Текст книги "Волжане (СИ)"
Автор книги: Андрей Архипов
Жанр:
Альтернативная история
сообщить о нарушении
Текущая страница: 22 (всего у книги 22 страниц)
– А к другим? К германцам? К остальным славянам?
– Не знаю, Бакейка. У лужичан нет выхода на Балтику. Вагры будут рядом с тобой и входят, собственно, в ободритский союз. Лютичи вместе с саксонцами против бодричей всегда выступали, и к ним соваться до поры не следует… Кто еще? Руяне? Поморяне? Это тоже наша зона ответственности, но про этих мы доподлинно ничего не знаем, разве что на них сильно давят ляхи. Смотри сам, а точнее вместе со своей командой и советниками. Помни, что все эти племена могут стать союзниками, но и врагами тоже! Те же кичливые ляхи ими уже практически стали, на русские земли с набегами наведываясь. Тесно им всем там, вот и грызутся меж собой, да и на нашу отчизну покусятся, дай только срок!.
– ...срок и соизволение ихнего папы пойти крестовым походом против схизматиков и язычников, – вновь как по-по-писаномудополнил его Бакейка. – Помню, батя говорил. А главная задача в чем? Не моя, а вообще? Наша?
– Ну… – Иван рокотнул,и полез пригоршней в затылок. – Объявить, к примеру, что на востоке есть обетованные земли равенства и справедливости, где все живут по правде, и где каждый имеет крышу над головой, кусок хлеба на столе и спокойствие в сердце. У нас, мол нет войны, и, незнакомец не шарахается от вас как от прокаженного, а делится последним…
– Ага! Вот бы так на самом деле!
– А что? Красивая легенда! Главное, ее не развенчивать, а они сами додумают все что захотят! Елея при случае не жалей, при нужен постоянный приток беженцев, благо что желающих найдется предостаточно. Воины, эпидемии, свара меж христианами и язычниками, сия чаша у них в Поморье до краев наполнена! Первым говори, что мы их веры, вторым… то же самое, что недалеко от правды. Помни лишь все время, что католики практически разошлись с православными, и вскоре объявят нас большими врагами, нежели даже мусульман, так что относись соответственно. Это не единоверцы! Ну и все остальные предосторожности, естественно… баня, стирка, карантин на две недели. Так что кроме самого торгового двора нужен еще целый комплекс зданий и желательно подальше от города с укромной бухтой. Откупите какие-нибудь охотничьи угодья на побережье с хорошим подходом…
– Понятно, батя то же самое говорил, но другими словами. А еще что?
– Как максимум, приобрести землю в ветлужскую собственность, оформив все это письменно, и желательно у императора римской империи, чтоб ее черти разорвали. Не помню, кто у них там сейчас? Лотарь, что ли, или он еще пока герцог Саксонский? Разберетесь! Начинайте с малого, исследуйте окрестные земли, посетите руян и их былинный остров Буян, где, как многие говорят, еще поклоняются славянским богам. Записывайте легенды, говорите со старожилами… Возможно многие из летописных варягов Рюрика пришли с тех мест и их родословная поможет нам доказать наше право что-то там приобрести.
– Выкупить? Но в любой момент можно все это потерять! Сам говорить, здесь одни дрязги и воины!
– Пусть так, но любую потерю мы не признаем и когда-нибудь вернем все обратно, пусть и не скоро! Кстати, для сбора некоторых доказательств придется раскрыть мошну и кое-кого хорошо «подмазать»… Не удивляйся, ради державы и не на такое пойти можно, главное, чтобы к нам зараза эта не перекинулась! А потому разграничивай такие купленные «бумажки» и истинную историю. Да и о текущей обстановке не забывай! Ежедневно веди дневники, пересылай нам копии, все сведения обязательно шифруй… Ты не один будешь этим заниматься, но помни, что именно твои сообщения могут раскрыть нам глаза на какую-нибудь подлянку!
– А для чего нам земли западного Поморья? Зачем в их гадюшник лезть? Только ради беженцев?
– Не только. Во-первых нужно хоть как-то влиять на местную политику, иначе здесь вырастет достаточное количество желающих поискать сладкий кусок на востоке, и поколения наших потомков будут постоянно ощущать тяжелую поступь наследников развращенного Рима. Не стесняйтесь доказывать свой блеск и силу! Помогайте исподволь мелим славянским племенам не исчезнуть с лица земли под натиском германцев и ляхов! Любыми способами!
– Совсем любыми? – недоуменно поднял брови домиком Бадейка.
– Не мешай свою честь с грязью, иначе сам себя будешь презирать, а в остальном.
– Я понял тебя, дядя Вань! – вновь серьезно кивнул "племянник», – Но
это было во-первых… А во-вторых?
– Нужно готовить следующий шаг не запад. Шагнем, конечно, не скоро и не только через Балтику, но и по северному пути, но двинемся обязательно! Правда, для того чтобы пройти над Скандинавским полуостровом, сначала нужно проторить путь к нему через наших поморов. Они, конечно, ходили в Садум, но то они…
– Торить именно через Биармию, оно же Заволочье? Там ведь и новгородцы обосновались и суздальцы начали лезть…
– А как иначе в Ледовитый океан попасть? Из Камы в Печеру путь застолбить, где практически никого нет? – Иван задумался, но решительно повел головой. – Нет, пока булгарцы нам свободный проход через низовья Камы не дадут, туда волоками с Вятки или Чепцы лезть придется, а это лишняя морока. Кроме того в Печеру и через Вычегду можно попасть. А уж учитывая, что там нефть около Ухты на поверхность чуть ли не ручьями выходит туда мы обязательно пойдем, но… Но все равно идти Заволочьем и его осваивать. Однако дело уже сдвинулось.
– Правда?
– Точно тебе говорю. В крепость Гусман, что мы, Подосиновцем зовем, северные русы нас допустили, да еще и к Гледену отправили своих воев в помощь Кию, дабы те помогали ему защищать наших переселенцев. Там, кстати, Завидка со своим мишкой хозяйничает...
– Хи-и-и… – пробило на ехидные хохотушки Бакейку. – Представляю как!
– Тут и представлять не надо! Только ругаться самыми, последними словами. Ну, вот как назвать то действо, что Завид Костянтиныч там учинил? Ходит со своим медведем по весям, да ясак ему в коробушку грибами и ягодами собирает, посадника высмеивает! Скоморох!.. Мне уже не раз новгородцы обиду высказывали за забавы такие! Ну да ладно, глядишь, обойдется. Все-таки их поборы с местных мы перехватывать не пытаемся, иным живем, а ссориться с собственным купцом из золотой сотни только из-за того, что его сынок кого-то невзлюбил… чревато! Так что, надеюсь, скоро окрепнет там наш городишко, что Великим Устюгом будет зваться…
– Устюгом?
– Устье реки Юг при слиянии ее с Сухоной, то есть Усть-юг. А уж Великим мы его сделаем!
– А зачем нам этот городок?
– Чтобы ни суздальцы, ни новгородцы не перерезали нам путь по Северной Двине к Белому морю! Союзники они нам, но… еще и соперники пока! Тот же посадник новгородский Гюрята Рогович своих отроков посылал к югре полтора десятка лет назад, да и погосты у Новгорода на Северной Двине уже есть! Северные русы такой орде на один зуб, да и мало их! Хорошо, что сами они это понимают, потому и пошли нам навстречу во всех наших начинаниях, а уж учитывая общие прииски на Урале и то, что мы их от влияния, булгар слегка изолировали… Так что придется новгородцам с нами договариваться о совместном освоении Севера, благо мы им об этом ежечасно толкуем. А для большего внушения еще и в северодвинском устье городок поставим чтобы место застолбить!
– И уже знаешь, как назовут?
– Знать не знаю, но предложили Архангельском… В общем, надеюсь, что торговую экспедицию в те места мы снарядим и разведаем там все вплоть до Варяжского залива и самой северной оконечности нурманской земли, где еще предки наших поморов хаживали и дань брали. Возможно, и новгородцев в сей поход привлечем, ну да все эти планы решаемы только после того, как справимся с неурожаем, ныне все суда заняты.
– А куда в итоге ступим? На Оловянные острова?
– Ха!.. Нет, не справимся. Ты рассуждай логически, Бакейка. Чтобы одолеть бросок к новому континенту, нам необходимы земли, в которых мы могли бы переждать шторма и пополнить запасы. И все. Сражения в обязательные условия не входят! Поищем что-нибудь не столь заселенное в округе, хотя и там проблем наверняка будет хватать…
– Тогда Эрин?
– Ирландия? Тоже крепко заселенный остров… Думаю, для начала надо просто выкупить подворье на Готланде. Еще в качестве гаваней нам может подойти остров Буян, Он же Рюген, про который я тебе уже говорил. А как самый последний шажок, Исландия или, как говорят у вас в школе, «Страна Льдов». Она и для балтийского пути подойдет, и для северного.
– Да какая же она ледяная, если теплее чем у нас! А что дальше? Поплывем к «Зеленой земле» или махнем сразу в «Виноградную страну»?
– Ну… к Гренландии, по-моему, не подступишься из-за плавучих льдов, но таки да, погост там надо организовывать, благо других пришлых там не должно быть или мало их. А вот с Заморьем или той же Америкой, которую ты почему-то по скандинавски назвал, мне кажется спешить не надо. Там надо сразу высаживать большими силами. Так что сначала доберемся до Медвежьего острова, Груманта, закрепимся на Исландии, освоимся с морскими просторами… А вообще об очередности наших шагов как раз с Ишеем и говори, его епархия.
– Но ведь все равно придется сражаться!
– Наверное. Куда-то мы придем с миром, где-то придется обнажить мечи… Тут ведь, вот в чем вопрос… Мы же не для того на эти земли ступить хотим, чтобы чьи-то богатства к рукам прибрать, а потом местных обманом заставить на нас работать поте лица! Ты же знаешь наши правила… Мы делаем вложения и находим пути сбыта, а вся прибыль пополам! Хочешь все сам? Да за ради бога! И в правах мы никого не ущемляем! Хочешь, живи по своим законам, а нет желания, принимай ветлужское, а точнее уже поволжское подданство.
– Но ведь сестрички бесплатно лечат только тех, кто живет по нашей правде, и школы без денег учат только своих?
– И амбары с продовольствием на лихую годину только для тех, кто туда что-то свозит… Нет, бывают исключения, как здесь, в Новгороде, но опять же мы с них за это кое-что взяли и не факт что это только свободный проход и беспошлинный провоз! Просто они этого еще не понимают!
– То есть мы делаем все, чтобы местный народ к нам потянулся и в итоге земли стали нашими? – совсем по-взрослому переспросил Бакейка и поправился. – То есть нашими общими?
– Вот именно, правильное уточнение! А вообще, бессребреников среди нас нет мы прямо говорим, что одна из нашим целей – колонизация новых земель и освоение их богатств, однако применяемые для этого методы… В них, Бакейка, все упирается!
– То есть мы белые и пушистые? – недоверчиво хмыкнул воеводский сын, не понаслышке знающий о том, как ведутся государственные дела.
– Ни в коей мере. В чем-то даже жестокие. Народные традиции каждого народа всемерно поддержим, но обособленные национальные анклавы, что могут привести к раздорам и войнам, разгоним вплоть до вытеснения таких племен за наши границы. Язык – один, точнее один общий. Религия… тут я не советчик, поскольку на самом деле не верую ни в бога, ни в черта, а лишь в разум окружающих меня людей, но многие требуют того же. Право голоса надо заслужить, а не получить на халяву. Многое в жизни жестко упорядочено, а во главе государства может встать лишь ратный по сути своей человек. Однако каждому на новых землях мы даем не только право на выбор пути, которому он хочет следовать, но и право на жизнь, что не так уж и мало по нынешнему времени… Возможно, данное утверждение как-то входит в противоречие с прежними моими словами, ну так я вообще человек непростой…
– Э… Но как я понял, дядя Вань, колонизация это только одна из целей?
– Конечно, их много. Самая главная из них – построить справедливое общество, кто бы что под этим не понимал, А о второстепенных мы с тобой уже говорили. О той же промышленности и обустройстве жизни людей. Без крепкого тыла никакой колонизатор ничего не сможет сделать, ибо не будет у него ресурсов! Именно потому большая часть нашей работы направлена на внутренние проблемы, а не внешние. Отец твой, к примеру, так власть на местах пытается выстроить, чтобы та излишнего пригляда за собой не требовала. Дядя Слава с Вовкой и Радкой университет создают…
Ну, это громко сказано, но самых талантливых школьников они туда собирают, чтобы прогресс не застрял на тех знаниях, что некоторые с собой из дальних земель принесли.
– Ты про Тимкиного отца!
– Про него. У дяди Коли до сих пор этих самых знаний хоть ж… в общем полно. Только он их никак не реализует! По сию пору свой двигатель до ума не доведет! Все танцы с бубнами вокруг него закладывает, да во время отдыха от этих плясок дороги пытается строить…
– Зато сколько у него учеников!.. А ты? Будешь лишь военными делами заниматься?
– Не только ими, – Иван задумчиво улыбнулся и пояснил. – Еще, как бывший лесник, постараюсь не дать упомянуть лицам разрушить во время их строительства матушку природу нашу! А то, представляешь, вышел как-то раз из дома, а у меня прямо под носом, в сосновом бору, где детишки играют, какие-то сра… нехорошие землемеры фундамент пытаются просчитать под новый заводик. Ох, полетели клочки по закоулочкам! Пришлось нам тогда с дядей Славой батьке твоему шутя по тыкве настучать, а то ради своих фабрик его мастеровые скоро о людях перестанут думать…
– Помню, лай тогда на всю округу стоял… Бакейка тяжело вздохнул и завистливо произнес. – Хорошо вам! Вы вместе! А мы с Тимкой и Мстишей в одиночестве пути во вне прокладываем.
– Во-первых, тебя никто неволить не будет, если захочешь возвратиться назад! А во-вторых, вы не одни! Оглянись, как следует. Кто-то из твоих сверстников уже в Царьград плавает юнгой, кто-то на уральские реки в разведку учеником геолога ходит! – развел в стороны руки Иван. – Но таки да, именно вам, молодым, выпала эта завидная судьба! А мы уже старенькие! Детишек растим, с клюкой ходим, песок за собой совочком подбираем…
– Ну-ну, дядь Вань, не прибедняйся! Говорят, старый конь борозды не портит! – Бакейка хитро улыбнулся, но на всякий, случай отодвинулся подальше от своего дядьки. – Это я про Важену… Батя сказал, вы третьим скоро разродитесь?
– Ну… Могем еще, – залихватски подкрутил свой ус Иван, но сразу же смущенно перешел на другую тему. – Ты всегда помни, Бакейка, что за твоей спиной не просто какая-то абстрактная родина, а мы! Отец, мать, дядья названные, братья и сестрички… Нас немало и в случае нужды мы и поможем и приветим всячески, только свистни!
– Знаю, дядя Вань, но...
– Что но? Что нос повесил!
