355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Израиль Будовский » О воспитании волевых качеств советского офицера » Текст книги (страница 18)
О воспитании волевых качеств советского офицера
  • Текст добавлен: 24 марта 2017, 16:30

Текст книги "О воспитании волевых качеств советского офицера"


Автор книги: Израиль Будовский



сообщить о нарушении

Текущая страница: 18 (всего у книги 18 страниц)

4. Контроль и самоконтроль

Чтобы руководить людьми, необходимо контролировать их работу. Контроль и самоконтроль требуют, чтобы офицер постоянно внимательно следил за собой и тщательно проверял работу подчиненных. А чтобы правильно организовать контроль и самоконтроль, деятельность офицера должна протекать по заранее намеченному плану, необходимо сознательно относиться к тому, куда и на что потрачены время и силы. Важно, чтобы офицер периодически, через определенные, желательно более короткие промежутки времени проверял, как он выполняет свой план.

Чем сознательнее человек добивается поставленной цели, тем тщательнее он продумывает план действий. В этом плане намечаются как основные, так и промежуточные цели, служащие как бы вехами на пути к основной цели. Чем больше этих вех, тем обязательнее становится эта основная цель, тем конкретнее она вырисовывается, что вселяет большую уверенность в том, что она будет достигнута. Следовательно, при сознательном отношении к делу план будет разработан возможно подробнее и конкретнее. Конкретнее будет и самоконтроль. В широком смысле слова план деятельности за какой-то период означает просто высокую требовательность к себе, строго критическое отношение к своей деятельности. В узком смысле слова план означает практический прием самоконтроля. И то, и другое имеет очень большое значение.

Самоконтроль является большим воспитывающим фактором, и часто он по смыслу сливается с задачами контроля. На самом деле, требовательный к себе офицер, проверяя действия своих подчиненных, тем самым проверяет и себя: насколько четко он поставил им задачу, как и чем помогал выполнять ее, правильно ли он воспитывает их и т. п.

Самоконтроль имеет значение не только в смысле проверки своей деятельности, планов своей работы, но и в решении задач самовоспитания, которые могут иметь самый разнообразный характер. Офицер может поставить перед собой задачу лучше овладеть боевой техникой, ликвидировать отставание в огневой или физической подготовке, приобрести ряд необходимых навыков, изжить в себе ту или иную нежелательную черту характера, недостаток воли и т. п. Для молодого офицера имеет большое значение и вопрос об отношениях к подчиненным, о проявлении необходимой выдержки в этих отношениях. Кстати, следует отметить, что если человек в самый момент, когда он рассердился, следит за собой, то тем самым он гасит в себе вспышку, хотя бы настолько, чтобы ее не обнаружить. Таким образам, самоконтроль, помогая во-время подавлять нежелательное проявление чувств, обеспечивает столь валяное для офицера качество, как самообладание, которое особенно необходимо в боевой обстановке. Следует заметить здесь, что как в данном случае, так и во многих других случаях самоконтроль сливается с самонаблюдением, без которого он невозможен.

Офицер, что бы он ни делал, в порядке самоконтроля следит как за мотивами своих действий, так и за ходам своих мыслей, за проявлениями тех или иных чувств.

Самоконтроль офицера сводится к тому, чтобы подводить итог своей работы за каждый день, анализируя свои действия и побуждающие их мотивы и смело вскрывая свои ошибки и недостатки, обдумывать, как улучшить результаты сваей работы, как разрешаются и какие необходимо поставить задачи по самоусовершенствованию. Такой самоконтроль является одним из наилучших методов самовоспитания, повышения волевых качеств.

Офицер, подводя итог работы, может вынести много поучительного с целью дальнейшего усовершенствования своей деятельности. Здесь можно наметить ряд вопросов, которыми обязательно задается офицер, анализируя итоги своей работы.

Прежде всего он должен поинтересоваться тем, что и как выполнено, какая промежуточная цель им достигнута и в какой мере достижение ее приближает его к основной цели. Он должен обратить внимание на то, что не выполнено и почему, что помешало достигнуть того, что было намечено планом. Этот вопрос должен особенно интересовать офицера, потому что его план – это приказ самому себе, и ни один офицер, уважая себя, не может равнодушно относиться к тому, что нарушен его приказ. Каждый факт невыполнения тех или иных намеченных планом задач должен вызывать у офицера самые серьезные размышления о стиле работы, о своих волевых качествах, оценен возможно более объективно, без каких-либо скидок и оправданий. Самокритичный офицер может заметить, что иной раз для окончания задуманного дела и получения ожидаемого эффекта достаточно было еще одного небольшого усилия.

Когда офицер убеждается в том, что время было уплотнено, все намеченное выполнено в качественном и количественном отношении, это должно дать ему большое удовлетворение. Отсюда можно себе представить, насколько план работы офицера и анализ его выполнения необходимы для контроля и самоконтроля, для самокритической оценки результатов своей деятельности.

5. Недостатки воли и самокритика

Оценка результатов своей деятельности должна быть объективной и самокритичной, чтобы предупредить недостатки в будущем. Офицер может правильно оценить в себе те или иные недостатки воли, которые окружающим не так легко подметить и которые отражаются на его деятельности.

Объективная оценка своей деятельности и своих волевых качеств возможна тогда, когда офицер правильно понимает роль и значение критики и самокритики. На самокритику нельзя смотреть как на самобичевание, а критика не должна походить на шельмование. Значение той и другой – вскрыть недостатки в работе, показать возможности для ее улучшения и тем самым способствовать росту человека.

Критика может стать действенной, когда офицер самокритичен, когда он сам сознательно относится к тому, что делает. Каким бы самолюбивым он ни был, его сознательное отношение к цели своей деятельности, к перспективе заставит его отбросить всякое самолюбие, чтобы использовать любое зерно истины, заложенное в критике. Иной раз придется сознаться себе, что труды были напрасными, если в работе были допущены грубые ошибки. Однако дорожа целями своих стремлений, он согласится с этим.

Самокритичность будет более действенной и оперативной, если человек привык наблюдать за собой, анализировать свои действия.

Например, никому другому, как только самому человеку, принимающему решение, может быть ясно – принял ли он это решение самостоятельно или поддался подсказанному решению. Для постороннего видна нецелесообразность и даже несуразность действий упрямого человека. Но только сам человек может установить, что, проявляя упрямство, он при этом руководствуется самолюбием. Нерадивость не является результатом какого-то органического недостатка воли человека, а скорее всего результатом непонимания важности того, что он должен сделать. Критически относящийся к своей деятельности офицер может установить как самый факт нерадивости, так и ее причину. А коль скоро он установил в себе наличие одного из этих недостатков, ему легче бороться с ним.

Иногда слабость стремлений приводит почти к таким же результатам, как и нерадивость, хотя офицер понимает всю важность того, что он делает. Такое положение вызывает недоумение как у начальника, так и у самого офицера, потому что причины, приводящие к такому положению, трудно уловимы. Чтобы понять сущность такого положения, можно привести следующую выдержку из речи М. И. Калинина:

«Самое ценное у партийного работника, чтобы он сумел празднично работать и в обыкновенной будничной обстановке... чтобы те препятствия, которые практическая жизнь ставит перед «им ежедневно, ежечасно... не погашали его подъема, чтобы эти будничные... препятствия... укрепляли его напряжение, чтобы в этой повседневной работе он видел конечные цели и никогда не упускал из виду эти конечные дели, за которые борется коммунизм».

Эти положения относятся не только к партийным, но и к работникам любой области, в том числе и к офицерам.

Офицер может подметить в себе, умеет ли он «празднично» работать и в будничной обстановке или нет. Если нет, то, значит, он работает без огня, без души, отчего его работа не блещет успехами, которые могли бы его удовлетворить, хотя он может быть морально вполне устойчивым человеком.

При слабости стремлений некоторые педагоги рекомендуют изменить направление своей деятельности, чтобы, как говорят, найти себя на соответствующей работе. Хотя этот совет не так-то легко выполнить, но все же военное дело настолько разнообразно, что офицер может найти в нем такую отрасль работы, к которой он имел бы наибольшие стремления и наклонности. В этом случае офицер должен отдать себе ясный отчет в том, что могло бы больше всего увлечь его, посоветоваться со своим начальником.

Неуверенность, если человек болеет душой за порученное дело, сравнительно легко заметить в себе, так как она причиняет страдание. Чаще всего причиной неуверенности является недостаток опыта и закалки воли. В подобных случаях советуют: поставить себе более скромные задачи, ясно представить цель работы во всех деталях и, наконец, сконцентрировать все свое внимание на этих суженных задачах. С этим можно вполне согласиться.

Для примера можно представить себе офицера, который, подытоживая свою работу, увидел, что многое из того, что им намечено по плану, не выполнено. Например, поставив себе задачей добиться хороших результатов по стрельбе у всего личного состава подразделения, он убедился, что очень мало успел в этом отношении. Уже один факт невыполнения основной задачи может вселить неуверенность в своих силах. Необходимо эту уверенность преодолеть. Для этого надо сузить объем работы, но, конечно, не за счет той части плана, которая непосредственно продиктована приказами и планами вышестоящего начальника. В данном случае речь может идти о том, чтобы задачу в отношении всего подразделения в целом сузить, задавшись более скромной целью, а именно – добиться, чтобы отлично стреляли сержанты. Это, по существу говоря, промежуточная цель, стоящая вехой на пути к основной. Ничего страшного нет в том, что пришлось отступить, так как офицер отказался только на время от основной цели с тем, чтобы, добившись успеха в более скромной задаче, вновь поставить себе прежнюю задачу.

Следует подчеркнуть важность возвращения к прежней задаче, потому что это закаляет волю. Но сейчас поставлена более скромная цель, более конкретная и реальная, и путь к ней может стать яснее во всех его подробностях. Так, например, офицер на пути к этой цели ставит себе ряд следующих конкретных задач: сержантам отлично усвоить внутреннюю и внешнюю баллистику, отладить и пристрелять оружие, обеспечить их учебу лучшими стрелковыми приборами, добиться отличного выполнения ими стрелковых задач, привить им прочные инструкторские навыки. И сужение цели, и более конкретные задачи, и большая ясность пути – все это не может не обеспечить победы над неуверенностью. Самый факт этой победы обеспечивает выполнение сначала наиболее скромных задач с тем, чтобы потам ставить себе более широкие цели.

Нерешительность можно чаще всего наблюдать в таких случаях, когда объявление решения равносильно исполнению или когда исполнение должно последовать непосредственно за решением. Так, например, объявление своего решения – приказания – подчиненным уже означает хотя бы начало выполнения решения, отражение неожиданной атаки противника почти сливает во времени акт решения и исполнения. В обоих случаях колебания при принятии решения могут быть наблюдаемы и со стороны.

Но если самый факт нерешительности может быть наблюдаем со стороны, то причины колебаний, лежащие в основе нерешительности, поддаются учету на первых порах главным образом благодаря самоконтролю.

Однако коль скоро офицер подметил в себе нерешительность, причины ее, то, если он дорожит своей офицерской честью, он в состоянии изжить эту нерешительность.Во многих случаях поможет совет: действовать немедленно. На первый взгляд это кажется нелогичным: человек страдает нерешительностью, а ему говорят, чтобы он действовал решительно. Конечно, нельзя сказанное здесь истолковывать как совет действовать торопливо, поспешно. Важно, чтобы человек уверился в своих силах, хотя бы речь шла вначале о самых незначительных делах. Пусть эти немедленные действия послужат уроком, доказывающим, что он в состоянии поступать решительно. Горький говорил: «Уже и маленькая победа над собою делает человека намного сильнее. Вы знаете, что, тренируя свое тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким, – так же следует тренировать свой разум, свою волю»

Это – не единственное средство борьбы с нерешительностью. Пусть офицер вспомнит каждый раз в моменты колебаний близких ему людей, мнением которых он особенно дорожит.

Для офицера к тому же имеется еще такой судья, как народ, который доверил ему обучение и воспитание, судьбу и жизнь десятков и сотен своих лучших сынов, охрану безопасности Родины. Не может офицер в таком случае проявлять колебания в силу каких-то недостойных советского гражданина побуждений. Если он любит свой народ, если в нем развито чувство достоинства советского гражданина, то, наблюдая за собой, он обязательно захочет остаться принципиальным, правдивым и честным в глазах народа и его авангарда – Коммунистической партии, и это придаст ему силы для преодоления нерешительности.

Идет ли речь о самоконтроле за больший или меньший промежуток времени, все равно можно прийти к одному знаменателю, выраженному писателем-героем Островским в следующих словах:

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизиь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества»

Пусть офицер стремится к тому, чтобы, подводя итог каждому дню, он мог с удовлетворением сказать: сегодня отданы все силы на то, чтобы достойно встретить еще лучший завтрашний день.

Заключение

Воспитание человека определяет его рост, значительно способствует ему. Рост, как и развитие вообще, представляет собой борьбу противоположных тенденций, как-то: социалистической морали и пережитков капитализма, нового опыта и устаревших уже методов, чувства общественного долга и эгоистических побуждений и т. п. Обеспечить преобладающую роль положительных тенденций в сознании офицера, исключающих борьбу мотивов или быстро прекращающих ее в соответствии с требованиями долга в наиболее острый момент, является основной задачей воспитания его волевых качеств.

Когда говорят о волевых качествах человека, то имеют в виду какие-то цели, к которым он стремится. Отсутствие целей делает бессмысленным самый вопрос о воле, беспредметными какие бы то ни было стремления и деятельность. Чем значительнее цель и сильнее стремление человека к ней, тем меньше колебаний он проявит на пути к ней.

Для советского офицера руководящим мотивом его деятельности является защита социалистической Родины. Следовательно, первое, что формирует характер и определяет волевые качества советского офицера, – это его политическая сознательность.

Все же мало одного стремления к соответствующей цели. Чтобы не было колебаний на пути к ней, человек должен хорошо овладеть теми средствами и методами, при помощи которых она может быть достигнута. Для советского офицера, поставленного на таком важном участке борьбы за коммунизм, как оборона Родины, необходимы глубокие и твердые военные знания, опыт и закалка, чтобы он мог принимать решения со знанием дела. Следовательно, второе, что определяет характер и волю советского офицера,– это его деловые качества.Идейно-политическая закалка офицера и его деловые качества составляют единство, характерное для единоначальника, иначе он не будет полноценным волевым командиром. Советский офицер, решая любую конкретную задачу, занимаясь своими будничными делами,видит в них перспективу решения больших политических задач – защиты Отчизны, в которой строится коммунизм.

Не все возможные воспитывающие факторы здесь рассмотрены. Не рассмотрены также и все те индивидуальные особенности, которые могли бы в свою очередь служить воспитывающими факторами, чтобы на их основе развивать необходимые волевые качества. Но из того, что здесь говорилось, можно заключить, насколько важно целеустремленно, сознательно направлять воздействие каждого воспитывающего фактора. Чтобы это воздействие было эффективным и положительным, необходимо всегда учитывать диалектический характер процесса воспитания.

Необходимо иметь в виду, что все средства воспитания, все его стороны взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга. Например, дисциплина, знания способствуют смелости, опыт развивает упорство, правильно налаженный распорядок дня способствует организованности офицера.

Волевые качества должны рассматриваться в развитии, ибо целью воспитания является рост воспитуемого, иначе труд воспитателя теряет всякий смысл. Развитие же, качественные успехи офицера становятся возможными в результате количественного роста его опыта. Например, неоднократно выполняемые им под чьим-либо руководством задачи приводят к тому, что он будет в состоянии самостоятельно их разрешать или даже руководить другими при выполнении подобных задач.

Развитие офицера, его рост не имеют предела. Пусть он будет самым идеальным человеком, тогда он тем более не успокаивается на достигнутом, а ставит себе все более новые и сложные задачи. Последние же всегда требуют нового подхода, других методов, как-то противоречащих старым методам. Следовательно, возникает борьба мотивов хотя бы на деловой почве. Поэтому никогда не снимается задача преодоления мотивов, противоречащих желательному образу действий. Конечно, строго разграничить между собой мотивы нравственного, морального и делового характера довольно трудно, можно только в каждом данном случае говорить о преобладающей роли тех или других. Начальник, как воспитатель, хорошо знающий офицера, всегда представляет себе характер мотивов, вступающих между собой в борьбу. Это дает возможность сознательно и действенно влиять на изменение сферы мотивов офицера, на развитие его волевых качеств.

Разумеется, одно какое-либо поощрение или взыскание, единичный факт правильного руководства, хорошо разработанной тактической задачи еще ие решают вопроса о воспитании волевых качеств. Речь идет не о воспитательном воздействии от случая к случаю, а о воспитании, проводимом в самых различных формах изо дня в день, систематически, целеустремленно и настойчиво, как это подобает командиру Советской Армии. Совокупное воздействие всех возможных положительных факторов, их взаимосвязь, их правильный учет и разумное использование могут влиять на советского офицера так, чтобы в его поведении всегда брали верх положительные мотивы.

Преобладающая роль положительных тенденций и мотивов поведения советских людей обусловлена всем бытием социалистического общества: достижениями, убеждающими в правильности пути, по которому идет советский народ под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, перспективой, благородными целями, вдохновляющими на борьбу за коммунизм, огромным влиянием советского коллектива и всего общественного социалистического уклада на человека.

Наличие таких благоприятных условий в социалистическом обществе и в армии создает все необходимые условия для формирования людей с высокими волевыми качествами. Неустанный труд и забота начальника о воспитании офицера окупятся во много крат в мирной жизни и еще больше на фронте, в бою.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю