Текст книги "Земной круг"
Автор книги: Сергей Марков
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 44 (всего у книги 44 страниц)
Галиоты Григория Шелехова
В 1783 году Г. И. Шелехов стал претворять в жизнь свою упорную мечту об устроении Русской Америки. Он привез якоря, снасти и припасы в Охотск и заложил корабельную верфь на реке Урак. Там, на Уракском плотбище, строили когда-то свои суда Чириков и Беринг.
Сообразившись с данными святцев, можно полагать, что Шелехов построил первым галиот «Святой Михаил», заложенный ранее всех, а затем – корабли «Три Святителя», «Симеон Богоприимец» и «Анна Пророчица». На них вскоре разместилось около двухсот людей.
На головном галиоте «Три Святителя» находились Григорий Шелехов с женой Натальей Алексеевной и двумя детьми. Командиром корабля был Герасим Измайлов.
Дмитрий Бочаров, когда-то проплывший от Камчатки до берегов Франции, а до того побывавший в Северной Америке вместе с Креницыным и Левашевым, вел «Симеона Богоприимца» и «Анну Пророчицу». Начальником «Святого Михаила» был охотский подштурман Олесов.
Шестнадцатого августа 1783 года шелеховские корабли покинули устье Урака и двинулись к первому Курильскому острову. Но целых два дня держался противный ветер, не позволивший галиотам приблизиться к острову в то время, когда он был виден весь как на ладони.
Двенадцатого сентября на море пришла «великая погода», стоявшая двое суток. Она разнесла корабли. В «Записке Шелехова странствованию его в Восточном море» прямо говорится, что мореходы уже было утратили всякую надежду на спасение [316]316
«Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII веке». М., 1948, с, 226–249. История плавания Г. И. Шелехова к Кадьяку в дальнейшем излагается по этой «Записке».
[Закрыть] .
Но «Три Святителя», «Симеон Богоприимец» и «Анна Пророчица» после жестокой бури соединились в заливе острова Беринга. «Святой Михаил» с шестьюдесятью мореплавателями исчез. Шелехов решил ждать прихода четвертого корабля, так как заранее уговаривался на всякий случай со своими спутниками о взаимной встрече именно на Командорах.
Здесь ему пришлось остаться на зимовку.
Шелехов не сидел сложа руки. Уже 25 сентября 1783 года он собрал байдарщиков с обоих кораблей и приказал им обойти вокруг острова. Исследователи выполнили это за два дня.
Зимой мореходы, выбирая ясные дни, становились на лыжи и бродили по долинам высоких гор. Борясь с цингой, они неустанно ходили по суровому взморью, даже в метельные дни.
Шелехов правильно отметил сильные северные и восточные ветры. Остров Беринга – страна жестоких зимних вихрей и метелей. Кормились зимовщики рыбой, мясом морского зверя и запасенным с осени саранным кореньем – луковицами камчатской лилии.
«На линии деланной нашли там склонение магнитной иглы к востоку 1 1/ 4румб…» – пишет Шелехов о своих исследованиях на острове Беринга.
Так он проводил, далеко не праздно, время у «Берингова гроба», где, несмотря на недавнее пророчество поэта, не было еще ни флота, ни торгов, ни града.
Как и во времена Беринга, шелеховцы жили здесь в земляных хижинах, засыпанных сверху глубоким снегом.
Зимовка шла к концу. Люди набирались сил для того, чтобы летом 1784 года снова плыть на восток.
Это время проводит рубеж между двумя книгами нашего повествования. Путь к Большой земле, начатый русским народом много столетий назад, был, по существу, завершен.
Когда огненный шар фонаря Кулибина озарит своим светом угрюмые скалы Кадьяка, начнется славная история собственно Русской Америки.
Ей я посвящаю следующую книгу, в которой расскажу, как русские люди заняли Кадьяк, освоили побережье Аляски, дошли до Ситхи, на байдарах из шкур морского льва достигли лавровых рощ Калифорнии, пределов жаркой Мексики и сколотили зимовья в пальмовых рощах Сандвичевых островов.
1955–1962
Москва