412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Стивен Котлер » Страна Гнара. Стареем, оставаясь здоровыми (ЛП) » Текст книги (страница 15)
Страна Гнара. Стареем, оставаясь здоровыми (ЛП)
  • Текст добавлен: 1 июля 2025, 17:18

Текст книги "Страна Гнара. Стареем, оставаясь здоровыми (ЛП)"


Автор книги: Стивен Котлер


Жанр:

   

Психология


сообщить о нарушении

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ:ТРЕНИРУЙСЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛ, ВОССТАНАВЛИВАЙСЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛ

Если вы хотите надрать задницу, пока не свалитесь с ног, вам нужно тренироваться до старости, как профессиональному спортсмену. Исследования показывают, что при правильных тренировках мы можем сохранять семьдесят процентов своих физических способностей даже до глубокой старости. Более того, поскольку мозг умеет компенсировать часть утраченного, мы можем выступать так, как будто сохранили еще больший процент этих навыков.

Но в любом случае, используйте его или потеряете.

Существует пять основных категорий спортивных результатов: сила, выносливость, ловкость, баланс и гибкость. Старость означает, что все пять требуют постоянного внимания. Это значит, что нельзя пропускать шаги и нельзя идти напролом.Как только вам исполнится пятьдесят,, если вы не двигаетесь вперед, вы скатываетесь назад.

Кроме того, недостаточно просто тренироваться как профессионал, нужно еще и восстанавливаться как профессионал. Добро пожаловать в Gnar Country, где сон обязателен.

Для меня восстановление – это качественное питание, постоянная гидратация, обилие противовоспалительных добавок, тонны сна и никакого алкоголя. Кроме того, это ежедневные пешие прогулки, один-два ежедневных сеанса йоги и ежедневная ванна с солью Эпсома и/или инфракрасная сауна. Наконец, это означает, что нужно использовать весь инструментарий восстановительной медицины.

Активное восстановление – то есть длительные прогулки и йога – особенно важно. Одним из моих главных открытий в Gnar Country стало то, как сильно мое тело лгало о готовности к фитнесу. Было много дней, когда я просыпалась уставшей, но мне нужно было выгулять Кико и почему бы не размяться после этого, и в девяти случаях из десяти я чувствовала себя лучше, ехала на гору и радикально превосходила свои ожидания.

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ: КРУТИЗНА – ПОСЛЕДНЕЕ СРЕДСТВО

Смелость – ограниченный ресурс. На ежедневной основе смелость связана с силой воли, которая со временем уменьшается. Наша сила воли наиболее высока утром, когда мы еще не отошли ото сна. В течение дня она уменьшается, поскольку мы тратим энергию. Поскольку любое приключение в Gnar Country потребует от вас смелости, мы хотим сохранить энергию на тот момент, когда она нам больше всего нужна, а не тратить ее бездумно, когда есть другие варианты.

Аналогично, в долгосрочной перспективе постоянная опора на крутизну – это рецепт выгорания. А поскольку выгорание – это полный срыв прогресса, то в Gnar Country мы не выкладываемся на полную, пока не придется выкладываться.

Когда я сталкиваюсь с трудностями, вместо того чтобы пытаться проявить твердость, я борюсь с ними с помощью большой пятерки внутренних мотиваторов – любопытства, страсти, цели, самостоятельности и мастерства – хотя это легче объяснить на примере.

Возьмите мастерство. Использование мастерства в качестве мотиватора означает настройку баланса между вызовом и навыками. Например, если я катаюсь на паре страшных трасс, то вместо того, чтобы пытаться перебороть свой страх и продолжить движение, я перехожу на латераль.

Теперь я отправляюсь в детский рельефный парк – там меньше страха и совсем другие испытания.

Потом я толкаю себя в парке, пока снова не испугаюсь, а затем снова перехожу на латераль. Теперь в лес за скоростным пинболом или на грумеры за скоростными горелками.

