Текст книги "Подопытный материал (СИ)"
Автор книги: Юрий Пронин
Жанр:
Героическая фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 23 (всего у книги 23 страниц)
Иллидо привезла чертежи. Рельсы, тележки, размеры путей, ширина насыпей – приблизительный проект железной дороги, ничего особенного. Только работа предстояла огромная. Дорога должна быть защищена от воды, поэтому нужно делать либо насыпь, либо копать канавы с рельсами. Да и не положишь шпалы прямо на траву – надо сделать подушку хотя бы из песка, а лучше из щебня.
Со стороны моря ближе к воде шел пляж, а чуть дальше песок сменялся каменистыми осыпями. Щебень оставалось только собрать и перевезти на место. Увы, экскаваторов и самосвалов мы пока не имели, а люди с лопатами и лошади с телегами – слабая замена мощной технике.
В общем, работа шла потихоньку. Иллидо требовала все больше людей и лошадей. Запросы очаровательной женщины почти не удовлетворялись, потому что весь народ занимался своими делами. Впрочем, насыпь, начинавшаяся от порта, все удлинялась и удлинялась.
* * *
Завертелись ветряки рядом с болотами, заработал земснаряд. Семь больших корыт, соединенные между собой; стальные направляющие, по которым ходят бур, насос качающий взвесь, да насос, размывающий грунт – устройство не очень сложное. Всего три электродвигателя облегчали работу людям. Остальное делалось руками рабочих. Мужчина с сетчатым сачком вылавливал водоросли и всплывшие корни, складывал их на тележку. Всасывающая труба постоянно забивалась листьями и прочим мусором, ее часто поднимали и очищали.
Работали люди слаженно, и на огороженных участках появлялись возвышенности. Состояли они из грязи, но черная субстанция потихоньку сохла и в некоторых местах уже выдерживала человека. Именно в эту сырую землю и бросали семена.
– Просо любит, когда вода близко, – поделился Тип и подробно рассказал об этом растении.
Гигантский злак вырастает до четырех метров в высоту, дает всего один урожай в год, зато зерна вызревает очень много. Потом растение засыхает, но от корней идет молодая поросль. Эти побеги – самый лучший корм для лошадей и свиней. Обычно, убрав урожай зерна, земле дают год отдохнуть и регулярно скашивают молодые ростки. На следующий год некоторые из них оставляют, и просо вновь вырастает и дает зерно.
Растения с почти созревшими семенами срубают, срезают с них метелки с зерном. Оставшиеся стволы на полгода замачивают в прудах, сушат под навесами. Только после этого их мнут и выбирают из трухи волокно.
Что и говорить, растение универсальное. К тому же оно растет только в сырых низинах. У нас таких мест в достатке, а у соседей почти нет. Поэтому зерно идет нарасхват, да и волокно покупают хорошо. Недаром изображение злака попало на наши деньги.
* * *
Электрический кабель от ветряков протянули на берег залива, куда пригоняли плоты. Наверно, это место теперь можно называть лесопилкой, потому что мы установили там первую электрическую пилу. Чурбак прогоняют через два вертикальных полотна – получаются шпалы для будущей железной дороги.
Работа идет, только везде не хватает людей.
Капитан организовал еще одну экспедицию в верховья реки, все-таки взяв с собой Типа. Три десятка людей, включая женщин и детей, и столько же плотов стали результатом похода. На этот раз деревни не захватывали, а за рабов и легкие стволы просто заплатили стальным инструментом.
Все прибывшие мужчины отправились к Иллидо, и, разумеется, это ее не удовлетворило.
Однако вскоре народ сам пошел в наше королевство.
Глава 5
– Вдоль большой реки с гор спускается вождь Икторил. Еще он называет себя императором, – рассказал Ван, вернувшийся из города. – Войско у него огромное, а оружие такое же, как у нас: ружья, пушки, бомбы. Идут не спеша, везде устанавливают свои порядки. Некоторых владетелей вешают.
На корабле нашего посланца имелись и пассажиры, но знали они не больше Вана. Два купца свернули свои дела и решили вместе с семьями переждать смутное время у нас в королевстве.
– Деньги у них есть, но они согласны на любую работу, – сказал Ван. – Лишь бы мы их не прогоняли.
Поведение беженцев говорило о том, что они изрядно напуганы. Нам тоже стоило подумать о будущем. Только без всяких размышлений было понятно, что противостоять большой армии мы не сможем.
– Нормального флота у них точно нет, – попытался успокоить нас Капитан. – Если мы поставим пушки на торговые суда, будет намного легче. С воды они нас не возьмут. Укрепить порт и гряду, что идет вдоль реки – больше ничего не требуется. Через болота никто пройти не сможет.
– Они могут пройти по лесу вдоль болот и напасть с другой стороны, – предположила Алло. – Флота у них нет только пока. Корабли можно захватить или купить. А пушек у нас слишком мало.
Тут я понял, что все присутствующие смотрят на меня и ждут, что скажу я.
Вроде бы, народу собралось совсем чуть-чуть: я с женами, Капитан с Эно да Иллидо с Ваном. Однако мне показалось, что сразу много людей ждут моего решения. Собственно, так оно и было, ведь наша страна – королевство, а король – это я.
Наверно, в повисшей тишине моя речь показалась слишком громкой. Только говорил я, как обычно:
– Укрепляться нужно обязательно. Построим железную дорогу – сможем по ней быстро перебрасывать войска и пушки. Я еду на острова – буду просить помощи и у детей.
* * *
Корабль, море, вынужденное безделье – оказывается, я совсем не забыл предыдущее плавание. Только в этот раз впереди у меня не новая жизнь и грядущая радость, а тревога и неизвестность. Помогут ли мне дети? Черная кошка между нами не пробегала, но сначала нас выставили с Бараса, а потом отправили на материк. Возможно, родственные чувства для правителей ничего не значат, и дети решат, что их государствам не стоит тратиться на помощь моему королевству.
Мрачные предположения удавалось отгонять, но тревожные мысли возвращались. Будь у меня занятие, я бы совсем не думал о плохом. Однако безделье не позволяло забыться.
На землю Ларгаса я сошел в нерадостном настроении. Впрочем, любопытство прогоняет любую хандру. Громкий свист заставил меня оглянуться: среди парусников, нещадно дымя, сновал самый настоящий пароход. Маленький, тихоходный – наверно, на Земле его посчитали бы это суденышко убогим. Только плыл железный кораблик туда, куда хотел, а не повиновался непредсказуемому ветру.
Интересно, где сделали пароход, здесь или на Барасе? Попросить у сына, чтобы он подарил или продал нам это чудо? Только машина наверняка работает на угле, а в королевстве его нет.
– Пап, ты думал, что мы с Ларой откажемся тебе помогать? – удивился Гришка. – Рельсы мы давно делаем, завтра отправлю к вам первую партию. Своего флота у меня почти нет, поэтому дам только два военных корабля, да и то небольших. Все оружие делают на Барасе, но тебе там не откажут. А я еще и послание Степану напишу.
Признаться, в глубине души я рассчитывал на такой прием, а сомневался на всякий случай. Только все равно сын меня обнадежил и обрадовал.
* * *
Дочь, внук, маленькая внучка – встреча на Барасе заставила на какое-то время забыть о тревогах. Разве можно думать о делах, когда видишь родных людей после долгой разлуки?
– Степан тебе поможет, – сказала Лара.
Обычные разговоры и расспросы об Алло, Витьке, Кате закончились быстро.
– Когда должен подойти этот Икторил? – спросил зять.
Оказывается, слухи дошли и до Бараса.
Всю обратную дорогу я смотрел не только на море, но и на корабли. Меня сопровождал флот Бараса. Разумеется, Степан не оставил остров без защиты и отправил со мной только часть кораблей. Однако восемь кораблей – немалая сила. К тому же, два парусника оказались просто огромными, и на одном из них плыл я.
А где-то позади, безнадежно отстав, пробирался самый настоящий железный пароход, работавший на нефти – подарок Николаевича.
* * *
Корабли встали на якоря в заливе, и до причала я добирался на шлюпке. Как и в прошлый раз, меня встречал только Тип.
Домой я попал в самый разгар спора. Нет, мои жены не ссорились – шел государственный совет. Владетель имения, ближайшего к большому городу, предложил купить его имение.
Вражеское войско приближалось, а Икторил, судя по слухам, мог просто отобрать землю. Поэтому покупка выглядела изрядной глупостью. С другой стороны, во владении рос лес, добывали глину и известняк, а в королевстве ничего этого не было. Да и цену за землю просили небольшую.
– Покупать! – заявил я. – Если получится, сбить цену и покупать.
– А если Икторил отберет землю? – возразила Катя.
– А если не отберет? – ответил я.
По большому счету, я не выдвинул никаких аргументов. Однако спор закончился. Неужели мое мнение обрело такой вес? Или мои слова просто перевесили чашу весов?
– А как быть с городом? – спросил Ван. – Враг приближается. Если горожане предложат защищаться вместе?
– Только договор о ненападении, – без раздумий ответил я. – Мы, даже если купим там владение, воевать за него не будем.
– Почему? – удивилась Иллидо.
– Потому что у нас не хватит сил, – разъяснил я.
Капитан одобрительно взглянул на меня.
– Сереженька, ты сегодня был настоящим королем, – ночью сказала Катя.
– Да как-то само получилось, – честно ответил я.
* * *
Землю мы купили. Флот стоял в заливе, и вскоре о нем знали на всем побережье до самого города. Наверно, это придавало вес нашему государству, и люди шли в Междуречье, считая королевство безопасным местом. Исчез недостаток в рабочих руках, и мы строили новые укрепления рядом с портом и на гряде.
С Ларгаса везли рельсы, и железная дорога уже дошла от порта до нашей маленькой столицы. Степан с Николаевичем слали пушки и снаряды. Оконечности королевства укреплялись и вооружались.
Слухи о приближении Икторила все крепли. Мы купили еще одно владение, за ним – второе. В новых землях не строились укрепления, да и в производство не развивалось. Народ, глядя на такое, переселялся в королевство.
Армия Междуречья росла, и Капитан отправил часть людей на строительство железной дороги.
– Будем перевозить по ней пушки – встретим врага в любом месте, – сказал он.
Друг оценил преимущество железной дороги. Думаю, скоро его посетит идея бронепоезда.
Пришли маленькие тележки с электродвигателями, аккумуляторы, просто тележки – маленькие вагоны. Испытания подтвердили, что железная дорога – транспорт быстрый.
Напряжение нарастало. К нам побежали из далекого города. Людей в королевстве стало еще больше. Жилья не хватало, но в еде недостатка не было. Наверно, мы смогли бы прокормить раз в десять больше народу, ведь Междуречье торговало именно продуктами питания.
Катя и Алло скупили за бесценок всю землю от нашего порта до города. Последним сдался ближайший владетель. Продав имение, он погрузил на корабль домочадцев и уплыл подальше от неспокойных мест. Алло ворчала, что мы заплатили ему слишком много, но кирпичный заводик и порт стоили потраченных денег.
Простой народ не спешил покидать обжитые места, и во всех землях, которые мы купили, оставались жители. Рассуждали они просто: любой власти потребуются работники, и убивать их просто нет смысла. Если правитель не хочет защищать свою землю, зачем это делать простым людям?
А мы и не настраивали народ на войну и обещали вывезти всех в королевство, если воины Икторила начнут зверствовать.
Зато Междуречье укрепили основательно. Восемь кораблей с Бараса, два – с Ларгаса, четыре наших торговых парусника, на которые поставили пушки – флот внушал уважение. Да и на пароходе тоже имелись орудия.
Все ждали Икторила и были готовы ко всему. Наконец, приплыл маленький парусник с известием: враг вошел в город. Если честно, я не знал, что делать.
Выручил Ван:
– Надо постоянно держать с городом один корабль, чтобы его все видели. Думаю, Икторилу станет интересно, что за парусник постоянно находится на виду, и он начнет переговоры.
– А если просто нападет? – предположила Катя.
– А на чем? – улыбнулся Капитан. – Лодки против пушек не выстоят, а кораблей у них нет.
– На корабле буду я, – заключил Ван.
Последние слова мужа явно расстроили Иллидо, но она промолчала. Впрочем, большой опасности не предвиделось.
– Днем стоишь у города, ночью уходишь в море, – напоследок повторил Капитан.
Шлюпка увезла нашего посла, а вскоре и корабль поднял паруса.
Вновь потянулось ожидание. Кажется, мы все предусмотрели, но кто знает, какую хитрость может придумать противник. Иллидо не находила себе места. Гонцы дежурили в порту, готовые немедленно оповестить нас о возвращении корабля.
Весть пришла: парусник приближается. Мы могли просто дождаться Вана, но терпения не хватило. Взрослые и дети отправились в порт. Наверно, король должен путешествовать в собственном экипаже, но я отправил Типа с пустой коляской, а сам сел вместе со всеми в открытый пассажирский вагончик. Маленький поезд ходил быстрее лошади, а мне хотелось попасть к причалу как можно скорее.
Мы столпились на берегу, глядя на приближающуюся шлюпку и пытаясь рассмотреть, кто в ней сидит.
Наконец шлюпка уткнулась в лодочный причал, и на деревянный помост вышел Ван, наш белобрысый орленок. Следом за ним появился еще один такой же светловолосый мужчина.
– Икитал, полномочный посол императора Икторила, – представил Ван спутника.
Я всмотрелся в лицо мужчины и вспомнил, где я видел эту физиономию. Мне даже довелось сидеть с ним за одним столом. Было это в маленьком помещении возле проходной разрушенного завода. Мы пришли туда, чтобы поискать победитовые напайки для резцов, а в результате подружились с людьми, которыми командовал этот человек.
Имя у него теперь другое, но и меня зовут не Сергеем. Никита изменился: погрузнел и совсем не помолодел, но я все равно узнал его. Да и он явно вспомнил меня.
– Здорово, Серега! – сказал Никита. – Тебе привет от Большого.
Эпилог
– Все зависит от королей, – убежденно сказал Витька. – Если король – нормальный пацан, то и в стране все хорошо будет. Вот тебе острова помогли, потому что там правители подходящие.
– Там мои дети, – попытался возразить я.
– На Земле тоже многие властители родственниками были, а все равно воевали, – немедленно парировал Большой. – Потому что были паршивыми королями.
Витька и Никита здесь уже двадцать четыре местных года. Нас с Катей Куратор бросал в разные места, а их доставил сразу сюда. Попали наши друзья к кочевникам, начинали простыми воинами, а в итоге создали империю, объединив степняков с жителями предгорий. А теперь Большой и Никита с миротворческим корпусом наводят порядок в других краях.
– Там, где есть нормальное государство, заключаем договор с правителем и идем дальше, – продолжил Витька. – Если одни мелкие владетели, то выбираем самого толкового. Назначаем его королем, а остальных заставляем присягнуть новому правителю. Главное, чтобы короли между собой не воевали и в своих странах поддерживали мир.
На первый взгляд, Витька и Никита взялись за неосуществимое дело. Однако у них все получается.
– У тебя здесь все нормально, – сказал Большой. – Съездим с тобой на острова – может, насчет кораблей договоримся. Хочу свой флот создать. Потом ты мне деньжат с припасами подкинешь и останешься. А мы тебе людьми поможем и дальше пойдем.
Интересная получается вещь: корпус содержат все королевства, через которые проходит Витька. И народ здесь останется наверняка тот, что Большому верен. А ведь он таким образом всех объединяет!
– А ты не боишься, что рано или поздно соседи начнут воевать? – спросил я.
– Помирим, потом королям по шапке дадим и новых назначим, – ответил Витька. – Ты, Серега, главного не понял: здесь люди другие.
Жители этой планеты живут дольше и стареют позже. Я это давно заметил – зря меня Большой обвиняет.
– Женщины здесь больше пяти детей не рожают, – продолжил Витька. – Поэтому здесь народу везде не хватает. На этой планете человек – главная ценность. А те правители, которые этого не понимают, быстро остаются ни с чем.
Может и прав Большой? Барас с Ларгасом воевали – теперь нет ни Гурчана, ни большинства владетелей с соседнего острова. Детей здесь действительно немного – просто я не обращал на это внимания. Ведь в городах России два ребенка – норма.
Жизнь здесь – тоже эксперимент, как и на Земле. Только немного другие условия, изменен подопытный материал – люди. Значит, и результат возможен другой.
Впрочем, откуда нам знать, какие у Куратора планы?
Конец