Текст книги "Мир приключений 1974 г."
Автор книги: Сергей Абрамов
Соавторы: Николай Коротеев,Всеволод Ревич,Владимир Михановский,Михаил Грешнов,Юрий Папоров,Абрам Палей,А. Абрамов,В. Морозов,С. Ярославцев
Жанры:
Научная фантастика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 51 (всего у книги 51 страниц)
На деле же образ Магнитолога получился совсем не привлекательным, и прежде всего потому, что мы очень часто отказываемся понимать, какие пружины толкают героя для свершения тех или иных поступков.
Автор совершает весьма распространенный и нашей научной фантастике просчет: выдвинув некоторое фантастическое допущение, писатели не в состоянии продумать, проанализировать последствия, которые вытекают из собственного допущения. И вместо естественной логики событий начинается авторский произвол, который разрушает характеры и подрывает всякую веру в героя, в книгу, в добрые намерения ее создателя…
Магнитолог изобретает «плакатор», аппарат, который «видит» и «слышит» любую точку нашей планеты, для которого не существует ни преград, ни стен. Захотел, например, он, находясь в командировке, посмотреть, как чувствует себя его больная мать, и посмотрел. Мать, естественно, об этом ничего не знает, и нет уверенности, что она желает, чтобы сын подглядывал за ней именно в данный момент. Герой нигде всерьез не задумывается над возможными сферами применения его аппарата. Неясно, зачем он его изобретал. Просто так, наткнулся на интересное свойство магнитных линий, что ли?
Действительно, не для разгадывания же загадок истории прибор предназначен, чем более что его свойство заглядывать, кроме комнат нынешних обитателей Земли, еще и в прошлое, открывается позже. Но каждому мало-мальски мыслящему человеку понятно, что такой прибор в современном расколотом мире будет прежде всего использован как глобальное оружие разведки, что государство, обладающее им, получает решающее преимущество перед своим потенциальным или действительным противником, что любая служба безопасности не пожалеет ничего, чтобы заполучить этот аппарат. Такое изобретение, если уж оно, к несчастью, сделано, должно охраняться гораздо надежнее, чем, например, секрет ядерной бомбы, ибо для создания бомбы надо еще воздвигнуть гигантский промышленный комплекс, плакатор же – это, судя по описаниям, всего лишь схема на транзисторах, умещающаяся в маленьком чемоданчике, устройство, которое может спаять любой радиолюбитель.
А ведь автор мог поставить в книге интересную проблему что делать с таким вот открытием, от которого вреда больше, чем пользы. К сожалению, научно-технический прогресс ставит человека и перед таким выбором. Проблема эта затрагивается некоторыми фантастами; например, Д.Биленкиным в рассказе «Запрет» (сборник «Ночь контрабандой»), и все они в один голос говорят: запретить, спрятать, уничтожить, задержать даже ценой чести, ценой жизни. «Есть тайны природы, к которым человек не может прикасаться, пока не достиг определенной нравственной высоты», – справедливо говорится в одном научно-фантастическом фильме.
А наш Магнитолог ездит со своим чемоданчиком по стране, совершает путешествие в Антарктиду и в довершение всего попадает, правда по воле урагана, в Америку. В конце концов и гениальный изобретатель может быть политическим недорослем и попросту не ахти каким умным человеком. Но как остальные-то допускают все это?
Советский ученый, везущий сверхсекретную аппаратуру, попадает на территорию чужого государства. Что сделает нормальный человек на его месте? Немедленно уничтожит прибор и всякие записи о нем. Даже если секретные службы не подозревают о приборе, то ведь не исключена любая случайность– автомобильная авария, обыск, провокация, болезнь, что угодно.
А что делает наш герой? Прямо противоположное. Он не только не уничтожает свой чемоданчик, но еще и едет с ним на коленях нелегально в Лахому, город, где произошло убийство Президента. Чем же все-таки объясняется чудовищное легкомыслие Магнитолога? Повесть называется «Прости меня…», но простить героя никак нельзя, все его поведение – это постоянное угождение научному эгоизму. Может быть, выведен и такой, резко отрицательный персонаж, по этому предположению противоречит первая часть повести, где перед памп проде бы вполне нормальный советский парень. Вот и не сведены концы с концами, пот и рассыпался характер вдребезги, и повесть как художественное произведение не состоялась.
Рассказ Георгия Гуревича «Опрятность ума» (сборник «Месторождение времени») построен на знакомом фантастическом приеме: проникновением в чужие мысли. И тем не менее рассказ читается, во-первых, потому, что удался образ главной героини – Юлии, а во-вторых, потому, что автора заботят опять-таки не технические подробности, а человеческие реакция. Девушка получает в наследство от умершего отца, который был крупным ученым, прибор, позволяющий читать или, если хотите, слышать, понимать, что думает в данный момент собеседник. Юлия активно пользуется прибором, ей приходится столкнуться с «изнанкой» человеческих мыслей, а среди них попадается много пошлого и некрасивого. Однако девушка оказалась достаточно умной, чтобы отделить постоянное от наносного и, несмотря па многие разочарования, не потерять веры в людей. Юлия остается такой же хорошей, славной советской девушкой, какой она и была до того, как к пей в руки попал «викентор». Однако есть в рассказе два момента, которые вызывают желание не согласиться с автором.
Первое замечание общего характера. Если уж Юлия такая положительная, то что должна была бы сделать девушка, попади ей в руки такое открытие? Конечно, в первую очередь подумать о том, какую пользу людям оно может принести, и скорее всего отправиться в Академию наук. Кроме того, она, как человек умный н начитанный, не могла не подумать и о той опасности, которую таит в себе этот приборчик, если он попадет в руки людей недоброй воли. Правда, такая мысль мелькнула в ее голове, но так, вскользь, как неглавная. Разочаровавшись в женихе своей подруги, Юлия даже решает уничтожить «викентора», но и в этот момент ее не одолели сомнения: является ли изобретение отца такой уж ее личной собственностью, над которой она вольна чинить суд и расправу?
Второе замечание касается одной строчки. Последней. Идя на свидание с юношей, полюбившим ее, Юлия долго терзается, включать или не включать аппарат, проверять ли истинные намерения своего кавалера или пет, довериться парню, к которому и она неравнодушна, так сказать, без проверки? В конце концов, пишет автор, «Юлия включила аппарат». Если это не опечатка, то, по-моему, зря она это сделала. Это не в ее характере, это переводит Юлию в совершенно иной психологический тип: подозрительных, ревнивых женщин, которые шпионят за своими избранниками.
Мне кажется интересным сравнить рассказ Г.Гуревича с напечатанным еще до революции рассказом некоего А.Зарина под названием «Дар сатаны» (вообще-то подобных сюжетов встречается много, совсем недавно была опубликована, например, повесть З.Юрьева «Звук чужих мыслей»). Я выбрал пример для сравнения, потому что герои близки по возрасту, а следовательно, и по свежести восприятия мира. В рассказе А.Зарина подобную возможность получает молодом человек, скромный, добродушный и к тому же поэт. Получает чисто сказочным путем, и «сделан» этот «прибор» не из транзисторов, а из… слюны дьявола. Но цели введения фантастического хода вполне аналогичны в обоих рассказах. В отличие от нашей современницы, заринский молодой человек разочаровывается во всем: в друзьях, в невесте, во всех встречных людях, которые без исключения оказываются мелкими, подлыми карьеристами… И если Юлия колебалась, не утопить ли ей «викентор» в колодце, то герой «Дара сатаны» со злости выбрасывает свое снадобье в форточку, чтобы автор мог закончить рассказ циничной сценой: «В это время под окошком проходили молодые люди, только что вступающие в жизнь. Они возвращались с товарищеской пирушки и продолжали с жаром говорить об идеалах, о торжестве правды, о готовности пострадать за нее; давали жаркие обеты всю жизнь посвятить добру и служению ближнему, – и вдруг, приостановившись при свете фонаря, взглянули в глаза друг другу и… громко расхохотались».
Я думаю, что Юлии следовало бы выключить свой аппарат перед свиданием с Кешей, чтобы быть выше того героя, видимо, далекого от передовых кругов и поэтому приходящего к мысли, что в людях совсем нет ничего святого и искреннего.
