355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Артур Чарльз Кларк » Перворожденный » Текст книги (страница 28)
Перворожденный
  • Текст добавлен: 3 октября 2016, 21:46

Текст книги "Перворожденный"


Автор книги: Артур Чарльз Кларк


Соавторы: Стивен М. Бакстер
сообщить о нарушении

Текущая страница: 28 (всего у книги 28 страниц)

Она наклонилась вперед. С помощью фонарей в скафандре она увидела, что ее правая перчатка была отрезана и пришита к левой перчатке Юрия.

Юрий радостно улыбался из своего шлема.

– Как тебе нравится моя портняжная работа?

– Неплохая, – ответила она.

– То есть скафандры придерживаются другого мнения, разумеется. Им кажется, что они сломаны. Ну и черт с ними. Временный шов долго не протянет, это факт. И к тому же мы теперь все должны делать вместе, как сиамские близнецы. Что говорит твой скафандр?

Она как раз проверяла его работу с помощью диагностической системы. Затем взглянула на грудной дисплей Юрия, чтобы удостовериться, что он ничего не упустил. Юрий сделал то же самое для нее.

– Все нормально, если не считать причитаний по поводу перчаток.

– Хорошо, – сказал он. – Итак, встаем. Три, два, один… Не разжимая рук, они выпрямились. Манипуляторные системы зажужжали, и скафандры отцепились от стенки модуля с чмокающим звуком.

Оказавшись на открытом воздухе, Майра обернулась, взяла маленькую щеточку и смахнула с люка модуля марсианскую пыль. Юрий сделал то же самое. Со сцепленными руками это привычное действие давалось им не очень легко.

Потом Юрий наклонился, поднял правой рукой сенсорный шарик, и они пошли вперед.

Кругом стояла кромешная тьма, снег падал, не прекращаясь, бесформенные хлопья замерзшего марсианского воздуха, освещенные огнями их скафандров. Но под ногами снега не было: они еще вчера предусмотрительно вымели себе дорожку.

За ними увязался маленький робот с камерами. Даже сейчас он продолжал записывать, фиксировать, снимать… Очень скоро он зацепился за ледяной барьер и встал. Майра дала ему пинка, и он покатился дальше, помигивая своими красными огоньками.

Юрий остановился и положил мячик перед собой.

– Здесь. Как ты думаешь?

– Пожалуй, можно и здесь. Впрочем, я не знаю, какое это имеет значение.

Он выпрямился. Снег продолжал падать. Юрий вытянул руку и поймал снежинку. Все снежинки были похожи на толстых бабочек. Соприкоснувшись с перчаткой, они тут же испарялись.

– Господи! – сказал он. – Как много здесь удивительного! Знаешь, эти снежинки имеют структуру. Каждая из них образуется вокруг пылевого ядра, которое потом обволакивается водяным льдом, и только после этого приобретает оболочку изо льда углеродистого. Похоже на луковицу. И падают они каждую зиму. То есть проходят три разных цикла: пылевой, водяной и окисноуглеродный. Мы только начали понимать Марс! – В голосе его слышалась неприкрытая горечь, которую все последние месяцы он старался прятать в себе. – Для кого-то здесь настоящий ад, – продолжал он. – Темнота, холод. Только не для меня.

– И не для меня, – прошептала она, стискивая его руку. – Юрий!

– Что?

– Спасибо тебе. Эти последние месяцы, для меня…

– Лучше об этом не говорить.

Они услышали звук, словно захлопнулась дверь. Скафандры передали им этот звук без искажений. В ушах Майры зазвенел сигнал тревоги, и на дисплее в шлеме загорелись огни.

Марс содрогнулся.

– Прямо как предсказывали, – выдохнул Юрий.

Они посмотрели друг на друга. Это был первый настоящий признак конца с момента исчезновения Солнца.

Грудь Майры сдавил леденящий страх. Внезапно ей захотелось, чтобы ничего не произошло, чтобы они смогли сейчас вернуться на станцию и продолжить там свою привычную жизнь. Она вцепилась в руку Юрия, и они прижались друг к другу настолько близко, насколько позволяли неуклюжие скафандры. Словно два зеленых борца сумо. Юрий поерзал, стараясь взглянуть на часы, укрепленные у него на руке внутри скафандра.

Толчки под их ногами стали сильнее. А затем лед вокруг них начал раскалываться и выворачиваться наизнанку, его острые грани вставали дыбом. Не разжимая рук, они поворачивались в разные стороны, чтобы посмотреть, в какую сторону пойдет главная трещина. Ближайший к ним жилой модуль рухнул, из него выплыли наружу воздух и вода, которые тут же замерзли и посыпались вниз, словно душ, между опорами.

– Нам лучше отойти подальше, – сказала Майра.

– Хорошо. – Они прошли еще немного, не слишком уверенно, потому что грунт продолжал содрогаться.

Юрий сказал:

– Не знаю, что надо сделать, чтобы восстановить этот модуль.

– Придется пригласить Ханса.

– Этого лентяя никогда не сыщешь, когда он больше всего нужен. Ой… – Он споткнулся, схватился за нее, так что она тоже пошатнулась.

– Что это?

– Я ударился головой. – Они оглянулись. Перед ними висел Глаз, приблизительно метрового диаметра. Его нижняя точка находилась как раз на уровне их голов. – Сволочь! – выругался Юрий и ткнул его свободной правой рукой. – Твердый, как бетон!

– Не обращай на него внимания, – посоветовала Майра.

На мгновение толчки прекратились. Люди стояли и тяжело дышали. Рядом с ними висел Глаз.

– Ты был прав, когда сказал, что нам лучше выйти, – сказала Майра.

– А ты была права, когда просила немного человеческого тепла. Мне кажется, мисс Датт, что в эти последние месяцы мы многое делали правильно.

– Пожалуй, с этим можно согласиться, мистер О'Рурк. – Она глубоко вздохнула и сжала его руку с новой силой. – Знаешь, Юрий…

Мир взорвался.

* * *

В храмовом святилище высокая женщина проснулась. Сперва довольно лениво.

А затем внезапно она увидела Глаз.

«Господи, Господи! – шептала она. – Неужели все случится прямо сейчас, когда мне нужно пи-пи? Послушай, Скафандр номер пять, от тебя, конечно, сейчас мало пользы, ты мертв, как ископаемая птица, но все равно лучшей защиты, чем ты, мне не найти…»

Под удивленным взглядом Граспер она начала засовывать себя в эту зеленую оболочку, а затем выбросила на пол маленький блестящий предмет.

– Ты снова покидаешь меня, Байсеза?

– Слушай, телефон, не буди во мне комплекса вины. Мы сделали свое дело. Ты моя единственная связь с Землей. И если Абди хорошенько постарается и закончит свою работу по производству батареек, то тебя, разумеется, снова приведут в чувство на сколь угодно долгое время.

– Слабое утешение.

– Я тебя не забуду.

– Прощай, Байсеза, прощай…

– Господи! Глаз! Что он делает?..

Дрожащая Граспер все еще стояла и смотрела на ослепительный свет, от которого по стенам двигались сложные узоры теней. Вот пятый линейный узор… шестой… исчезающий в каких-то невероятных направлениях.

Высокая женщина вскрикнула.

* * *

Майра лежала лицом вниз на плите из твердого, как скала, водяного льда. Лицевая пластина ее скафандра была прижата ко льду. Юрий упал где-то возле нее, его правая рука была вывернута назад. В животе ее возникло давящее чувство, словно она быстро поднималась на лифте.

Она попыталась поднять голову. Манипуляторы скафандра зажужжали, пытаясь ее поддержать.

Она посмотрела вниз, на Марс.

И увидела куски льда, обломки скал и даже струи магмы, освещенные откуда-то снизу сумрачным красным светом. Такая картина разворачивалась везде, сколько хватало глаз, направо и налево. Словно она смотрела в жерло вулкана.

А потом она посмотрела немного дальше и увидела Глаз, может быть, тот же самый, что был на Марсе. Он плыл рядом с ней, тащил ее за собой.

Страх ее прошел. Вцепившись в кусок льда и в то же время не разжимая руку Юрия, она вдруг почувствовала что-то вроде пьянящей радости. Может быть, им удастся выжить? Хотя бы еще недолго?

Но потом из самого сердца распадающегося Марса вылетел кусок оплавленной скалы, словно громадный кулак, нацеленный прямо в нее.

* * *

Шрам в космосе стал прозрачным, так что Белла сквозь него увидела звезды. Их свет был холодным и бледным.

Потом он вообще исчез, словно растаял.

Она прижалась к своей дочери.

– Ну вот и все, – сказала Эдна.

– Да. Отвези меня домой, дорогая.

Тупой нос «Либерейтора» развернулся в другую сторону, к Земле.

Освобожденные от гравитации Марса, его маленькие луны сошли со своих привычных орбит и уплыли в космическое пространство. Теперь они тоже начнут вращаться вокруг Солнца, превратившись в ничем не примечательные астероиды. Редкое облачко спутников, которые люди вывели на орбиту Марса, тоже начало рассеиваться. В течение некоторого времени гравитационные волны еще пересекали Солнечную систему, так что оставшиеся в ней планеты словно бы покачнулись, как листья на поверхности пруда, в который упал камень. Но очень быстро эта рябь успокоилась.

Только Марса больше не было.

63. Одиссея времени

Ворота открылись. Ворота закрылись. В одно мгновенье, слишком короткое, чтобы его можно было измерить, космос открылся, а затем закрылся снова.

Это не было похоже на обычное пробуждение. Скорее это было похоже на внезапный проблеск сознания, сопровождаемый громким лязгом медных тарелок. Она широко открыла глаза и была ослеплена бьющим со всех сторон нестерпимо ярким светом. Тогда она попыталась сделать глубокий вдох, и тут ощущение собственного существования пронзило ее как молния. Она почувствовала шок.

Она лежала на спине. Над ней висело что-то необыкновенно яркое, ослепительное… Солнце, да, конечно, солнце. Она лежала на свежем воздухе.

Она рывком перевернулась на живот. Ослепленная солнцем, она едва видела, что происходит вокруг.

Равнина. Красные пески. В отдалении виднелись выветренные и размытые водой холмы. Даже небо казалось здесь красным, хотя солнце висело высоко.

Все это показалось ей знакомым.

И Майра находилась рядом с ней. Невероятно, но это было так.

Байсеза торопливо поползла по песку, чтобы поскорее коснуться своей дочери. Как и Байсеза, Майра была в зеленом марсианском скафандре. Она неподвижно лежала на спине, как выброшенная на берег рыба.

Лицевая пластина скафандра Майры треснула, и в густом сухом воздухе она слегка покашливала. Придя в себя, Майра тут же взглянула на свою правую руку. Перчатка от скафандра потерялась, ее рука была очень бледной.

– Это я, дорогая.

Майра удивленно взглянула на нее.

– Мама?

Схватившись друг за друга, они сели.

Начинало темнеть. Байсеза посмотрела наверх.

Диск солнца деформировался. Он стал похож на лист, от которого откусили хороший кусок. Становилось прохладнее, и Байсеза увидела, как по размытой и выветренной равнине скользят какие-то тени.

«Неужели опять? – подумала она. – Только не сейчас!»

– Не бойтесь!

Они обе разом повернулись в сторону говорившего.

Рядом с ними стояла женщина. Совершенно безволосая, с гладким лицом. Она была одета в облегающий комбинезон телесного цвета, так что казалось, что она обнажена. Она им улыбалась.

– Мы вас ждали, – сказала она. Майра удивилась:

– Чарли?

Байсеза спросила:

– Кто это «мы»?

– Мы называем себя Последышами. Мы находимся в состоянии войны. И эту войну мы проигрываем. – Она протянула им руки. – Прошу вас, следуйте за мной.

Байсеза и Майра, все еще обнимая друг друга, протянули ей свободные руки. Их пальцы коснулись пальцев Чарли.

Громкий лязг медных тарелок.

Послесловие

Недавно космические подъемники, один из которых столь драматически был описан в книге А. Кларка «Фонтаны рая» (1979), приблизились к своему инженерному воплощению. Детали из данной книги частично базируются на исследовании, профинансированном НАСА и касающемся программы Института передовых концепций (NASA's Institute for Advanced Concepts). Они описаны в статье «Космический подъемник» Брэдли С. Эдвардса и Эрика А. Уэстлинга (Bradley С. Edwards, Eric A. Westling, «The Space Elevator». Spaego, Сан-Франциско, 2003). Смотрите также «Отъезд с Земли с помощью космического подъемника» доктора Эдвардса и Филипа Рагана («Leaving the Planet by Space Elevator» by dr. Edwards and Philip Ragan, lulu.com, Сиэттл, 2006) и материалы Джиорчелли, Пуллума и Свана, в «Журнале Британского межпланетного общества» (сентябрь 2006 года) (Giorcelli, Pullum, Swan and Swan in the «Journal of the British Interplanetary Society»). Недавнее исследование использования космических подъемников в качестве не потребляющих энергию «орбитальных сифонов» проведено Колином Мак-Иннесом и Крисом Дэвисом в «Журнале британского межпланетного общества» (v. 59, р. 368–374, 2006 (Kolin Mclnnes and Chris Davis)). Мы очень благодарны доктору Эдвардсу за обсуждение на заседаниях общества. Его компания «Восхождение по черной линии» (Black Line Ascension) может стать реальным всемирным воплощением нашего консорциума «Скайлифт».

Замечательно, что в культурах всего мира существует миф о Мировом древе. Наиболее правдоподобные объяснения этого явления отличаются крайним разнообразием: от облачных формаций до плазменных феноменов (смотрите, например, www.maverickscience.com/ladder_aeon.pdf).

Появление «Циклопов» – телескопа с линзами Френеля – основано на работе Джеймса Т. Ерли «Двадцатиметровый космический телескоп, работающий на дифракционных линзах Френеля» (James T. Early и др. «Twenty-meter space telescope based on diffractive Fresnel lens») в журнале «Достижения в космических исследованиях» (Proceedings ofSPIE), v. 5166, «UV/Optical/IR Space Telescopes: инновационные технологии и концепции», изд. Ховард А. Мак-Эвен, январь, 2004). Мы очень благодарны доктору Ерли за информацию на интересующую нас тему.

Наше описание исследований Марса основывалось частично на концептуальных проектах, в которых принимал участие Стивен Бакстер (St. Baxter), особенно в той части, которая касалась установления научной станции на северном марсианском полюсе. Смотрите: «Северный Проект: станция на северном марсианском географическом полюсе» (Project Boreas: A Station for the Martian Geographic North Pole), изд. Чарльза С. Кокела, Британское межпланетное общество, 2006. Мысль о том, что современные космические зонды могут в будущем представлять интерес для экспедиций на Марс, была высказана Бакстером. Смотрите: «Погоня за трофеями. Экспедиции на Марс за старинными космическими аппаратами» (Trophy Fishing: Early Expeditions to Spacecraft Relics on Mars), «Журнал Британского межпланетного общества», т. 57, 2004, с. 99–102. Смотрите также историю воображаемого проникновения человечества на Марс, вкратце прочерченную Бакстером в книге: «Марсианские хроники: повествования о Марсе в науке и научной фантастике» (Martian Chronicles: Narratives of Mars in Science and SF), журнал «Foundation», № 68, 1996, и «Охотники Пангеи» (The Hunters of Pangaea), NESFA-пресс, февраль 2004. Наш эскиз Титана основан на захватывающих результатах, полученных с зонда Хайгенса в январе 2005 года.

Последние исследования подтверждают, что поверхность северного марсианского полушария является очень древней (Watters и другие, журнал Nature, v. 444, p. 905–908, декабрь 2006). Она представляет собой один громадный кратер, возникший после столкновения с космическим телом (New Scientist, 24 марта 2007). Космическое тело имело естественное происхождение. Возможно.

Полет с помощью солнечного паруса – еще одна перспективная технология, время которой может наступить очень скоро. Физики и научные фантасты Грегори и Джеймс Бенфорды (Gregory and James Benford) приложили руку к созданию «Космоса-1» (Cosmos 1), экспериментального космического корабля с солнечным парусом, который должен был взлететь в июне 2005 года и использовать для коррекции своей орбиты давление света. На борту корабля находилась дискета с рассказом Кларка 1964 года «Ветер с Солнца». К сожалению, запуск корабля не состоялся.

Вообще, свободная человеческая фантазия очень скоро может близко подойти к воплощению в действительность: смотрите, например, заметку Марка Рота и Тодда Нистула (Mark Roth and Todd Nystul) в журнале Scientific American, июнь 2005. А ученые Королевского колледжа в Лондоне вплотную подошли к созданию «метаматериальной» невидимой технологии, по типу близкой к той, что описана здесь (смотрите http://tinyurl.com/zp6ih). Изучение «гравитационных тягачей», предназначенных для изменения траектории астероидов, было начато Е. Т. Лу (Е. Т. Lu) и другими в журнале Nature, v. 438, ноябрь 2005, р. 177–178.

Эффекты «космологической бомбы», обрисованные в этом романе, основываются на предсказаниях о конечной судьбе Вселенной, пронизанной темной энергией. Они были сделаны в 2003 году Робертом Калдуэллом (Robert Caldwell) из Дартмутского колледжа и другими (смотрите: «Physical Review», www.arxiv.org/ abs/astro-ph/0302506). Вариабельность Проциона является фантастикой, однако некоторые нестабильные звезды иногда, действительно, перестают быть нестабильными. Например, это случилось с одной из самых известных звезд на небе – с Полярной звездой, и эта аномалия до сих пор не объяснена. Смотрите: Дж. Д. Ферни (I. D. Fernie) и другие, Astrophysical Journal, v. 416, 1993, p. 820–824.

Наука астробиология, или изучение возможности жизни вне Земли, пережила революционные сдвиги в последние несколько лет, когда были открыты, во-первых, новые формы жизни на Земле, а, во-вторых, получили подтверждение факты о возможности таких миров, как Марс, Европа или Титан, в прошлом или даже в настоящем быть носителями жизни. Кроме того, были созданы новые модели «панспермии», то есть естественных механизмов, с помощью которых живые существа могут переноситься с одной планеты на другую. Последний обзор на эту тему: «Жизнь, которой мы не знаем» Петера Варда (Peter Ward, «Life as We Do Not Know It», Viking, 2005).

Способы сбережения энергии Перворожденными были затронуты в некоторых академических футуристических догадках/ гипотезах, касающихся жизни во Вселенной. Смотрите, к примеру, сообщение Майкла Маутнера (Michael Mautner, «Журнал Британского межпланетного общества», v. 57, 2005, р. 167–180), озаглавленное «Жизнь в космологическом будущем: ресурсы, биомасса и население» {Life in the Cosmological Future: Resources, Biomass and Populations).

Мысль о том, что многие виды животных Северной Америки могут быть восстановлены с помощью заместительных колоний, призванных встать на место утраченной в прошлом мегафауны, была высказана, среди прочих, Полем С. Мартином (Paul S. Martin, «Сумерки мамонтов: исчезновение в Ледниковом периоде и восстановление в Северной Америке» – Twilight of the Mammoths: Ice Age Extinctions and the Rewilding of North America, изд-во ун-та в Калифорнии, 2005). Правда, другие ученые выдвигают против этого плана веские и глубокие возражения (смотрите, например: Rubenstein и др., «Biological Conservation», v. 132, 2006, p. 232). Изучение использования космических ресурсов для смягчения будущих катастроф (не обязательно причиненных злонамеренными внеземными цивилизациями) дано в двух сообщениях С. М. Хемпселла (С. М. Hempsell) в «Журнале Британского межпланетного общества», v. 57, 2004, р. 2–21.

Всемирное завоевание Александра Великого, изображенное здесь, основано на планах, которые действительно разрабатывались при дворе императора незадолго до его смерти и предполагали расширение империи от Гибралтара до Черного моря. Смотрите, например, исследование А. Б. Босворта «Завоевание и империя: правление Александра Великого» (А. В. Bosworth, «Conquest and Empire: The Reign of Alexander the Great», 1988).

Обаятельный портрет Чикаго 1893 года, когда там проходила Всемирная ярмарка, был взят нами из книги Эрика Ларсона «Дьявол в Белом городе» (Е. Larson, «The Devil in the White City», 2003). Портрет вавилонской «Навозной Кучи» основан на археологических раскопках неолитического города, известного как Катальхоук. Смотрите: www.catalhoyuk.org.

Глава 25 основана на сильно пересмотренной версии рассказа Бакстера «Сигнал с Земли» (A Signal from Earth), впервые опубликованного в журнале «Постскриптум» {Postscripts, № 5, осень 2005 года).

Любые ошибки или несоответствия целиком остаются на совести авторов.

Сэр Артур С. Кларк, Стивен Бакстер

Июнь 2007 года


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю