Текст книги "Забытая Беларусь"
Автор книги: Вадим Деружинский
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 41 (всего у книги 41 страниц)
Заключение: В ПОИСКАХ НАЦИИ БЕЛАРУСОВ
К ак мог убедиться читатель, история Беларуси похожа на айсберг – ее основная часть сокрыта во мраке истории, малоизвестна, а подчас прочно забыта. Почему?
Одна из причин заключается в том, что нам в СССР было привито извращенное отношение ко всему национальному. Под словом «патриотизм» мы понимали (многие продолжают понимать до сих пор) только «советское». Мы видели себя патриотами СССР, понимая под этим участие в Великой Отечественной войне, служение советским вождям и пресловутое «строительство коммунизма». А вот свое беларуское считали «националистическим».
Такие представления искажают понимание истории Отечества. Все, что в ней было национального и самостоятельного, отвергается как некий «вызывающий стыд сепаратизм». И, напротив, все то, что выражало колониальную подчиненность Москве, выставляется как «единственно правильная модель поведения в прошлом». Тем самым отсекается практически вся подлинная история предков и создается ложное впечатление, что никакой своей истории до СССР у нас и не было.
Читательница Зоя Никодимовна Верзун из города Несвиж Минской области видит эту ситуацию так:
«Всегда с интересом читаю вашу газету, и особенно мне нравятся статьи на исторические темы. В них авторы часто задаются вопросом: «Почему же беларусы продолжают жить в мире мифов и заблуждений о нашей истории?» Я тоже думала об этом и пришла к выводу, что эта проблема состоит из многих факторов. Я хочу затронуть лишь один момент, но, думаю, если эту тему развивать и дальше, то сложится полная картина того, почему беларусы не хотят, а порой даже боятся знать и говорить правду.
Так уж исторически сложилось, что в толерантной Беларуси любой национальный, религиозный или расовый конфликт затухал сразу, так и не разгоревшись, так как не имел поддержки у большинства местного населения. Но вот проблема национализма у нас всплывает и по сей день, и часто в связке с событиями начала 90-х, когда Беларусь обрела независимость. Некоторые даже считают, что в то время нашей страной управляли националисты. Почему же у людей сложилось такое мнение?
... Хотелось бы поговорить о понимании обществом национализма как такового. Я думаю, что у нас многие путаются – что же является национализмом, а что патриотизмом. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Национализм – идеология и связанная с ней политика, основанные на идее национальной исключительности и национального превосходства, на подавлении других наций.
А теперь давайте вспомним недавнее прошлое и вернемся во времена СССР. Старшее поколение хорошо помнит, как каждому советскому человеку, начиная с пеленок и на протяжении всей его жизни, внушали, что русский язык – это великий и могучий язык, что русские писатели – самые талантливые, что русские полководцы – самые гениальные, что Москва – самый большой и красивый город в мире, а русский народ – великий народ, старший брат и освободитель порабощенных народов, который приобщает их к русской культуре и ценностям и помогает им строить светлое будущее.
То есть, все остальные народы считались какими-то ущербными и должны были учиться уму-разуму у великого русского народа. А ведь это и есть чистой воды национализм.
Но в СССР так не считали. Строители коммунизма начали жонглировать понятиями «национализм» и «патриотизм», придавая им то значение, какое было нужно имперской политике СССР. К примеру, если русский заставлял таджика или киргиза учить русский язык, историю и литературу, то это было проявление патриотизма. А вот если таджик заставлял русского учить таджикский язык, историю и литературу – это уже называли проявлением национализма. Не важно, какой ты был национальности – украинец или молдаванин, литовец или грузин – всегда разрешалось и даже поощрялось прославлять и восхвалять только Россию, се политических, военных и культурных деятелей. Писать о славе русского оружия и о борьбе русского народа против многочисленных иноземных захватчиков. Это должен был делать каждый советский патриот.
Но, например, если украинец начинал прославлять вместо России Украину, украинский язык, культуру и историю, то его тут же обвиняли в национализме. И хорошо, если дело ограничивалось только одними обвинениями. НКВД, а затем КГБ во главе с КПСС решали, что в твоих речах патриотическое, а что националистическое.
Даже теперь, когда республики бывшего СССР получили независимость и уже 20 лет являются суверенными государствами, из уст некоторых российских политиков с советским менталитетом можно услышать в адрес руководства бывших советских республик обвинения в национализме. Они иронизируют по поводу любого политического решения, которое принимается в этих странах и противоречит интересам России. Для них эти страны представляются малолетними детишками, временно вышедшими из-под контроля жесткой руки матери. Они не уважают ни суверенитет этих государств, ни их территориальную целостность, ни выбор их народов.
Российские юмористы постоянно отпускают оскорбительные шутки в адрес политических деятелей этих государств. Они зубоскалят над особенностями украинского языка и насмехаются над культурными традициями и чертами характера других народов. То есть зерна национализма, брошенные еще правителями Российской империи, а затем активно культивируемые большевиками, продолжают давать всходы. Но вот российские политические и общественные деятели этого в упор не замечают, хотя по улицам Москвы и Санкт-Петербурга проходят марши националистов, а в городах проводятся погромы и убийства инородцев.
И если в молодых республиках уже определились с понятиями «национализм» и «патриотизм», то в России по-прежнему путаются, так как у них всегда на первом месте стояли интересы Империи, а не человека. А ради Империи можно исправлять любое определение, закон или исторический документ.
По-моему, в нашей республике тоже наблюдается некая неразбериха с этими понятиями. Словно мы не граждане независимой страны, а подданные Российской империи. По-прежнему у многих людей советский менталитет. Они все еще убеждены, что беларуская государственность зародилась в 1917 году (и то благодаря России) и что Россия – наш старший брат и наставник. Отдельные личности даже заявляют о том, что беларуский язык несовершенен, поскольку на нем трудно выразить свои философские мысли или преподавать физику. Вот в результате таких убеждений (или заблуждений) у людей и сложилось мнение о том, что в начале 90-х в нашей стране правили националисты.
Руководство молодых и независимых республик бывшего СССР проводит политику национального возрождения, за что в будущем потомки им скажут спасибо. В Беларуси же этот процесс, начавшийся на заре нашей независимости, почему-то остановился. До тех пор, пока в Беларуси он не начнется, а люди не определятся с понятиями «национализм» и «патриотизм», как это принято во всем мире, ни о каком патриотическом воспитании населения не может быть и речи. И сколько бы власти ни создавали молодежных общественных организаций, им никуда не уйти от прописной истины – народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего».
Национальное Возрождение
Однако не все так плохо, не стоит завершать книгу на унылой ноте. Сама жизнь в своем независимом государстве показала, что беларусы ценят ее комфортность. За этот недолгий срок (20 лет) мы стали кардинально отличаться от России: у нас нет ее неизлечимых общественных болячек: тотальной коррупции и тотального воровства, засилия мафии и взяточничества во всех государственных учреждениях, наркомании в школах и повсеместной проституции, крайне низкой социальной защищенности малоимущих слоев общества, наконец – просто вопиющей несправедливости, к которой все давно привыкли в России.
Не удивительно, что во времена Ельцина руководство и парламент Брянской области дружно проголосовали за выход из состава РФ и вхождение в состав РБ. Весьма красноречивый факт на фоне странного желания некоторых беларусов интегрироваться с Россией. Из России к нам хотят бежать целыми губерниями, а мы в Россию лезли...
Но постепенно мы стали понимать ценность своего национального Государства, а то, что по советской традиции считалось ранее «националистическим», наконец считается уже патриотическим. Вот недавний пример: в июне 2009 года Указом Президента была утверждена гербом Витебской области «Погоня».
Наши представления о том, что такое ПАТРИОТИЗМ, меняются буквально на глазах. Газета «Наша Ніва» 11 нюня 2009 года опубликовала статью «Кому установит памятники Министерство культуры?». В ней сказано:
«Министерство культуры решило увековечить память выдающихся деятелей беларуской истории. На общественное обсуждение вынесен план установки памятников, скульптур, мемориальных знаков в 2009 – 2012 гг. Пока министерский список насчитывает около 70 позиций. Эти предложения были получены от местных властей. Им и придется финансировать реализацию проекта. Самыми активными пока являются Полоцк (предложено 4 памятника и 1 памятник-бюст), Гомель (5 памятинков-бюстов) и Ветка (3 памятника-бюста).
Итак, каких личностей чиновники на местах сочли достойными чествования в памятниках?
Минск и Минская область: драматург Винсент Дунин-Марцинкевич в Минске; дважды Герой Советского Союза генерал-майор Ази Асланов в Вилейке.
Брестская область:
Владимиро-Волынский князь Владимир Василькович и княгиня Ольга в Кобрине.
Витебская область: княгиня Ольга, основательница Витебска; княгиня Рогнеда в Полоцке; писатель Ян Борщевский в Полоцке; зодчий, строитель Спасо-Преображенской церкви Иоанн в Полоцке.
Гродненская область: писатель Франтишек Богушевич в Сморгони; король Миндовг в Новогрудке; государственный деятель Антоний Тизенгаус в Гродно.
Могилевская область: генерал, командир 1-й пехотной дивизии Польской Армии Зигмунт Берлинг в Горецком районе; один из организаторов подпольного движения Федор Крылович в Осиповичах; писатель Аркадий Кулешов в Костюковичах; основатель города князь Ростислав Мстиславович в Мстиславе.
Представители Гомельской области предложили множество памятников-бюстов, но подходящих вариантов так и не нашли.
Вместе с тем Национальная академия наук предложила еще около 100 кандидатур на чествование. Тут есть и Витовт, и Лев Сапега, и Кастусь Калиновский, и трое Радзивиллов в Несвиже... То ли по ошибке, то ли умышленно аж два памятника предлагается установить Александру Червякову. Среди представителей второй половины XX столетия встречаются Кондрат Крапива, Андрей Макаёнок, Кирилл Мазуров.
Предложение Академии наук можно считать одной из первых официальных попыток составить широкий список достойных исторических деятелей Беларуси. Уже хотя бы по этой причине на него стоит обратить внимание. Возможно, именно этот список возьмут на вооружение комитеты по переименованиям.
Конечно же, можно искать в списках недостатки: например, не упоминается имя Василия Быкова. Но когда заместитель министра культуры Владимир Рылатко с сожалением отмечает, что в Беларуси нет ни одного памятника Костюшке, – это хороший знак. Кажется, власти предлагают компромиссный, с их точки зрения, вариант: не трогать старые советские памятники (Ленину, Дзержинскому и компании), а устанавливать рядом с ними новые, беларуские.
Министерство культуры предложит организациям и гражданам вступать в дискуссию по поводу достойных чествования фигур. Трудно сказать, будет ли учитываться мнение апьтернативной стороны, но можно не сомневаться, что и Товарищество беларуского языка, и некоторые другие общественные объединения попробуют выдвинуть свои кандидатуры».
Как видим, тенденция очевидна: мы больше не ставим памятники деятелям «Великой России» и ее СССР, а увлеклись своей национальной историей Отечества, что и является содержанием понятия ПАТРИОТИЗМ.
До того вопрос «с чего начинается Родина?» в рамках советского патриотического воспитания имел только один ответ: Родина начинается с памятника товарищу Ленину перед Домом Правительства в Минске. Сейчас оказалось, что с памятником «товарищу Ленину» конкурирует памятник «князю Миндовгу», который создал не СССР, а ВКЛ. Государство, которое не какие-то жалкие 70 лет существовало, а свыше 550, с середины ХIII века по 1795 год. Именно в нем сформировался сначала беларуский этнос, а потом и беларуская нация. Так кому класть цветы: СССР или ВКЛ? Или букет пополам разделить? Вот дедам-большевикам, а вот дедам-литвинам.
Пока мы «букет делим пополам». Так как ставим новые памятники и не сносим старые советские из-за своей знаменитой толерантности. Это весьма напоминает практику «толерантного принятия христианства»: ставили церкви, но не трогали языческих идолов. В такой каше смешаны эпохи и идеологии, что, например, памятник Кастусю Калиновскому может оказаться на улице Московской какого-нибудь Советского района и соседствовать с церковью во славу фельдмаршала Суворова и с мемориальной доской, что тут был проездом из Читы в Ташкент член Политбюро ЦК КПСС товарищ Суслов. Что поделать, такова наша реальность...
Вопрос читателям книги: а вы сами – какие личности беларуской истории можете предложить Министерству культуры в качестве кандидатур для установления памятников?
«Имя России » и «имя Беларуси»
В 2009 году российское телевидение устроило конкурс «Имя России», где победителем объявили полумифического Александра Невского. Но реально (как говорят сейчас журналисты Георгий Сванидзе и Леонид Млечин), на конкурсе победил Иосиф Сталин, просто власти не решились афишировать этот факт, отражающий уровень представлений масс о своем национальном герое. Показательно, что в голосовании далеко отстали такие кандидаты, как Александр Пушкин и Юрий Гагарин.
Ведущие российские политики в полемике «Имя России» на ТВ больше всего оценивали заслуги исторических персонажей по шкале «кто больше прирастил территорию Великой России». То есть, по их мнению, весь смысл существования самой России как страны и нации был и есть в захвате соседних территорий. Как видим, преобладает именно такое мнение!
Ведь Сталин не только восстановил Российскую империю в границах 1914 года, но и приумножил ее за счет так называемого «социалистического лагеря». Напомню тем, кто уже забыл: в ГДР, Польше, Чехословакии и Венгрии находились советские войска. На территории Монголии располагались советские лагеря с заключенными. Все главные должностные лица в руководстве якобы свободных стран «соцлагеря» утверждались в Москве! И еще один предмет для гордости нынешних россиян, откровенно ими озвучиваемый в многочисленных интервью: «при Сталине нас все боялись!»
Имея привычку копировать задумки восточного соседа, на беларуском ТВ тоже стали обсуждать идею проведения такого же конкурса – «Имя Беларуси». Следовало назвать историческую личность, главную в нашей истории, но не из числа ныне живущих. Однако первые же опросы граждан показали, что конкурса не получится. Большинство пыталось называть действующего главу государства, а когда узнавали, что по правилам конкурса надо избрать кого-то ушедшего из жизни, в половине случаев называли П. М. Машерова, а в остальной части фигурировали деятели не Беларуси, а России. В том числе Сталин, Петр I, Иван Грозный и Александр Невский.
Характерный пример. Наш читатель из Рогачева Г. И. Козловский писал в газету в январе 2010 года:
«В 2010 году отмечается 600 лет Грюнвальдской битвы. В газете «Звязда» печатают статьи на эту тему. Один из читателей высказал такое мнение, что лучше поставить памятник Александру Невскому. Но равновелики ли Грюнвальдская битва и Ледовое побоище? И какое отношение имеет битва на Чудском озере к истории Беларуси?»
Вообще, суть такого конкурса изначально виделась в том, чтобы нация выбрала себе исторического лидера нации, которого можно назвать «именем нации и страны». В России этот эксперимент с треском провалился, так как, по мнению социологов, там до сих пор не сложилась русская политическая нация, а массы обладают ментальностью имперского народа СССР. Аналогично в Беларуси: здесь тоже еще нет беларуской политической нации, поэтому условия конкурса заведомо противоречат существующим реалиям. Люди не могут выбрать себе национального исторического лидера, потому что не воспринимают сами себя как нацию.
В общем, проект «Имя Беларуси» кончился, не начавшись. Половина голосовала бы за Машерова, а к памяти о нем сегодня ревнует нынешняя исполнительная власть, ибо тот был привержен к демократическому стилю руководства. То есть, уже «не то». Ну, а остальная половина стала бы бороться между персонажами литвинизма и западнорусизма, причем там обязательно фигурировал бы Сталин. В общем, конкурс показал бы истинное положение дел в представлениях масс, а оно просто аховое. Обязательно выявилась бы карикатурность представлений беларусов о своей национальной истории. То есть все «ближние и дальние» увидели бы национальную несостоятельность беларусов. Что неудивительно при отсутствии в стране Гражданского Общества, подмененного царской «вертикалью власти».
Так состоялись ли беларусы как нация?
Нет. Я этого пока не вижу.
Эта книга и написана с той целью, чтобы показать читателям потерянные сегодня важнейшие аспекты национальною самосознания, опирающиеся на забытые страницы национальной истории. Чтобы беларусам быть нацией, надо всем гражданам страны хорошо знать свою национальную историю. А с этим дела пока обстоят очень и очень плохо.
Вся надежда на новое поколение беларусов, родившихся после распада СССР. Вот что, к примеру, написал в газету «Секретные исследования» школьник Виталий Добриянец:
«Здравствуйте уважаемая редакция! Зовут меня Виталием Добриянцем. Совсем недавно закончил 9 классов. Прочитал я вашу статью про беларусов, прочитал письма других читателей в отношении нашей истории, и стало мне очень уж обидно. Обидно за то, что многие из беларусов сами отказываются от своей же истории, от истории, которой учат их же детей в школах! Неужели можно отрицать наличие многовековой истории у народа со своим языком, со своей культурой, традициями и обычаями? Но будем ближе к теме.
Вопрос был «кто мы?» Под «мы» понимается население Беларуси, насколько я понял. Так вот, мы люди, чьи предки были жителями великой страны ВКЛ, страны, с которой приходилось считаться всей Европе. Эта страна была многонациональна, и современные беларусы – это лишь часть того великого народа. И что самое обидное, так это то, что в тяжелые для этой страны времена не нашлось помощи извне, а, наоборот, навалились все мыслимые несчастья, как внутренние, так и внешние. Роковое стечение обстоятельств. Но от этого народ не стал хуже, нация была расколота, но не уничтожена! И не имеет значения, как нас называли: литовцами или западными русинами. Сейчас мы жители Беларуси, мы беларусы, и пора бы нам понять, что наша страна независима, у нее есть свой язык и своя культура, свои достижения и свои выдающиеся соотечественники.
Что самое интересное, так это то, что я русский наполовину, родился в России, но Родину свою ощущаю здесь, в Беларуси. И мне стыдно, что, слыша в общественном транспорте родную беларускую речь, люди смотрят на говорящего как на иностранца, который приехал неведомо откуда. Мне стыдно, что с детства сам не приучен говорить по-беларуски и что когда-нибудь настанет момент, когда мой ребёнок спросит у меня, почему мы живем в Беларуси, а говорим по-русски».
Я верю, что вот такие дети и есть наше будущее, это и есть НОВОЕ ЛИЦО БЕЛАРУСИ. Это нетрудно понять: они родились не в СССР, а потому не имеют комплексов, мифов и заблуждений старшего поколения – которому, родившемуся в СССР, трудно понять даже саму необходимость Беларуской Государственности.
У них же все задано с рождения: они родились в Суверенной Беларуси. Они и станут теми, кем не стали мы, – Нацией Беларусов!