Конечная природа Grit также является причиной того, что мы с Райаном проводили так много времени, играя в такие игры, как Chase the Rabbit. Играя, мы находимся в зоне, свободной от неудач. Давление снято. Уровень веселья высок. Вместо того чтобы пытаться приступить к работе, что является преднамеренным практическим подходом к прогрессу, мы следуем своему любопытству и исследуем свою страсть, или то, что лучше всего можно назвать преднамеренной игрой.

Поскольку осознанная игра порождает больше потока, чем осознанная практика, а поток повышает скорость обучения, осознанная игра позволяет мне продвинуться дальше быстрее и без истощения моих ограниченных запасов зерна

Короче говоря: тяжелая работа работает; умная работа работает лучше; умная игра работает лучше.

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТОЕ: ПОЛУЧАЙТЕ ДЕНЬГИ ЗА ТО, ЧТО СТАРЕЕТЕ

Два десятилетия назад, изучая редкие и дорогие музыкальные инструменты, я узнал, что Антонио Страдивари изготовил почти половину самых ценных инструментов в истории. Это привлекло мое внимание. Но затем я обнаружил еще более странный факт – две самые известные скрипки Страдивари были изготовлены, когда ему было девяносто два года.

Я был озадачен. Все, что я тогда знал о старении – так называемая теория долгого, медленного гниения, – говорило о том, что подвиг Страдивари невозможен. Если физические навыки со временем значительно снижаются, включая такие обязательные для скрипичного дела качества, как быстрая реакция мышц и тонкий моторный контроль, то девяностодвухлетний мужчина никак не мог бы изготовить два самых редких музыкальных инструмента в истории. Еще более странно: Страдивари сделал это в 1736 году – то есть задолго до появления современной медицины.

Загадка Страдивари не давала мне покоя. Пытаясь разгадать эту загадку, мои исследования привели меня в тогда еще только зарождавшуюся область старения для достижения максимальных результатов. Там я обнаружил, что быстрая мышечная реакция и тонкий моторный контроль – это навыки, которые нужно использовать или потерять. Поскольку Страдивари не переставал делать музыкальные инструменты на протяжении всей своей жизни – он изготовил в общей сложности более тысячи, – эти навыки не атрофировались. А если они и атрофировались, то, возможно, его мозг придумал, как компенсировать их потерю.

Но как его мозг мог компенсировать эту потерю?

Ответить на этот вопрос помог нейропсихолог из Нью-Йоркского университета Элхонон Голдберг. Голдберг обнаружил, что опыт делает нас устойчивыми к когнитивному спаду. Он обнаружил, что способности мозга к распознаванию и выполнению шаблонов сохраняются на протяжении всей жизни, даже перед лицом значительных неврологических повреждений.

Прочитав работу Голдберга, я начал задумываться о том, что могут существовать и другие навыки, которые сохраняются на протяжении всей жизни, – с этого и началась эта книга. Так же я столкнулся с открытием Джина Коэна о сверхспособностях старения. Взятые вместе, эти три направления исследований – использование или утрата наших физических навыков, сохранение способностей к распознаванию образов и их исполнению с течением времени, а также рост интеллекта, креативности, эмпатии и мудрости, который приходит с возрастом, – позволили разгадать тайну Страдивари.

При других обстоятельствах на этом мое расследование могло бы закончиться. Но в тот же период я путешествовал по всему миру, встречался с сотнями руководителей компаний и помогал им использовать силу разрушительных технологий и науки о потоках для радикального повышения эффективности работы организаций. Попутно мы много обсуждали вопросы найма, обучения и того, какие навыки важнее всего в XXI веке. Почти все генеральные директора говорили об одном и том же: креативность и эмпатия – это те качества, в которых они больше всего нуждаются в своих компаниях и которые им сложнее всего нанять или обучить.

Эти руководители нуждались в креативности, чтобы стимулировать инновации и помочь своим организациям идти в ногу с ускоряющимися темпами изменений в мире. Им нужна была эмпатия, потому что успех компании зависел от работы команды, а это требовало взаимодействия и сотрудничества, а без эмпатии и то, и другое было сложно. Они также знали, что клиентоориентированное мышление – это мантра для бизнеса XXI века, а без сопереживающих сотрудников никто не сможет мыслить как их клиенты.

Общаясь с этими руководителями и узнавая об их проблемах, я начал задаваться вопросом, почему они не нанимают пожилых людей. В конце концов, если креативность и интеллект (корни инноваций), а также эмпатия и мудрость (корни взаимодействия и сотрудничества) – это суперспособности старения, то эти руководители должны прилагать все усилия, чтобы нанимать пожилых кандидатов.

На поверхность всплыли два ответа: физическая хрупкость и неприятие риска.

Эти руководители не хотели нанимать пожилых людей, потому что их снижающиеся физические возможности приводили к увеличению количества больничных дней, снижению производительности и слишком частому прерыванию рабочего процесса. Они также считали, что пожилые люди слишком консервативны в своем мышлении и не склонны к риску при решении проблем, а такое сочетание, как правило, блокирует инновации, а не ускоряет их.

Но я понял одну вещь: Хрупкость – это часто выбор. Если мы будем тренироваться к старости, как профессиональные спортсмены, то сможем компенсировать значительный физический спад и добиться серьезных улучшений здоровья.

То же самое можно сказать и о неприятии риска. Любое приключение в Gnar Country, где вы добиваетесь тяжелых физических целей, постоянно нажимая на "сладкую точку" вызова-навыка и пытаясь творчески подойти к делу, выработает новые нейронные сети, необходимые для преодоления осторожного консерватизма, который приходит со временем.

Это значит, что, тренируя свое тело и мозг, чтобы в полной мере использовать суперспособности, которые появляются с возрастом, мы получаем доступ к тем самым навыкам, которые больше всего нужны руководителям компаний. Короче говоря, если мы сделаем все правильно, то люди старше пятидесяти станут рабочей силой мечты XXI века – так что нам будут платить за то, что мы стареем.

ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТОЕ: РАССМАТРИВАЙТЕ ГНАР, ОН ЖЕ ЭКШН-СПОРТ, КАК АНТИВОЗРАСТНОЕ СРЕДСТВО

Экшн-спорт – фантастическое средство для долголетия. Все они являются сложными, социальными и творческими видами деятельности, которые вызывают чувство мастерства и контроля. Они требуют тонкой моторики, быстрой реакции мышц, силы, выносливости, равновесия, ловкости, гибкости и терпимости к риску – то есть полного набора навыков, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни. Кроме того, активные виды спорта насыщены триггерами потока.

Пожалуй, самое главное, что активные виды спорта защищают от когнитивного спада. Причина – нейрогенез, или рождение новых нейронов. Если мы хотим предотвратить снижение когнитивных способностей, нам нужно создавать новые нейроны, и эти нейроны должны образовывать сети, связывающие новые воспоминания со старыми и тем самым защищающие все это от разрушительного воздействия времени.

У пожилых людей гиппокамп является местом, где происходит наибольший нейрогенез. Гиппокамп – это также часть мозга, отвечающая за составление карт и долговременную память. Он наполнен клетками места, клетками решетки и другими нейронами, которые специализируются на регистрации местоположения.

С точки зрения эволюции, память о том, где мы находились, когда происходили важные события, очень важна для выживания. Таким образом, самый простой способ заставить гиппокамп рождать новые нейроны– это эмоционально заряженные переживания в новой и непредсказуемой обстановке, что как раз и обеспечивает экшн-спорт.

