Текст книги "Гробница Тутанхамона"
Автор книги: Говард Картер
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 24 (всего у книги 24 страниц)
Венки, найденные доктором Картером в гробах Тутаихамона, к несчастью, дошли до нас не в таком хорошем состоянии, как те экземпляры из тайника в Дейр-эль-Бахри, которые обследовал доктор Швейнфурт, но они тем не менее сохранились достаточно хорошо, чтобы можно было довольно точно определить все виды растений, использованных царскими цветоводами. Листья, из которых были сделаны венки, оказались в большинстве своем слишком ломкими, их пришлось продержать несколько часов в тепловатой воде, прежде чем обследовать. Два или три цветка при первом прикосновении рассыпались в порошок, но других образцов, отобранных из лучше сохранившихся частей венков, оказалось достаточно для определения их родов и видов.
Всего было найдено три венка.
I. Маленький венок. Он обрамлял эмблемы коршуна и урея на лбу второго царского гроба. Составлен он был из листьев оливы (Oled europea, L.), лепестков синей водяной лилии (Numphoea coenrulea, Sav.) и васильков (Centaurea depressa, M. Bieb). При изготовлении этого венка основой послужила полоска вырезанная из сердцевины папируса. Она была обвита листьями оливы, игравшими роль вставочки для васильков и лепестков водяной лилии; листья оливы были надежно скреплены в ряд двумя тоненькими полосками из сердцевины папируса, продеты между листьями с двух сторон. Листья были расположены в ряд таким образом, что один из них был повернут наружу тыльной стороной, а следующий – нижней; такой порядок создавал эффект чередования тускло-зеленых и серебристых тонов. Этот венок, вероятно, играл роль царского «венца оправдания». Специальная глава «Книги мертвых» (XIX) была посвящена венцу подобного рода, и до нас дошла даже магическая формула, которую следовало читать, когда такой венок возлагали на крышку гроба. Эти «венцы оправдания» были широко распространены со времени XVII династии до греко-римского периода.
II. Пекторальная гирлянда. Эта гирлянда составлена из четырех полос, расположенных полукругами на груди второго гроба. Первая и вторая полосы составлены из оливы и васильков, третья – из листьев ивы (Salix safsaf, Forsk.). васильков и лепестков синей водяной лилии.
Четвертая (самая нижняя) полоса состоит из листьев оливы, васильков и листьев дикого сельдерея (Apium graveolens, L). При изготовлении этого венка листья ивы навертывались на узкие полоски, вырезанные из сердцевины папируса, и служили вставочками для васильков, лепестков водяной лилии и побегов дикого сельдерея.
III. Ожерелье из цветов. Это ожерелье, найденное на крышке третьего гроба, составлено из листьев, цветов, ягод и плодов различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами, образующими своего рода монисто. Все это располагалось девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. Это ожерелье относится к типу, известному нам только по образцам, относящимся к царствованию Тутанхамона. Ожерелье особенно интересно тем, что дает возможность увидеть в подлинном виде листья, цветы и плоды, послужившие моделью для фаянсовых бус-подвесов, из которых составлялись ожерелья периода второй половины XVIII династии. Г. Картер опубликовал фотографию одного из этих ожерелий. Первые три и седьмой ряды этого ожерелья весьма похожи: они составлены из синих стеклянных бус (вроде мониста) и ягод паслена (Solanum duicamara. L), нанизанных на тонкие полоски листьев финиковой пальмы. Бусы и ягоды расположены перемежающимися группами – от двадцати до двадцати четырех бус на четыре ягоды. Четвертый ряд состоит из листьев ивы и какого-то пока не поддающегося определению растения, которые перемежаются друг с другом и служат вставочками для лепестков синей водяной лилии; все они соединены ряд за рядом с полосками из сердцевины папируса, протянутыми над и под листьями. Пятый ряд состоит из ягод паслена, нанизанных на полоску из листа финиковой пальмы. Шестой ряд составлен из листьев растения, пока не поддающегося определению, васильков и Pieris coronopifolia, Asch. с одиннадцатью плодами мандрагоры (Mandragora officinalis, L.), размещенных вдоль всего ряда с регулярными интервалами. Плоды мандрагоры разрезаны на продольные половинки, причем верхушки их совершенно срезаны; в таком виде они были подшиты к ожерелью. К седьмому ряду вполне применимо описание первых трех рядов, данное выше. Восьмой ряд составлен из листьев оливы и растения, не поддающегося определению, расположенных вперемежку. Девятый ряд образуют листья того же растения и васильков.
Некоторые замечания о растениях, поддающихся определению
Дикий сельдерей (Apium graveolens, L.). О наличии этого растения в древнем Египте нам было уже известно из двух источников. Очень красивый венок, составленный из его листьев и лепестков синего лотоса, был открыт в гробнице XXII династии в Фивах в 1885 году и хранится в настоящее время в Каирском музее. Другой, до известной степени сходный венок был найден Скиапарелли в гробнице архитектора Аменхотепа III по имени Ха в Дейр-эль-Медине (в настоящее время хранится в Турине). Дикий сельдерей был также излюбленным растением плетельщиков венков Греции и Рима. Интересно отметить, что семена дикого сельдерея из египетских гробниц хранятся в музее во Флоренции (№ 3628); семена этого же растения использовались наряду с другими ингредиентами при бальзамировании трупов скифских царей (Геродот, IV, 71).
