Текст книги "Любовь длиною в жизнь. Часть 2: Я буду ждать тебя (СИ)"
Автор книги: Nastyad87
Жанры:
Исторические любовные романы
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)
Князь Репнин не выдержал и, вновь вспомнив вчерашний вечер, закрыл лицо руками.
– Ещё что-нибудь она говорила? – хриплым голосом спросил государь.
– Да. – Михаил, смахнув слёзы, продолжил свой рассказ. – Что-то там про свои сны, про кровь. Ещё она Раду вспоминала. Я удивился: они ведь почти не знали друг друга, но подумал – это всё её фантазии… Она вроде как бредила, но временами мне казалось, что говорит вполне осмысленные вещи. Да только в себя она больше не приходила, и к тому времени, когда приехал Илья Петрович – уже просто лежала и тяжело всхлипывала.
Александр Николаевич, чувствуя тупую боль в груди, закрыл глаза и откинулся на спинку своего стула. Он вспомнил, как Наташа всю жизнь чего-то боялась, но это было связано не с ней и не с детьми, а с ним. И каждый раз, прощаясь, на протяжении двадцати с лишним лет говорила ему одну и ту же фразу: «Будь осторожен! Во всём.» Перед ним встали её глаза, обращённые на него с мольбой, а потом те же, но уже остекленевшие и безжизненные.
– Всё кончено. – прошептал он самому себе, не обращая внимания на Елизавету Петровну, появившуюся на пороге с дымящимся чайником.
Княгиня подошла к мужчинам и, поставив на стол свой поднос, наполнила фарфоровые чашки горячим напитком. Запахло свежей, ароматной мятой.
***
Все последующие несколько суток до похорон прошли для него словно и не с ним вовсе. Александру казалось, что он смотрит на себя словно со стороны, делает что-то, раздаёт приказания, но при этом это уже не он, а какой-то другой, чужой ему человек. Он практически не спал – стоило закрыть глаза и перед ним была Наташа, живая и весёлая, приглашающая в воспоминания об их счастливой жизни, пусть и не совсем такой, какой бы ему хотелось. Когда Лиза аккуратно подсунула ему листы бумаги и подала перо, он, словно автоматически, написал письма детям, а также во дворец – для принцессы Марии, которую, из соображений хрупкого здоровья, умолял воздержаться от приезда в Высокое.
В день, когда было намечено прощание с Наташей, он с раннего утра ходил по дому, шатаясь, словно раненый зверь, натыкаясь на распахнутые двери, врезаясь в углы то тут, то там. Елизавета Петровна, глядя на его муки, предложила Михаилу и вовсе уговорить государя немедленно вернуться в Петербург. Однако князь только устало покачал головой, так как прекрасно знал, что никакие уговоры не заставят Его Величество уехать. Лиза очень боялась, что, увидев Наташу в гробу, Александр вновь не совладает с собой, кинется к ней и не даст похоронить свою любимую. Но всё прошло спокойно: и по дороге в Двугорскую церковь, и на отпевании, и на кладбище государь вёл себя достойно. И только когда настал момент последнего прощания, и гроб с телом опустили в сухую, припорошенную снегом землю, раздался отчаянный крик, но не Александра Николаевича, а Михаила.
– Наташа!
Срывающийся голос Миши вывел Александра Николаевича из оцепенения. Лиза, мужественно державшаяся все эти дни, кинулась к рыдающему Репнину и принялась успокаивать его, что-то шепча убаюкивающим голосом. Но взгляд государя остановился не на них, и не на других людях разнообразных сословий, пришедших проститься с княжной, а на своих детях, стоявших по другую сторону от могилы, тесно прижавшись друг к другу. Георгий, которому совсем недавно минул двадцать второй год, обнимал тоненькую и хрупкую Ангелину, тихо плачущую на плече у брата. Его старший сын, превратившийся за последние годы в высокого и статного юношу, облаченный в форму своего полка, гладил по голове сестру, в то время как та глубоко несчастным видом глядела на свежую землю, под которой теперь будет покоиться их матушка.
Александр смотрел на своих детей, и в этот миг время словно обернулось вспять: он увидел себя, таким же молодым, как его сын, и всё то настоящее, что было в его жизни, то, ради чего имело смысл дышать, думать, что-то делать каждый божий день.
Вот он, идя по коридору Зимнего ловит за талию хохочущую Наташу, которая, увлёкшись своим весёлым разговором с подругой, не заметила его и чуть не сбила с ног!.. А вот он влетает в гостиную своей матушки и в первый раз целует фрейлину Репнину… Их бои подушками в Гатчине… Охоту… И то, как она сказала ему «люблю». Он вспомнил Наташины именины и их танец в саду Высокого… Их беседы по вечерам у камина… Объятия на балконе… Её внимательный взгляд, когда он говорил ей что-нибудь важное… Появление детей и то, как она была счастлива этому… Её руку в своей…И эти её слова, которые она так часто любила повторять на прощание: «Будь осторожен. Во всём».
А после он вновь увидел её неподвижно лежащую в своей любимой комнате, неестественно бледную, с застывшим взглядом.
«Я умер вместе с ней. И мне больше незачем себя беречь.»
Государь Александр Николаевич подошёл к своим детям и обнял сперва дочь, потом сына. А после – повернулся и стремительно пошёл прочь, навстречу иной жизни, героем которой будет уже совсем другой человек.
Конец
Вместо послесловия
В период с 1866 по 1881 гг. на императора Александра II было совершено шесть покушений. Но всякий раз государь избегал смертельной участи, словно чья-то незримая рука настойчиво отводила от него смерть. Пули, предназначавшиеся ему, пролетали мимо, а мины странным образом срабатывали невовремя. Так могло бы быть и 1 марта 1881 года – в день седьмого покушения, когда на Екатерининском канале после первого взрыва бомбы государь остался невредим, но сильно пострадали несколько солдат и обыкновенных прохожих. Александр Николаевич, вместо того, чтобы спешно покинуть место происшествия, вышел из кареты и подошёл к схваченному террористу Рысакову. В этот самый миг к ним подбежал незамеченный охраной другой заговорщик – господин Гриневицкий и метнул бомбу между собой и государем. Смертельно раненый, истекающий кровью император был спешно доставлен в Зимний дворец, где скончался спустя несколько часов после случившейся трагедии.
Спасибо всем, кто дочитал до конца моё произведение! Надеюсь, оно не оставило Вас равнодушными. Делитесь, пожалуйста, впечатлениями от прочитанного. Буду рада узнать Ваши мнения!