: Старому другу постели ковер из перьев и налей чашу вина, новому же хватит тростниковой циновки и просяного пива.
Книга Повседневного, Притчи: Молодой глупец просто глуп, старый – глуп вдвойне.
Книга Повседневного, Притчи: Камень истины тяжел, и его не спрячешь в мешке лжи.
Книга Повседневного, Притчи: У каждого дерева своя тень, у каждого человека своя судьба, и даже боги над этим не властны.
Книга Повседневного, Притчи: Если шесть поколений твоих предков ловили птиц, то ты и во сне услышишь шелест крыльев.
Книга Повседневного, Притчи: Все на свете имеет свою цену: за плащ из шерсти платят серебром, за полные житницы – потом, за любовь – любовью, за мудрость – страданием, за жизнь – смертью.
Книга Повседневного, Притчи: Боги говорят с юношей устами вождя, отца и старшего брата. Пренебрегающий же их советом умирает молодым.
Книга Повседневного, Притчи: Истина отбрасывает длинную тень, но лишь умеющий видеть узрит ее.
Книга Повседневного, Притчи: Умный воюет за власть, земли и богатства, а глупый – за идеи.
Книга Повседневного, Притчи: Речи победителя вдвое слаще речей побежденного.
Книга Повседневного, Притчи: Спорьте, не хватаясь за оружие; спорьте, не проливая крови; спорьте, но приходите к согласию.
Книга Повседневного, Притчи: Если страдает невинный, кровь его падет на голову мучителя.
Книга Повседневного, Притчи: Длинное измеряют коротким, широкое – узким, тяжелое – легким; деяния же человеческие измеряются совестью. Но нельзя отплясывать с ней танец чиа– каш; нельзя называть черное белым, злое добрым, недостойное достойным. Изумруд зелен, рубин ал, и этого не изменить даже богам.
Книга Повседневного, Притчи: Тот, кто обороняет свой очаг, подобен благородному соколу-хассу; нападающий же смердит, как стервятник.
Книга Повседневного, Притчи: Для каждого наступит время собирать черные перья.
Книга Повседневного, Притчи: Есть солнечный бог, но нет бога жарких сердечных стремлений; есть бог воинов, но нет бога любовной битвы; есть бог земли и вод, но нет бога объятий и ласк; есть бог мудрости, но нет бога страсти; есть повелитель над ветрами, но нет владыки над чувствами; есть провидец грядущих судеб, но и он смолкает, заслышав шелест шелков любви. Ибо любовь превыше всего, и нет над ней власти, и нету богов; а потому не отвергай любви, не отвергай зова женщины, ибо он – сама жизнь.
Книга Повседневного, Притчи: Пощади врага, если уверен, что он станет твоим другом; а не уверен – убей!
Книга Повседневного, Притчи: Три вещи губят сетанну навсегда: насилие над женщиной, убийство ребенка и казнь невинного.
Книга Повседневного, Притчи: Чем богаче человек, тем длиннее его рука.
Книга Повседневного, Притчи: Кто гадит в жилище своем, умрет до срока.
Книга Повседневного, Притчи: Опасайтесь жестоких, ибо подобны ойи охотящемуся ягуару, и судьба их – идти в Чак Мооль по горячим углям. Опасайтесь алчных, ибо прародитель их – прожорливый кайман; опасайтесь глупых, ибо язык их – язык попугая, а мысли – мысли обезьяны; опасайтесь лишенных гордости и смердящих, точно койоты; опасайтесь тех, кто радуется чужим бедам, как гриф-падальщик – протухшему трупу. Но больше всего опасайтесь изменников и лгунов, нарушающих слово свое. Тяжек им путь искупления; пойдут они в Чак Мооль с хвостом скунса в зубах.
Книга Повседневного, Притчи: Сруби дерево и построй хо– ган; выжги лес и распаши поле; выкопай пруд и отведи в него воды ручья; натяни лук, брось копье и порази добычу; сними с птицы и зверя их наряд, перья и мех, сделай себе одеяние; копай глину, руби камень, добывай руду и твори нужные вещи; сражайся, если свист боевого топора тебе приятней напевов флейты. Но все должно иметь смысл, меру и предел. Чтобы согреться, не разжигают костер от берегов Океана Заката до Бескрайних Вод.
Книга Тайн, Листы Арсолана: На чем зиждется мир? На равновесии света и тьмы, тепла и холода, тверди и жидкости, добра и зла.
Книга Тайн, Листы Арсолана: Что есть бог? Существо, наделенное бессмертием, силой и мудростью.
Книга Тайн, Листы Арсолана: Что есть человек? Существо, наделенное телом, свободой и разумом.
Книга Тайн, Листы Арсолана: Что есть разум? Свет минувшего в кристалле будущих свершений. Что есть плоть? Драгоценное вместилище разума. Что есть свобода? Право распоряжаться своим телом и разумом, жить или умереть по собственной воле.
Книга Тайн, Листы Арсолана: Кто всемогущ? Тот, кто познал силу разума. Он знает: чтобы воздвиглось новое, должно рухнуть старое.