Василек (Centaure depressa, M. Bieb). Это был один из цветков, наиболее часто применявшихся древнеегипетскими цветоводами при плетении венков, и многие образцы его сохранились в гирляндах, датируемых периодом от XVIII династии до греко-римского включительно. Он не был местным египетским растением, но попал в Египет из Западной Азии или из материковой Греции, вероятно, сперва как сорняк, полевых злаков, а затем стал культивироваться в фиванских садах. В настоящее время он отсутствует в Сирии и Палестине, но встречается в Аркадии и на равнинах Аттики, где цветет в апреле.
Мандрагора (Mandragora officinalis, L.) не была местным растением в долине Нила, но, несомненно, проникла в древние времена из Палестины, где была распространена, особенно на болотистых равнинах. Это «яблоко любви» «Книги бытия» (XXX. 14 ел.) и «Песни песней» (VII, 13): этот плод считался и даже сейчас считается на Ближнем Востоке обладающим афродизийскими свойствами и содействующим замыслам. В стенной росписи некоторых фиванских гробниц XVIII династии представлены корзины с плодами мандрагоры и иногда изображены женщины, наслаждающиеся их ароматом или вкусом. Само растение с его листьями и плодами изображено в одной из фиванских гробниц. Тристрам говорит, что мандрагора – замечательное растение, которое сразу обращает на себя внимание размером своих листьев и необычным внешним видом своего цветения. Он отмечает что нашел его в Палестине в рождественские дни цветущим в защищенных от холода местах и собирал его фрукты в апреле и мае. Жатва пшеницы, таким образом, совпадет по времени с его созреванием. Плод его отличается бледно-желтым цветом, мягкостью и пресным и тошнотворным вкусом. Арабы верят, что он «веселит» и даже доводит до помешательства, отсюда и его название «яблоко демона». Вероятно, оно соответствует плоду «диди» (ср. еврейское dudaim – мандрагора), часто упоминаемому в египетских надписях Нового царства; про эти плоды говорится, что они были собраны в Элефантине и смешаны с пивом с целью вызвать состояние беспамятства. Интересно отметить, что карфагенский полководец Махарбал, как сообщают, частью взял в плен, частью истребил целый сонм мятежников, которых он догадался одурманить смесью мандрагоры и вина. С этим растением связано огромное количество фольклорных мотивов. Все они были собраны и проанализированы Джеймсом Фрезером во втором томе его труда «Фольклор в Ветхом завете», стр. 372-397.
Синяя водяная лилия (Nymphoea coerulea, Sav.) – прославленный лотос древних египтян, который употреблялся ими при изготовлении венков со времен пирамид. Лилия относится к числу местных растений долины Нила, но в настоящее время встречается главным образом в канавах и стоячих прудах Дельты, где она обычно цветет с июля по ноябрь.
Олива (Olea europea L.). Это дерево в настоящее время выращивается лишь в немногих садах Верхнего Египта, но достоверно засвидетельствовано, что оно должно было быть широко распространено в древние времена по всей Нильской долине.
Олива упомянута в перечне растений, произрастающих в Фиванском саду Инени во времена царицы Хатшепсут; Теофраст, Плиний и Страбон сообщают о том, что олива росла в Верхнем Египте. Периый из этих авторов точно свидетельствует, что она встречалась в Фиванской области в его дни.
Picris soronopifolia, Asch. – маленькое сложноцветное растение, весьма распространенное на окраине пустыни в районе Фив и в других местах Верхнего Египта. Цветет в марте и апреле.
Ива (Salix safsaf. Forsk.) еще встречается в диком состоянии на берегах Нила, в Нубии, но в самом Египте, по мнению Швейнфурта, появлялась лишь случайно, будучи занесена со своей родины на юге.
Паслен, или «горько-сладкое» (Solanum dulcamara, L.). В египетских гробницах найдены лишь ягоды этого растения; они всегда нанизываются на тонкие полоски из листьев финиковой пальмы. Ягоды этого растения часто включаются в венки греко-римского периода.
Плиний упоминает, что это растение использовалось египетскими изготовителями гирлянд.
Замечание о времени года, когда был погребен Тутанхамон
Судя по цветам и плодам, найденным в составе этих венков, можно указать время года, когда Тутанхамон был опущен в свою гробницу. Василек цветет во время жатвы в марте или апреле, и в это самое время созревают плоды мандрагоры и паслена. Маленькая Picris также цветет в марте и апреле. Хотя цветение водяной лилии в канавах и стоячих прудах Нижнего Египта продолжаемся с июля по ноябрь, все же весьма вероятно, что, будучи искусственно выращена в бассейнах фиванских садов, она цвела значительно раньше. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что Тутанхамон был погребен между серединой марта и концом апреля.