Текст книги "Адмирал Корнилов"
Автор книги: Светлана Кузьмина
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 26 (всего у книги 26 страниц)
И сам выбор Толстым декабря как месяца наивысшего подъёма духа войск – исторически точен. Это в конечном счёте и решило судьбу названия.
«…Назавтра – великое утро дня Бородина. Но Пьер Безухов с простодушием штатского человека ещё сегодня, в канун сражения, хочет знать, кто победит. И князь Болконский отвечает другу, что победит завтра та армия, «которая будет себя меньше жалеть»». Перед нами мысль знакомая – корниловская.
…Кому не памятен аустерлицкий подвиг Болконского в кампании 1805 года? «Ребята, вперёд! – крикнул он детски – пронзительно. «Вот оно!» – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль… Несколько солдат упало.
– Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд…» Батальон обогнал князя и вышиб французов с русской батареи.
…«Вперёд, ребята! Ура!» – кричит Михаил Козельцов в «Севастополе в августе» 27 августа 1855 года, в час последнего штурма Севастополя, когда противник занимает редут Шварца. «Он побежал вперёд вдоль траверса, человек 50 солдат с криками побежали за ним».
…«– Что, выбиты французы везде? – спросил Козельцов у священника.
– Везде победа за нами осталась, – отвечал священник.
– Слава Богу, слава Богу, – проговорил раненый…»
Совпадают подвиги – совпадают и высшие побуждения к ним. «Я знаю, – говорит Кутузов Болконскому в 1812 году, – твоя дорога – это дорога чести». И тут, на высшем уровне, смыкаются толстовские образы князя, поручика Козельцова и Корнилова.
Когда будете в Севастополе, зайдите в Музей Черноморского флота. Здесь есть скромная витрина с личными вещами адмирала Корнилова. Вот лежит верхняя половина шашки, висевшей в тот роковой день на левом бедре Владимира Алексеевича. Её ножны развалились от удара ядром, клинок переломился пополам. Её рукоять – самая простая, бедноватая для адмиральского оружия… И будь на то моя воля, по обеим сторонам этого иззубренного клинка я бы положил томик «Севастопольских рассказов» и том «Войны и мира» – как половинки вечных ножен для этой непотускневшей стали… [185]185
Ткачёв А.Дорога чести.
[Закрыть]
Когда в Москву приходит осень, я мысленно собираюсь в дорогу в другую Осень, в другом Городе, которые однажды околдовали меня навсегда. Как булгаковский герой каждое полнолуние изнемогал от неясной полузабытой тоски, так мне с приходом октября живётся словно в двух жизнях сразу, и каждый день календаря говорит о событиях полуторавековой давности. Как заветный сокровенный талисман, как сопредельно существующая сказка; как священный алтарь, у которого возгорались высокие порывы; как мечта, которой посвящены лучшие поступки и дела, – всё это означает для меня тот Город. В нём встретились моя юность и его двухсотлетняя мудрость, на его улицах я прошла «час ученичества» и причастилась его величия.
…Только ещё подъезжаю на поезде в последних минутах сумерек, словно переплываю синие горы, – как вдруг тают звёзды и полоска розового восхода преображает таинственную молчаливость в праздничную, пронизанную птичьими голосами южную роскошь утра. Схожу с поезда – перехватывает дыхание, и день за днём стараюсь довериться собственным ощущениям, поверить, что не во сне вижу любимые холмы, дома, набережную, эти убегающие вверх и вниз улочки и этих героев, ставших бронзовыми изваяниями… Вот сейчас задену рукавом ветку знакомого платана, вот огибаю так же округло, как раньше, подстриженный лавровый куст. Вот аллея с медной картой на постаменте… Церемониальным ало-золотым ковром ложатся под ноги листья, до времени погибшие в неравной схватке с безумной сорокапятиградусной жарой того лета. Падая, они кружат, оттесняя, сбивая с ног в неожиданном ветре. Иду по прямой аллее, и лихорадка ожидания треплет каждую жилку: вот, сейчас упадёт сердце… Но нет: надо ещё набраться терпения и проделать подъём по полукружью башенной батареи – неспешно, чтобы оттянуть момент, когда захлебнусь волнением. Но предательские глаза уже увидели за деревьями Его.
Солнце царственно льёт своё слепящее золото в глаза, но это всё равно, потому что даже вслепую, наугад, по памяти смотрю Ему в лицо: на глаза, на впалые щёки, потом на слабеющую левую руку, едва удерживающую тело; ниже вижу раздробленную ядром, почти оторванную ногу. Он сейчас упадёт и потеряет сознание. Но вот перевожу взгляд на другую, простёртую вдаль, над городом, правую руку – сильную и оберегающую в последнем прощальном движении, и слышу тихие слова, с трудом произносимые побелевшими губами:
– Отстаивайте же Севастополь.
И я готова сделать всё что угодно.
Я вынесла бы Его из-под убийственной канонады; нашла бы лучших хирургов и самые редкие лекарства; ухаживала бы, не смыкая глаз ночи и дни; предупредила бы командование о грозящих армии поражениях и спасла бы от грядущих ошибок, дойдя хоть до самого императора; привезла бы к Нему его семью. Я готова вмешаться в ход времени, сразиться с Судьбой, потягаться с Небесами…
Но ничего вернуть и изменить нельзя. Никогда, никому. Пронзённая снова и снова этой болью у вечно умирающего бронзового адмирала, окропляю тёплыми, терпкими алыми, как кровь из его раны, крымскими розами выложенный у подножия Его памятника крест, крест из ядер бомбардировки 5 октября 1854 года, каждый раз мучаясь гаданием: которое из них виновато в том, что уже двадцать лет нет мне покоя…
Более двадцати лет назад мне удалось впервые приехать в Севастополь ради того, чтобы увидеть собственными глазами место, овеянное славой Его подвига, политое Его кровью.
Как хотелось бы сказать, что вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов погиб, совершив главное дело своей жизни. Но люди, знавшие его, думали иначе. «Без преувеличения можно сказать, что это был единственный человек, таивший в себе способность дать совершенно иной ход крымским событиям, – писал участник севастопольской осады Н.С.Милошевич, – так много обещали его ум, дарования, энергия. После Корнилова у нас не осталось никого в уровень с событиями того времени, и в смерти его заключалось как бы первое зловещее указание на исход войны».
Всецело разделяя это мнение, я иногда позволяла себе представлять этот «совершенно иной ход», но мои «построения» изобиловали слишком многими абстрактными домыслами. Легче представить было то, что Корнилов остался невредим во время всей 11-месячной осады и смог даже при известном историческом сценарии, то есть последнем штурме Малахова кургана и последовавшего затем занятия союзнической армией Севастополя, – собрать все свои нравственные и физические силы, чтобы направить талант стратега, военного теоретика, искуснейшего моряка, новатора, лидера и организатора на новое поприще: строительство не только уже знакомых ему на деле паровых военных кораблей, но и новейшего броненосного флота…
Но тут же одёргиваю своё воображение, потому что понимаю, что если бы Владимир Алексеевич остался жив к моменту окончания военных действий в Крыму при известном историческом сценарии, то он неизбежно узнал бы, что по условиям Парижского мирного договора от 18 марта 1856 года проигравшей России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морской флот, кроме 6 винтовых корветов, 9 винтовых транспортов и 4 колёсных пароходов.
Страшно представить, что пережил бы и как бы перенёс вице-адмирал Корнилов, ученик и последователь М.П.Лазарева, столько отдавший флоту и теоретически пережившийсевастопольскую эпопею, доживи он в самом деле до объявления этого известия: без сомнения, оно убило бы его без всякого неприятельского ядра. Убило бы… снова.
И тогда нам остаётся заключить, что то самое, зовущееся обычно Судьбой, фатумом, роком, Всевышним, – как кому понятнее и ближе, – было милостиво к Его Превосходительству генерал-адъютанту, вице-адмиралу, мужественному человеку, любящему мужу, отцу, брату, другу, потому что, прервав на излёте его жизнь, ему всё же позволили защищать то, что он знал, ради чего жил и что любил больше всего: его сильный Черноморский флот, на который привёл его учитель Михаил Петрович Лазарев, завещавший укреплять и усиливать этот флот, что и делал Корнилов почти 20 лет; его сильный, укреплённый им же город, Город, который простоит ещё почти год после его гибели, сопротивляясь врагу, и отданный ему лишь в руинах; его сильного, всемогущего Императора, который, словно предвидя грядущую трагедию войны, сказал однажды: «Мне остаётся молить Бога сохранить мне Корнилова», но пережившего своего адмирала всего на четыре месяца; его сильную, не узнавшую ещё унижения Россию, за славу и процветание которой он молился до последнего вздоха.
1984–2006
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И СЛУЖБЫ ВИЦЕ-АДМИРАЛА В.А.КОРНИЛОВА
1806– в семье сенатора Алексея Михайловича Корнилова родился младший сын Владимир.
1818– Владимир впервые напишет прошение на имя императора о зачислении его в Морской кадетский корпус. Тогда оно не было удовлетворено.
1821– Владимир Корнилов определён в Морской кадетский корпус.
1823– произведён в мичманы.
1824– плавания на фрегате «Малый» и шлюпе «Мирный».
1825– Владимир прикомандирован к Гвардейскому морскому экипажу.
1827– А.М.Корнилов хлопочет о назначении Владимира на корабль «Азов» под командованием капитана 1-го ранга М.П.Лазарева.
8 октября– произошло Наваринское сражение.
1828, 23 марта– кораблю «Азов» впервые в истории русского флота был присуждён кормовой Георгиевский флаг.
14 апреля– правительство России опубликовало манифест об объявлении войны Турции.
Начало блокады Дарданелл.
1829, 2 сентября– подписание мира между Россией и Портой в Адрианополе.
Возвращение мичмана В.Корнилова на Балтийский флот.
1829–1832– служба на Балтийском флоте.
Плавания на тендере «Лебедь».
1833, январь– Корнилов прибывает в Николаев; назначается офицером для особых поручений при контр-адмирале М.П.Лазареве.
Апрель– по распоряжению М.П.Лазарева прибывает в Константинопольский пролив, где базировалась русская эскадра. Император Николай I распорядился наградить Корнилова орденом Святого Владимира 4-й степени за отличное выполнение задания по составлению карты Дарданелльского пролива и укреплений Босфора.
26 июня– между Россией и Турцией подписан Ункяр-Искелесийский договор.
1834, февраль– Корнилов назначен командиром брига «Фемистокл» и отправился в Грецию.
1835(1836?) – женитьба на Е.В.Новосильцевой.
1836– командование корветом «Орест».
За успешное командование Корнилов награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.
1837– выходит в переводе Корнилова книга капитана английского королевского флота Гласкока «Морская служба в Англии, или Руководство для морских офицеров всякого звания».
1838– Корнилов произведён в капитаны 2-го ранга.
На Николаевской верфи заложен 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать Апостолов».
1840, декабрь– за большие заслуги в подготовке и высадке десантов на побережье Кавказа Корнилов произведён в капитаны 1-го ранга.
1841, 15 июня– корабль был спущен на воду.
1842– работы по отделке и оборудованию корабля «Двенадцать Апостолов» были завершены.
1837–1843– работа Корнилова над составлением «Штатов вооружения и снабжения судов Черноморского флота».
1844, 21 марта– открытие Морской библиотеки в Севастополе.
17 декабря– пожар в Библиотеке.
1849– открытие вновь отстроенной Библиотеки при непосредственном участии Корнилова.
1842–1846– командование кораблём «Двенадцать Апостолов».
1847– командировка в Англию для наблюдения за строительством пароходофрегата «Владимир», а также «Эльборус», «Еникале» и «Тамань».
1848, 17 октября– прибытие «Владимира» на одесский рейд.
Ходатайство М.П.Лазарева о производстве В.А.Корнилова в контр-адмиралы.
1849– Корнилов исполняет обязанности начальника штаба при Лазареве.
1850, февраль– аудиенция у императора Николая I.
Инспекторские проверки Корнилова черноморских и азовских портов.
2 ноября– награждение Корнилова орденом Святого Станислава 1-й степени.
1851, февраль– смерть М.П.Лазарева в Вене.
Декабрь– Корнилов назначен в свиту императора Николая I с оставлением начальником штаба Черноморского флота.
1851–1852– работа над проектом нового Морского устава.
1853, февраль– Корнилов едет в Константинополь в составе чрезвычайной дипломатической миссии князя А.С.Меншикова.
Май– Корниловым составлена «Программа крейсерства между Босфором и Севастополем».
4 октября– Турция объявила войну России.
20 октября– Россия объявила войну Турции.
5 ноября– первый в истории бой паровых кораблей, в котором участвовал Корнилов на борту «Владимира».
18 ноября– произошёл Синопский бой, в котором П.С.Нахимов разгромил турецкий флот.
22 ноября– Корнилов награждён орденом Святого Владимира 2-й степени.
28 марта– Франция и Англия объявили войну России.
1854, 1 сентября– высадка неприятельских войск в Евпатории.
7 сентября– Корнилов пишет своё завещание.
8 сентября– сражение на реке Альма, в котором русские войска под командованием князя А.С.Меншикова потерпели поражение.
9 сентября– Корнилов собирает военный совет, на котором предлагает активные действия флота.
11 сентября– затопление кораблей по приказу князя А.С.Меншикова в бухте Севастополя.
Корнилов пишет обращение к гарнизону осаждённого города.
15 сентября– Корнилов обратился с речью к гарнизону.
12 сентября – 4 октября– под руководством Корнилова гарнизон и жители укрепляли Севастополь, готовясь к обороне.
5 октября– во время первой бомбардировки Севастополя вице-адмирал В.А.Корнилов был смертельно ранен и вскоре скончался.
6 октября– тело вице-адмирала В.А.Корнилова было захоронено в склепе Владимирского собора рядом с могилой М.П.Лазарева.
КРАТКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алабин П.Четыре войны. Походные записки в войну 1849, 1853, 1854–1856, 1877–1878 гг. М., 1890.
Аркас Н.А.Из воспоминаний ген. – ад. Н.А.Аркаса. 1901.
Берг Н.В.Севастопольский альбом Н.Берга. М., 1858.
Валуева А.П.Севастополь и его славное прошлое.
Виноградов В.Н.Британский лев на Босфоре. М., 1991.
Вице-адмирал Корнилов / Сб. док. под ред. Н.В.Новикова, П.Г.Софинова. М., 1947.
Дубровин Н.Ф.Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. СПб., 1871–1872.
Жандр А.П.Материалы для истории обороны Севастополя и для биографии В.А.Корнилова, собранные и объяснённые кап. – лейт. А.Жандром, бывшим его флаг-офицером. СПб., 1859.
Зайончковский А.М.Восточная война 1853–1856 гг. в связи с современной ей политической обстановкой. Т.1, 2. СПб., 1908–1913.
Зверев Б.И.Вице-адмирал В.А.Корнилов. Симферополь, 1957.
Золотарёв В.А., Козлов И.А.Флотоводцы России. М., 1998.
Ильинский Д.В.Из воспоминаний и заметок севастопольца. Черноморские адмиралы. В.А.Корнилов // Русский Архив. 1893.
Коробков Н.М.Вице-адмирал Корнилов. М. – Л., 1944.
Крашенников С.Замечания на статью «Из записок Севастопольца», помещённую в № 12 «Русского Архива», 1867 // Морской Сборник. 1868. № 2.
Лазарев М.П.Документы. Т.1, 2. М., 1952, 1959.
Lambert A.D.The Crimean War. British Grand Strategy Against Russia, 1853–56. Manchester and New York, 1990.
Леонтьева Г.ККарл Брюллов // Жизнь в искусстве. Л., 1976.
Лихачёв И.Ф.В Севастополе – 50 лет тому назад // Морской Сборник. 1913. № 11.
Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя. Сборник, издаваемый комитетом по устройству Севастопольского музея. Вып. 1–4. СПб., 1871–1874.
Милошевич Н.С.Из записок севастопольца. СПб., 1904.
Нахимов П.С.Документы. М.,1954.
Давыдов В.Путевые записки, ведённые во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году. СПб., 1839.
П.С.Нахимов. Документы и материалы. Т.1, 2. СПб., 2003.
Попов А.А.,кап. – лейт. Ещё подробности о смерти генерал-адъютанта Корнилова, доставленные капитан-лейтенантом Поповым // Морской Сборник. 1854. № 12.
Тарле Е.В.Крымская война. Т.1, 2. 1941, 1943.
Ткачёв А.Подпоручик Севастопольский. Мистерия войны // Воин. Ч.1–11. 1995.
Тотлебен Э.И.Описание обороны города Севастополя. Ч.1. СПб., 1871.
Труайя А.Николай I. M., 2003.
Хибберт К.Крымская кампания 1854–1856 гг. М., 2004.
Шестаков И.А.Владимир Алексеевич Корнилов (биографический очерк) // Морской Сборник. 1855. N9 12.
Шкловский В.Лев Толстой // ЖЗЛ. М., 1967.
Иллюстрации
Старица. Успенский монастырь.
Река Тьма.
Д.И.Завалишин.
И.Ф.Крузенштерн.
Здание морского корпуса на Васильевском острове.
Текст клятвенного обещания, подписанный мичманами из выпуска В.А.Корнилова.
Матрос-канонир Артиллерийской команды и унтер-офицер Гвардейской ластовой роты.
1826–1829 гг.
М.П.Лазарев.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева в антарктической экспедиции 1819 года.
Д.Н.Сенявин.
Корабль «Азов».
Л.П.Гейден.
Наваринское сражение 8 октября 1827 года.
Корнилов, Брюллов и Гагарин в каюте брига «Фемистокл».
Акварель Г.Г.Гагарина.1835 г.
В.А.Корнилов на борту брига «Фемистокл».
Портрет кисти К.П.Брюллова.1835 г.
Вид города Николаева.
Николаевское адмиралтейство.
Спуск на воду 120-пушечного линейного корабля.
Корабль «Двенадцать апостолов»
Фрагмент картины И.К.Айвазовского.
Северная бухта в Севастополе.
И.К.Айвазовский.
Новые морские казармы и вид Севастополя с рейда.
Литография с картины И.К.Айвазовского.
Чёрное море. Флот в Феодосии. Картина И.К.Айвазовского. 1890 г.
Штаб-офицер флота. 1840 г.
Матрос-комендор (артиллерист). 1850 г.
Н.Ф.Метлин.
Провиантские магазины в Корабельной бухте Севастополя.
Император Николай I.
Генерал-адмирал флота великий князь Константин Николаевич.
Смотр Черноморского флота. Картина И.К.Айвазовского. 1886 г.
Аудиенция князя А.С.Меншикова и вице-адмирала В.А.Корнилова у султана. Май 1853 г.
Севастополь. Середина XIX в.
Г.И.Бутаков.
Бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года.
П.С.Нахимов на палубе корабля «Императрица Мария» 18 ноября 1853 года. Синопское сражение.
Бомбардировка Севастополя англо-французским флотом в октябре 1854 года.
Здание Библиотеки до обороны Севастополя в 1854-1855годах.
На переднем плане-строительство Владимирского собора.
Здание Библиотеки повреждённое в дни обороны Севастополя.
Справа-Башня ветров, сохранившаяся до наших дней.
В.И.Истомин.
Ф.М.Новосильский.
Союзнический флот в Балаклаве. 1854 г.
П.С.Нахимов.
Князь А.С.Меншиков.
Затопление кораблей в бухте Севастополя 11 сентября 1854 года.
Список с чернового приказа генерал-адъютанта Корнилова.
В.И.Васильчиков.
Э.И.Тотлебен.
Русский морской ополченец. 1854 г.
Осадная батарея № 2. Крупнокалиберные английские пушки на станке и лафете. Английская гравюра.1855 г.
На корабле во время боя. Французская гравюра.1854 г.
Дом подрядчика Волохова,
в котором находилась последняя квартира В.А.Корнилова.
И.Ф.Лихачёв.
А.А.Попов.
Петропавловская церковь после бомбардировки Севастополя.
На бастионах Севастополя. Фрагмент панорамы Ф.А.Рубо.
Рукопашный бой за батарею Жерве . Фрагмент панорамы Ф.А.Рубо.
Л.Н.Толстой в годы Крымской войны-подпоручик, участник боёв на 4-ом бастионе Севастополя.
Памятник Л.Н.Толстому на 4-ом бастионе. Скульптор К.Д.Денисов.
Солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам Малахова кургана . Фрагмент панорамы Ф.А.Рубо.
Владимирский собор.
Здесь похоронены М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, П.С.Нахимов.
Малахов курган . Картина И.К.Айвазовского.1893 г.
В.А.Корнилов.
Барельеф на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде.
Памятник «Тысячелетие России»
Броненосный крейсер 1-го ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в С.-Назере, в Бретани. 1889 г.
Сигнальщики на верхнем мостике крейсера «Адмирал Корнилов». 1893 г.
Памятник В.А.Корнилову на вершине Малахова кургана.