– ...но мы, наверное, долго не увидимся, – увернулся от шутливого щелбана Бакейка. – Тимка мне уже давно сказал, что моя судьба идти на запад, а его на восток! Он шагнет через Урал, доберется до края континента, а потом пересечет океан и достигнет далекого материка. А я должен переплыть Атлантику, а уж потом и Заморье галопом проскакать. И встретимся мы с ним на Тихом океане! Или где-нибудь в бескрайних степях, по которым бродят бесчисленные стада диких бизонов!
– Ох, уже этот Тимка! – потрепал за вихры мальчишку Иван. – Тебе, наверное, лет восемь или девять в то время было, вот он и баловал тебя сказками… Сейчас бы ему с булгарами в очередной раз договориться, опять пошлины на извоз товаров в Хорезм вздумали выставить, мол дорого им встает охранять дорогу поволжскую! А то мы с них хотя бы медную монету берем за то, что они по нашим землям шляются! Да и на западной Двине полочане норовят мзду с нас начать лупить, как ни прижимают их Мономашичи. А уж что в Крыму творится и сумеет ли Мстиша с казаками Прастена там закрепиться!..
Лишь бы не случилось предсказанное тобой монгольское нашествие… Думаешь справимся? А Тимка за Уралом с ним не столкнется?..
– Не столкнется, – улыбнулся Иван, успокаивающе похлопав встревожившегося мальчишку по плечу. – Он лесами пойдет, а монголы степью, да и вряд ли это Произойдет при вашей жизни!
– Но все равно они придут к нам за добычей?
– К тому времени мы станем ощутимо сильнее, так что умоются кровью. Не погасим их пыл, так хоть направим его чуть южнее, на ту же Малую Азию. Пусть турков и арабов на крепость проверяют…
– А Мстиша их расколошматил бы, я уверен! Ему же судьба выпала юго-западные рубежи покорять! Таврику, Предкавказье и сам Царьград!
– Это тебе тоже Тимка сказал? – насторожился Иван. – А случаем про юго-восточные пределы он не заикался?
– Про Хорезм? Было дело… – ничуть не смутился Бакейка. Это направление он поручил Прошке и Андрейке. Идти им по Хвалисскому морю на его полуденные берега и прокладывать путь к Индии… А еще он поручил хлопцам подумать, как выкопать канал до запив э…
– Персидского?
– Точно! Если каналом соединить две реки, то можно будет прямо на кораблях в эту самую Индию ходить! А там слоны, тигры… Жаль, что все это случится не скоро!
– Ну, Тимка, ну паразит, добрался таки до моих… – Иван осуждающе покачал головой, и резко сменил тему разговора. – Эх, Бакейка думаю, что похождений на вашу долю выпадет предостаточно! Никакой жизни не хватит, чтобы все сказки Тимкины привести в исполнение! И это при условии, что никто нам не будет вставлять палки в колеса на пути в Заморье!
– А будут!
– Еще бы…– хмыкнул Иван. – Одни Оловянные острова чего стоят. Именно с ними нам придется бороться за владение морем. И миром. Это враг, Бакейка, у которого в мыслях лишь власть и золото… А ты говоришь, галопом! Там, где мы водрузим свой флаг, должна быть построена такая оборона, чтобы никто к нам даже не думал сунуться! И люди, там проживающие, тоже должны быть за тебя! И не просто за тебя, а...
– За тебее? – хохотнул Бакейка.
– Они должны принять твой язык и думать как ты, пусть и останутся приверженцами своих традиций, – не принял шутливый тон Иван, – иначе, как только сменится поколение, наша держава рассыплется как карточный домик! И нас должно быть много, иначе мы просто растворимся на бескрайних просторах земли! И наши идеи тоже! А потому... помнишь еще начальный школьный лозунг?
– Народосбережение, учеба, труд и опять, народосбережение! Ох, все это долго… и наверное, трудно!
– Конечно, но как иначе? Надо трудиться и дерзать, ибо если лежать на завалинке и слушать сказки о чужих приключениях ограничиваясь лишь этим, то точно ничего не произойдет! Никогда!
Конец книги