А ведь и вообще литература – это тоже «заглядывание в чужие головы», так что столь заманчивый прием – сорвать уж окончательно все маски с человека, даже те, которые он носит несознательно, – будет постоянно привлекать к себе писателей.
В ином повороте тему «проверки на правду» мы находим в повести Льва Успенского «Эн-два-о плюс икс дважды» (сборник «Тайна всех тайн»). Обращение к фантастике такого известного литератора, как Л.Успенский, конечно, не может не привлечь внимания. В повести прекрасно выписаны обычаи, быт дореволюционного студенчества и тогдашняя жизнь; мы узнаём здесь руку «Записок старого петербуржца». А что касается собственно фантастики – изобретение такого газа, под воздействием которого люди начинают говорить только правду, – то и здесь многим писателям стоит поучиться, как придавать чисто техническим придумкам острый нравственный смысл, заставлять их «работать» на большую, глубокую идею. Право же, сцена в университетской аудитории, где под влиянием этого газа начинает откровенничать профессор-ретроград, может считаться в этом отношении образцовой.
Вторая повесть Л.Успенского, «Шальмугровое яблоко» (сборник «Фантастика–72»), стоит несколько особняком. Это довольно редкий вид фантастики «сегодняшнего дня», в которой нет пи пришельцев, ни роботов, ни телепатии, а только лишь загадочные, необычайные происшествия. В повести соседствуют бытовые зарисовки с полупародией, а может быть, и с полной пародиен на приключенческие романы. Увлекательность и веселость – не последние достоинства «Шальмугрового яблока».
Скромнейший и тишайший бухгалтер заштатной артели «Ленэмальер-Цветэмаль» вдруг обнаруживает, что в его жизни был такой период (о котором он ничего не помнит), когда он путешествовал по экзотическому острову Калифорния, сражался с дикими зверями и подосланными убийцами и был мужем – этот благонамеренный семьянин! – прекрасной «солнцеподобной» принцессы. Контраст, как видим, максимальным: чуть ли не киплинговский землепроходец и рядовой бухгалтер (почему-то именно эта профессия выбрана литературой для олицетворения обыденности и размеренности существования).
Что же хотел сказать автор, соединяя, так сказать, под одной «крышей» две столь противоположные личности. Может быть, то, что человек еще плохо знает сам себя, что в неожиданных обстоятельствах в нем могут просыпаться такие душевные и физические силы и склонности, о которых он и сам не подозревает? И, конечно, в этой повести есть протест против будничности, скуки, намек на то, что каждый человек может прожить свою жизнь интересней и насыщенней…
СОВЕТСКАЯ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В 1971–1972 ГГ
Александр Абрамов, Сергей Абрамов. «Селеста-7000». М, «Детская литературы», 1971.
Д.Биленкин. НОЧЬ КОНТРАБАНДОЙ. М., «Молодая гвардия», 1971. Библиотека советской фантастики.
Кир. Булычев. ЧУДЕСА В ГУСЛЯРЕ. М., «Молодая гвардия», 1972. Библиотека советской фантастики.
И.Варшавский ТРЕВОЖНЫХ СИМПТОМОВ НЕТ. М., «Молодая гвардия», 1972. Библиотека советской фантастики.
Е.Велтистов. РЭССИ – НЕУЛОВИМЫЙ ДРУГ. М., «Детская литература», 1971.
Е.Велистов. ГЛОТОК СОЛНЦА. М, «Детская литература», 1972. Издание второе.
Владимир Владко. ФИОЛЕТОВАЯ ГИБЕЛЬ. М., «Детская литература», 1971.
Север Гансовский ИДЕТ ЧЕЛОВЕК. М., «Молодая гвардия», 1971. Библиотека советской фантастики.
М.Грешнов. ЛИЦО ФАРАОНА. Ставропольское книжное издательство, 1971.
Геннадий Гор. ИЗВАЯНИЕ. Л., «Советский писатель», 1972.
Г.Гуревич. МЕСТОРОЖДЕНИЕ ВРЕМЕНИ. М., «Детская литература», 1972.
И.Давыдов. Я ВЕРНУСЬ ЧЕРЕЗ 1000 ЛЕТ. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1973. Второе издание.
A.Днепров. ПРОРОКИ. М., «Знание», 1971.
Анатолий Днепров. ФОРМУЛА БЕССМЕРТИЯ. М., «Молодая гвардия», 1972. Библиотека советской фантастики.
Ю.Дружков. ПРОСТИ, МЕНЯ. М., «Молодая гвардия», 1972.
Валентина Журавлева СНЕЖНЫЙ МОСТ НАД ПРОПАСТЬЮ. М., «Детская литература», 1971.
Александр Колпаков. НЕТЛЕННЫЙ ЛУЧ. М., «Советская Россия», 1971.
Виктор Колупаев. СЛУЧИТСЯ ЖЕ С ЧЕЛОВЕКОМ ТАКОЕ!.. М., «Молодая гвардия», 1972. Библиотека советской фантастики.
Л.Лагин. ГОЛУБОЙ ЧЕЛОВЕК. М., «Советский писатель», 1972. Второе издание.
Ольга Ларионова. ОСТРОВ МУЖЕСТВА. Л., Лениздат, 1971.
Фатим Лухманов. ПЛЕННИКИ ПОДЗЕМНОГО ТАЙНИКА. Перевод с башкирского В.Губарева. Уфа, Башкнигоиздат. 1971.
Георгий Мартынов. ГИАНЭЯ. Л., «Детская литература», 1971. Издание второе, дополненное.
Владимир Михайлов. РУЧЕЙ НА ЯПЕТЕ. М., «Молодая гвардия», 1971. Библиотека советской фантастики.
Владимир Михайлов ИСТОК. Рига, «Лиесма». 1972.
Г.Мюрдель. СОНАРОЛ. Рига, «Лиесма», 1972.
B.Назаров. ВЕЧНЫЕ ПАРУСА. Красноярское книжное издательство. 1972.
«НФ». Сборник научной фантастики № 11. М, «Знание», 1972.
«НФ». Сборник научной фантастики № 12. М. «Знание», 1972.
Сергей Павлов. ОКЕАНАВТЫ. М., «Молодая гвардия», 1972. Библиотека советской фантастики.
Игорь Росоховатский. КАКИМ ТЫ ВЕРНЕШЬСЯ? М., «Детская литература», 1971.
Д.Сергеев. ЗАВЕЩАНИЕ КАМЕННОГО ВЕКА. Иркутск, Восточносибирское книжное издательство, 1972.
Карэн А.Симонян. ФАНТАСТИКА. Ереван, «Айастан», 1972.
СКВОЗЬ ЗАВЕСУ ВРЕМЕНИ. Фантастические рассказы. Магадан: Книжное издательство, 1971.
Сергей Снегов. ЛЮДИ КАК БОГИ. Калининград, Северо-западное книжное издательство. 1971.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. М., «Детская литература», 1971.
ТАЙНА ВСЕХ ТАЙН. Сборник. Л., Лениздат, 1971.
ТОЛЬКО ОДИН СТАРТ. Сборник. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1971.
Ю.Тупицын. СИНИЙ МИР. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1972.
«ФАНТАСТПКА–71». Сборник. М., «Молодая гвардия», 1971.
«ФАНТАСТИКА–72». Сборник. М., «Молодая гвардия», 1972.
Вадим Шефнер. ДЕВУШКА У ОБРЫВА. М., «Знание», 1971.
А.Якубовский. АРГУС-12. Новосибирск, Западносибирское книжное издательство, 1972.
СОДЕРЖАНИЕ
Н.Коротеев. КАПКАН УДАЧИ. Повесть
А.Абрамов, С.Абрамов. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ МОГ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА. Фантастическая повесть
Ю.Папоров РОКЕ ЛОПЕС – СМЕРЧ СИНАЛОЫ. Приключенческая повесть
С.Ярославцев. ЭКСПЕДИЦИЯ В ПРЕИСПОДНЮЮ. (Современная сказка)
В.Морозов. НОЧНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ. Приключенческая новость
М.Грешнов. УЧЕБНЫЙ РЕЙС. Фантастический рассказ
В.Михановский. ГОСТИНИЦА “СИГМА”. Фантастическая повесть
А.Р.Палей. МУЖЕСТВО. Фантастический рассказ
В.Ревич НА ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ. Заметки о советской фантастике 1971–1972 годов