Книга Тайн, Листы Арсолана: На чем зиждется власть? На согласии между правителем и народом.
Книга Тайн, Листы Арсолана: Кто войдет в чертог богов по мосту из радуги? Тот, кто сделал ближнему добро.
Книга Тайн, Листы Арсолана: Каков срок человеческой жизни? Тридцать лет, и еще тридцать, и, быть может, еще десять... Вы же, избранники богов, будете одарены годами вдвое и втрое против других людей, но появятся среди вас такие, чей срок будет вдвое и втрое дольше вашего. Не завидуйте им, ибо тяжела их участь: долгая жизнь на излете своем жжет огнем ненависти
и горька, словно земляной плод. Горечь эту понесут они людям словно посев зла; немногим суждено, не очерствев сердцем, справиться с болью утрат и сохранить в себе человека...
Книга Тайн, Листы Сеннама: Никто не сотворял мир; возник он сам собой из пламени и света, из холода и тьмы. Мир – древо, питаемое соками пространств и времен, и возросли на сем древе многие прекрасные ветви, и листья, и плоды. Богов, как и мир, никто не сотворял; они – ветвь на древе мира. И людей не творил никто; люди – листья на ветви богов.
Книга Тайн заканчивается словами: Не извращай сказанного здесь.
Книга Пророчеств, Первое Откровение Мейтассы: Мир будет принадлежать людям. Возьмут они земли и воды, и богатства равнин и гор, и сокровища недр; станут властвовать над жаром и холодом, над великим и малым, над светом и тьмой, над живым и мертвым, над созиданием и разрушением. Я, Мейтасса, сказал: так будет! Мир будет принадлежать людям – если они не погубят его!
Книга Пророчеств, Второе Откровение Мейтассы: Кому дана долгая жизнь, того ждут многие радости и многие печали; но пусть помнит он, что без горьких плодов сладкие станут пресными.
Пословицы Одиссара
Не стоит койоту лязгать зубами на луну.
Торопливый койот бегает с пустым брюхом.
Койот, раскрасивший шкуру охрой, не превратится в ягуара.
Воюющий подобен ягуару, но править людьми должен кецаль.
У койота хитростей больше, чем шерсти.
Осторожный керравао находит смерть не на боевой апанне, а в котле.
Когда обезьяна спорит с попугаем, оба они достаются на обед ягуару.
Не сдобровать мышам, попавшим меж двух дерущихся ягуаров.
Поз любви впятеро больше, чем поз молитвы (тридцать три позы любви и семь поз молитвы). Смысл пословицы в том, что человек слаб, и обьятия женщины зачастую предпочитает совету с богами.
Одисс Хитроумный помогает лишь тем, кто не ленится шевелить мозгами.
Лучше увидеть чейни в своих ладонях, чем услышать их звон в чужом кошельке.
Не сумевший раздобыть соколиное перо рядится в перья попугая.
Попугай в пышных перьях остается попугаем, сокол-чультун и в сером оперении – соколом.
Лучше умереть расколотым нефритом, чем жить куском угля.
Лучше день прожить ягуаром, чем год – обезьяной.
Могуч, как степной бык, хитер, как койот, кровожаден, как ягуар.
Нельзя поджарить мясо, не разложив костра.
Не натянув лук, не подстрелишь керравао.
Не раскусив кожуры, не изведаешь сладость плода.
До своего хогана можно добраться и босиком, но в Тайонел лучше идти в прочных сапогах.
Если камни упрямы, то сложенный из них очаг будет крепче.
Среди гремучих змей не ходят босиком.
Мейтасса, убереги меня от когтей ягуара, зубов гремучей змеи и мести атлийца!
Мягок ковер из перьев попугая, но пахнет потом плетельщика.
Пьющий крепкое вино видит сладкие сны, да пробуждение горько.
Дареному попугаю не заглядывают в клюв.
У дареного попугая не пересчитывают перья в хвосте.
У дареного пса не пересчитывают блох.
У стен родного хогана и цветы благоухают слаще.
В родных краях даже вопль попугая кажется пением канарейки.
Перо попугая выглядит красивее гранитного валуна, но крепости все же строят из камней.
Пусть боги даруют тебе долголетие попугая, но не его глупость.
Так хитер, что не оставит следов на снегу.
Нельзя пройти по пыльной дороге, не оставив следов.
О, ты отбрасываешь длинную тень! (о достойном человеке).
Твоя тень коротка (о глупце).
Истина отбрасывает длинную тень.
Мужчина должен отбрасывать собственную тень.
Тень истины длинна, тень лжи коротка.
Камень истины тяжел, паутина лжи легка.
Не испробовавший огня, жажды и жалящей стали не сумеет оценить покой.
Есть сто способов, как повязать шилак.
Есть сто способов, как приготовить земляные плоды, и все они хороши.
Цветы кактуса прекрасны, но трудно сорвать их, не поранив рук.
Земляные плоды бывают пресными, сладкими и горькими, но все их можно употреблять в пищу.
Возлечь на шелка любви (заниматься любовью).
Возлегший на шелка любви неподвластен Мейтассе (т. е. времени).
Спорящий с женщиной подобен керравао на вертеле – и снаружи печет, и внутри колет.
Вороват, как кейтабец, хитер, как тассит, богат, как атлиец.
Колесница не катится на одном колесе.
Всякая птица вьет жилище на свой манер, и в гнезде дрозда соколу крылья не расправить.
Год начинается месяцем Бурь, кончается месяцем Ветров, а посередине меж ними – месяц Войны.
Если в полдень битва, точи чель на рассвете.
Лучше послать в битву одного ягуара, чем стаю койотов.
Недолго проживет койот, заглянувший в глаза ягуару.
Пословицы Арсоланы
Кецаль не выживает в неволе.
Сунувший руку в чан с кислотой не должен удивляться, если она отсохнет.
Если странствующий в горах вовремя не обернется, труп его пожрут грифы-падальщики.
Спев Утреннее Песнопение, не откажешься от Дневного (смысл: сказав «а», скажи и «б»).
Пословицы Тайонела
Приглядывайся, прислушивайся, принюхивайся и не забудь, где торчат ближайшие кусты (поговорка тайонельцев, лесных воинов).
Если за тобой крадется голодный волк, брось ему кость. Переживший печаль подобен лососю, миновавшему речные перекаты.
Пословицы Сеннама
Жизнью правит клинок; кто первый воткнул его, тот и прав. Кто боится звона клинков, тот сражается языком.
Ствол дерева не переломишь посохом.
Лишних стрел не бывает.
Встретив сеннамита, даже ягуар поджимает хвост.
Где закопаны кости сеннамита, там споткнется враг, и топор его покроет ржавчина, а на копье выступит кровь.
Пословицы тасситов и атлийцев
Если он сядет на кипу своих кож, то голова его коснется солнца (так говорят тасситы о богатом человеке).
Одна рука в ладоши не хлопает.
Ты вождь, и я вождь, а кто же погонит быков к водопою?
У койота девять жизней.
Если свербит в ухе, не надо чесать под мышкой.
Кейтабские пословицы
Если сражаться бесполезно, торгуйся; если торговля не удалась, отступи; если не можешь отступить, собирай черные перья.
Когда ссорятся гребцы, драммар стоит на месте.
Клятвы, восклицания, ругательства
Все в руках Шестерых!
Во имя тридцати трех поз любви!
Во имя Шестерых! (Ответы разные, смотря по обстоятельствам: Да свершится их воля! Да будет с тобой их милость!). Уйти в Чак Мооль – умереть.
Хайя! – возглас довольства или согласия. Используется и в смысле «Так!», «Я сказал!»
Айят! – боевой клич одиссарских воинов.
Хей-хо! – возглас удивления.
Харра! – боевой клич тасситов.
Адада-дра! – боевой клич сеннамитов (дословно – кишки вон!).
Клятвы божественными атрибутами (ритуальные клятвы)
Клянусь светлым оком Арсолана!
Клянусь секирой Коатля!
Клянусь мощью Тайонела!
Клянусь хитроумием Одисса!
Клянусь черепахой Сеннама! (согласно преданию, Сеннам плавал в морях на огромной черепахе).
Клянусь благоволением Мейтассы! (Его благоволение очень важно, так как Мейтассы – провидец и бог Времени).
Клянусь Священным Ветром! (Оримби Мооль).
Клянусь Святыми Книгами! (Чилам Баль).
Клянусь Великой Пустотой! (Чак Мооль).
Другие клятвы
Клянусь Очагом! – клятва, принятая в Великих Очагах. Клянусь рогами Хардара! – сеннамитская клятва-божба. Клянусь мечом и посохом! – сеннамитская клятва.
Клянусь печенью Отца Медведя! Клянусь клыками Брата Волка! – тайонельские клятвы.
Клянусь веслом и парусом! – кейтабская клятва.
Клянусь клювом Паннар-Са! – кейтабская клятва.
Ритуальные проклятия и ругательства
Чтоб тебе не увидеть светлого ока Арсолана!
Чтоб на тебя опустилась секира Коатля!
Да поразит тебя Тайонел ниже пупка и выше колена!
Плевок Одисса!
Пусть Сеннам заведет тебя во тьму !
Проклятый Мейтассой!
Другие ругательства Безмозглый помет койота Хвост койота Пасть койота Утроба каймана Вонючее отродье каймана Вонючий скунс Черепашье яйцо
Глуп, как черепашье яйцо (попугай, обезьяна)
Ничтожный помет черепахи (койота)
Дерьмо попугая Бычий помет
Пожиратель навоза (или пожиратель грязи – прозвище тас– ситов; прозваны так, ибо при скачке на быках вздымается пыль, которую глотают всадники)
Пес, сын пса Собачья моча
Ругательства, связанные с естественными надобностями и сексуальными действиями, в Эйпонне неизвестны.

notes
Примечания
1
В Очагах светлорожденных власть наследовал младший сын (см. роман «Другая половина мира»).








