355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Анатолий Куликов » Тяжелые звезды » Текст книги (страница 47)
Тяжелые звезды
  • Текст добавлен: 26 октября 2016, 21:31

Текст книги "Тяжелые звезды"


Автор книги: Анатолий Куликов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 47 (всего у книги 47 страниц)

Криминальное сообщество активно применяет современные технологии. Широкое распространение получили электронные взломы банков, подделка кредитных карточек, кража интеллектуальной собственности. Мгновенное перемещение «мегабайтных» денег по сетям из одной точки планеты в другую чрезвычайно затрудняет объективный аудит и иные финансовые расследования. Транснациональная преступность, располагающая огромными финансовыми средствами, осваивает открытия в сфере новых технологий гораздо быстрее, чем это могут позволить себе любые правоохранительные и налоговые органы, а также любые спецслужбы, ограниченные рамками национальных бюджетов, собственных законов и государственных рубежей.

Для интернационализировавшегося, освоившегося в новых условиях криминалитета таких границ просто не существует.

Будучи министром, я часто задумывался о том, что современный лозунг «Полицейские всего мира, объединяйтесь!» звучит куда более актуально, чем его «пролетарский» прототип. И хотя МВД России, как правило, находило общий язык со своими зарубежными коллегами (даже проводили совместные коллегии), я понимал, что наши усилия не в состоянии противостоять размаху международного криминала.

Сразу же после отставки задумался о создании международной организации, объединяющей здравых и компетентных людей, которые хорошо понимают опасность расползания международной преступности.

В голове вертелось: «Правовой Давос».

Именно по аналогии с Давосом «экономическим» хотелось создать будущую международную антикриминальную общественную организацию. Ведь все мировые экономические процессы взаимосвязаны и могут корректироваться, если в дело вступают ученые и политики, финансисты и управленцы государственного звена. В тот Давос, который я считаю для себя образцом, ежегодно съезжаются лучшие умы планеты, чтобы выработать общую линию поведения и уберечь мировое хозяйство от разрушительных экономических кризисов.

Опасность криминализации без преувеличения можно сравнить только с пиком холодной войны, к роковому порогу которой в двадцатом веке человечество уже подходило. Сплочение прогрессивных общественных сил и движений в защиту мира позволило тогда отвести ядерную угрозу. В новой, необъявленной войне – криминальной – HOMO SAPIENS (человек разумный) также обязан одержать верх и выиграть схватку с HOMO VIOLENTUS (человеком насильственным).

Прежде всего подумал, на кого из отечественных и зарубежных коллег я мог бы опереться.

Заручившись поддержкой Николая Ковалева (бывший директор ФСБ), Юлия Воронцова (бывший посол России в США), Владимира Лукина (вице-спикер Государственной Думы), Александра Гурова (председатель Комитета Госдумы), Александра Сухарева (бывший генеральный прокурор СССР), Александра Шохина (председатель Комитета Госдумы), Аркадия Вольского (руководитель Союза промышленников и предпринимателей) и Игоря Кожевникова (бывший заместитель министра, начальник Следственного комитета МВД РФ), начал собирать крепкую команду единомышленников. Кто-то из них при власти, а кто-то ушел в отставку, в бизнес, но силы и знания есть у каждого. Помноженный на энергию и опыт, это мощный интеллектуальный капитал, которым грех не воспользоваться.

Уже весной 1999 года идею форума обсудили на «круглом столе» в Москве. Отдельно встретились с представителями правительства, с представителями МВД и ФСБ. Поняли, что мы на правильной дороге. Лишь после этого у меня состоялась серия поездок и переговоров с зарубежными коллегами.

