Текст книги "1855-16-08"
Автор книги: Леонид Жирков
Жанр:
Альтернативная история
сообщить о нарушении
Текущая страница: 28 (всего у книги 28 страниц)
Блистательная порта, имеет право на такое же количество кораблей в Черном море, как Россия:
Уважая мнение французского общества, и Ваши пожелания о том, чтобы возродилось Польское государство, напоминаю, что инициаторами раздела Польши были отнюдь не русские государи. Области бывшего Польского королевства, принадлежат трем державам, Австрии, Пруссии и России, возлагать же ответственность, в деле возрождения Польши на одну Россию, без учета интересов других держав, на мой взгляд, является несвоевременным.
Для лучшего взаимопонимания между нами, могу обещать со своей стороны следующее:
при коронации, будут помилованы участники возмущения 1830-31 г.г., в будущем, ближайшем будущем, будет дарована новая конституция Царству Польскому. Будет отменена цензура. Но согласитесь милый брат, что образовывать Королевство Польское, сейчас, когда Россия разочаровалась в своих партнерах по Священному Союзу, не имеет решающего голоса в нем, невозможно. Кроме всего вышеперечисленного, чтобы избежать нового кровопролития после объявления амнистии, прошу Вас, употребить все свое влияние на польских эмигрантов находящихся в приделах Империи Вашей, с целью недопущения организации повстанческих отрядов спасения 'Ойчизны до лясу'. Всецело принимая к сердцу чаяния польского народа, Мы не исключаем дружеской помощи полякам в будущем в деле их государственности, но Вы, в таком случае должны гарантировать Нам свою помощь в разъяснении несвоевременности резких решений. Все должно идти своим чередом, постепенно.
Ваш брат Александр'.
Увидев, что граф прочитал письмо, Наполеон задал вопрос:
– Ваше мнение Александр?
– Много лжи, лести, и совершенно неожиданно здравых мыслей.
– Вам не показалось Александр, что ложь и лесть, служат только одному, 'Россия измучена, ей нужен мир!'
– А Вам не показалось, Луи, что Вы озвучиваете то, что Вам хотят внушить?
– Не знаю кузен, пока мне кажется, что меня использовали как школьника. Втравили в совершенно не нужную для Франции войну, ...
– Почему втравили? Сам хотел!
– Хотел, брат. Хотел, признаюсь! Хотел маленькой победоносной войны, чтобы упрочиться. Как ты считаешь, теперь все пошатнется?
–Если Франция выйдет победителем, а кто мешает министру полиции провести соответствующую работу с газетчиками, да если действительно появятся русские заказы как пишут в доставленных русских газетах, и буржуа будут рады новым деньгам, тебя превозносить будут как Императора, делающего из врагов – друзей.
– Ты, правда, думаешь, что русские смогут расплатиться?
– У них богатая страна, народ рабы, но ведь если русский царь обещает тебе такие перемены в Польше, значит, он и свой народ освободит! А свободный народ, или свергнет деспота, или станет богат. А союз Франции и свободной России , которая освободит порабощенные народы...
– Франция, пока я Император, не нуждается в союзниках!
– Простите Ваше Величество!
– Ничего кузен, я еще докажу всем, что времена моего дяди и твоего отца вернулись. Дела в Европе буду решать я. А ты мне поможешь! Поможешь?
– Конечно, Ваше Величество.
– А может и не только в Европе.*
* * *
Из дневника полковника и флигель-адъютанта Гребнева.
' Совершенно нет времени, чтобы занести свои впечатления в дневник. Наконец выбрал время, хотя очень хочется спать, записать произошедшее на моих глазах. Шесть дней назад, Император, в моем присутствии принял отставку военного министра Генерал-адъютанта Василия Андреевича Долгорукого. Как помнится из истории, отставка эта была только через год, но время, словно пришпоренная лошадь, несется вскачь.
Пост военного министра, занял, как и в моей истории, Николай Онуфриевич Сухозанет. Государь поставил ему две задачи. Сокращение расходов на содержание армии и преобразование военных сил на новых началах. Помнится также, что новый военный министр занимал свой пост до 1861 года. Видимо основываясь на моих воспоминаниях, государь поставил срок проведения реформ всего в два года. Срок конечно совершенно нереальный, и тот же Сухозанет, это прекрасно понимает. На его слова о том, что это невозможно осуществить за указанное время, Александр Николаевич, улыбнувшись, сказал: 'Глаза боятся – руки делают. Вы, Николай Онуфриевич, начните, а мы поможем'.
Я так и не понял, к кому относились эти 'Мы'. Толи к титулованию Его Величества, толи государь имел в виду еще что-то.
Сегодня, июля месяца, двадцать четвертого числа, военный министр принес на утверждение императору, перечень первоочередных действий: распустить государственное ополчение, за исключением дружин Курской губернии потребных в призрении раненых; передаче округов пахотных солдат в ведение Министерства уделов; одновременно упразднение военных поселений кавалерии. Соответственно упраздняется департамент военных поселений.
–
*) часть главы написана по материалам Тарле Е.В. 'Крымская война'. тт. 1, 2.
Кроме того, в плане военного министра имеются еще следующие пункты: упразднении военных кантонистов; преобразование медицинского департамента с присоединением к нему департамента казённых врачебных заготовлений; упразднение должностей главнокомандующих второй армии и гвардейским и гренадерскими корпусами; упразднение артиллерийских округов, вывод за штат крепостей, имеющихся во внутренних округах крепостей, с расформированием их гарнизонов.
В дальнейшем, по окончанию военных действий, предполагается на первом этапе сократить срок службы в мирное время с двадцати пяти лет, до пятнадцати.
Государь сегодня же подписал указы сенату, но пошел еще дальше. Срок службы уменьшен с сегодняшнего дня, для армии на десять лет, для гвардии и гренадеров на пятнадцать. Не забыл государь и флот. Это позволит сократить армию, сразу по заключению мира.
Государь закончил обсуждать со мной статьи Парижского мира, и я получил сразу два назначения. Стал дважды заместителем председателей комиссий: графа Ридигера и в военно-кодификационной. Задача – в первом случае, приспособить наставление для действия пехоты в бою образца шестнадцатого года к нынешним условиям. Во второй, основываясь на дисциплинарном уставе двенадцатого года, создать вариант, отвечающий нынешнему положению дел.
Если в первой, без перевооружения, уже сейчас можно решить только частные вопросы, то во второй, основываясь на соответствующем разделе моей 'Справочной книжке офицера', все изменить реально. Необходимо только отменить телесные наказания.
Июля, двадцать шестого дня.
Государь подписал указ об отмене телесных наказаний иначе, чем по суду, настоять на полном отказе от них мне не удалось. Но сейчас и это не плохо. В Вену отправились Горчаков и Орлов. Заключено перемирие. Государь надеется на заключение мира, после 'зверств' Ларионова в Евпатории и выдвижения его корпуса к Балаклаве. Какие-то подспудные ощущения у меня по этому поводу были. Не зря же эти газетные публикации о пользе торговли и закупках во Франции, чему препятствует такая глупость, как война. А.Н. видимо решил 'играть' Наполеона. В 'моей' истории, он тоже был настроен по отношению к России очень благожелательно.
Жаль только, что англичан не потреплют.
...
Августа месяца, шестнадцатого числа, подписан мир. Слава Богу!'
Эпилог
Статья в 'Таймс' Уильма Рассуэла*ъ
Невыученные урокм.
Прошло десять лет, с того дня, когда русские артиллеристы уничтожили французские батареи под Севастополем, и было объявлено перемирие на древней земле Тавриды. Через полмесяца, будут подведены десятилетние итоги того, как Французский император, получив такую пощечину, стал инициатором подписания мирного договора в Вене. Было время осмыслить все произошедшее за время этой, совершенно ненужной войны для Англии, и того, что произошло в Европе, после этой кровавой бойни.
'Британия, воевала во имя чести' – вот то, что первое приходит на ум, когда вспоминаешь жертв политики кабинета лорда Абердина. Самое интересное, это то, что настроения в английском обществе против России подогревались тогдашним первым министром, нынешним премьером Пальмерстоном. Вряд ли мы когда-то узнаем, в какую голову пришла идея вступления Англии в совершенно не нужную ей войну.
Всеобщее европейское возмущение против 'жандарма Европы' – русского царя Николая Первого, было таково, что хотелось верить всему служащему доказательствами русской агрессии и русского варварства. Потомки скифов, убивавшие спасавшихся с потопленных кораблей турецких моряков в Синопской бухте, оказались не такими кровожадными вампирами, образ которых нам живописали в газетных статьях. Оказывается никто турок не убивал, их даже спасали с шлюпок русских кораблей, но гордые турки предпочитали утонуть нежели быть спасенными.
Причины вступления Англии в войну, туманны и неопределенны. Русско-турецкий Ункяр-Искелесийский договор 1831 года вызвал обеспокоенность Франции и Англии, воспринявших его положения как угрозу своему влиянию в Средиземном море, но Лондонская конвенция о проливах (1841), лишившая Россию права блокировать вход военных кораблей третьих стран в Чёрное море, вполне удовлетворила Европейские державы. С британской точки зрения, Лондонская конвенция предотвратила появление мощного российского черноморского флота в Средиземном море, сохранив, таким образом, баланс сил (благоприятный для Англии) в этом регионе. Сейчас Россия не помышляет о выходе в Средиземное море, но надолго ли сохранится такое положение? Вопрос, ответ на который знает один русский царь. Сейчас, после Венского конгресса 1855 года, статьи Ункяр-Искелесийскийского договора реанимированы, и Россия, вполне может потребовать от Блистательной Порты закрытия проливов.
Война на подступах к Севастополю не привела ни к территориальным потерям России, ни к уменьшению ее влияния на Балканах. Валахия, получив протекторат России, зависит от Блистательной Порты чисто номинально, Болгария по требованию той же России, получила широкую автономию в границах Турции. На Кавказском театре, вообще все осталось на уровне, который был до войны. Только переброска туда Сибирского корпуса, свела на нет, все старания прежнего кабинета создать очаг напряженности для России. Огнем и мечом русские навели порядок в своих кавказских владениях и сейчас, Русский Императорский конвой составлен из самых диких горцев, которые готовы разорвать любого, покусившегося на особу русского императора. Еще бы! Им доверили самое святое тело! Умение русских ассимилировать в своей среде самые дикие и нецивилизованные народы, стало притчей во языцах. Вчерашние их враги становятся союзниками и лучшими телохранителями.
Да Россия, ограничилась статьями Венского конгресса, о не имении в Черном море более четырех парусно-паровых кораблей. Ее корабли линии Черноморского флота, перешли на Дальний восток, где русские активно строят свой порт Владивосток, как базу Тихоокеанского флота. Зная упорство русских, можно с полным основанием утверждать, что порт они построят, а расстояние от центральной России до Владивостока, преодолеют с помощью наших недавних союзников-французов. Изыскания для Транссибирской магистрали закончены, началось строительство самой протяженной железной дороги в мире. Но английские фирмы отстранены от этого лакомого куска. Поставки фабрикатов французской промышленности, на сегодняшний день велики, и нет возможности, предсказать, когда этот гигантский рынок будет наполнен.
–
*) Уильяму Рассел, не имеет никакого отношения к написанию этой статьи.
Влияние России распространилось на тот район мира, который еще долго бы, не будь Крымской войны, оставался бы вне сферы влияния русского царя. Порт Петропавловск-Камчатский, еще
долго оставался бы единственной базой России на Дальнем востоке. Вместо ограничения русского влияния в Средиземном море, мы получили усиление России на Востоке.
Не смотря на отмену таможенных тарифов, все русские промышленники, словно сговорившись, используют свои связи с Францией, ничего за малым исключением не покупая у Англии. Видимо был сговор за спиной у Англии, понесшей такие большие потери в Крыму. Только от болезней, в крымской земле остались шестнадцать тысяч англичан. Я не говорю о военных потерях. Убитые, раненые, искалеченные. Зачем Англия, приняла участие в авантюре французского императора? 'Ради чести'! – скажут патриоты Англии. Они будут правы, потому как ровно никаких выгод наша Родина не получила от этой войны. Никаких выгод от торговли с Россией, она практически не получаетсейчас. Думаю, что при нахождении у власти кабинета лорда Пальмерстона, столь опрометчиво сказавшему о плане расчленении России, ничего лучшего ждать не следует.
Настроения европейского общества, сочувственно склонялись в 1862-ом году к восстанию, поднятому польскими патриотами. Но если смотреть правде в глаза, выступление инсургентов, было подавлено всего за две недели. Русские словно знали, где, когда, кто будет организовывать отряды патриотов. Последовавшие предложения России об организации европейской конференции о судьбе Польши, вызвали отрицательное отношение Австрии и Пруссии, что впрочем, вполне удовлетворило русского царя. Говорить о восстановлении Польши, как самостоятельного государства за счет русской части, так называемого Царства Польского, без польских областей Австрии и Пруссии, значит получить в центре Европы болевую точку, при решении проблем которой Англия не сможет остаться в стороне. Нам это надо? Думаю, нет.
'Россия сосредотачивается' – эти слова канцлера Горчакова, уже стали известны в Европе. Да, влияние России на общеевропейские дела ослабло, но по всем признакам, Австрия будет следующей жертвой неистового русского варварства.
В германских государствах, уже давно идет соперничество за главенство союзом между Пруссией и Австрией. После неслыханного предательства Австрией России в Восточной войне, когда она выступила против империи, сохранившей саму идею австрийской монархии, можно ожидать вмешательства в конфликт Австрии, Франции и Италии, еще и Российской Империи. Разрешение этого конфликта, будет иметь самые непредсказуемые последствия. По сведениям, полученным из Петербурга, русский царь настроен весьма антиавстрийски.
Какова роль Англии в этой очередной европейской войне? Никакая. Все государства, так или иначе собирающиеся воевать – континентальные, и Англии – владычице морей совершенно не соперники. Броненосцы типа 'Уорриор', обеспечат наше первенство на морях. Возникает другой вопрос, насколько политика нашего правительства, способна противостоять завоеваниям русских в Средней Азии, имеющей выход к Индии? Здесь идет речь не о морях, только горы и долины. А вдруг Русский царь решит, что кроме средней Азии, ему будет угодно вытеснить Англию из жемчужины Британской короны?
Русская армия, сейчас активно реформируемая, является самой мощной армией Европы. Отмена крепостного права в 1857-ом году и принятие закона о всеобщей воинской повинности, позволяет создать миллионную армию мирного времени в России, и накопить резервы, позволяющие Русскому царю развернуть военные силы в три миллиона человек. Англии это надо? Думаю, нет. Надо дружить с Россией. Война кита (Англии) со слоном (Россией), никогда не будет выиграна со стороны кита, впрочем, и со стороны слона, она тоже не может быть выиграна.
Резюме моей статьи – с Россией лучше дружить, нежели чем воевать. Для наших промышленников, для нашего правительства, лучше иметь русских в союзниках, чем во врагах. Невыученные уроки нашим правительством, чреваты большими неприятностями.
Послесловие
Я намеренно не касался в своем романе действий русской армии на Кавказе, моей задачей было показать как действия в Крыму одного полка с небольшими средствами усиления, могли повлиять на развитие военных действий под Севастополем. За рамками произведения осталось очень и очень многое, прекрасно это понимаю. Если кому-то не нравится, как это сделал я, пусть напишет лучше.
Я приношу глубочайшую признательность коллегам с форума 'В Вихре Времен', за исправление ошибок, советы, указания на логические и смысловые нестыковки, идеи по развитию сюжета.
Особая благодарность коллегам, за поддержку в непростой жизненной ситуации. Большое вам всем спасибо.