355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Леонид Январёв » Другой Олимп. И не только (СИ) » Текст книги (страница 16)
Другой Олимп. И не только (СИ)
  • Текст добавлен: 1 августа 2017, 00:00

Текст книги "Другой Олимп. И не только (СИ)"


Автор книги: Леонид Январёв


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 16 (всего у книги 16 страниц)

Гнев и горе Ахилла беспредельны. Это плач сердца и одна из сильнейших лирических сцен в гомеровском эпосе. Зная о предсказании, по которому смерть его врага Гектора предвещает скорую смерть и его самого, Ахилл, всё же вызывает троянца на поединок и убивает его. Это отмщение за любимого ценой собственной жизни. Когда Ахилл и Гектор сходятся лицом к лицу во время смертельного поединка, Ахилл кричит: «За Патрокла я сам растерзаю тебя и напьюсь твоей крови!» Его копье разрывает горло Гектора, и троянский герой падает со словами: «Бойся мести богов: и ты ведь падёшь вслед за мною». «Знаю, но прежде ‒ ты!» ‒ отвечает Ахилл.

Патрокла похоронили с великими почестями. У погребального костра обезглавили двенадцать славнейших юных троянских сынов ‒ это акт мести. Любовь и Смерть идут рука об руку... «Человек, с одной стороны, сродни многим видам животных, особенно в том, что он ведёт борьбу с представителями своего собственного вида. Но с другой стороны, среди многих тысяч биологических видов, борющихся друг с другом, только человек ведёт разрушительную борьбу... Человек уникален тем, что он составляет вид массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для собственного общества» (Николас Тинберген). Это сказано в наше время, но актуально всегда.

Живое о живом. Свято место пусто не бывает. Не из желания побыстрее утешиться в объятиях нового друга, а в силу сложившихся традиций Ахилл без промедления выбирает себе другого спутника. Им становится Антилох. Жизнь продолжается!

Падения Трои Ахилл не увидел. Стрела Париса, направленная Аполлоном, поразила грека в уязвимую пяту на том месте, где Ахилл убил отвергнувшего его царевича Троила.

Возбуждаясь от вида крови и насилуя трупы, в наше время Ахилл не удостоился бы звания героя. А из своей эпохи сразу после смерти он попал на Острова Блаженных, где, как говорят, женился на Елене Прекрасной, которая, в свой черед, оказалась там же. Удивительный для современного читателя финал, если полагать, что Ахилл удостоился награды богов за подвиги. Нет! Он отмечен богами за великую любовь к Патроклу и самопожертвование. Его неоднозначные деяния, противоречивые поступки, безумства ‒ все это ничто по сравнению с преданностью любимому. Замечательная была эпоха! Античная.

Что касается Гомера, то боги были крайне недовольны его интерпретацией событий троянской войны и особенно своим изображением. В наказание, по свидетельству очевидца, душа великого поэта древности в Аиде подвешена на дереве со змеями вместо ветвей.

Так колесо судьбы совершило полный оборот, начав своё движение в том момент, когда нереида Фетида отвергла притязания Зевса, а Посейдон с Аполлоном, в наказание за участие в заговоре против громовержца, ещё только возводили стены Трои... Кстати, работу им так и не оплатили, хотя обещано было, но это уже другая история.

Дальнейшая судьба Елены лишена какой-либо романтики и смысла. Сразу после гибели Париса на десятом году войны она вышла замуж за его брата Деифоба. Всё это при живом первом муже Минелае! Да, греческие женщины в героическую эпоху себя мужьями не ограничивали. Это для нас удивительно, но при отношении греков к браку, в этом нет ничего особенного.

Отвоевав жену, побывавшую дважды замужем, Минелай, как ни в чём ни бывало, привёз её обратно в Спарту. Репутация восстановленной в правах царицы подданных совершенно не волновала, но они не могли простить десятилетней войны, которую она на них навлекла, и её пристрастие к египетским наркотикам. Сразу после смерти Минелая позорную царицу удавили. Есть и другие варианты бесславной кончины Елены Прекрасной, все они связаны с её насильственной смертью и скучны. Я выбрал «удавку», как наиболее унизительный конец для царской персоны. В истории и в мифах современность находит то, что ищет ‒ каждый своё.

На фоне простоты брачных нравов верность жены Одиссея Пенелопы выглядит нерядовым явлением. Хотя Гомер не предлагает поставить ей за это памятник, у него она персонаж проходной, лишь подтверждающий исключительность личности Одиссея, в современном наборе стереотипов всё же Пенелопа – пример супружеской верности. На самом деле у Пенелопы были меркантильные причины не выходить замуж, а вот причин для верности не было. Миф о ней разветвляется. Разные авторы сходятся на том, что Пенелопа изменяла мужу с неким Антиноем. За это Одиссей, вернувшись домой, по одной версии отослал изменницу к её отцу; по другой – убил. Но мне ближе третья версия. Одиссей послал супружницу к чёрту на пятую ногу и отправился в новые странствия. Одиссей вечен! Он странствует до сих пор.

Вековые усилия господствовавшего в Европе христианства не убили интерес к языческому прошлому, хотя отцы Церкви уверяют: «Зевс уже не змей, не лебедь, не орёл, не человек похотливый. Сей бог больше не летает, не любит мальчиков, не целует, не насилует, хотя и теперь ещё есть много красивых женщин, более прекрасных, чем Леда, более цветущих, чем Семела. Много и отроков, более миловидных и утончённых, чем фригийский пастух. Где же сейчас тот орёл, где лебедь, где сам Зевс? Состарился вместе с перьями: ведь не раскаивается же он в своих любовных похождениях и не учится воздержанию!» Лучше не скажешь. Умер Зевс! Все олимпийцы умерли. Все боги умерли. Как страшно жить! Клянусь собакой!

P.S.

Великий Пифагор считал, что писатели поступают дурно, когда пишут о богах то, что они пишут.

Платон предлагал увенчать лавровыми венками таких поэтов как Гомер, после чего изгнать их из идеального государства, потому что в воспитательных целях, богов всегда следует изображать добрыми, прекрасными и справедливыми.

Современный гомофоб предупреждает: «Если гомосексуалист потакает своему дурному пристрастию, вокруг него образуется сильное негативное поле, извращающее психику всех людей, вошедших с ним в плотный контакт. Поэтому даже дискуссии для обычного человека опасны, не говоря уже про тактильный контакт. Если вы не занимаетесь регулярной молитвой или медитацией, откажитесь от всякого длительного разговора с человеком нетрадиционной ориентации. Оставьте ненужные споры! Это опасно для вашего здоровья».



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю