Текст книги "Катастрофы под водой"
Автор книги: Николай Мормуль
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 27 (всего у книги 45 страниц)
Послесловие
В апреле 1999 года на телеканале НТВ состоялась премьера телефильма Е. Киселева “Тайна гибели К-129”. Фильм создан совместно с американцами к 25-летию операции “Дженифер”. Любая крупица информации о гибели “К-129” полезна, читатель уже знает из этой главы сколь настойчиво Правительство СССР хранило тайну “К-129”.
28 апреля в “Красной Звезде” Андрей Гавриленко опубликовал статью со смелым заголовком: “Как погибла К-129”. И на коварный, уже в течение тридцатилетия, вопрос: “Как?”, – отвечает: “Причины гибели К-129 окончательно так и не установлены”. Наиболее достоверной причиной гибели он приводит мнение уважаемого и известного подводника, в то время командира дивизии подводных лодок, в которую входила “К-129”, контр-адмирала В. Дыгало. А именно, он считает причиной гибели “К-129”: “Ее столкновение с другой лодкой в подводном положении, ее название – “Суордфиш” (меч-рыба). Маневрируя на критически близких дистанциях она ударила верхней частью своей рубки в днищевую часть нашей лодки”.
Эту версию можно было бы принять за достоверную, если бы не те несколько десятков тысяч снимков, которые через несколько месяцев после гибели “К-129” произвела атомная лодка США “Хэлли-бат” с помощью глубоководного аппарата, о чем в мае 1999 года подробно изложил в газете “Совершенно секретно” А.Мозговой;
“... фотокамера запечатлела пролом в 10 футов (около 30 м) сразу за рубкой. Кроме того, оказались сильно поврежденными две кормовые ракетные пусковые установки в ограждении рубки. У них были сорваны крышки шахт. Ближняя к корме шахта – сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой оказалась только третья пусковая установка – та, что ближе к носу. А один фоторяд запечатлел скелет русского моряка, облаченного в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. Тысячи крохотных морских червей роились в останках подводника”.
Повреждения обоих лодок в верхней части однозначно отвергают версию их столкновения. Подводные лодки не могут делать “петлю Нестерова”, входить и выходить из штопора, а архитектура корабля устанавливает критический дифферент и “угол заката” по крену.
Версия американцев о гибели “К-129” от взрыва аккумуляторной батареи не подтверждается статистикой: за период Второй Мировой и холодной войны по этой причине не погибла ни одна ПЛ. Гибли лодки от последствий взрыва АБ – пожаров, повреждений забортных систем. Мощность взрыва АБ никогда не разрушала прочный корпус, и, тем более, ракетные шахты, равнопрочные с прочным корпусом. На этой версии настаивают США.
Даже при взрыве топлива ракет в шахте ПЛА “ К-219 ” в 1986 году пострадала одна шахта, была сорвана крышка и разрушен легкий корпус в этом районе. Характер повреждений на “К-129”, как свидетельствуют снимки на месте гибели, в большей степени убеждает, что лодка погибла от столкновения с другим кораблем в надводном положении или на глубине.
А вот как видят развитие событий, связанных с гибелью “К-129”, американцы. В 1998 году в США вышла книга Шерри Зонта-га и Коистофера Дрю “Игра в жмурки. Неизвестная история американского подводного шпионажа”. В общем американцы, как и мы, придерживаются 3-х версий гибели “К-129”:
– Экипаж не справился с управлением
– Техническая авария, переросшая в катастрофу
– Столкновение с другим кораблем
Но настаивают они на второй причине, связывая ее со взрывом аккумуляторной батареи.
По мнению американцев – Зонтага и Дрю – факт исчезновения советской подводной лодки был установлен благодаря поисковой операции, начатой Тихоокеанским флотом. Командир американской лодки “Барб”, которая несла службу в Японском море в районе Владивостока, обнаружил выход в море большого отряда кораблей, подводных лодок и вылет авиации, о чем немедленно донес в Главный штаб ВМС, причем корабли и ПЛ использовали свои гидроакустические средства в активном режиме. Командир “Барб” высказал предположение, что русские ищут свою затонувшую лодку. Он получил приказание продолжать слежение. Ориентировочное место гибели “К-129” американцы рассчитали по данным системы “СОСУС” под кодовым наименованием “Цезарь”. Это место совпадало с районом поиска советских сил.
Здесь я немного вернусь к истории. Американцы вначале отказались от внедрения на подводных лодках крылатых ракет и демонтировали такой комплекс на единственной атомной лодке “Хэллибат”. В 1965 году ее поставили на модернизацию и за два года вместо крылатых ракет “Регулус-2” оснастили новейшей гидроакустической, видео и фото аппаратурой, мощной ЭВМ по обработке информации, а также встроили в ангары бывших крылатых ракет две глубоководные мини подводные лодки с клешнями для захвата предметов со дна моря. Все это обошлось в 70 млн.долларов.
К моменту гибели “К-129” “Хэллибат” уже имела опыт работы по новой специальности, она искала обломки от ракет в северной части Тихого океана, в районах, куда их отстреливали стратегические лодки Северного флота. Как известно, эти районы сообщались в печати при каждом испытании баллистических ракет.
11 апреля 1968 года лодка вернулась с долгого похода ни с чем, командир получил “разнос” от командования и новое задание, утвержденное Белым домом – искать советскую подводную лодку типа “Гольф” (629 проекта). Цель похода знали только командир Мур и руководитель специальной начинки “Хэллибат” Кук. Для подводников и специалистов – наблюдателей за морским дном потянулись монотонные утомительные дни поисков и непрерывного наблюдения за приборами. Чтобы не терять внимательность, для операторов у телеаппаратуры продолжительность вахты была установлена 90 минут. Каждую неделю перезаряжали пленку в глубоководных аппаратах. Камера снимала 24 кадра в секунду. И вот он долгожданный успех: на стол легли кадры с силуэтом подводной лодки, это была “К-129”. Сняли еще 22 тысячи кадров.
После операции “Дженифер” 4 сентября 1974 года (через 6 лет после гибели “К-129”) директор ЦРУ Роберт Гейтс в октябре 1992 года передал Борису Ельцину видеопленку с записью церемонии захоронения тел шести моряков, поднятых из носовых отсеков ПЛ. Их перезахоронили в двухстах милях от Гавайских островов 4 сентября 1974 года с судна “Глюмар Эксплорер”.
“К-129” уже давно не хранит никаких тайн, кроме одной – тайну своей гибели. Можно ли ее открыть? “Можно!” – считает Александр Мозговой и комдив В. Дыгало, если создать совместную российско-американскую комиссию и добросовестно изучить имеемые материалы и разрешить пока еще живым участникам событий рассказать людям, что они знают.
Время, время... Кобзарю – командиру было бы уже 69 лет, старпому Журавину – 66...
22 октября 1998 года на основании Указа Президента сыну командира Андрею, супруге старпома Журавиной Ирине Андреевне, супруге командира группы Зуевой Галине Николаевне вручены Ордена Мужества. Благодаря настойчивости Журавиной Ирины Андреевны сдвинуто с места дело восстановления доброй памяти о подводниках экипажа ПЛ “К-129”.
Тайна гибели “С-117” не раскрыта
Тихоокеанский флот создавался в тридцатые годы нашего века. Времена были тревожными, протяженность морских границ огромная, защищаться нечем. Одной из первых была доставлена в состав молодого флота подводная лодка “Макрель”. После отмены имен собственных в названиях подводных лодок, ей был приписан номер “Щ-117”, так она стала щукой. Под этим именем она прославилась на всю страну, стала “стахановской”, экипаж удостоили правительственных наград. И не напрасно: “Щ-117” доказала, что автономность подводных лодок ее класса можно резко увеличить, и тем самым продлить пребывание в океанских просторах в случае необходимости вести военные действия (сама субмарина в Великой Отечественной войне участвовала, война с Японией была скоротечной).
В 1950 году “щука” получила номер “С-117”. 14декабря1952 года подводная лодка вышла на учение в районе южной части Татарского пролива. На следующий день в установленное время связи, лодка молчала. Только через сутки молчания командующий флотом вице-адмирал Г. Холостяков отдал приказ начать поиск. Дело в том, что командир “сто семнадцатой”, капитан II ранга В. Красников, прошел всю войну на черноморских “малютках” и тот факт, что он уцелел, ни у кого не оставлял сомнений в его искусном управлении подводной лодкой. Однако ни спасательные суда, ни самолеты следов лодки не обнаружили...
“Опытные” начальники-царедворцы обеспокоились о своей карьере и должностных креслах. До смерти Сталина оставался еще год, и пока он еще крепко держал руку на пульсе страны разворачивая очередной виток репрессий в среде военных. Для доклада о случившемся “вождь всех народов” вызвал командование флотом, а на флот отправил комиссию для расследования во главе с адмиралом В. Андреевым.
“В это время, – вспоминает капитан I ранга В. Тесленко, начальник политотдела Бабушкин ни с того ни с сего вдруг заявил во всеуслышание, что лодка, скорее всего, уведена экипажем в Америку, так как в нем все поголовно – изменники Родины. Что значило тогда подобное обвинение, говорить не стоит. Почему Бабушкин так сделал, я не знаю. Может, решил подстраховаться на всякий случай. Жены офицеров со “сто семнадцатой” тогда его чуть не убили... Впоследствии начальник политотдела Бабушкин стал контр-адмиралом, инспектором в Главпуре. Я, автор, его видел несколько раз во время проверок Северного флота.
В докладной записке командующего Тихоокеанским флотом И.В. Сталину говорилось: “Есть основания предполагать, что подводная лодка погибла на больших глубинах. Ввиду того, что достоверных данных о причинах гибели “С-117” нет, об обстоятельствах гибели подводной лодки можно только догадываться. Гибель могла произойти при следующих обстоятельствах: неправильное управление при погружении, неисправность материальной части, столкновение с надводным кораблем. Вместе с этим были рассмотрены возможности преднамеренного ухода лодки в Японию иди насильственного увода ее американцами. Личный состав имел высоко-моральное состояние и являлся политически надежным, поэтому “японскую” версию считаем невероятной. А увод подводной лодки американцами, учитывая решимость личного состава, невозможным”.
В районе учений флота находился теплоход “Горнозаводск”, занимавшийся доставкой в Ванинский порт заключенных. В момент исчезновения “С-117”, по записям в вахтенном журнале, теплоход стопорил ход, а капитан и команда на протяжении всего перехода были пьяны. Кроме того, обследование днища водолазами показало наличие на нем вмятин. Однако в конечном итоге гипотеза “столкновение” отпала.
В ожидании решения Москвы местное ЧК начало проверку штаба бригады подводных лодок. Подводников под конвоем каждую ночь возили на допросы, где издевались и глумились, вычисляли “врагов народа”. Бывший начальник штаба бригады подводных лодок, капитан I ранга в отставке Ю. Бодаревский (впоследствии вице-адмирал, начальник управления кадров ВМФ) вспоминает: “Почти каждую ночь ко мне домой подъезжал “воронок” и меня под вооруженной охраной везли на допрос. Допрашивал какой-то полковник. В нашем моряцком деле он разбирался плохо, но зато настроен был агрессивно и заранее видел во мне преступника. Он слушает, слушает, а потом внезапно кричит:
“Вы мне своими морскими штучками голову не морочьте! Выкладывайте начистоту, кто подводную лодку утопил?!” И так каждую ночь. Успокаивал себя тем, что сидеть буду недалеко от дома. У нас вокруг гарнизона было несколько лагерей”.
Вызванных в Москву заслушивали Маленков и Берия. Лаврентий Павлович, например, считал вполне возможным, что американцы могли посыпать море специальным “сонным” порошком и, усыпив команду, увести лодку к себе в Штаты.
Но последнее слово оставалось за Сталиным. Он ограничился внушением морскому министру (в то время было Министерство ВМФ) адмиралу Н.Г. Кузнецову и рекомендовал впредь подобных вещей не допускать. Как только решение вождя стало известно на Тихоокеанском флоте, из подплава исчезли чекисты, следователи и конвои.
Лодку продолжали искать еще в течение года, но безрезультатно. Ходили разговоры, что “С-117” могла торпедировать американская субмарина, так как это случилось в разгар Корейской войны и в Штатах и в Южной Корее особенно не церемонились с соблюдением различных Международных правил. Привожу малоизвестные факты. 26 июня 1950 года южнокорейские корабли обстреляли советское корабельное судно “Пластун”. 8 октября того же года два американских истребителя типа “Шутинг стар” с авианосца “Мидуэй” со стороны моря нанесли бомбовый удар по нашему флотскому аэродрому “Сухая речка”, находившемуся в ста километрах от корейско-советской границы. В результате один самолет был уничтожен и шесть – повреждены. 27 июля 1953 года над морем на траверзе реки Янцзы американский истребитель сбил транспортный самолет Тихоокеанского флота “ИЛ-12”, совершивший полет с Порт-Артура в Уссурийск. Экипаж и все пассажиры погибли.
Причина гибели 52 моряков с подводной лодки “С-117” неизвестна и сегодня, но с уверенностью можно утверждать, что экипаж выполнил свой долг до конца. Я благодарен Владимиру Шигину, разыскавшему в “совсекретных” архивах информацию и списки погибших.
Список экипажа ПЛ “С-117” ТОФ, погибших 15 декабря 1952 года:
Капитан II ранга Красников В. А.
Капитан II ранга Вознюк С. Г.
Капитан III ранга Нечитайло В. Ф.
Капитан III ранга Лавриков А. М.
Капитан-лейтенант Карцемалов В. С.
Старший лейтенант Котов Н. С.
Старший лейтенант Янчев В. П.
Старший инженер-лейтенант Утман Я. М.
Старший инженер-лейтенант Кардаполов А. М.
Старший лейтенант медицинской службы Коломиец А. Д.
Лейтенант Еременко А. И.
Лейтенант Винокуров И. Г.
Старшина 1 статьи сверхсрочной службы Савенок Ф. М.
Старшина 2 статьи Першаков Л. П.
Старшина 2 статьи Бочков В.Н.
Старшина 2 статьи Михаильцев С. В.
Старший матрос Григоров М. И.
Старшина 2 статьи Богуш В. А.
Старший матрос Неволин И. Н.
Старший матрос Ставер Н. К.
Старшина 2 статьи Литовчеико П. К.
Старший матрос Савченко Д. Н.
Старший матрос Иванов Г. М.
Старший матрос Крохалев С. Н.
Старший матрос Зюбин А. Н.
Старший матрос Торгашин Н. Ф.
Матрос Терехов Ю. Д.
Матрос Елагин М. Н.
Матрос Огнетов А. П.
Матрос Бельков А. И.
Матрос Вандышев Н. И.
Матрос Мухин В. А.
Матрос Муравьев Е. А.
Матрос Кривцов И. И.
Матрос Татюник А. А.
Матрос Шихалев А. А.
Матрос Зоткин Т. И.
Матрос Ганжа Г. А.
Матрос Кузнецов В. А.
Матрос Рудковский И. Ф.
Матрос Королев В. С.
Матрос Калькой И. П.
Матрос Зимнов И. П.
Матрос Кириллов В. С.
Матрос Варивода С. М.
Матрос Кацун Г.Я.
Матрос Сенин Г.А.
Матрос Кроваленко М. М.
Матрос Весело Н. А.
Матрос Маркин Н. Д.
Фамилии двух членов экипажа установить пока не удалось.
Вечная память героям-подводникам!