412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Цаплин » Странная цивилизация » Текст книги (страница 37)
Странная цивилизация
  • Текст добавлен: 3 октября 2016, 23:00

Текст книги "Странная цивилизация"


Автор книги: Владимир Цаплин


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 37 (всего у книги 37 страниц)

ЛЮДИ БУДУЩЕГО

Автор не склонен к утопическим рассуждениям о возможности создания идеального общества по христианскому образцу, в котором материальные вопросы жизни, удобства и комфорт уйдут на задний план. А люди будут начинать утро песней юных коммунаров (или других псалмов), и с просветленным взглядом полуидиотов целыми днями «жертвовать личным во имя общественного блага и спасения души». Глупо представлять себе людей будущего и бледными пуританами с ханжески поджатыми губами и готовыми морализировать по каждому поводу. Не будут они похожи и на рахитичных сомнамбул, с рано появившимися залысинами из-за углубленности в решение глобальных проблем сущего. Земная жизнь не уподобится райской пасторали с элементами кладбищенского покоя. Скорее всего, люди Будущего не будут внешне отличаться от нас с вами, разве выглядеть гораздо более здоровыми физически и уравновешенными.

Столкновения и противоречия всегда были и будут, но растущие не из невежества и животного соперничества за ареал обитания, а как форма проявления интеллектуальности. Творчество по своей природе индивидуально, и поэтому различие подходов, целей и интерпретаций всегда будет являться источником столкновений. Жизнь, посвященная поиску, предполагает незнание результатов, и появление противоречивых взглядов в этих видах деятельности – неизбежно.

Человек всегда останется способным и на обиду и угрызения совести, отчаяние, уязвленное самолюбие и ярость, воинственный пыл и презрение к трусам. Никогда не исчезнут ни личная жизнь, ни сфера интимных отношений, которые, обогащая эмоциональную сферу, не смогут не принимать периодически драматических форм. Для человека во все времена останется нормой кипение страстей, романтическая и, наверняка, не всегда разделенная любовь и поиск своего места в жизни.

Едва ли исчезнет и проблема отцов и детей. Хотя и существенно видоизменится. Эта межличностная проблема является проявлением несовместимости возрастных устремлений. Столкновения в этой сфере скорее следует считать нормой, а не отклонением.

Вряд ли когда-нибудь люди захотят менять и свою биологическую природу, даже если уровень знаний в области генетики и молекулярной биологии позволят это делать практически. Изменятся очень многие мотивы действий и целей, а преходящие и ставшие архаическими или наивными, будут навсегда забыты. Разве вы помните большую часть того, что казалось вам очень важным в детстве? Трудно найти взрослого человека, который бы не стыдился и какого-то своего порочного поступка в прошлом. Аналогично и у выросшего и помудревшего человечества.

Вопросы материального благополучия должны стать предметом заботы автоматизированного производства продуктов питания и предметов первой, второй и любой последующей необходимостей, как повседневной нормы, а не как цели существования. Но это все возможно лишь в обществе, состоящем из рационально мыслящих индивидуальностей, объединенных сознанием своего человеческого единства и пониманием уникальности такого явления, как человеческая цивилизация и поэтапность ее сознательного становления.

Общество будущего должно быть построено с осознанием того, что безопасность и благополучная жизнь каждого невозможны без альтруизма, понимания того, что человечество едино и ни одна его часть не может себя чувствовать комфортно, если не будет благополучно человечество в целом. Обратное – самоочевидно.

Жизнь должна быть наполнена напряженным и свободным творчеством, расширением знаний и возможностей для самореализации каждого человека в любой из существующих сфер. Бертран Рассел писал: … подлинная жизнь человека не состоит в деле наполнения желудка и одевания тела, но в искусстве, мышлении и любви, в творчестве и созерцании прекрасного, и в научном постижении мира.В творческих сферах должно быть занято наибольшее число людей, решивших вопрос физического выживания и отсчет, будет идти от поиска области, в которой можно реализовать свое призвание. Только этим местом уже никогда не будет синекура или место лавочника.

В равной степени общество будущего не должно превратиться в царство регулируемой анархии, балансирующей на грани взрыва или самоуничтожения в угоду принципам плюрализма: пропагандируй что хочешь, делай, что хочешь в пределах не запрещенного, но не ешь человечины.

Сегодня нет объективных препятствий для осознанной закладки основ сообщества людей, целью которых не будет подавление себе подобных, жажда прибыли, существование большинства людей в роли смышленых марионеток или гедонистическое прозябание.

Таким образом, не стоит опасаться, что человеческое общество будущего станет бесконфликтным и поэтому исчезнет стимул развития. Просто характер конфликтов и методы их разрешения изменятся. Главное, что все эти конфликты и противоречия ни по форме, ни по существу не будут выливаться в выяснение отношений между полуневежественными и эгоистичными людьми-автоматами с мифологизированным сознанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ни национальность, ни география, ни «успешность», ни грамотность, ни уровень профессионализма не имеют значения для немногочисленного слоя зрячих людей, с удивлением воспринимающих существование устойчивых мифов и стереотипов, и в то же время способных без особого напряжения противостоять террору среды. Это свойство не врожденное, а результат непреднамеренно сложившихся условий формирования и развития их разума.

«Повезло» немногим, они не типичны, им интересно то, что неинтересно основной массе людей, озабоченных проблемами повседневности. Они задают вопросы – другим, себе… Им неясно то, что «всем хорошо известно», но их рациональный ум не принимает аргументы на веру и старается построить свою, непротиворечивую цепь причин и следствий. Чтобы сделать более прозрачными свои взгляды, они мысленно доводят ситуацию до очевидного противоречия. Например, к похожим мифам цивилизации нельзя относиться терпимо, чьими бы они не были – своими или чужими. Безнадежно бороться с чужими мифами и их последствиями, оставляя свои в неприкосновенности.

Пущенный на самотек, процесс развития человечества может превратиться в длительную агонию, в той или иной мере уродующую жизнь каждого отдельно взятого человека, и доводящую до абсурда общественные отношения. Надо научиться видеть такие препятствия, случайности исторического развития, заблуждения, эгоизм и откровенное невежество.

Необходимость планируемого развития не имеет ничего общего с призывом к диктатуре интеллектуалов или к созданию общества для избранных. Утверждается лишь определяющая роль адекватно формируемого мышления, оперирующего рациональным знанием для дальнейшего развития и необходимость борьбы с мифами.

Автор считает необходимым:

• Указать на эти мифы и проанализировать их влияние на развитие общества.

• Не скрывать нетерпимого отношения к агрессивному невежеству и ложным стереотипам мышления.

• Максимально честно, полно и последовательно наметить первые шаги по достижению желаемого мироустройства.

Ошибки и пропуски неизбежны. Положения книги открыты для критики и обсуждения, как с теми, чьи мысли придут в резонанс с суждениями автора, так и с теми, кто считает нужным внести свои коррективы или для кого они совершенно неприемлемы.

Единственное, с кем автор старается избежать общения, это с людьми, непоколебимо уверенными, что привычное – незыблемо, жить надо одним днем, что ближнего всегда нужно стараться обмануть или использовать, что большинство людей не только было и есть, но и всегда останется в полуживотном состоянии, потому что человеческая природа неизменно порочна и ничего хорошего от человека ждать не стоит…

– …Скучно.

[1] Вероятность случайного химического синтеза живой клетки можно сравнить с проносящимся по свалке торнадо, который случайно мог бы собрать «Боинг-747»– остроумно заметил астроном Фрейд Хойл. Поэтому появление жизни надо рассматривать либо как сверхмаловероятную случайность, либо как закономерное развитие материи при подходящих внешних условиях. Эти условия не известны.

[2] Это одно из предположений, потому что случайные мутации не объясняют развитие и разнообразие форм жизни. Другие даже гипотетические механизмы науке не известны.

[3] К понятийным характеристикам относятся и те результаты деятельности разума, которые не имеют прямого отношения к выживанию. Создание произведений искусства, например.

[4] Неясно, кто «пробудил» сознание у «первого» человека и нет ли иных факторов, способствующих пробуждению сознания. Возможно, это было редкой природной флуктуацией.

[5]Таким вторым видом человека разумного могли стать потомки неандертальцев, которые существовали на Земле одновременно с нашими предками. В результате неизвестных причин неандертальцы исчезли с лица Земли более 20 тысяч лет назад, оставив Землю только одному виду -предкам существующего человечества.

[6] Например, Совет по Светскому Гуманизму – США (Council for Secular Humanism, Amherst, NY, USA), Российское Гуманистическое Общество – РГО (философский факультет, МГУ), различные антиклерикальные группы, светские общества и т.д. Олицетворением такого объединения может стать и ООН.

[7] Примерами могут служить журналы «Free Inquiry» и «Skeptical Inquirer», выпускаемые в США, «Здравый Смысл», выпускаемый в России, антиклерикальная литература и т.д.

[8] Прогрессоры – специалисты из фантастических произведений братьев Стругацких. Они стараются ускорить течение исторических процессов на других планетах, спасти для будущего предметы инопланетной культуры и некоторых людей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТУПИК

Меньше всего автор хотел бы, чтобы к изложенным соображениям читатели отнеслись, как к абстрактным и не имеющим отношения к реальной жизни измышлениям, а к объяснению главной причины тупикового состояния земной цивилизации – неполноценности мышления массового человека – как к надуманному или притянутому за уши. Или отнеслись бы к предлагаемому механизму преодоления дефицита мышления и превращения Эволюционной Цивилизации в Единую Интеллектуальную Цивилизацию как к пустой и банальной утопии, практически нереализуемой, потому что для практической осуществления такого «проекта» необходима сознательная воля достаточно влиятельных и могущественных сил – т.е. людей, возглавляющих мощные организации или владеющих соответствующими средствами и возможностями!

Создать сеть специальных образовательных и воспитательных учреждений, которые выше названы Дошкольными Интернатами и Школами-Интернатами Нового типа, технически не так уж сложно, но рассчитывать на «сознательную волю достаточно влиятельных и могущественных людей» – трудно. Остается только надеяться, что непрерывная, настойчивая и неустанная работа по убеждению в необходимости приложить все силы именно в этом направлении принесет свои плоды. Но как раз эта надежда, внешне осуществимая, может оказаться утопичной, потому что, как сказал Б.Н. Стругацкий по аналогичному поводу: … проект практически нереализуем. Прежде всего потому, что он никому – конкретно – не нужен. А во-вторых, потому, что(проект В.Ц.) не выдержит давления окружающего мира и растворится в “обычном” мире, как кусочек густого меда в чае… Проект – это неплохой сюжет для реалистической утопии, – только вот писалось это уже неоднократно. И писалось, и даже затевалось, но кончалось, увы, всегда одинаково.(Off-line интервью Б. Стругацкого от 11/09/2005 на Subscribe.ru). Грустное заключение, к тому же выглядящее авторитетно, потому что написано человеком, создавшим в свое время вместе со своим братом А. Стругацким образ совершенного общества – «Мира Полудня».

Но «авторитетное отрицание» возможности коренной общественной трансформации становится не столь весомым, когда вспоминаешь, что поводом для него послужило письмо от того самого «конкретного человека», бизнесмена, как он о себе пишет, который отмечал (опубликовано там же): … Жизнь набирает обороты вокруг невидимой гигантской массы Золотого Тельца. Только вот по мере обучения в престижной школе в глазах у детей все больше пустоты… Это не смешно, это необъяснимо и страшно… Вырваться без потерь – не может быть и речи, но должны же быть какие-нибудь лазейки. Вы, вот, говорите, что Мир Полдня практически недостижим. А я этому не верю. Должны быть тропинки. Иначе получится, что мы несли-несли тысячи лет, а потом, …почти на самом Пороге, все растеряли….Добавим, что по роковому стечению обстоятельств это интервью появилось в интернете именно 11 сентября, когда весь мир отмечал трагический юбилей – четвертую годовщину авиационной атаки террористов на высотные близнецы Торгового Цетра, в результате которой погибло почти три тысячи человек, уничтожено два самых высоких в Нью-Йорке небоскреба, а общий материальный ущерб, с учетом расходов на планируемую постройку нового высотного здания на месте разрушенных, составил почти полтриллиона долларов! И спустя лишь неделю после урагана «Катрина», стихийного бедствия, приведшего к практическому уничтожению полуторамиллионного Нового Орлеана, гибели тысяч человек, а главное, к беспрецедентному по масштабам мародерству и преступному беспределу,который охватил затопленный город после прекращения деятельности силовых структур. Мародерства в одном из старейших городов «процветающей» Америки, по сравнению с которым грабежи в сметённом с Земли разрушительным землетрясением «диковатом» кавказском Спитаке выглядят детской шалостью. Эти совпадения подтверждают необходимость что-то противопоставить угрозе потери всех цивилизационных завоеваний и превращения общества в неуправляемую стаю хищников. Еще в первой половине ХХ века испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет пророчески писал в «Восстании масс»: … в мире сегодня господствует дикарь, первобытный человек, внезапно всплывший со дна цивилизации. Цивилизован мир, но не его обитатель – он даже не замечает этой цивилизованности и просто пользуется ей, как дарами природы. …В душе он не догадывается об искусственной, почти неправдоподобной природе цивилизации, и его восхищение техникой отнюдь не простирается на те основы, которым он обязан этой техникой.

Соображениям Б.Н. Стругацкого можно противопоставить напоминание о том, что исторические прецеденты имеют смысл лишь как материал, позволяющий обобщить накопленный опыт, а не как пример принципиальной невозможности осуществления перемен. Поэтому кажущиеся логичными утверждения, что подобное неоднократно «писалось, и даже затевалось, но кончалось, увы, всегда одинаково»отнюдь не значат, что так будет всегда. Тем более, что упомянутые «всегда» можно пересчитать на пальцах одной руки. Хороша «статистика»! Поэтому однажды «правильно поставленный эксперимент» закончится успехом. Кроме того, если продолжить использование аналогии о растворении густого меда в чае, то неплохо бы и помнить, что в природе скорость процесса «растворения» быстро снижается в самом процессе растворения, потому что любой раствор постепенно становится насыщенным, и в конце концов процесс «растворения» прекращается полностью! Не говоря уже о том, что и качество растворяющей среды меняется в процессе «растворения» и, если вернуться к обсуждению механизма преобразования цивилизации, становится возможным накопление новых качеств мышления, а затем и непосредственное создание Интеллектуальной Цивилизации. Нужно лишь, чтобы новые поколения выпускников Интернатов Нового Типа непрерывно «впрыскивались» в общество и желательно во все большем количестве. Почему это практически невозможно?! Ведь перед ними не будет стоять банальная задача по очередному созданию подпольных кружков, боевых дружин и внедрению в силовые структуры с целью проведения диверсий! Их единственной целью будет оставаться самими собой – Людьми, способными к напряженному творческому Труду, оригинально мыслящими Гуманистами и Альтруистами, способными Сомневатьсяв «очевидностях» окружающего мира. Их отличительной чертой должно быть Удивление. Как писал тот же Ортега-и-Гассет: удивление – залог понимания. Это сила и богатство мыслящего человека. Они должны быть жесткими Прагматиками, но ни при каких обстоятельствах не превращаться в циников, доброжелательными, но не добренькими, умеющими получать в жизни удовольствие, но не за счет других людей, жизнелюбами, но не «голубыми» мечтателями и сухими аскетами. И Думающими. Думающими о Себе, Окружающих, Цивилизации, Мире, Вселенной… Я полагаю, что «насыщение» наступит гораздо раньше, чем это происходит в обычных физико-химических процессах. Так что Борис Натанович ошибается, утверждая, что подобные проекты «никому – конкретно – не нужны». Нет, они нужны «очень конкретным людям», среди которых, несомненно, могут оказаться и представители весьма влиятельных кругов.

…Да, выход из сложившейся на Земле ситуации станет нереальным, если будет очередная попытка воплотить изменения в жизнь насильно или прямолинейно, без учета неизбежного влияния «растворяющих» качеств среды. Их осуществление станет весьма проблематичным или чрезвычайно медленным, сопровождающимся постоянной угрозой срыва, если одновременно не будут девальвироваться в общественном сознании многие принятые стереотипы и предрассудки, если не будут подвергаться беспощадной и последовательной критике (именно критике, а не немедленному разрушению!) существующие структуры и реалии. Но изменения не могут и не должны быть слишком быстрыми, чтобы надежно и наименее болезненно обеспечить достижение конечной цели – Интеллектуального Общества. При соблюдении этих условий трансформация Цивилизации будет происходить постепенно и сначала незаметно, чтобы в какой-то момент стать лавинообразной и необратимой.

Пока все более отчетливо проглядывается цивилизационный тупик, к которому неумолимо движется человечество, продолжая балансировать на тонкой грани, отделяющей антиутопию или взаимоуничтожение от возможности осторожного и целеустремленного повышения качества массового мышления, которое обеспечит прогрессивное развитие единого общества в рамках Интеллектуальной цивилизации и, следовательно, полноценную жизнь каждому мыслящему существу. Как разрешится этот выбор – узнают только наши потомки, возможно – ближайшие, но внести свой вклад и, может быть, оказать решающее влияние на предстоящее решение – задача ныне живущих поколений.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю