355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Андрей Стрелков » Лекции по истории античности (I. История Древней Греции) » Текст книги (страница 15)
Лекции по истории античности (I. История Древней Греции)
  • Текст добавлен: 9 октября 2016, 22:45

Текст книги "Лекции по истории античности (I. История Древней Греции)"


Автор книги: Андрей Стрелков


Жанры:

   

История

,

сообщить о нарушении

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)

Завершение похода

В дальнейшем после Средней Азии Александр пошёл в Индию. В Индии ему не понравилось. Он разбил в нескольких сражениях местных князьков Пятиречья, хотя это были тяжёлые победы. Но продвигаться вглубь (всё-таки джунгли, влажный климат и т.д.) там было тяжело. К тому же индийцы всё время воевали неправильно. Мало того, что там слоны были – против слонов они нашли способы: расступались, пропускали слонов, обстреливали их стрелами, которые приводили их в бешенство, и слоны топтали своих собственных воинов. Но эти гадкие индийцы закидывали македонские войска горшками с ядовитыми змеями, горшками с нечистотами, что у благородных воинов вызывало омерзение. Кроме того, в этом климате, конечно, начинались болезни.

Значительная часть армии Александра Македонского оставалась по дороге этого продвижения. Александр везде создавал города. И многие современные восточные города – это Александрии, основанные Александром Македонским. У нас (ну в смысле не совсем у нас, но отчасти у нас) в Таджикистане была Александрия Эсхата, Александрия Дальняя (он дошёл до Таджикистана). Были Никея в Индии, Букефалия (в честь своего коня он создал этот город).

Так что дошёл до Индии, шёл бы и дальше, но с одной стороны взбунтовалась армия – говорит: «Дальше не пойдём». А во-вторых, ему сказано было, что дальше, во-первых, находится ещё одно крупное индийское государство. А во-вторых, за Индией до океана (а он вообще-то хотел, раз уж пришёл, так хоть до океана дойду, там, где край земли) ещё очень много земель (имеется в виду Китай). И он решил, что до Китая не пойдём.

Вот, хотя, повторяю, Александр – уникальнейшая личность, он не только популярен был в западной литературе, в античной литературе, средневековой литературе – даже у нас о нём через византийскую литературу. На Востоке его назвали Искандер Двурогий. И сколько же сказаний про него потом сочиняли. Это человек, который оставил такой колоссальный след, что это просто безумие какое-то, а прожил всего 33 года. Так вот когда он вернулся в Вавилон, он создаёт (пытается создать) новое государство.

Его учитель Аристотель учил его тому, что греки и македонцы являются прирождёнными господами, что на Востоке проживают в силу природных условий потенциальные рабы. То, что форма монархии потому и существует на Востоке, что там есть только один свободный человек – это царь. Другие по природе нуждаются в опеке со стороны господина. Так что Аристотель в этом плане рассматривал восточные народы как объект для присвоения.

Александр не поддержал идею своего учителя. Он видел в той возможности, которая возникла (в завоевании вот этих огромных территорий), возможность создания первого многонационального государства. Да, он хотел быть царём. Ещё во время похода по Средней Азии он попытался ввести так называемый обряд проскинесиса, то есть чтобы перед ним преклоняли колени. Некоторые это сделали, но большинство отказалось. Для греков и македонцев это казалось дикостью. А он просто хотел ввести восточные обычаи. Ещё будучи в Египте, который он освободил в 32-ом году, он был обожествлён, считался сыном бога.

То есть он создавал уже ту форму власти, которая позволит ему управлять не столько греками и македонцами, сколько колоссальными, огромными народами Востока. И столицей своего государства он хотел сделать именно Вавилон. Кстати, при нём были проведены значительные реконструкции. После него значительные реконструкции в Вавилоне проводил только Саддам Хусейн, поскольку потом Вавилон, к сожалению, народ забросил, и он постепенно и тихо умирал, этот знаменитый город.