В числе первых обсудил идею с бригадным генералом из Австрии Иоганом Пехтером. Знаю его с 1993 года. Будучи командующим внутренними войсками, ездил к нему в Вену учиться. Австрийское подразделение спецназа по борьбе с терроризмом, которым командовал Пехтер в то время, установило прочные связи с отрядом «Витязь», а его методы работы казались мне чрезвычайно интересными. Связался также со своим старым французским другом Кристианом Прутто – еще одним бесстрашным офицером спецназа. Мы дружим уже давно: француз, австриец и русский. Встречаемся семьями, а теперь еще нас свело и общее дело.

Со многими из моих зарубежных коллег меня постепенно уже давно сложились добрые отношения. Помню, каким настороженным и отстраненным приехал в Чечню, где я находился, Эрнст Мюлеман, в прошлом заместитель председателя Европарламента. Генерал из Швейцарии. Тогда он приехал на Северный Кавказ как представитель Совета Европы. Хорошо помню наши совместные поездки, встречи с людьми и долгие, порой непростые беседы. В общем, мы расставались уже друзьями. Я снял телефонную трубку, позвонил по знакомому номеру, и мы договорились о встрече.

Впоследствии к нам присоединились Арон Таль (Израиль), Виктор Джакович (США), Карл Блеха (Австрия), Алексей Чистяков (Украина), Михаил Черноусов, Андрес Вилкс (Латвия), а также Патрик Бруно (президент общества «Франция-Россия-2000»). Этот человек, адвокат Апелляционного суда Парижа, убежденный сторонник борьбы с преступностью, так объяснил мне свой выбор: «Я много думал, как воевать не в одиночку, а всем вместе. Ваша идея – именно то, что я, возможно, придумал сам…»

То есть идея давно носилась в воздухе.

За два года идею создания «Антикриминального Давоса» – идею нашего форума – поддержали сорок государств.

В августе 1999 года я выступил на международной конференции в Германии. Там же встретился с теми, кого хотел видеть участниками нашего форума. Мы говорили о том, что весь прошедший век люди и государства мучительно искали рецепты эффективного противодействия преступности. Эти поиски не были бесплодными: по многим направлениям удалось достичь настоящих результатов. Действуют различные конвенции и соглашения по основным направлениям борьбы с преступностью, терроризмом, коррупцией, по отправлению правосудия и совместной работе полиции. Мировое сотрудничество уже немыслимо без такой организации, как Интерпол, координирующей усилия полицейских органов почти 180 стран мира.

Кстати, Интерполу наша идея понравилась и ее поддержал генеральный секретарь этой организации Раймонд Кендал.

С этим человеком меня связывает большое и, надеюсь, взаимное уважение. Опытный контрразведчик, он долго работал в Скотланд-Ярде (Великобритания, как известно, страна с очень жестким контрразведывательным режимом), и именно подразделение Кендала «опекало» русских… Однажды Кендал сказал мне, что очень уважает наших разведчиков за профессионализм, который выгодно отличал их от некоторых коллег из других государств.

Показывая мне штаб-квартиру Интерпола во французском Лионе, Раймонд Кендал остановился возле одного из компьютеров. «Здесь, – сказал он, – «живут» все преступники мира и все подозреваемые. В том числе и граждане России. Достаточно ввести нужную фамилию, и нужное досье будет найдено». Я тотчас назвал фамилию крупнейшего российского олигарха. Компьютер, как я понял, серьезно задумался… Но и после напряженного гудения, сопровождавшегося мерцанием монитора, он так ничего и не выдал, кроме имени, фамилии и отчества интересующего меня лица.

То ли этот матерый коррупционер в глазах остального мира и вправду казался предпринимателем с незапятнанной репутацией, то ли возможности наших по-настоящему организованных преступников так велики, что позволяют им оберегать от ока Интерпола свои криминальные связи и номера банковских счетов, на которых лежат «грязные» деньги.

Суть нынешних, берлинских бесед сводилась к тому, что вызов преступности оказался настолько мощным, что мировое сообщество оказалось к нему неготовым. Приходится признавать, что «мозговые» штабы транснациональных криминальных организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны.

Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных сил. Без этого нельзя выработать новых подходов в борьбе с преступностью. Наш ВААФ будет содействовать их поиску.

К этому времени название нашего форума было дополнено. Он стал не только антикриминальным, но и антитеррористическим (Сокращенно – ВААФ. – Авт.).

Это слово прибавилось неслучайно. Жестокие террористические акты стали реальностью нашей жизни.

Хотя поначалу единого мнения об уточнении названия форума, честно признаюсь, не было. Кто-то полагал, что понятие «криминал» – широкое и подразумевает терроризм как один из видов криминальной деятельности. Но когда вал терроризма стал набирать высоту, а это слово заполнило страницы газет и телеэкраны, сомнения кончились.

Особенно после событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Эта трагедия качественно изменила наши отношения с американскими коллегами. Многие из них стали нашими союзниками и согласились создать в Вашингтоне представительство ВААФ. Большое спасибо Томасу А. Келли – заместителю президента организации «Глоубал Опшенс»: его энергией движутся дела форума в США. Когда-то он служил в ФБР и боролся с Россией. Теперь мы по одну сторону баррикад.

Теперь поняли все, что жить в условиях двойных стандартов, может быть, и удобно, зато очень опасно и дорого.

Одним из людей, оказавших содействие форуму на территории Германии (штаб-квартира ВААФ находится в Берлине), стал Рупперт Шольц, бывший министр обороны ФРГ, входивший во времена Гельмута Коля в первую десятку западногерманских политиков. Депутат Бундестага, специалист высочайшего класса, он работает в составе комиссии ООН, которая разрабатывает документы по борьбе с терроризмом. В принципе Шольца можно называть компетентным толкователем этого термина – «терроризм», который далеко не всеми народами мира воспринимается однозначно. Например, в материалах этой комиссии террорист Хаттаб, действующий на территории Чечни, именуется всего лишь «исламским профессиональным революционером».

Поначалу Шольц встретил меня настороженно. Мы разговаривали с ним в его кабинете, расположенном в здании бывшего министра внутренних дел бывшей ГДР. На стене висели два плаката из той эпохи с перечнем наказаний для нарушителей Берлинской стены.

Подумал, что нам предстоит сломать еще немало стен, прежде чем Запад и Восток начнут разговаривать на одном языке. Но после первого знакомства с Руппертом Шольцем мы расставались уже союзниками.

Постепенно росло число наших сторонников. В июне 2000 года мы направили письмо президенту России В.В. Путину и идея форума получила его одобрение. Большой победой мы считали создание национальных комитетов форума у нас в России, в Израиле и США. Поддержали нас и в Организации Объединенных Наций: 5 декабря 2000 года в Венском центре ООН состоялось первое заседание международного оргкомитета ВААФ, возглавить который было доверено мне. Начали свою работу секретариат и рабочие группы форума, каждая из которых занимается одним из направлений. Их несколько: прогнозирование тенденций развития глобальной преступности, борьба с транснациональной преступностью, борьба с экономической преступностью и отмыванием «грязных» денег, противодействие международному терроризму, борьба с незаконным оборотом наркотиков, противодействие коррупции.

В состав рабочих групп были включены ведущие специалисты из разных стран – как теоретики, так и практики.

14 февраля 2002 года мы снова в Берлине. Торжественный день регистрации ВААФ, по случаю совпавший с пятидесятилетним юбилеем моего друга и соратника по форуму Петера-Михаеля Дистеля.

Бывший министр внутренних дел Германии, он стал живой легендой своей страны. В дни объединения двух Германий, как это обычно случается во время потрясений, в ГДР начались массовые волнения в тюрьмах. Заключенные забрались на крышу и оттуда стали диктовать свои требования. На фотографии видно, что напротив них стоит одинокая фигура министра внутренних дел Дистеля. Тогда он шагнул навстречу толпе и невозмутимо сказал: «Выбирайте самого авторитетного и присылайте: будем решать вопросы…»

В 14.00 Берлинский суд выдает свидетельство: ВААФ внесен в реестр зарегистрированных союзов. В дружеском кругу решили отпраздновать это событие. Как говорят немцы, праздники надо отмечать в день праздников.

Было радостно и светло: завершалась дорога длиной почти в четыре года.

* * *

Все, что я прожил и нажил – это снова две пятерки, итожащие самый важный отрезок человеческого пути: мне 55 лет. Бриллиантовая маршальская звезда, вручаемая по нашим традициям высшим офицерам фельдмаршальского ранга, вместо походного ранца или солдатского вещмешка, уже давно лежит в ящике моего письменного стола.

Того самого стола, на котором я пишу сейчас последнюю страницу этой книги.

В отличие от маршальской звезды, которой суждено после окончания моей жизни вернуться в темницы Гохрана и лечь вровень со звездами прославленных или безвестных генералов российской армии, никто и никогда не потребует от меня возвращения огромных, южных, степных звезд, которые горели над головой в далеком детстве, когда только-только рождались мои мечты о настоящей жизни.

Все, что было сделано в ней, сделано для Отечества – для России.

Я люблю военную форму и не сразу привык к костюму политика и в прямом, и в переносном смысле. Уверен, если считаешь себя политиком, ты должен установить близкие отношения со своей совестью: постоянно разговаривать с нею, совещаться… Ведь твои решения могут изменить судьбу целой нации, судьбу огромной страны или хотя бы просто судьбу отдельного человека, который надеется на ум и прозорливость своего народного защитника.

Всю свою жизнь я был защитником. Защитником Родины и защитником людей. Защитником своей семьи и защитником собственной точки зрения.

Эта книга – об этом.

Мои принципы просты и понятны каждому: не лгать, не предавать, вовремя отдавать долги – хоть личные, хоть государственные…

Наверное, в моих словах: дескать, не пришло еще время безнаказанно честно служить Отечеству, произнесенных сразу после отставки, чувствовалась горечь. Естественная. Человеческая. Которую легко поймут те, кому приходилось, что называется, держать удар. Имел в виду я тогда, конечно, существовавшую власть и те правила, которые сложились в ее высших эшелонах. Но что значит «не пришло время»? Что значит – «не служить Отечеству»? Мы это время не выбирали – это оно выбрало нас. А значит, в нем нам и предстоит действовать решительно и бесстрашно.

Именно действовать!

Потому что в этом неумолимом слове есть все, что потребуется нам для победы…

Сентябрь 1998 года – апрель 2002 года.

Город Москва

Благодарю за содействие в подготовке этой книги к изданию:

подполковника Александра Ювенальевича БАННИКОВА, полковника Валерия Петровича ЖУРАВЕЛЯ, генерал-лейтенанта Станислава Федоровича Кавуна, полковника Бориса Васильевича КАРПОВА, полковника Юрия Петровича КИСЛОГО, подполковника Сергея Сергеевича Колесникова, полковника Лидию Николаевну КОРЕНЕВУ, капитана Александра Владимировича ЛЕБЕДЕВА, Ларису Валерьевну МАЛЫГИНУ, Ларису Ивановну МАРШЕВУ, подполковника Ивана Николаевича МУЧАКА, Владимира Николаевича НИКОЛАЙЧУКА, полковника Василия Васильевича ПАНЧЕНКОВА, Юрия Владимировича ТУТОВА, Ольгу Львовну ФАДЕЕВУ, Валерия Патровича ЩЕКОЛДИНА, Эллу Михайловну ЩЕРБАНЕНКО, Редакцию журнала внутренних войск «На боевом посту» и лично полковника Виктора Николаевича УЛЬЯНОВСКОГО, Центральный музей внутренних войск МВД России и лично полковника Михаила Михайловича КЕШИШЬЯНА, Редакцию газеты «Щит и меч» и лично полковника Валерия Николаевича КУЛИКА.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю