355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Федор Лисицын » В те грозные годы » Текст книги (страница 25)
В те грозные годы
  • Текст добавлен: 29 сентября 2016, 03:32

Текст книги "В те грозные годы"


Автор книги: Федор Лисицын



сообщить о нарушении

Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)

Доктор Геббельс, Борман»[19]19
  ЦАМО, ф. 317, оп. 4320, д. 58, л. 244.


[Закрыть]
.

Примерно в то же самое время, когда повторно допрашивали пленного вице-адмирала, в 207-й стрелковой дивизии контрразведчики при проверке задержанных нашими патрулями по различным причинам немцев установили, что двое из них до последнего времени работали при рейхсканцелярии: Вильгельм Ланге более десяти лет был поваром в рейхсканцелярской столовой, а Карл Шнайдер – механиком гаража. По роду своей службы оба они хорошо знали в лицо многих главарей фашистской Германии.

– Спросите у них, видели ли они когда-нибудь лично Геббельса и смогут ли опознать его, – распорядился старший следователь контрразведки 79-го стрелкового корпуса майор Быстрое, связавшись по телефону с начальником отдела «Смерш» 207-й стрелковой дивизии.

Тот подтвердил, что Вильгельм Ланге очень хорошо знает Геббельса, неоднократно видел его в рейхсканцелярии и опознать, безусловно, сможет. Механик гаража Карл Шнайдер тоже не раз видел фашистского министра пропаганды, когда тот приезжал в рейхсканцелярию.

– Срочно привезите сюда повара и механика. Нам нужна их помощь, – попросил Быстрое дивизионного контрразведчика.

Вскоре оба немца в сопровождении офицера дивизионной контрразведки прибыли на «виллисе» в штаб корпуса. Быстров, Клименко, Катышев и Хознн вместе с ними сразу же выехали к месту последнего жительства семьи Геббельса – комфортабельному бомбоубежищу.

Как рассказал по возвращении начальник контрразведки корпуса Клименко, в двух метрах от входа в бомбоубежище они обнаружили два обгоревших трупа – мужчины и женщины. В трупе мужчины повар и механик гаража рейхсканцелярии без труда опознали Геббельса, а при осмотре второго трупа заявили, что это, очевидно, жена министра пропаганды.

На следующий день, 3 мая, из квартиры-бомбоубежища Геббельса в расположение штаба 79-го стрелкового корпуса были доставлены 6 детских трупов, трупы сильно обгоревших женщины и мужчины в мундире генерала пехоты. Группа работников отдела армейской контрразведки «Смерш», несколько представителей политотдела и других отделов штаба армии вместо с пленным вице-адмиралом Фоссом, а также Шнайдером и Ланге выехали на место, в 79-й стрелковый корпус, чтобы окончательно удостовериться не только в самоубийстве самого фашистского маньяка Геббельса, но и в его преступном изуверстве в отношении своих детей. В работе комиссии по опознанию трупов, а также в составлении акта принимал участие и я, как представитель Военного совета армии.

Пленный вице-адмирал Фосс, лично знавший семью рейхсминистра пропаганды, в обгоревшем женском трупе признал фрау Геббельс, а в шести детских трупах от четырех до четырнадцати лет – детей фашистского трубадура, умерщвленных по его указанию. В трупе генерала был опознан начальник генерального штаба немецких сухопутных войск генерал пехоты Кребс. Помимо пленного вице-адмирала это подтвердили также бывший повар столовой фашистской рейхсканцелярии Вильгельм Ланге и механик гаража Карл Шнайдер[20]20
  ЦАМО, ф. 317, оп. 4320, д. 58, л. 244–245.


[Закрыть]
.

– Лишить жизни шестерых собственных детей!.. На такое даже лютые звери не способны, – мрачно проговорил Клименко, подписывая акт. – Просто не верится, что сделал это человек. Хотя ничего человеческого у Геббельса и его супруги не было. Одним словом – изверги. А жена Геббельса – чудовище в образе женщины. Иначе ее и не назовешь.

В делах и заботах, для нашей армии уже мирных и полумирных, быстро пролетела неделя между 2 и 9 мая. После непрерывных семнадцатисуточных боев войска приводили себя в порядок.

Весь арсенал форм и методов партийно-политической работы теперь был направлен на то, чтобы довести до сознания каждого воина требования о постоянной бдительности, о соблюдении чести и достоинства, о необходимости поддерживать нормальные отношения с мирными жителями Берлина.