Эллинистические государства

Кроме того, Александр, как человек очень таких неожиданных решений, говорил, что вообще-то нужно создать не только новое государство, которое объединит все эти территории, нужно создать новый народ, который будет здесь жить. Этот новый народ нужно создать физически, биологически. Сам Александр был женат на трёх девушках. Одна была Роксана из Средней Азии. Она родит Александра IV, его сына, к сожалению, уже после смерти Александра. И будут две царские дочки: одна дочка последнего царя, другая – предпоследнего царя.

Он переженит на представителях персидской знати всех своих друзей. Он не спрашивал, хотят они жениться или не хотят. Надо. Это было надо для государственных целей. В один день он устроил свадьбу 10 000 своих воинов с самыми прекрасными девушками, собранными со всей Персидской державы, от всех народов, которые входили в состав Персии. Все были рады. Александр из собственных средств (он захватил казну персидских царей) дал за каждой девушкой богатейшее приданое. Так что воины были рады: помимо той добычи, которую они получили, они получили ещё вместе с жёнами хорошие деньги.

Так что, понимаете ли, он считал, что от этих браков вот должен родиться новый народ. Я не знаю, как долго эти браки просуществовали, сколько там детей появилось, но это даже неважно. Пускай не в таком примитивном виде, эта идея потом дальше всё рано будет существовать. Когда возникнут эллинистические государства (вплоть до современного Афганистана), там нормальным путём будут браки греков, греко-македонцев с местными женщинами.

Гречанки, как правило, не уезжали. Уезжали особые женщины. Это как у нас: когда поселенцы ехали в Америку (мужчины), из женщин ехали женщины только особой категории. На Восток тоже особые гречанки ехали: в основном гетеры, те, кто торговлей занимались. Так что в основном греки рассчитывали на местных. И действительно, на протяжении последних по крайней мере трёх веков эпохи эллинизма там возникнет – ну, может быть, не в такой степени тот народ, который хотел Александр – но действительно возникнет народ как результат синтеза античной и восточной цивилизации.

Александр умрёт в 23-ем году неизвестно от чего (то ли от лихорадки, то ли его отравили). Дальше буде 40 лет войны. Его друзья и дети этих друзей (друзей называют диадохи, а детей называют эпигоны) будут сражаться за территории. Его государство распадётся, и нужно будет отвоевать собственную территорию. Держава держалась только на личности Александра. Будут желающие сохранить эту державу, будут желающие оторвать себе кусок. Самый умный будет Птолемей, который сразу оторвёт себе самый богатейший Египет. В этой борьбе погибнет Олимпиада (её забьют камнями). Будет убит Филипп Арридей, сводный брат, который будет провозглашён царём. Будет убит (ему лет 11 будет) Александр IV, единственный потомок Александра. Династия прервётся, поскольку других родственников Александр убьёт сам.

До 281-го года это будет нескончаемая война греко-македонских армий, в которые войдут многие восточные подразделения, за этот территориальный передел. К 281-му году граница стабилизируется, и начнётся эпоха расцвета эллинистических держав, которая будет продолжаться приблизительно до 150-го года.

После этого, последние где-то 120 лет (а эпоха эллинизма у нас заканчивается в 30-м году до н.э., это падение последнего эллинистического государства Птолемеевского Египта) – это уже эпоха упадка, эпоха обороны, поскольку с Запада эллинистические государства начнёт поглощать Рим, а с Востока территории эллинистических государств будут поглощаться Парфией.

И в конце концов к рубежу тысячелетий, к рождению Христа весь мир окажется разделённым на четыре мировые империи. Всё Средиземноморье и Ближний Восток будет в руках Рима. Дальше за Ефратом будет начинаться Парфия, вплоть до территории Афганистана. Дальше вся Средняя Азия и север Индии будет в составе Великой Кушанской империи. И дальше на Востоке будет Великий Ханьский Китай. Вот четыре мировые империи разделят эту всю территорию.


Эпоха эллинизма

В III, во II, I веках будут существовать эллинистические государства. И они чем для нас важны? Пока мы рассуждали, чем отличается античная цивилизация, античное общество от восточного, несмотря на все их культурные, экономические, военные контакты, можно было говорить о том, что есть всё-таки два разных мира.

Эпоха эллинизма в результате насильственных мер, в результате завоеваний Александра Македонского – это эпоха синтеза восточного и античного начал. Когда все те замечательные достижения, которые были у каждой стороны, оказались теперь в сплаве. Когда (ну в разных формах, в разной степени) достижения греческих и восточных цивилизаций были усвоены тем населением, которое уже назвать нельзя ни греческим, ни местным.

И ещё. Поскольку всё-таки греков и македонцев по сравнению с местным населением было меньше, греко-македонцы часто в завоёванных территориях образуют так называемый этнокласс. Так же, как у нас в России было, когда приезжали французы. Приехал какой-нибудь булочник или парикмахер – сразу уже здесь открывает дело. То есть уже национальность является пропуском для дела, для положения в обществе.

Бедные греки, которые уезжали из своей бедной Греции (которая с этого момента теперь находится на задворках эллинистического мира, постепенно превращаясь только в философскую школу, в музеи под открытым небом) куда-нибудь на территорию Ирана, там становились, например, советником царя или казначеем или ещё кем-то. Но больше всего греков поступало, конечно, в армию: греки занимали там офицерские посты, в этой самой армии. Греком было быть хорошо. Или македонцем, естественно. Поэтому говорят: греко-македонцы.

Но в то же время очень много греков рождалось и там. В результате смешанных браков появлялись греки. В каком смысле? Греческие имена, греческий язык, греческая культура. Они уходили туда на Восток. И там далеко, на территории того же Афганистана, (который для нас сейчас – это, как говорил Брежнев, где живут мужики в широких штанах, душманы вот эти самые), был центр цивилизации, были греческие храмы, там читали Еврипида, Софокла, Эсхила. Там были великолепные города. Греческая культура была основой существования тех народов. Причём она была и для греков, и для тех, кто называет себя греками, которые начинали говорить и мыслить по-гречески, и для местного населения.

Причём что интересно про греческие храмы. Греки никогда не были упёртыми. Их цивилизация возникла на основе усвоения опыта восточных народов. Они начинают строить храмы с особыми террасами, которые учитывают восточный опыт. То есть они везде свою жизнь приспосабливают к местной жизни. Они не только жизнь приспосабливают, одежду приспосабливают – они приспосабливают богов. Теперь греки поклоняются в Афганистане (раз уж мы о крайней точке говорим) и Зевсу, и местному божеству. Здесь нет никакого антагонизма: мы на этой территории – мы почитаем местные божества. Нас и наши боги хранят, и местные боги хранят. И местные жители тоже так же. Новых богов выдумываем, которые объединяют наши интересы. В Египте с глубочайшей религиозной традицией возникают новые божества, где, например, в одном из божеств объединены культы Осириса, Амона, Диониса и Зевса.

Вот это есть политика синкретизма. Это политика глубочайшего проникновения. И именно поэтому в тот период греческие полисы (они теперь отступают на дальний план) не умирают, они становятся, скажем так, муниципальными образованиями. Эти полисы и Александр, и Селевкиды на Востоке распространили в 70-ти городах. Теперь это просто форма самоуправления, которая смогла спокойно вписаться в более крупные государства. Просто у них нет внешней политики. Зачем нам внешняя политика? Нас царь охраняет.

Так вот полисы стали основой жизни, распространившись на Восток. И в то же время это новый взлёт новой эллинистической культуры. Недаром в это время возникает в Александрии Александрийская библиотека. Величайшим достижением является александрийская поэзия. Величайшие архитектурные памятники в это время создаются. Скульптура эпохи эллинизма ничуть не уступает тому, что было раньше.

То есть эпоха эллинизма, несмотря на то, что это уже другая форма правления (это крупные монархии), несмотря на то, что люди в реальной политической жизни уже не принимают никакого участия (может быть, в какой-то степени это и лучше: большие силы были направлены на жизнь личную и на достижение интеллектуальных высот) – это новая и яркая страница в эпохе греческой цивилизации.



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю