Текст книги "Публицистика (СИ)"
Автор книги: Андрей Ходов
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 30 (всего у книги 30 страниц)
Короткий экскурс в этологию, который я сделал выше, приведен тут для того, чтобы было понятно, что с человеком не так все просто, как представлялось теоретикам коммунизма. Нельзя сказать, что они вообще ничего о человеке не знали. В конце концов, за тысячелетия человечеством был накоплен огромный массив эмпирических данных по этой проблеме, пусть и плохо систематизированный. Особенно у жреческих корпораций, в том числе и у христианских церквей. Уж они-то точно знали, что за свинья человек, но делиться своими наработками с широкой общественностью не спешили. Должно быть, попы обхохатывались, читая глубокомысленные рассуждения коммунистов-утопистов по построению справедливого общества. В особенности католические, которые старанием отцов-иезуитов даже несколько масштабных социальных экспериментов на эту тему провели, например в Парагвае. Утописты тоже не только теоретизировали, но и пытались реализовать свои идеи на практике, то есть создавать действующие коммуны. Эти коммуны долго не протянули, стабильно распадались. Был сделан вывод, что делу коммунизма мешает окружение эксплуататорского общества, сбивающее коммунаров с пути истинного, ну и родимые пятна этого самого эксплуататорского общества в сознании самих коммунаров. В общем, нужна революция, нейтрализующая влияние эксплуататоров плюс некоторый период времени на выведение "родимых пятен". Ну, как Моисей евреев по пустыне сорок лет водил, пока не умер последний, познавший рабство. Или, как вариант, набрать малолетних детей (чистые листы) и с детства воспитывать их в нужном ключе. Такое тоже предлагалось. Идея не новая, опять же известная с античности и благополучно дожившая до наших дней. Даже у Ефремова в "Туманности Андромеды" детей изымают у родителей и воспитывают в специальных интернатах.
При всем моем уважении к мэтру, книгами которого я зачитывался в детстве, могу авторитетно заявить, что в бабах, семейных отношениях и воспитании детей писатель не разбирался от слова "совсем". Однако же совершенно не стеснялся выдавать свои влажные мечты за освещенные авторитетом науки истины. Женщины из его книг имеют к живым женщинам примерно такое же отношение, как кавайные эльфийские принцы из девичьего фэнтези к реальным мужикам. Вот и с интернатами Иван Антонович накосячил. Детям глубоко плевать на глубокомысленные рассуждения социальных теоретиков. Они ничего не знают о современном гуманизме, социальной защите прочих достижениях цивилизации. Дети уверены, что родились стае приматов и руководствуются прошитыми на уровне инстинктов программами. А там, например, прописано, что без родителей ребенок обречен. Единственный шанс выжить, если какая-то потерявшая детеныша самка возьмет его себе. Чужие тети кормят и ухаживают? Откармливают гадины, чтобы сожрать в голодный сезон! Давно замечено, что маленькие дети в приютах зачастую мало едят, чтобы не выглядеть слишком упитанными. Представляете, какие будут у такого ребенка последствия для психики? И вообще, идея проводить социализацию малолетнего звереныша в стае таких же несоциализированных зверенышей изначально выглядит порочной. Чему они друг у друга могут научиться, если у них в голове только инстинктивные установки? Автоматом выстраивается социальная структура стаи приматов, активизируются самые поганые программы из имеющихся.
Нормальная же социализация возможна только в окружении взрослых, желательно в большой, включающей несколько поколений семье. А детские дома традиционно выдают обществу весьма проблемный контингент.
Нет, если нужны янычары, то есть зверье, режущее глотки по приказу, то вот их как раз можно и нужно готовить в интернатах.
В общем, с теоретическим багажом у большевиков были серьезные проблемы. Сейчас модно болтать, что их партия сплошняком состояла из агентов сионизма, мировой финансовой закулисы, рвущихся к власти маньяков и желающих пограбить и понасиловать бандитов. Подобные типажи там действительно имелись, но большинство явно не составляли. Поскольку имеется непреложный факт, что справедливое коммунистическое общество действительно начали строить, да еще и с энтузиазмом. То есть большевики действительно верили, что освободившиеся от власти капитала пролетарии будут рьяно трудиться на благо человечества и заниматься самообразованием, что освобожденные ученые осчастливят мир великими открытиями, что деятели искусства создадут выдающиеся шедевры и тому подобное. Коммуны после революции росли как грибы, их одно время регистрировалось гораздо больше, чем артелей или тех же ТОЗов. И что в итоге? Рабочие – самый прогрессивный класс, ударились в пьянство, прогулы, начали гнать сплошной брак, лениво внимая речам пропагандистов, пытающихся воззвать к их пролетарской совести. Теоретики ведь не знали, что примату не только на хозяина, но и на себя работать влом. Нормальная обезьяна от любой мало-мальски продолжительной работы легко впадает в истерику. С учеными тоже не лучше. Выяснилось, что если раздавать им на исследования государственные деньги пропорционально одухотворенности физиономии и подвешенности языка, то толку для народного хозяйства не будет. А что там отчебучивали всякие "свободные художники" даже пересказывать противно. И вообще, все творческие личности, включая ученых и педагогов, резко ударились в жречество. Мол, мы не просто трудимся, а осуществляем Великое Служение науке, искусству, просвещению народа. То есть дайте нам побольше денег, помещений и прочих ресурсов и пошли вон, профаны! Мы лучше вас знаем, как это служение осуществлять, не лезьте своими грязными лапами к святому. Чтобы никакого контроля, никаких указаний, никаких финансовых проверок, никаких экзаменов. Вы, профаны, все равно ничего в наших делах не смыслите.
С коммунами тоже вышло не здорово, то есть они быстро начали разваливаться. Основная причина развала банальна – склоки из-за размеров трудового вклада. В том смысле, что бесконечно заседать, гордо высказывая собственную позицию и строя глобальные планы, желающих было много, а корячиться на полях кверху задницей – мало. А делилось все поровну, коммуна ведь.
Следовало ожидать. В дореволюционной России в артели группировались люди примерно одинаковых физических кондиций. Ведь в этих предтечах коммун, доходы тоже делились поровну. Допустим, таскает артель мешки. Один выдохся, остановился отдохнуть, все остальные тоже останавливают работу и ждут. Считают, что несправедливо будет делить поровну, если одни работают больше, а другие меньше. Поэтому со временем большинство коммун и выродилось в обычные артели. Итоги неудачного эксперимента подвел Сталин в отчетном докладе семнадцатому съезду ВКП (б). Кто хочет, тот может почитать, там интересно. Скажу только, что в качестве основных причин провала эксперимента с коммунами Сталин называет недостаточный уровень научно-технического развития общества и сознательности людей. Мол, в будущем уровень разовьем, изобилие создадим, сознательность подтянем, тогда и вернемся к коммунам. А пока пусть будут артели, а не "уравниловско-мальчишеские упражнения "левых" головотяпов".
Приходилось слышать мнение, что Сталин предал коммунистические идеалы, и строя свое тоталитарное государство вытоптал ростки нового общества, то есть коммуны разогнал, а коммунаров расстрелял. Ерунда! Было бы что разгонять! Не могу удержаться, чтобы не привести кусок стенограммы заседания комиссии второго всесоюзного съезда колхозников:
"Сталин: Слишком много коммун было. Мы поразились. У нас артели трудно организовать по стране, а у них коммун много. Стали разбираться, в чем тут дело. Мужик так рассуждал: если коммуна, то семена можно поесть, государство даст. Когда ему растолковывали, что даром вам семена не дадут, трудиться нужно и трудиться умело, коммуны распались тогда.
Прапорщиков: У нас с 1930 г. благодаря правительству дало 24 трактора.
Сталин. У вас на Урале было тогда из всех колхозов несколько товариществ по совместной обработке, около 60–70 % коммун и около 25 % артелей. Так было дело. Тогда коммунары думали, что мы землю даром дадим, мясо дадут даром, хлеба даром и все, что угодно. Между прочим, ругались все: с кружками в руках стояли и ждали, пока им молока дадут. Потом чем дальше, тем больше стало коммун. А теперь у вас сколько коммун?
С места: Одна единственная. (Смех.)
Сталин: Так что не будем трогать. Пускай он свою коммуну ведет, пока хватит у него сил, а если потом понадобится перестроить из коммуны артель, никакого вреда в этом нет. "
То есть понятно, что народ понял смысл коммун превратно. В том смысле, что в коммуне будет изобилие всего, раз уж сам Карл Маркс обещал, что богатства волшебным образом польются широким потоком непонятно откуда. А работать необязательно. Не вышло. Люди помаялись, помитинговали, поголодали да и перерегистрировались из коммун в артели.
Дольше всех продержались так называемые "сектантские коммуны". Организованные толстовцами разных толков, тогдашними веганами и прочими блаженными. Ну и настоящими сектантами, начиная от банальных баптистов, кончая изуверами вроде хлыстов и скопцов. В последнем случае явная мимикрия, то есть сектанты просто воспользовались удобной формой для легализации своих общин. Такие "коммуны" и в наше время встречаются – тоталитарными сектами называются. Переписываешь все имущество на главного "коммунара", потом живешь при "коммунизме". Толстовские коммуны продержались несколько дольше, чем основная часть, все же люди там собирались идейные, но тоже ненамного. Забавно, что одной из основных причин краха подобных коммун, по словам очевидцев, являлся такой фактор как "женские дрязги".
А вот "коммуны" настоящих сектантов действительно разгоняли. По аналогичным причинам подобные организации разгоняются и в наше время. То есть, начиная от высокомерного отказа регистрировать устав коммуны в государственных органах (они же считают себя единственными носителями абсолютной истины, что им какое-то там государство) и, кончая отказом посылать детей в школы и вскрывать покойников.
В общем, даже самым идейным стало ясно, что с кондачка коммунизм не построить. Но ведь есть же, есть люди, которые интересы общества ставят впереди своих личных. Которые первыми поднимаются в атаку, которые с энтузиазмом трудятся ради светлого будущего. Которые все, включая жизнь, готовы отдать ради других. На которых все и держится.
Поэтому оставалась надежда, что если несколько поколений людей воспитывать в нужном ключе, то таких станет много и задача будет решена. И это реально делалось!
Кто бы сейчас что не врал про Советский Союз, но эта страна до самой своей гибели пыталась сделать людей лучше. Пусть на излете и по инерции. С самого детства и до глубокой старости гражданам вне зависимости от пола и возраста всей силой государственной пропаганды ездили по мозгам. Мол, давай, развивайся, повышай свой образовательный и культурный уровень. Давай, развивайся, повышай свои физические кондиции. Начинали с детства. Мало уроков в школе, ходи на факультатив. Запишись в кружок. Хочешь модели самолетов строй, хочешь кружева плети. Запишись в секцию и занимайся гимнастикой или боксом. Все бесплатно, только не ленись.
Взрослых тоже не забывали. Мол, давай, не лежи на диване, повышай квалификацию. Не заливайся портвешком, лучше займись туризмом. Базы, маршруты, инструкторы есть, расходы копеечные. Лень лазить по горам и сплавляться на плотах по Чусовой, займись шахматами или запишись в театральную студию и играй в любительских спектаклях. Читай книги, тиражи миллионные. Если нужной книги нет в магазине, так библиотек полно. В крайнем случае, есть читальные залы, там точно найдешь. И так далее и тому подобное.
А толку? Большая часть населения все это пропускала мимо ушей. Ведь лежать с пивом перед телевизором легко и приятно, а работать над собой очень тяжело. Особенно худо стало, когда удалось серьезно поднять уровень благосостояния граждан, то есть обеспечить полноценное питание, жилье и прочее. Пирамида Маслоу, будь она неладна. Базовые потребности были удовлетворены, так всем захотелось остренького, всем захотелось прав, всем захотелось уважения и самоуважения. Причем, что характерно, даром, без труда и самосовершенствования. Советский Союз был обречен, это понятно. Я прекрасно помню и начало, и расцвет и закат застоя. В моральном плане с каждым годом становилось только хуже. Столичные интели сходили с ума от зависти к Западу и обклеивали стены пустыми пачками импортных сигарет. Помните у Окуджавы: "В склянке темного стекла из-под импортного пива, роза красная цвела гордо и неторопливо". Что, поэт не имел денег купить вазу из отечественного хрусталя или чешского стекла? Все он имел, но пользованная бутылка из-под импортного пойла была круче.
Народ же набивал серванты вышеупомянутым хрусталем, шкафы цигейковыми шубами и мечтал о машинах, кооперативных квартирах и поездках за бугор. Ну, или пил горькую. Чтобы не быть голословным, хочу обратить внимание на популярный ныне в попаданческой литературе ностальгический сюжет о вселении в самого себя в детстве. Просмотрел с десяток подобных опусов. Нет, то, что герой имеет всех девиц, которые ему в свое время отказали, и бьет морды всем пацанам, которые его в свое время чморили, я понять могу. Но почему обязательно надо самым легким путем, вроде перепева чужих песен, раздобыть побольше денег, купить джинсы, портфель типа "дипломат", машину и кооперативную квартиру. Еще надо обязательно съездить за границу, где закупиться женским бельем и парфюмом, выпить с Брежневым и похлопать по плечу Высоцкого, ну а после всего вышеперечисленного в охотку немного поспасать СССР. Я ничего не забыл из типового набора "Мечта советского гражданина"? Без всего этого окружающие посчитают героя лохом? Без этого девушки любить не будут? Ну вот, а вы говорите.
И руководство страны распрекрасно знало о подобных умонастроениях в обществе. У него давно исчезли всякие иллюзии по поводу грядущего построения коммунизма для всех, вот оно и решило устроить счастливую жизнь хотя бы для себя и своих детей.
С моей точки зрения, покойный Союз ССР был куда более достойной страной, чем нынешняя Российская Федерация. Однако я признаю, что подавляющему большинству населения жить в РФ гораздо комфортнее. Можно спокойно сидеть на шее родителей до седых волос, милиция не придет угрожать статьей за тунеядство. Можно спокойно покупать и смотреть порнуху. Никто не потащит тебя в товарищеский суд за беспорядочную половую жизнь. Элита может выставлять напоказ свои деньги, власть и влияние, наслаждаясь завистью быдла. Быдло тоже может наслаждаться своей завистью, истово следя за светской хроникой, бурно обсуждая, кто из звезд с кем спит, а кто там что обнажил ненароком. Никто не капает на мозги требованиями расти над собой и ставить интересы общества впереди собственных.
Разумеется, случись сейчас война или иной катаклизм, возникни вдруг голод и холод, об идеях коммунизма и социальной справедливости сразу вспомнят, но пока большинство народонаселения не колышет, оно с удовольствием берет от жизни все.
Да, у власти в РФ находятся не лучшие образчики человека разумного. Но почему народ уверен, что правители это такие специальные люди, которые в первую очередь должны заботиться о благе этого самого народа? Ведь сами не встают каждый день с мыслью, мол, что бы сегодня такого сделать на благо человечества? Как бы по дороге на службу поднять настроение попутчиков в метрополитене? Как бы повысить заплату подчиненным? Ведь нет? Подавляющее большинство плевать хотело на окружающих. Вот и правительству, соответственно, плевать на народ. В этом и проблема.
Масштабный социальный эксперимент с построением коммунизма в России показал, что в реальности хорошо чувствовать себя в коммунистическом обществе могут только считанные проценты от населения страны. Большая же часть народа испытывает при этом ощущения в диапазоне от легкого дискомфорта до тяжелой злобы. И это величайшая трагедия человечества. Почему трагедия? Дело в том, что тот факт, что подавляющее большинство населения испытывает дискомфорт от коммунизма, вовсе не означает, что построение последнего невозможно. На самом деле это означает, что этому подавляющему большинству предстоит сдохнуть. Причем дохнуть ему придется неоднократно, поскольку нужные признаки в геноме быстро не закрепятся. Человечество в цивилизационном тупике. Социальный и научно-технический прогресс достиг такого уровня, что без изменения природы самого человека двигаться вперед становится невозможно. А несколько процентов на самом деле очень много. Слыхали про Y-хромосомного Адама и митохондриальную Еву? В том смысле, что и по мужской и по женской линии все мы являемся потомками конкретных личностей (или очень узких семейных групп). То есть у этих личностей проявились мутации, дающие носителям какие-то существенные преимущества, в итоге только их потомки и составляют ныне человечество. Всем прочим пришлось умереть. История человечества вообще непростая, были моменты, когда на крутых поворотах оно ужималось до жалких тысяч особей. Вот сейчас как раз такой поворот. "Захочешь жить – еще не так раскорячишься" (с).
Раз уж появилась настоятельная необходимость в очередной раз радикально увеличить степень сознательного контроля человека над имеющимися у него врожденными поведенческими программами, то способные к таковому контролю низкопримативные люди и составят будущее человечество.
Ну, или нынешние "властители мира" что-то придумают по этой части. Или имплантаты подчинения в мозги воткнут, или генетику подкрутят в сторону генетически-запрограммированной покорности и прочего подобного. То есть, реализуют вариант ближе к общественным насекомым.
Но живущей инстинктами и вожделениями обезьяне и в этом случае хана. Толковых и работящих поставят под надежный контроль, а жрущую и срущую биомассу квалифицированных потребителей актируют, чтобы биосферу не перегружала, и будут спокойно наслаждаться жизнью. Разумеется, потенциал развития у такой модели общества, считай, нулевой. Конец его очевидный. Несколько веков трепыханий и одним разумным видом во вселенной станет меньше. По меркам галактики, надо думать, не бог весть какая трагедия, но ведь обидно будет, согласитесь. Столько миллионов лет эволюционировали, чудом выживали в ледниковые периоды, резались с неандертальцами за место под солнцем, строили цивилизацию, изобретали колеса и космические корабли, создавали архитектуру и литературу, придумывали балеты и миньеты. И так бездарно все слить?
28 августа 2016 г.