Текст книги "Савва Мамонтов"
Автор книги: Владислав Бахревский
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 37 (всего у книги 37 страниц)
Последнее
1
Жизнь в бессмертии – это жизнь.
Свет заслоняется тьмою, тьма поглощает свет, но всякий раз в изнеможении отступает, рассеивается. И покуда свет светит, тьма ждет своего часа.
В 1918 году дом Мамонтова в Абрамцеве получил охранную грамоту Отдела Изобразительных Искусств Наркомпроса. Подписал грамоту ученик Серова и Коровина конструктивист Владимир Евграфович Татлин, создатель проекта памятника-башни 3-го Интернационала.
Александре Саввишне Мамонтовой выдали удостоверение, в котором она названа «ответственным хранителем всех ценностей Абрамцева». В организации музея ей помогал отец Павел (Флоренский). Он был секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, которая опекала и Абрамцево.
Еще 30 июля 1917 года, задолго до Октября, Павел Александрович писал Александре Саввишне:
«С грустью я получил сегодня после обедни Ваше письмо. Вы пишите о своей апатии, даже о своем равнодушии к тому, над охранением чего стояли столько времени. Если Вы утомлены, если Вы расстроены физически, то я понимаю Вас: конечно, слишком много у каждого из „граждан“ нашего милого отечества поводов для усталости. Но, конечно, эта усталость пройдет в свое время. Однако Ваши слова звучат, кажется, и более значительно. Вы, как мне показалось из письма, допускаете в свое сердце равнодушие и более существенное, чем от нервного утомления. Но из-за чего?
Все то, что происходит кругом нас, для нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы, уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси.
Все то, что Вам дорого в Абрамцеве, воссияет с силой, с какой оно никогда еще не сияло, потому что наша интеллигенция всегда была на 1/2, 1/3, 1/4 и так далее нигилистичной, и этот нигилизм надо было изжить, как надо бывает болезни пройти через кризис.
Я уверен, что худшее еще впереди, а не позади, что кризис еще не миновал. Но я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу, испорченную едва ли не с XVII века. Тогда „Абрамцево“ и Ваше Абрамцево будут оценены; тогда будут холить и беречь каждое бревнышко Аксаковского дома, каждую картину, каждое предание в Абрамцеве, в Абрамцевых. И Вы должны заботиться обо всем этом ради будущей России, вопреки всяким возгласам и крикам…
Скажу худшее. Если бы Абрамцево уничтожить физически, то и тогда, несмотря на это великое преступление уничтожения пред русским народом, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло…
Преданный Вам священник Павел Флоренский».
Пророческие слова. Они и для нас пророческие, обнадеживающие.
Музей «Абрамцево» был открыт в конце октября 1919 года распоряжением Натальи Ивановны Троцкой, заведующей Отделом по делам музеев Народного Комиссариата Просвещения.
Назначенная хранителем музея Александра Саввишна Мамонтова занималась не только хозяйственными делами, но активно пополняла коллекции. Ей удалось перевезти из Москвы, из Бутырок, бесценные майолики Врубеля.
Сотрудниками музея стали близкие ей люди, дети Веры: Юрий Александрович и Елизавета Александровна Самарины. Но уже в 1921 году Хотьковский волисполком затеял дело по выселению Александры Саввишны из усадьбы-музея.
Наркомпрос ее защитил на время.
В марте 1922 года в Абрамцево после освобождения из тюрьмы приехал Александр Дмитриевич Самарин, муж Веры Саввишны. Его приняли в музей на работу. Он водил экскурсии, чинил крышу, колол дрова, чистил коровник, трудился в огороде.
Летом в Абрамцеве жили семейства Кончаловских, артиста Вишневского, Григорова, заместителя Троцкой, сама Наталья Ивановна тоже бывала и живала под крышей мамонтовского дома. Проводили здесь лето издатели Сабашниковы, профессор Шамбинаго, композитор Сергей Никифорович Василенко, чья опера «Сказание о граде великом Китеже» ставилась Частной оперой.
Дочь Веры Саввишны Елизавета Александровна Чернышова в своих записках поминает добрым словом это благополучное время: «В Абрамцевской церкви в праздники бывала служба и наш хор процветал. Мы даже пели венчание Леонида Леонова, который женился на дочери Сабашникова. Помню, что на свадьбе были И. С. Остроухов и Г. А. Рачинский».
Но приведем еще один отрывок из воспоминаний Чернышовой, которые написаны были в Якутии, в ссылке:
«Милое, милое Абрамцево! Мог ли другой дом быть более уютным, родным, теплым, чем этот старый дом!..
И вот что вспоминаю я сегодня. Прошло с тех пор ровно 42 года. Была глухая, темная, бесснежная осень 1925 года. Земля замерзла, но не покрылась снегом. Ночи стояли темные и мрачные. В такую ночь раздался резкий стук в дверь дома. Обыск…
Чужие, чуждые люди пришли за моим отцом. Зажгли убогие керосиновые лампы, началось хождение по темному холодному дому. Мы жили тогда в разных концах дома, отапливались отдельные комнаты – оазисы. Музей занимал большую часть низа и на зиму был закрыт. Обыск…
Что может быть отвратительнее враждебных, чужих глаз и рук, имевших право пересматривать все самое дорогое и заветное. Кто не испытал этого, тот не поймет всей унизительности, которую чувствует человек при виде этих рук и глаз, проникающих в его жизнь…
Ночь на исходе. Люди кончили свое „дело“. Отец готов идти. Почему-то в памяти не сохранились минуты прощания в эту ночь. Может быть потому, что мне разрешили проводить отца до станции Хотьково. Мы идем по такой знакомой, замерзшей дороге в Хотьково. Сколько раз ходили мы вместе, вдвоем, в столь любимый нами Хотьков-монастырь. Папа всегда впереди, высокий, легкой и быстрой походкой, я за ним почти вприпрыжку и тоже легко и радостно.
Хотьково мне второй родной дом. Как любили мы монашеское стройное пение, чинность службы, необычайную чистоту сияния в храме. В эту ночь мы шли молча, окруженные совсем чужими людьми. Вот и станция. Сидим в столь знакомом с детства станционном „зале“. Молчание. Проходит поезд из Сергиева Посада. Я отхожу в сторону. Что в это время на душе…
В этот день, вернее, в эту темную, мрачную, ноябрьскую ночь отец ушел из дома навсегда, а для нас ушел из жизни родной, милый Абрамцевский дом. Все, что было после этой ночи, было как бы тяжелым эпилогом нашего милого Абрамцева…»
В 1926 году собралась гроза и над головой Александры Саввишны. Вот документ – первая туча этой грозы: «По мотивам, Вам, надеюсь, известным, МОНО назначает нового заведующего усадьбой т. Смирнова. Ни в какой мере не желая терять Вас для музея-усадьбы, мы предлагаем Вам остаться при музее в должности коменданта (по штату, официально), а фактически научным сотрудником и экскурсоводом. Теперешнего коменданта придется уволить».
Читаем в записках Чернышовой о новом хранителе музея: «Это был весьма пожилой человек, совершенно чуждый искусству, да и вообще чуждый культуре, но зато ярый атеист, священник, снявший сан и приехавший с Дальнего Востока.
Первое время он опирался на тетушку и от нее черпал кое-какие знания, на которые он был способен. Но наступил момент, когда она стала ему не нужна и 21 мая 1928 года ее арестовали. Это было под Николин день, когда в Сергиевом Посаде (Загорске) и Хотькове были изъяты сотни людей.
После недолгого пребывания в Бутырках, тетю Шуру освободили с обязательством немедленно, не побывав в Абрамцеве, выехать за пределы Московской области. Мы были в большом горе, получив известие об ее аресте. Я, конечно, не находила себе места. Оторванность, отдаленность, невозможность знать и принимать участие в ее судьбе были мучительны… Тетя Шура, выйдя из тюрьмы, уехала к брату своему Всеволоду Саввичу в Тульскую область…»
Нависла беда и над самим музеем.
«Нам стало известно, что президиум ВЦИКа решил изъять подмосковные музеи-усадьбы из ведения Главнауки и передать их в соответствующие Исполкомы, вводя их таким образом в число местных музейных учреждений, – бросились на защиту Абрамцева Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Нестеров, Остроухов. – Между тем Абрамцево никак не может быть причислено к этой категории учреждений ввиду его общенародного и художественного значения.
В своем культурном прошлом Абрамцево имеет два периода, которые и создали его известность: период литературный и период художнический. Первый тесно связан с именами Гоголя, Тургенева, Щепкина и С. Т. Аксакова, около которого здесь собирались многие литературные силы того времени… Второй период связан с именами художников: Репина, Поленова, Антокольского, Виктора Васнецова, Серова, Сурикова, Нестерова, Е. Поленовой, Левитана, Ап. Васнецова, Коровина, Врубеля, Остроухова и др., которые объединялись вокруг С. И. Мамонтова. Наконец, в недавнее время в Абрамцеве много работал П. П. Кончаловский…»
Приходится сказать правду и о народе нашем. Вот две выписки из донесений директора музея Смирнова в Музейный отдел МОНО.
«21 марта я был на сходе в деревне Мутовках, которая ранее наиболее враждебно относилась к Абрамцевскому музею. Беседа продолжалась более двух часов. Крестьяне выразили свое неудовольствие на высокую аренду за луг, принадлежащий музею».
«28 марта. Сегодня музей посетили представители Уездного Комитета ВЛКСМ и заявили мне, что в Уездном исполкоме решено ликвидировать Абрамцевский музей к 1 мая и передать ВЛКСМ для дома отдыха на 70 человек».
Появились публикации на тему: нужен или не нужен Абрамцевский музей? В Сергиевской газете «Плуг и молот» в заметке, подписанной псевдонимом «Местный крестьянин», читаем: «Было бы целесообразней, чтобы ценности музея были переброшены в другое место – город: все равно на такие ценности, как „святые“ картины знаменитых художников, находящиеся в церкви на „царских вратах“, крестьянство внимания не обращает».
И пошла распродажа имущества церковной усадьбы, разворовывали мебель в музее, исчезали, разобранные по бревнышкам, сараи, службы.
В 1932 году музей был закрыт, усадьбу превратили в дом отдыха творческих работников.
Восстановили же музей только после Великой Отечественной войны.
2
Нам остается рассказать о прямых потомках Саввы Ивановича Мамонтова. Сергей и Александра не дали побегов на древе рода. Дети Веры Саввишны Самариной оставались в России, а вот сын Всеволода Саввича Андрей, совсем юноша, гимназист, попал на юг страны. Когда врангелевский Крым пал, поток беженцев увлек Андрея, и он очутился сначала на Кипре, а потом в Югославии.
В 1948 году семейству Андрея Всеволодовича пришлось снова испытать судьбу гонимых. Спасаясь от ареста, Мамонтовы бежали в Австрию, а из Австрии перебрались в Аргентину. Далеко Серебряная страна от Белой страны, но Россия жила в этих людях. Дочь Андрея Всеволодовича Елена Хасанова преподавала в одной из школ Буэнос-Айреса русский язык. Ставила для детей спектакли на русском языке, сама сочиняла пьесы, используя русские сказки. Ее брат Савва высшего образования не получил, но он владел французским, немецким, испанским, английским и русским языками. Работал в американских фирмах, продавал оборудование для горной промышленности. Женился Савва Андреевич на русской дворянке Татьяне Петровне Веревкиной. Ее прадед был губернатором Литвы, дед – комендантом Петропавловской крепости.
У Саввы Андреевича и Татьяны Петровны три сына. Младшие осели в Соединенных Штатах. У Андрея – туристическая фирма, Александр – геолог. Старший – Сергей Саввич – совладелец строительной фирмы в Патагонии, одно время жил в Москве, один из основателей Палаты Российского предпринимательства.
Любопытно, что через несколько поколений Мамонтовы кровно породнились с Арцыбушевыми. Андрей Саввич женился на Надежде Константиновне, праправнучке компаньона Саввы Ивановича, Константина Дмитриевича Арцыбушева.
Пути Господни воистину неисповедимы.
3
Последнее слово наше в этой книге будет о чуде Абрамцева. Абрамцево – чудо, ибо это земля святого Сергия Радонежского, его отца и матери, святых Кирилла и Марии.
Это дом, где русское слово было почитаемо, как святыня, и где снизошли великие откровения на великих русских художников.
Мне, автору этой книги, довелось прийти сюда в студенческой юности. День был осенний, дождливый, но покинул я Абрамцево полный восторга. Я не понимал тогда, что, войдя в дом Аксакова и Мамонтова, я вошел в свет и ушел, наполненный светом. Но я унес с собой тогда простую и ясную мысль:
Я рожден русским. И слава Богу!
И многие приходят в этот дом.
И многие еще придут.
Поколение за поколением.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Мать С. И. Мамонтова – Мария Тихоновна.
Отец С. И. Мамонтова – Иван Федорович.
С. И. Мамонтов.
Савва Иванович с женой Елизаветой Григорьевной (в девичестве Сапожниковой).
Сергей Мамонтов.
Андрей Мамонтов.
Вера Мамонтова.
Шура Мамонтова.
Елизавета Григорьевна Мамонтова.
Савва Иванович с дочерьми Верой и Шурой.
Абрамцево: главный дом и кухня.
В кабинете С. И. Мамонтова в доме на Садово-Спасской. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. 1880-е гг.
В Абрамцеве. Сидят: В. А. Серов, И. С. Остроухов; стоят: С. С. Мамонтов, М. А. Мамонтов, Ю. А. Мамонтов.
Абрамцево: флигель «Мастерская». Архитектор В. А Гартман. 1873 г.
П. А Спиро и В. А. Серов в Абрамцеве.
С. И. Мамонтов, К. А. Коровин и другие в салон-вагоне С. И. Мамонтова.
Елизавета Григорьевна с дочерьми Верой и Шурой. Начало 1890-х гг.
Абрамцевская церковь Во имя Спаса Нерукотворного. Строительство завершено летом 1882 г.
С. И. Мамонтов. Портрет Е. Г. Мамонтовой. 1874 г.
В. Д. Поленов. Обложка для книги «Хроника нашего художественного кружка». 1894 г.
С. И. Мамонтов среди художников. 1900 г.
В. Стасов.
Павильон «Крайний Север» на Нижегородской выставке.
И. Е. Репин. С. И. Мамонтов.
С. И. Мамонтов. Портрет В. Д. Поленова.
С. И. Мамонтов. Портрет В. М. Васнецова.
Надежда Забела в роли Снегурочки в опере Римского-Корсакова «Снегурочка».
Т. С. Любатович – Кармен («Кармен»).
Н. А. Римский-Корсаков.
А. К. Бедлевич – Кончак («Князь Игорь»).
Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного («Псковитянка»).
Ф. И. Шаляпин и Иола Торнаги.
Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов.
Ф. К. Артеменков, С. И. Мамонтов и А. С. Мамонтов в мастерской в Абрамцеве. 1880-е гг.
С. И. Мамонтов с внуком Андреем и сыном С. С. Мамонтовым.
И. Е. Репин. Портрет С. И. Мамонтова.
С. И. Мамонтов в скульптурной мастерской. Хутор на Бутырках.
С. И. Мамонтов с дочерью Александрой. Хутор на Бутырках.
С. И. Мамонтов. Хутор на Бутырках.
И. Е. Репин. Портрет С. И. Мамонтова.
В. Д. Поленов. Речка Воря. 1880 г.
В. Д. Поленов. Осень в Абрамцеве.
В. Д. Поленов. Заросший пруд.
И. Е. Репин. Портрет Е. Г. Мамонтовой.
Е. Д. Поленова. Аллея ранней весной. 1887 г.
Е. Д. Поленова. У опушки леса. Купальщицы. 1885 г.
В. А. Серов. Девочка с персиками.
В. М. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой. 1896 г. Верочке уже 20.
В. М. Васнецов. Алеша Попович (фрагмент картины «Богатыри»). А позировал Дрюша.
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею (фрагмент).
К. А. Коровин. В лодке. 1888 г.
К. А. Коровин. Портрет Т. С. Любатович. 1880-е гг.
М. А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 г.
М. А. Врубель. Пан.
В. И. Суриков. Меншиков в Березове.
В. И. Суриков. Дорога в Хотьково. 1884 г.
В. Д. Поленов. С. И. Мамонтов и П. А. Спиро у рояля.
М. А. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С. И. МАМОНТОВА
1841, 2 октября– родился в Ялуторовске, Тюменской области, крещен 9 октября.
1852 – 1859—учеба в Петербургском Институте корпуса горных инженеров и во 2-й Московской гимназии. Выпушен «как не окончивший полного курса».
1859—поступает в Петербургский университет и переводится на юридический факультет МГУ.
1862—спасая от репрессий, отец отправляет Савву в Баку клерком Закаспийского Торгового Товарищества. Работа в Шахруде.
1863 – возглавил торговый караван до Мешхеда. Возвращение в Москву. Зимой отправлен в Милан учиться торговать шелком. Берет уроки пения.
1865, 25 апреля– венчался с Елизаветой Григорьевной Сапожниковой.
1867, 4 апреля– родился сын Сергей.
1868, 19 мая– родился сын Андрей.
1869, 19 августа– скончался отец Иван Федорович Мамонтов, строитель железной дороги от Москвы до Сергиева Посада.
1870, 23 марта —приобретение у дочери Аксакова Софьи Сергеевны имения Абрамцево.
1871, 15 октября– родился сын Всеволод.
1875, 20 октября– рождение Веры Саввишны.
1878, 3 мая– родилась дочь Александра, имена детей составили САВВА.
1878 – сдана в эксплуатацию Донецкая дорога.
1881 – строительство в Абрамцеве храма во имя Спаса.
1884, осень– основана Частная опера.
1885, 9 января– Театр Кроткова представил «Русалку» А. С. Даргомыжского.
1886 – Поленов пишет в кабинете Мамонтова картину «Христос и грешница».
1887, август —в Абрамцеве Серов пишет «Девочку с персиками».
1890, май —Врубель пишет в кабинете Мамонтова «Демона».
1894 – Мамонтов подает С. Ю. Витте, министру финансов, записку о богатствах Севера, о железной дороге на Архангельск.
1896, 14 мая —первое выступление Ф. И. Шаляпина в Мамонтовской опере в Нижнем Новгороде – партия Сусанина в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».
1896, 28 мая– Николай II посетил Нижегородскую выставку, павильон «Крайнего Севера», устроенный Мамонтовым.
1897, 29 мая– статья Н. Г. Гарина-Михайловского о проекте строительства ж.д. от Томска через Барнаул, Семипалатинск, Верный до Ташкента, 2 тыс. верст. Стоимость 150 миллионов рублей.
1897, осень– закончено строительство дороги Москва – Архангельск.
1899, сентябрь– интригами Витте С. И. Мамонтов заключен в Таганскую тюрьму.
1900, 3 июля —суд оправдал Мамонтова, но он разорен: акции, имения, дом в Москве и все картины проданы.
1908, 25 октября– умерла Е. Г. Мамонтова.
1915, 22 мая– статья В. М. Дорошевича о стратегическом значении дорог, построенных Мамонтовым.
1918, 29 марта– умер С. И. Мамонтов, похоронен в Абрамцеве.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Дневники С. И. Мамонтова и Е. Г. Мамонтовой. Письма. Документы.
Неопубликованные рукописи. Архив С. И. Мамонтова. ЦГАЛИ.
Мамонтов С. И.О железнодорожном хозяйстве в России. – М., 1909.
Мамонтов В. С.Воспоминания о русских художниках. – М., 1950.
Мамонтов Платон. Воспоминания. Рукопись.
Абрамцево. История музея в документах и фактах 1917–1930 годы. Вып. 3, 1990, М.
Музей-заповедник «Абрамцево»: очерк-путеводитель. – М., 1984.
Белоглазова Н. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. – Л., 1980.
Бурышкин П. А.Москва купеческая. – М., 1991.
Думова Наталья.Московские меценаты. – М., 1992.
Валентин Серов в переписке, документах и интервью. – Л., т. 1, 1985; т. 22, 1989.
Витте С. Ю.Воспоминания. Т. 1–3. – М., 1960.
Гарин-Михайловский Н. Г.По поводу Архангельской дороги // Новое время. 1897. 12 июня.
Коган Д.Мамонтовский кружок. – М., 1970.
Константин Коровин вспоминает. – М., 1971.
Коровин Константин. Жизнь и творчество. – М., 1963.
Копшицер М.Валентин Серов. – М., 1967.
Копшицер М.Мамонтов. – М., 1972.
Никонова И.Нестеров. – М., 1979.
Нестеров М.Письма. – Л., 1988.
Поленов В.Письма.
Репин И. Е.Письма к писателям и литературным деятелям. 1880–1929. – М., 1950.
Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. 1869–1930. – М., 1952.
Римский-Корсаков Н. А.Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1932.
Россихина В. П.Оперный театр Мамонтова. 1985.
Салина Н.Жизнь и сцена. – Л.; М., 1941.
Сахарова Е. В.Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания. – М.; Л., 1948.
Соколова О. И.Сергей Васильевич Рахманинов. – М., 1984.
Стасов В. В.Избранные сочинения. Т. 1–3. – М., 1952.
Шаляпин Ф. И.Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. – М., 1989.
Шаляпин Ф. И.Сборник в 3 т. М., 1976–1979.