Текст книги "Мертвец Его Величества Том 3 (СИ)"
Автор книги: Postulans
Жанр:
Классическое фэнтези
сообщить о нарушении
Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)
Глава 49
Эльфы прислали ко мне небольшой отряд. Настолько небольшой, что можно говорить о каком-то доверии. Возглавляла посланников уже знакомая мне остроухая.
– Давно не виделись, илана Мариэль яль Феррисгул, – приветствовал я эльфийку.
– Долгих лет правления, барон Арантир.
– Лорд Предела, Мариэль, – поправляю остроухую. – Таков мой титул. Впрочем, можешь обращаться по имени. Проходи, присаживайся.
Я категорически отказался от любого официоза, эльфов сразу встречали так, будто они наши старые друзья, которые просто ненадолго уезжали. Если остроухие и были удивлены, то не позволили чувствам проявиться на лице, морды держали – моё почтение. И то, что я пригласил Мариэль не в зал или какое-то важное официальное место, она тоже приняла, как данность. Местом встречи была выбрана смотровая площадка, выходившая за пределы промышленной зоны.
– Будешь делать вид, что ничего не произошло? – с вызовом спросила остроухая.
Садиться она не стала, хотя ближе подошла.
– Отнюдь. Моя ошибка привела к гибели ваших людей. Я этого не отрицаю. Мне жаль. Тот день стал чёрным днём в моей памяти и навсегда в ней останется.
Если бы эти слова я произносил рядом с людьми, особенно с правителями-людьми, мою речь сочли бы слабостью. Но с остроухими всё несколько иначе. Мариэль смягчила выражение лица, села.
– Ты ведь не совсем искренен, верно? Твои люди, что общались с нами ранее, рассказали, как всё было.
– Формально я не мог приказывать вашим воинам, однако это бы не помешало мне их остановить, посчитай я идею участвовать в обороне форта самоубийственной. Поверни время вспять, и я оставлю Юси и остальных защищать стены здесь, а большую часть своих сил отправлю в форт. Это я неверно оценил угрозу. Моя ошибка.
– Пусть покоятся с миром, – вздохнула остроухая.
– С этим пока сложности, но я в процессе.
– М? – не поняла Мариэль.
Ну я и объяснил, что такое «Воронка Души», и как я занимаюсь её закрытием. Было видно, что информация женщину вообще не обрадовала, но бросаться обвинениями Мариэль не стала, вместо этого спросив:
– Сколько времени уйдёт на закрытие?
– Пока сложно сказать, но несколько месяцев точно. Души врагов я просто рассею, это быстрая часть. Но такой же участи остальным я не хочу. Придётся помочь им осознать, что происходит, и спокойно уйти в посмертие, со свободной душой, без груза мира смертных. А это уже, как пойдёт.
Остроухая задала ещё несколько уточняющих вопросов, после чего задумалась, оборвав разговор. Я не торопил. Солнце вышло в зенит, но грело не особо сильно, да и небо затянуло тучами. Вечером будет дождь, как мне кажется. Можно запросить прогноз у магов, да и погоду тоже можно заказать, не буду дёргать людей из-за ерунды.
– Меня прислали по делу, Арантир, – наконец прервала молчание эльфийка. – Тот бой имел далекоидущие последствия. Давление со стороны пустыни ослабло, потеряло всякую организацию. Настолько, что стало возможным расширить территории за счёт ранее пустующих земель.
Пока не понимаю, причём здесь я.
– Что мешало сделать это раньше?
– Набеги. Маленькими силами выходить за пределы хорошо защищённых крепостей и стен бесполезно. Рано или поздно пожалуют дикари. Крупными силами выходить можно, но это сразу провоцирует большой набег за рабами. Были смельчаки, что пытались выйти и быстро поставить укрепления, и у них даже получалось отбить один, а то и два штурма, но затем кочевники отрезали снабжение передовых укреплений, и всё заканчивалось одинаково.
– А теперь крупный набег организовать некому?
Мариэль кивнула:
– Да, всё так. Мы изучали карту и рассчитали, как лучше всего поставить линию укреплений, пользуясь реками и прочими естественными препятствиями.
Киваю.
– Молодцы. И как во всём этом участвую я?
– Строительство, Арантир. Мы не умеем строить так, как строишь ты.
Мариэль подошла к краю, указывая на стены.
– Строить вот так. Быстро возводить очень прочные стены. Мы хотим купить у тебя секрет.
Несколько секунд я смотрел на остроухую, а затем хмыкнул.
– Купить? Мариэль, я могу отдать этот секрет просто так. Ну или, если хочешь, ради возобновления дружеских отношений.
Бетон (мой далеко не эталонный вариант) не был сколько-нибудь стратегической технологией. Да, очень удобной, да, эффективной. Но не стратегической. Железобетон имел большую ценность, но тоже был не тем, что стоит зажимать. К тому же таким жестом я надеялся получить что-нибудь и взамен, тоже в качестве дружеской помощи. Вариантов имелась масса, мне всё ещё много чего не хватает, а вопрос доставки через огромное расстояние решаем.
Остроухая улыбнулась.
– Признаюсь, я не удивлена. Был бы ты меркантильным засранцем, мы бы никогда не стали друзьями.
Дальше разговор пошёл куда как веселее. Я поделился последними событиями, Мариэль рассказала, чем сейчас живут эльфы. Они там тоже не скучают, что-то делят между собой, но без кровопролития. Договариваются.
Постепенно перешли к вопросам торговли. Если раньше расстояние и угроза дикарей ставили на торговле в сколько-нибудь значимых объёмах крест, то сейчас ситуация быстро менялась. Ну, как, быстро. Железная дорога – проект ещё на пару лет по самым оптимистичным прогнозам, но это уже реально. Да и эльфы речным транспортом смогут много подтащить поближе. В общем, пошли к советникам, думать.
Военную тему можно пока закрыть, и снова обратить внимание на экономику.
И первым делом мне нужна химическая промышленность. Илия, практически в одно лицо обеспечивающая меня кислотами, это плохая шутка. Девочка выкладывается по полной, чтобы обеспечить создание порохов. Пусть я и создал приличный запас, чтобы не оказаться со спущенными штанами, случись какая неожиданность, но эту ситуацию надо менять и срочно. Илия если и должна создавать для меня кислоты, то какие-нибудь хитрые, которые обычной химией просто так не получить.
Процесс не стоял на месте, однако полное отсутствие научной базы… Эх, не буду изощрённо ругаться. В общем, всеми правдами и неправдами, в том числе применяя магию, где это возможно (магия огня позволяет проводить очень интересные химические реакции) мы почти наладили альтернативное производство серной кислоты. Технология у меня была, но найденное месторождение оказалось скудным и неприлично маленьким. Дворфы у себя в подземелье нашли. На какое-то время хватит, но нужно ещё.
Ещё можно притормозить авральное производство оружия и оптимизировать все технические линии. Когда резко что-то внедряешь, потому что надо вчера, возникают «временные решения», которые постепенно накапливаются. И вот уже станок, вроде бы способный в своей основе иметь условную универсальность, из-за всех доработок превращается в огромную махину, которая быстро, качественно и дёшево производит одну-единственную деталь и ни на что более непригоден. Потому что месяц назад мне срочно потребовалось много таких деталей. А если наложить логистику, линии сборки, нередко не только разбросанные по всей крепости, но ещё и частично в город вынесенные, потому что там тоже есть производственные площадки, неоптимальные конвейеры (не было у нас времени оптимизацией заниматься), в общем, работы много. Каждое временное решение снижает общую эффективность всего комплекса производств. И сейчас, несмотря на кажущуюся монструозность моих производств, всё это – колосс на глиняных ногах. Оборви одну цепочку, и вся конструкция начнёт сыпаться.
А ведь мне снова потребуются товары народного потребления, чтобы поднять уровень жизни уже не только в метрополии, но и по всей моей территории. А там у меня есть перекосы и приколы, когда себестоимость производства выходит космической из-за дорогих материалов и кучи технических сложностей. И вроде бы наплевать, раньше это делали скелеты, а материалы так и так принадлежали мне, куда хочу, туда и трачу, но надо это скорректировать. Водопровод, с водонапорными башнями, котельными с горячей водой, с канализацией, всё это безумно дорого. Не в плане денег, я могу золото из железа получать, плевать на деньги. Это всё – сложные и трудозатратные производства. Их надо оптимизировать и высвобождать людей на другие направления.
И всё это, на самом деле, хорошо. Я одной ногой стою на ступеньке промышленной революции. Паровые котлы у нас есть. Постепенно, шаг за шагом, мои странные мануфактуры превращаются в настоящие промышленные предприятия. Однако из-за кучи перегибов, нехватки ресурсов и живой рабочей силы, прочих мелких проблем вся эта махина хромает, пыхтит, задыхается и еле ползёт. Иронично, что даже так мои кривые и косые предприятия кроют всех соседей вместе взятых, вообще не замечая конкуренции, но сколько это продлится? В какой момент мои секреты тем или иным путём пойдут на сторону? Неизвестно, но неизбежно.
Поэтому мне надо организовывать всё по-взрослому. Полноценный сталелитейный комбинат. Химический комбинат. Машиностроительный. Деревообрабатывающий. Швейный. И так далее и тому подобное. Хватит ютиться на ограниченной площади, пытаясь сохранять определённый универсализм, чтобы успевать перестраиваться и реагировать на угрозы. Нужно создавать запас прочности, чтобы никакие угрозы не требовали резко всё переделывать.
Амбициозно? Ещё как. Особенно учитывая вводные данные. На полностью «моих» землях перепись населения насчитала сорок девять тысяч жителей, в большинстве, конечно же, людей. Очень много детей, в первую очередь возрастом до двух лет, максимально комфортные условия вызвали взрывной рост населения. С едой проблем не будет, сельское хозяйство я перекрыл первым делом, иначе вообще бы не начал индустриализацию. Проблема в двух словах: учителя и врачи. И если учителя мне потребуются лет через пять, то врачи нужны вчера.
Чувствую себя, как большевики в семнадцатом. Сколько у них там на одного врача людей приходилось? Пятнадцать тысяч? Двадцать? Ну вот у меня шесть магов жизни, то есть по восемь тысяч человек на одного мага примерно, плюс-минус тысяча здесь роли не играет, это слишком мало! Катастрофически мало. Раньше, до всех весёлых событий, справлялись за счёт жрецов и богов. В этом мире молитва может помочь и спасти жизнь, даже если божество к исцелению никакого отношения не имеет. Естественно, не всегда боги спасали, иногда на молитвы не отвечали, но жить можно.
Сейчас, спасибо церкви, со жрецами и богами всё грустно. Спасает ситуацию влияние внешних факторов, в том смысле, что люди хорошо питаются, живут в хороших домах и не убиваются на работе, со здоровьем резко стало лучше. Нет эпидемий, нет многих довольно банальных болезней, гигиена сильно меняет ситуацию. Но я всё равно запросил у эльфов целителей в любом виде. На создание полноценной медицины, которая без магии, уйдут годы, этого времени у меня нет.
Образование на десерт, пять лет – это достаточно много, чтобы успеть что-нибудь придумать.
Глава 50
Война закончилась. Без моего непосредственного вмешательства, что хорошо. Однако головная боль для меня не только не закончилась, наоборот, самоё интересное ждало впереди.
Хаарт разогнал всех, со всех стряс впечатляющую контрибуцию и, по сути, объединил королевство. То есть не воедино, конечно, получилось три крупных владения, Хаарта, самое большое, Алана, второе по величине, и моё. Алан не сплоховал и, когда я закончил свою войну и увеличил поставки, собрал под собой всех соседей и объединённой силой выгнал всех посторонних. Хаарт ему слова не сказал, заехал с официальным визитом, прежде чем посетить меня, и заключил очень странное соглашение. В том смысле, что по местным понятиям такие договоры не заключают, а Хаарт вот сподобился.
Он предложил Алану союз, честный и равный, пообещал не претендовать на лидерство, и вообще всячески сотрудничать и помогать друг другу. Объяснял своё решение тем, что в последние годы у нас и так здесь творился кромешный ад, народ умирал тысячами, и только нового витка внутренней войны нам всем и не хватает. Себя Хаарт больше королём не называет, он Лорд Юга, я Лорд Предела, Алан Лорд Равнин. Обычно для феодального государства подобный подход был медленным самоубийством, потому что равные лорды, не выбрав короля (читай – рефери, способного решать споры и вершить суд), не в этом поколении, так в следующем передерутся. Но мы-то с Хаартом никуда не денемся, а значит, и союз наш, в теории, может держаться куда как дольше.
Сказать, что Алан был удивлён – ничего не сказать. Но, подумав и повертев, решил согласиться. Как признался сам вампир, последним аргументом были слова Хаарта: «Мы решали свои проблемы ценой крови наших подданных. Пришло время поступиться нашими амбициями ради подданных».
И теперь Хаарт приехал в гости ко мне.
Кортеж остановился перед стенами крепости. Хаарт выбрался наружу, чтобы оценить всё собственными глазами. Неподготовленного человека стена впечатляет, несколько метров бетона – не шутка. Подготовленного впечатляет ещё больше, Хаарт, я уверен, сразу срисовал особенности конструкции. Эти стены без пушек или сильного отряда магов брать просто бесполезно. Можно даже не начинать.
Было бы символично пригласить Хаарта в то самое место, где мы с ним разговаривали, но увы, этого места уже нет. Слишком сильно перестроена крепость. Поэтому приглашаю лича в один из кабинетов.
Хаарт не слишком от меня отличается, в плане состояния. Обтянутое сухой кожей тело, горящие глаза. В его лице я не узнаю человека, с которым когда-то разговаривал.
– Алан обращён тобой? – прямо спрашивает Хаарт.
Киваю, не вижу смысла отрицать:
– Да, мной.
– Значит, я правильно поступил, – признал лич. – Я взвешивал решение. Пытаться тебя уничтожить или ехать и разговаривать. Если Алан будет твоим союзником, мне с вами не справиться.
Мысленно хмыкаю, потому что, даже если Алан выйдет против меня вместе с Хаартом, им всё равно не справиться. Но это будет ещё одна мясорубка.
– А зачем вообще со мной сражаться? – уточняю.
Меня этот вопрос реально интересует, я не вижу между нами пересечения интересов, вызывающих конфликт.
– Ты не понимаешь? – Хаарт чуть наклонил голову в вопросительном жесте.
– Нет.
– Ты начал расширять территорию. Начал экспансию. Почти половина королевства под твоим контролем, прямым или опосредованным. Ты захватил земли за пределами королевства, и имеешь какие-то там дела с этой республикой. Вопрос времени, когда ты придёшь ко мне.
Отрицательно качаю головой.
– Я не хочу воевать. Не хочу захватывать, у меня нет таких целей.
Хаарт кивнул:
– Естественно! Ты же правитель, а не тупой вояка, грезящий победами и пирами. У меня есть в этом опыт, Арантир. Для меня, со стороны, всё это хорошо видно. Есть такая штука, масштаб мышления. Обычный крестьянин мыслит масштабом своего дома, дворика, поля, что он обрабатывает, максимум – своей деревни. Дворян с детства учат мыслить большим масштабом, мыслить, как правитель земель. Я всегда мыслил, как король. Только получив титул от отца, я поставил цель – получить корону.
Хаарт жестом фокусника вынул корону из-за пазухи и небрежно положил на стол.
– Я видел, что ты успел построить здесь. Мне хватило одного короткого взгляда, Арантир. Ты мыслишь масштабом. Не барона в замке на окраине королевства, не Лорда всех окрестных земель, даже не короля. Пожелай ты корону, – кивнул Хаарт на стол, – договорился бы с коалицией, их руками достал бы меня, а затем сам сел на трон. Я реально опасался этого.
Я никак не прокомментировал этот момент.
– Но тебе не нужна корона. Деньги, ресурсы и люди. Я понял это, когда стал правителем. Чтобы получить деньги, тебе нужны товары, получаемые из ресурсов. Чтобы производить товары из ресурсов, нужны люди. Чтобы набрать больше людей, тебе нужны деньги. Замкнутый круг. Что-то может меняться, но смысл ты понимаешь. Всё замкнуто в круге, одно тянет другое, другое третье и так далее, пока последнее не упрётся снова в первое. Чего тебе сейчас не хватает? Людей, да?
Медленно киваю.
– Да. Людей. И не просто людей, а людей обученных.
– Отлично понимаю, о чём ты. И вижу, что я прав. Масштаб мышления, Арантир. Когда к тебе приходили люди и обращались: барон Арантир, ты мысленно смеялся, думая: «Барон, да? Ха! Посмотрим через пару лет, каким я буду бароном». Ты неопытен, местами наивен, совершил уйму глупых ошибок. И что с того? Своими руками ты поставил целое королевство в позу, которую сам выбрал, и, даже не приводя к ним свою армию, напугал настолько, что они согласились на все твои требования. Проклятие, скольких людей ты потерял во всех этих битвах? Ничтожно мало. И всё это ты сделал ресурсами самого бедного куска земли, что нашлось в нашем королевстве. Мы не будем воевать, Арантир.
Хаарт замолчал, повернувшись в сторону и будто задумавшись о чём-то. Время, что он мне дал, я потратил на осознание. Хаарт настолько меня прочитал? Не скажу, что согласен с каждым словом, но многие моменты он отметил верно. Или он пытается убедить меня в этом? Ненавижу переговоры.
– Я хочу рассказать тебе кое-что, – вновь заговорил Хаарт.
Он будто решился на что-то. Я понял, что Хаарт смотрит прямо мне в глаза, хотя у него нет зрачков, чтобы отслеживать направление взгляда.
– Мне очень повезло с отцом. Многое из того, что я знаю, я знаю благодаря отцу. Он многому меня научил, а то, чему я научился после его смерти, легло на основу, данную им. Последний и самый важный урок он преподал мне перед своей смертью. Я уважаю своего отца, всегда его уважал. Он был жёстким человеком, сложным, но справедливым. В моих глазах он был идеалом, пока был жив. Незадолго до смерти он вызвал меня на разговор. Он сказал: сын, я многому тебя научил, но последний урок будет важнее прочих. Он может спасти тебе жизнь в самый важный момент. Он спасёт тебя от ошибки. Отец сказал мне: я был хорошим мужем, я всегда любил твою мать и никогда не смотрел на других женщин. Я сделал всё, чтобы она была счастлива, и она сделала счастливым меня. Я считаю себя хорошим отцом, я воспитал тебя, вложил все знания, какие мог, научил всему, чему мог. Я был просто отличным воякой, в наших землях не было мечника лучше меня. Я умею управлять армией, я умею побеждать. Но сын. Я отвратительный правитель. Когда я это понял, то отстранился от управления землями и положился на верных людей, оставляя за собой только принятие важных решений. Я нашёл в себе мужество признать, что я в этом плох. Когда встретишь дело, которое не сможешь вытянуть – сделай это. Найди в себе мужество признать, что не справился.
Хаарт протянул руку и толкнул корону в мою сторону.
– Я стал правителем, я стал королём. И ввергнул свой дом в пучину войны. Я не справился. И у меня есть мужество признать это. Действуй, Арантир. Сделай то, что у меня не получилось. Я буду выполнять твои приказы.
Хаарт поднялся, а затем опустился на одно колено.
– Клянусь, Ваше Величество. Да здравствует король!
Конец книги.
Январь 2024 – Апрель 2024