Много времени отнимало оформление наградных материалов и вручение наград отличившимся в боях за Берлин бойцам, сержантам и офицерам. К тому же почти ежедневно проводились партийные и комсомольские собрания, заседали парткомиссии, рассматривавшие заявления лучших воинов о приеме их в члены и кандидаты в члены ВКП(б), в комсомол. Затем в торжественной обстановке, зачастую одновременно с государственными наградами, им вручались партийные и комсомольские документы.

Но чем бы каждый из нас ни занимался, все с нетерпением ждали, когда же будет подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, а следовательно, и об окончании войны.

Наконец этот радостный день наступил! В ночь на 9 мая в пригороде Берлина – Карлсхорсте акт был подписан. На церемонии подписания вместе с другими командармами присутствовал и генерал-полковник В. И. Кузнецов. Вернувшись рано утром на армейский КП, командующий в узком кругу генералов и старших офицеров армии поделился своими впечатлениями об этом историческом событии. Поздравив затем нас с победой, он сказал примерно так:

– Мы по праву можем гордиться тем, что наша армия внесла достойный вклад в общее дело победы. Путь от Москвы до Берлина был нелегким, потребовал много жертв, но он с честью и славой пройден воинами третьей ударной армии. Это – великое счастье.

9 мая во всех частях армии состоялись массовые митинги, посвященные празднику Победы. 10 мая войска 3-й ударной по приказу командования фронта передислоцировались в район Эберсвальде, передав свой участок в Берлине, в том числе и район рейхстага, соединениям 5-й ударной армии. При передаче установленное над рейхстагом Знамя Победы было заменено дубликатом и передано на хранение в 756-й стрелковый полк 150-й стрелковой дивизии. Дубликат несколько отличался от того знамени, которое установили на куполе рейхстага М. А. Егоров и М. В. Кантария. На подлинном Знамени Победы серп и молот со звездочкой были изображены на левой стороне вверху, возле древка, а на дубликате – в середине, в центре красного полотнища.

При передаче это было оговорено в акте. Но в печати почему-то не раз публиковались фотоснимки именно дубликата и даже предпринималась попытка отправить его на парад в Москву как Знамя Победы. Учитывая это, в дивизии на Знамени Победы по указанию командира и начальника политотдела была сделана надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. див.» Позднее, по распоряжению командования и политотдела корпуса, дописано: «79 ск.» А затем перед самой отправкой Знамени Победы в Москву уже по моему указанию художник дивизионного клуба добавил к написанному ранее: «3 УА 1 БФ».

В таком виде Знамя Победы и поныне хранится в зале Славы Центрального музея Вооруженных Сил Союза ССР. А полное наименование следует читать так: «150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта».

Вскоре после передислокации войск армии в район Эберсвальде Военным советом было получено извещение о том, что в июне в Москве состоится Парад Победы, в котором от каждого фронта примет участие один сводный полк – он пронесет по Красной площади знамена наиболее отличившихся в боях соединений и частей. Командованию армии было приказано отобрать для участия в параде 150 самых достойных, прославленных в боях бойцов, сержантов и офицеров, имевших государственные награды. Командиры, штабы и политорганы с огромным энтузиазмом выполнили это задание.

За несколько дней до Парада Победы к нам поступил новый приказ: Знамя Победы, водруженное над рейхстагом, доставить в Москву с особыми воинскими почестями.

Утром 19 июня я выехал к месту хранения этого Знамени, в 150-ю стрелковую дивизию. Здесь уже собрались Михаил Егоров, Мелитон Кантария, Илья Сьянов, Степан Неустроев и Константин Самсонов. Это они должны были сопровождать в столицу нашей Родины Знамя Победы. Каждый из них получил командировочное предписание за подписью начальника политуправления 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта С. Ф. Галаджева, в котором говорилось:

«20 июня убыть в командировку в Москву на Парад Победы. Срок командировки 10 дней».

20 июня эти герои штурма рейхстага прибыли на Берлинский аэродром. Там состоялся короткий митинг. Под звуки оркестра я вручил Знамя старшему сержанту Илье Сьянову. Выполнить ответственный рейс поручалось летному экипажу под командованием старшего лейтенанта Павла Федоровича Жилкина. Штурманом экипажа был лейтенант Григорий Иванович Попов, бортрадистом – старшина Иван Иванович Иванов.

Во второй половине того же дня посланцы 3-й ударной армии уже прилетели в Москву, на Центральный аэродром. Там Знамя Победы было встречено почетным караулом Московского гарнизона. Его приняли из рук Ильи Сьянова назначенный знаменосцем Герой Советского Союза старший сержант Ф. А. Шкирев и два его ассистента, тоже Герои Советского Союза гвардии старшина И. П. Панышев и сержант П. С. Маштаков.

После Парада Победы на Красной площади в Москве Знамя Победы было передано на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил СССР.

* * *

Вот и закончились мои воспоминания о Великой Отечественной войне, о боевой службе в 1-й и 3-й ударных армиях, о друзьях-товарищах, вместе с которыми был пройден трудный путь от Москвы до Берлина.

Эта книга писалась не только для тех, кто воевал, но прежде всего – для молодых. У них впереди большая жизнь. И пусть они никогда не забывают о том, какой дорогой ценой было добыто и отвоевано их сегодняшнее счастье. Пусть всегда помнят, что главным и решающим условием победы советского народа в войне против фашистской Германии было твердое и постоянное руководство пашей Коммунистической партии, которая объединяла и направляла все усилия советских людей на разгром ненавистного врага. В Коммунистической партии советский народ и его Вооруженные Силы всегда видели своего вождя, руководителя и организатора всех побед.

Буду горд и счастлив, если моя книга хотя бы в небольшой мере поможет ее читателям проникнуться еще большим сознанием личной ответственности каждого за дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи Страны Советов.

От души желаю всем будущим читателям моих воспоминаний, а особенно молодежи: не забывайте о прошлом. Ибо оно неотделимо от пашей теперешней счастливой жизни! Любите Родину, берегите ее как зеницу ока. Свято соблюдайте Основной закон нашей Отчизны – Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, в 62-й статье которой, в частности, сказано: «Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР». Ведь именно Родина – главное наше богатство!

Иллюстрации

В. И. Кузнецов

Д. Е. Колесников

Я. С. Колесов

Коллектив политотдела 1-й ударной армии

Д. С. Леонов

Н. М. Хлебников

Н. Д. Захватаев

Член Военного совета Московской зоны обороны дивизионный комиссар К. Ф. Телегин вручает награды отличившимся воинам бронепоезда № 73

И. Я. Фурсин

Я. П. Безверхов

Г. И. Лермонтов

Комсомольское собрание в прифронтовом лесу

М. Е. Ерохин

Н. Т. Фомичев

М. И. Зяблов

Ш. X. Килькеев

С. X. Дубчак

И. Д. Ковязин

Ф. Н. Воронин

А. Я. Сергеев

Т. К. Бацанов

Партийное бюро артиллерийского полка принимает в члены ВКП(б) заряжающего К. В. Шабанова

М. И. Калинин выступает перед воинами 1-й УА. Клин, 30 января 1942 г.

Здесь когда-то была деревня Мельница. Калининский фронт, 1942 г.

Внимательно слушают бойцы и командиры речь Всесоюзного старосты

Политинформация на огневой позиции

Командование 3-й УА. Слева направо: член Военного совета бригадный комиссар А. И. Литвинов, командующий армией генерал-майор К. Н. Галицкий, начальник штаба генерал-майор И. С. Юдинцев

Слева направо: бригадный комиссар А. П. Рязанов, генерал-лейтенант М. А. Пуркаев, дивизионный комиссар А. Н. Тевченков

Отважная партизанка Клава Маслова

Герой Советского Союза А. И. Соколов

Герой Советского Союза В. С. Чернышенко

Герой Советского Союза полковник А. А. Дьяконов (слева) на командном пункте

М. С. И. Умаханов

Я. Г. Кочергин

И. П. Микуля

Л. П. Вахрушев

А. И. Ломоносов

П. Ф. Тюрнев

Н. Е. Чибисов

И. И. Морозов

В. И. Смирнов

Ф. А. Голенков

А. Д. Тимошенко

Ф. И. Куцепин

В. А. Юшкевич

М. Ф. Букштынович

А. И. Мальчевский

Писатель В. П. Ставский (слева) у фотогазеты, посвященной лучшим снайперам армии

С. П. Васягин

А. П. Пигурнов

П. А. Курочкин

Политотдел 3-й УА

Л. С. Кравец

М. И. Буденков

Я. Вилхелмс

Комсорг армейской женской снайперской роты Саша Шляхова

А. Ф. Казанкин

А. П. Чекулаев

Д. В. Михайлов

А. Н. Орлов

И. Ф. Топоров

П. И. Устинов

Гвардии капитан А. И. Анохин зачитывает артиллеристам обращение Военного совета армии

А. Ф. Лисименко

А. М. Прелов

Н. Т. Беленков

Герои штурма рейхстага: капитан С. А. Неустроев (слева) и младший сержант П. Д. Щербина

Знамя Победы перед отправкой в Москву


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю