Текст книги "Годы без Ленина (1924 – 1990)"
Автор книги: Иосиф Сталин (Джугашвили)
Соавторы: Леонид Брежнев,Андрей Бубнов,Николай Бухарин,Михаил Калинин,Анатолий Луначарский,Андрей Жданов,Виктор Гришин,Емельян Ярославский,Николай Егорычев,Константин Черненко
Жанры:
Политика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 99 (всего у книги 99 страниц)
Победа Октября поставила вопрос о самоопределении в практическую плоскость. Строительство нового общества в России было немыслимым без налаживания сожительства наций и народностей. Но великая освободительная революция, направленная также и против царского великодержавия, естественно, сопровождалась и сильной центробежной тенденцией. На обломках империи порыв к самоопределению рождал самые различные формы. Складывались образования по чисто национальному признаку. Появились областные территориальные автономии с национальной спецификой. В российских и украинских губерниях возникли крупные автономии на основе чисто экономических интересов. Многое из этого оказалось недолговечным, но само многообразие характерно для подлинно народной революции.
Для Ленина было ясно, что сохранить единство страны, которому он всегда отдавал предпочтение, можно было лишь через сугубо добровольную федерацию при безусловном признании права на самоопределение вплоть до отделения.
Ленину пришлось дать настоящий бой Сталину и его сторонникам, которые не видели разницы между Российской федерацией и Союзной федерацией и вообще полагали, что все разговоры о суверенитете и национальной государственности являются тактическим ходом или, как выразился Сталин, политической «игрой», которую «некоторые начали принимать всерьез» (См.: Известия ЦК КПСС. 1989. № 9. С. 191 – 218).
Ленин допускал возможность федерации разного типа, с различным уровнем взаимосвязей между национальными образованиями, готовыми объединиться в союз. И такой союз наций, писал он, не ущемлял бы ничьей независимости, а только создавал бы «еще новый этаж, федерацию равноправных республик» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 212). Он даже настаивал на том, чтобы был составлен «детальный кодекс», который положил бы начало новой культуре межнационального общения. Причем составить его должны были не чиновники из центрального аппарата, которых, как известно, Ленин сильно подозревал в великодержавных амбициях, а сами «националы» (См. там же. С. 357, 361).
Эти идеи в значительной части остались нереализованными или получили признание лишь формально. Многонациональной стране был навязан путь унитарного государства.
Конечно, и в этих условиях страна добилась впечатляющих результатов, в том числе и в национальной жизни многих народов. В наших нынешних планах мы можем на это опираться. Но пренебрежение законами национального развития исподволь накапливало проблемы, которые в конце концов на новом крутом повороте истории выплеснулись наружу.
Сейчас в стране идет очень трудный поиск. Многое в последнее время удалось обдумать. Партия предложила платформу национальной политики в современных условиях. Съезд народных депутатов, Верховный Совет вышли на такие жизненно важные решения, как законы о языке, экономической самостоятельности. Принят Закон о порядке выхода из СССР. Идет обновление Союзного договора. Сейчас, может быть, самый ответственный этап законотворчества, связанного с судьбами Советской федерации.
Идея Ленина о федерации, о ее типах, об уровнях взаимосвязей – это ключ к нашим нынешним поискам. Мы уверены, в конечном счете удастся гармонизировать межнациональные взаимоотношения. И только спокойная, разумная, в рамках закона работа, а не сепаратистские, экстремистские действия, с которыми мы столкнулись в Прибалтике, в Закавказье, в ряде других регионов СССР, приведет нас к цели, удовлетворяющей коренные интересы всех наций, даст новое дыхание нашему великому многонациональному содружеству.
Товарищи! В новом обществе, к которому мы идем через перестройку, должна действовать и обновленная, реформированная Коммунистическая партия.
Мы – накануне XXVIII съезда КПСС. Сама история диктует и в вопросе о партии необходимость поворота, сопоставимого по значению с образованием под руководством Ленина партии «нового типа». Платформа ЦК КПСС, проект Устава, которые оживленно и критически обсуждаются сейчас коммунистами и во всем обществе, положили начало этому принципиально новому этапу в развитии Коммунистической партии.
Что связывает такую постановку вопроса с ленинской партийной традицией? Прежде всего – зависимость развития партии от изменения объективной обстановки в стране и в мире. На том самом X съезде РКП(б), о котором обычно мы вспоминаем лишь в связи с резолюцией о единстве партии, была принята и другая резолюция – «По вопросам партийного строительства». В ней отрицалась возможность «абсолютно правильной, годной для всех ступеней революционного процесса формы партийной организации, а равно и методов ее работы. Наоборот, – говорилось там, – форма организации и методы работы всецело определяются особенностями данной конкретной исторической обстановки и теми задачами, которые из этой обстановки непосредственно вытекают» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1983. Т. 2. С. 323).
С началом мирного периода, после гражданской войны, переход партии в новое состояние оказался особенно болезненным. И это понятно, ибо она уже была интегрирована в государственную власть, к тому же основанную на диктатуре пролетариата. Остро чувствовалась опасность момента, когда, как сказано в резолюции, в партии «централизация развивала тенденции к превращению ее в бюрократизацию и отрыву от масс» (Там же. С. 325), когда единолично правящая партия в ходе гражданской войны привыкла по-комиссарски всем командовать; когда «необходимые привилегии становились почвой для злоупотреблений разного рода»; когда начиналось ослабление «духовной жизни партии». Появились и симптомы бытового перерождения. И в целом все это «привело к внутреннему партийному кризису» (КПСС в резолюциях… Т. 2. С. 325).
Съезд видел выход в широком развитии внутрипартийной демократии. Из последних работ Ленина мы знаем, как напряженно он искал способ остановить губительные тенденции и – через включение партийной массы, партийных низов – придать партии новый облик, адекватный новой обстановке в стране.
Но, к сожалению, самому ему уже не пришлось принять участие в реализации этих замыслов. Ставшие в 20-х годах необходимыми преобразования в партии оказались в руках Сталина. Это обернулось бедой и для партии, и для общества, и для социализма. За довольно короткий срок партия превратилась фактически в составную часть и орудие командно-административной системы с далеко идущими последствиями, которые сказываются и поныне.
Отсюда вывод: сегодня уже нельзя ограничиться просто восстановлением ленинских норм внутрипартийной жизни. Перестройка жизни всей страны поставила задачу несравненно более масштабную.
Обществу нужна авангардная партия социалистического выбора, действующая исключительно демократическими методами в условиях гласности, правового государства, политического плюрализма. И, только обретя способность работать в этих новых условиях, партия может вести за собой большинство народа, сплачивая все социальные слои и разные национальности в движении к гуманному, демократическому социализму.
У КПСС великие традиции по части убеждения масс в своей правоте. Это она за считанные месяцы 1917 года сумела завоевать симпатии и поддержку широчайших масс. Народ пошел за большевиками, объяснял Ленин, не потому, что «их агитация была более искусна. Нет, дело в том, что агитация их была правдива» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40. С. 69). Февральская революция вынесла на поверхность политической жизни немало политиканов и демагогов, озабоченных не столько бедствиями страны, сколько личными амбициями и стремлением к политической карьере. Миллионы высокопарных слов, восхвалявших «Его Величество Народ», «Народ-Освободитель», обрушились на рабочих, крестьян, солдат, кружа им головы.
Эксплуатация политической неразвитости масс и откровенное манипулирование ими с помощью обмана, лести, бесконечных обещаний грошовых подачек (См. там же. Т. 31. С. 158) – все это Ленин отверг. «Мы не шарлатаны… – заявил он. – Единственное, что губило все революции, это – фраза, это лесть революционному народу. Весь марксизм учит не поддаваться революционной фразе, особенно в такой момент, когда она особенно хóдка» (Там же. С. 105, 108).
И что же? От Февраля к Октябрю в условиях абсолютной свободы выбора и острого соперничества множества партий большевистская партия из нескольких десятков тысяч выросла до сотен тысяч и повела за собой десятки миллионов.
С точки зрения умения вести борьбу за влияние в массах нынешний поворот в жизни страны требует от партии не меньшей политической активности. И надо возрождать большевистское искусство убеждать народ в своей правоте, соперничая с кем угодно, а не жаловаться, что, мол, «оставили без поддержки», «бросили на произвол толпы», «не защищают от неформалов» и т.п. И одновременно быть готовым к политическим коалициям и компромиссам, к постоянному взаимодействию с различными общественными движениями.
Отказываясь от управленческих функций, КПСС не освобождается от ответственности за положение дел в стране. Народ будет судить о ней не только по лозунгам, платформам, постановлениям и призывам, а прежде всего по качеству и результатам работы коммунистов в трудовых коллективах, во всех политических, культурных, административных, хозяйственных звеньях общества.
Товарищи! Дискуссии, развернувшиеся в обществе, захватили и область теоретических, идеологических основ партии. В поле споров оказался, естественно, и вопрос о ленинизме. Причем некоторые ведут этот спор с нигилистических, я бы даже сказал, агрессивных позиций.
Сейчас очевидна неприемлемость школярского, догматического использования этого понятия в той его интерпретации, которая фактически унаследована от Сталина. Именно она породила спекулятивное, а то и просто циничное отношение к ленинизму. А большинством людей, далеких от теории, он стал восприниматься как своего рода «вероучение», в содержание которого не всегда вдумывались.
Сам термин «ленинизм» возник в меньшевистской среде задолго до 1917 года. Характерно, что таким способом хотели противопоставить взгляды Ленина марксизму. В начале 20-х годов это понятие стали употреблять соратники Ленина для обозначения нового этапа в развитии марксизма. Это встретило противодействие с его стороны. И не только из скромности, а и потому, что Ленин никогда не претендовал на создание особой, целостной теоретико-философской системы. Он искренне считал себя только учеником Маркса и свой вклад в теорию рассматривал лишь как часть марксистского учения.
В вопросе о такой теоретической и политической категории, как ленинизм, без которого просто немыслимо правильное понимание прогресса человечества в XX веке, надо быть очень ответственным. И не поддаваться напору ниспровергателей, а то и просто невежд по части истории и теории.
Для нас ленинизм остается живой и действенной теоретической, идейной и нравственной силой. Сейчас мы восстанавливаем подлинное прочтение Ленина, стараемся творчески вести эту работу. Она не была и не будет простой. В ходе перестройки и в связи с труднейшими проблемами, которые она породила, мы активно занимаемся этим. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать в ходе подготовки к XXVIII съезду КПСС, на самом съезде и при разработке новой Программы партии.
Опираясь на все непреходящее в духовном наследии Ленина, вооружаясь современным знанием, осваивая новейшие достижения науки о человеке и обществе, мы будем искать собственные ответы на проблемы и вызовы нашего времени.
Товарищи! У нашего общества нет разумной альтернативы социалистической перестройке. Она – сложный, но неизбежный путь выхода из полосы трудностей, путь реального прогресса. И нам не обойтись на этом пути без ленинского наследия, обогащенного опытом и уроками новейшей нашей и всемирной истории.
Успех перестройки будет означать беспрецедентный шаг в развитии всей цивилизации. Это может стать началом эпохи таких грандиозных преобразований, по существу революций, которые и по методам – ненасильственным, демократическим, и по результатам могут вывести мир, как и мечтал Ленин, к самому смыслу существования человечества на Земле. (Аплодисменты.)
Именной указатель
Докладчики
АлександровГеоргий Федорович (1908 – 1961) – 1945, 1946, 1947
АлиевГейдар Алиевич (1923 – 2003) – 1985
АндроповЮрий Владимирович (1914 – 1984) – 1964, 1976, 1982
БрежневЛеонид Ильич (1906 – 1982) – 1959, 1970
БубновАндрей Сергеевич (1884 – 1938) – 1931, 1932
БухаринНиколай Иванович (1888 – 1938) – 1928, 1929
ГорбачевМихаил Сергеевич (1931) – 1983, 1990
ГришинВиктор Васильевич (1914 – 1992) – 1968
ДемичевПетр Нилович (1918 – 2010) – 1961, 1965
ДолгихВладимир Иванович (1924) – 1984
ЕгорычевНиколай Григорьевич (1920 – 2005) – 1966
ЖдановАндрей Александрович (1896 – 1948) – 1938
ЗимянинМихаил Васильевич (1914 – 1995) – 1977
ИльичевЛеонид Федорович (1906 – 1990) – 1962
КалининМихаил Иванович (1975 – 1946) – 1924, 1925
КапитоновИван Васильевич (1915 – 2002) – 1969, 1979
КатушевКонстантин Федорович (1927 – 2010) – 1971
КириленкоАндрей Петрович (1906 – 1990) – 1967
КулаковФедор Давыдович (1918 – 1978) – 1972
КуусиненОтто Вильгельмович (1881 – 1964) – 1960
ЛуначарскийАнатолий Васильевич (1875 – 1933) – 1926
МедведевВадим Андреевич (1929) – 1989
МихайловНиколай Александрович (1906 – 1982) – 1953
ПономаревБорис Николаевич (1905 – 1995) – 1963, 1974, 1980
ПоспеловПетр Николаевич (1898 – 1979) – 1949, 1950, 1951, 1952, 1954, 1958
РазумовскийГеоргий Петрович (1936) – 1988
РыжковНиколай Иванович (1929) – 1987
СталинИосиф Виссарионович (1879 – 1953) – 1924
СтецкийАлексей Иванович (1896 – 1938) – 1933, 1934, 1935, 1936, 1937
СусловМихаил Андреевич (1902 – 1982) – 1948, 1975
ФурцеваЕкатерина Алексеевна (1910 – 1974) – 1957
ЧерненкоКонстантин Устинович (1911 – 1985) – 1981
ШеварнадзеЭдуард Амвросиевич (1928 – 2014) – 1986
ШепиловДмитрий Трофимович (1905 – 1995) – 1955, 1956
ЩербаковАлександр Сергеевич (1901 – 1945) – 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944
ЯрославскийЕмельян Михайлович (1878 – 1943) – 1927, 1930
Председательствующие
БрежневЛеонид Ильич (1906 – 1982) – 1965
ВорошиловКлимент Ефремович (1881 – 1969) – 1955, 1956
ГришинВиктор Васильевич (1914 – 1992) – 1969, 1971-1985
ЕльцинБорис Николаевич (1931 – 2007) – 1986, 1987
ЖдановАндрей Александрович (1896 – 1948) – 1939
ЗайковЛев Николаевич (1923 – 2002) – 1988, 1989
КалашниковА.М. – 1968
КалининМихаил Иванович (1875 – 1946) – 1927, 1928, 1930-1938, 1940-1946
КаменевЛев Борисович (1883 – 1936) – 1925
МолотовВячеслав Михайлович (1890 – 1986) – 1929
КириченкоАлексей Илларионович (1908 – 1975) – 1959
ПавловВладимир Яковлевич (1923 – 1998) – 1966, 1967
ПодгорныйНиколай Викторович (1903 – 1983) – 1970
ПрокофьевЮрий Анатольевич (1939) – 1990
СусловМихаил Андреевич (1902 – 1982) – 1960, 1961
УглановНиколай Александрович (1886 – 1937) – 1926
ХрущевНикита Сергеевич (1894 – 1971) – 1954, 1957, 1958, 1962, 1963, 1964
ШверникНиколай Михайлович (1888 – 1970) – 1947-1953