Именно поэтому многие горные города входят в "голубую зону" долгожителей. Округ Саммит, штат Колорадо, является самым долгоживущим населенным пунктом в Америке, где средняя продолжительность жизни на десять лет больше, чем в любом другом месте. Округ Питкин и округ Игл занимают второе и третье места. Они также находятся в Колорадо. Все три округа – мекки активного спорта, где расположены Вейл, Аспен, Брекенридж, Кистоун, Биверкрик, А-Бейсин и другие.

Так что в следующий раз, когда голос в вашей голове скажет: "Ты слишком стар для этого дерьма", – помните, что этот голос лжет.

Правда? Вы слишком стары, чтобы не заниматься этим дерьмом. Экшн-спорт – это лекарство против старения и решение проблемы долголетия.

Значит ли это, что вам нужно научиться кататься в парке? Нет. Попробуйте кататься на роликах, роликовых коньках, скалолазании, скейтборде, прыгать с парашютом, нырять с аквалангом, кататься на сноуборде, заниматься спелеотуризмом, серфингом – я перечислил только те виды спорта, которые начинаются на буквы R и S. Есть еще целый алфавит других возможностей.

Значит ли это, что вам нужно толкаться так же сильно, как толкался я? Или падать на задницу так же сильно, как я падал на задницу? И да, и нет.

Толкаться обязательно, но цель не в том, чтобы преодолеть мои пределы. А в том, чтобы преодолеть свои собственные пределы. Для меня это означало попытку научиться кататься на парковых лыжах. А для вас? Это вы должны определить сами.

Между тем, эти падения задницы были на мне. Но эти падения были на моей совести не просто так. Моей мечтой было пройти путь от абсолютного новичка до среднего уровня за один сезон. Это была настолько безумная мечта, что я не потрудился включить ее в свой первоначальный список целей. И все же, как только вы достигаете промежуточного уровня, вы можете начать контролировать свой прогресс. Значительная часть страха и случайностей исключается из уравнения. Конечно, вы все еще падаете на землю, но это происходит гораздо реже.

Будучи парковым лыжником среднего уровня, я получал бы меньше травм и терпел бы меньше боли. Кроме того, у меня было бы почти бесконечное количество новых способов войти в поток во время моего самого любимого занятия в мире. Вот как не потерять этот дерзкий огонь. Вот как не поддаться уютному одеялу среднего возраста. Вот как не уйти в спокойную ночь. Другими словами, это моя версия пенсионного плана.

Итак, вы знаете, страна Гнар. Игра началась.

SK out.


Послесловие

С научной точки зрения, Gnar Country – это пилотное исследование в области старения для достижения максимальных результатов. Но это было довольно небольшое исследование, в котором участвовали только два основных участника – Райан и я. Когда я закончил писать книгу, единственные данные, которые у меня были, свидетельствующие о том, что наш подход сработает и для других людей, заключались в том, что другие люди, катаясь с Райаном и мной, интуитивно включались в нашу игру «Погоня за кроликом» и часто учились фристайлу по ходу дела. Это, конечно, было заманчиво, но это не было доказательством.

Чтобы исправить эту ситуацию, зимой 2022 года Flow Research Collective провела более масштабное исследование пиковой работоспособности стареющих людей. В качестве испытуемых выступила группа из семнадцати пожилых людей в возрасте от двадцати девяти до шестидесяти восьми лет. Совместно с двумя крупными горнолыжными курортами, Northstar и Palisades Tahoe, исследователи FRC использовали принципы из этой книги, чтобы научить испытуемых кататься на парковых лыжах и парковом сноуборде. За одним исключением – мужчина в возрасте около сорока лет, восстанавливающийся после серьезной травмы спины, – никто из наших участников не имел значительного опыта катания в парке. Многие из них были полными новичками.

Цель исследования заключалась не в том, чтобы научить наших испытуемых выполнять трюки, хотя это и было одним из главных результатов. Скорее, цель заключалась в том, чтобы научить их творчески интерпретировать особенности рельефа как более безопасный и надежный путь к потоку и, как следствие, к прогрессу. Для этого мы разделили катание в террен-парке на восемь основных движений: приседание, прыжок, переключение, слэш, скрежет, 180, 360 и шифтинг. Мы провели четыре дня на горе. Каждый день, используя формат намеренной игры/погони за кроликом, испытуемые изучали и отрабатывали два из этих движений. Каждому было дано указание постепенно наращивать ранее заложенные двигательные паттерны, которые можно было выполнять без вмешательства сознания и с минимальным страхом.

Чтобы выяснить, работает ли это, мы записывали тренировки на видео и оценивали результаты по тем же критериям, которые используются для оценки соревнований по фристайлу FIS, руководящего органа в лыжном спорте. Мы также провели длительные опросы и интервью перед началом занятий, опросы и интервью после их завершения, а также заставили испытуемых проходить по два теста на скорость и обучаемость в день в течение каждого из четырех дней исследования.

Прямо скажем, результаты были просто чумовыми. Мы научили кучу старых собак новым трюкам. Все наши испытуемые добились реального прогресса в большинстве категорий оценки, так называемых критериев PAVED: прогрессия, амплитуда, разнообразие, исполнение и сложность. Мы также наблюдали значительный рост потока, который еще больше усилил прогресс и вызвал значительный положительный сдвиг в отношении к обучению в дальнейшей жизни. После этого все наши участники переоценили, чем они хотят заниматься во второй половине своей жизни.

Моя любимая история об эксперименте принадлежит моему старому другу Адаму Фишеру. Сейчас ему за пятьдесят, мы с Адамом познакомились более двух десятилетий назад, когда он был моим первым редактором в журналеWired. За прошедшие годы мы перестали общаться, когда Адам сделал прекрасную карьеру писателя, но снова встретились примерно в то время, когда я разрабатывал это исследование. Адам был идеальным испытуемым: лыжник среднего уровня с нулевым опытом катания в парке и значительной долей страха. Что еще лучше, он один из самых скептически настроенных людей, которых я когда-либо встречал.

После занятий на второй день, когда я уже уехал, Адам, несколько наших тренеров и несколько студентов исследовали район Гранит Шеф в Палисейдс Тахо. Позже до меня дошли слухи, что, находясь там, Адам прыгнул со своего самого первого утеса. Прыжки с утеса – это одна из главных границ между продвинутым средним и низким экспертным уровнем. Это серьезная веха для лыжников.

Я написал Адаму, чтобы узнать, правда ли это: "Я слышал, ты занимался прыжками со скал в Граните. Держу пари, это было потрясающе. Такой большой прогресс, а ты, такой маловерный..."

Вот что написал Адам в ответ:

Вы не ослышались: кажется, кто-то даже снял этот прыжок на видео! Ощущения, когда я проплывал над скалами, были просто потрясающими. Я не проводил предварительной разведки, просто поверил тренерам на слово, что скала (на самом деле много скал) находится там и прыгать можно "на веру". Когда я посмотрел вниз через лыжи, пролетая над скалами, я издал вопль экстаза и ужаса вместе взятых. Я не уверен, что когда-либо раньше испытывал подобные чувства. Это было великолепно. Я даже рад, что не посмотрел на это перед прыжком, потому что, скорее всего, струсил бы. Так что да, большой, большой прогресс.

И да, когда мы начинали, я был настроен немного скептически по отношению к потоку. Очевидно, что это отличный повод для книги, и очевидно, что поток существует, но более смелые заявления о том, что поток можно использовать на горе, а затем дать ему волю на рабочем месте, казались мне слишком хорошими, чтобы быть правдой. И все же, поднимаясь в Белмонт в девятый раз, пока остальная команда Geezer обедала, я прозрел, как структурировать эту рукопись, с которой я боролся. И это просто пришло мне в голову ни с того ни с сего! Так что скептицизм даже не кажется фактором. Ваши коучинговые техники работают, даже если я в них не "верю"!


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю