355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Франсуа Фонтен » Марк Аврелий » Текст книги (страница 31)
Марк Аврелий
  • Текст добавлен: 24 сентября 2016, 01:23

Текст книги "Марк Аврелий"


Автор книги: Франсуа Фонтен



сообщить о нарушении

Текущая страница: 31 (всего у книги 31 страниц)

СТИЛЬ МАРКА АВРЕЛИЯ

Марк Аврелий как писатель изучен весьма недостаточно: литературоведы отсылают к философам, а те его не слишком жалуют. Как римлянин, писавший по-гречески, он не привлек особого внимания ни латинистов, ни эллинистов. В антологии он не попал рядом ни с Платоном, ни с Сенекой. Поэтому создалось впечатление, что мысль его не слишком оригинальна, а стиль не из лучших; отсюда и неуклюжие оправдания мнимой неуклюжести слога: говорили, будто свои мысли он набрасывал в палатке в часы бессонницы, что это сырой материал для будущего произведения и т. п. Кроме того, замечают ученые, никто не может сказать, на каком языке он думал: ведь Марк Аврелий пользовался двумя одинаково родными языками – греческим для философии, по моде на эллинизм, латинским для народа и повседневной жизни в Риме. Он должен был поминутно переходить с одного языка на другой, так же как, по собственным словам, ему приходилось почитать «и мать, и мачеху» – придворную жизнь и философию (VI, 12). Но стоит ли вступать в подобные споры, нуждается ли стиль Марка Аврелия в оправданиях?

Нелегко судить об изначальной ценности произведения двухтысячелетней давности – ведь мы плохо знаем понятийные рамки того времени. Страшны, как мы все учили в школе, ловушки дословного перевода, но еще страшнее – смысловые искажения. А ведь мы, за исключением немногих специалистов, вынуждены читать греческих и латинских писателей на наших родных языках. Как мы можем быть уверены, что хорошо понимаем, что они хотели сказать; лучше ли они до нас доходят в несколько формалистических переводах классической эпохи или переделанные под современный стиль? Иначе говоря, где больше риск анахронизма?

Как ни поразительно, при современном состоянии классической филологии у нас нет ответа на этот вопрос. Семиотика, которая должна была бы стать ведущей дисциплиной исторических исследований, мало интересуется языком Сенеки и Марка Аврелия, которые кажутся обманчиво ясными. А между тем какие понятия стоят за привычными словами, под которые мы без проблем подставляем свои: libertas (свобода), gravitas (солидность), Fortuna (судьба)? Мы видели, как трудно перевести эпитет Pius, присвоенный Антонину, какие двусмысленности роятся вокруг «паратаксиса», в котором Марк Аврелий обвиняет христиан. На каждом шагу перед нами выбор и, может быть, предательский. Кроме того, мы плохо представляем себе, как откликались те или иные слова в картине мира римлянина, ибо мало изучили душу его общества, членом которого он был. Разве не ясно, что в этом обществе, заложником которого был человек, требования выживания племени еще смиряли сильные порывы индивидуализма, что торжествующей рациональности часто приходилось уступать магии?

При сравнительном исследовании наше внимание привлекут многие переменные – смотря по тому, какие эпохи и культурные процессы мы будем сравнивать. Время Марка Аврелия, как мы видели, служит прообразом прециозности XVII века, но оно же предвещает и энциклопедизм века Просвещения. Впрочем, его либерализм существует в контексте административного централизма и патернализма, которые мы обнаруживаем в мировых империях XIX века. Любое столетие Нового времени привязывало свою литературу, политическую мистику, архитектуру и символику к императорскому Риму, ссылалось на него. Кроме того, старались не забывать уроки Республики: постоянные искушения цезаризма и соответствующие им тираноборческие мифы – все это и есть возвратная лихорадка минувших веков. Сколько же идеограмм записано в нашу коллективную память, сколько всего приспособлено к обстоятельствам, изменяется вместе с языком!

Эти перемены и могут нарушить правильную передачу образов. Если облик Марка Аврелия дошел через века неизменным, если его «Размышления» всегда казались актуальными и животворными – то это потому, что его стиль чрезвычайно выразителен, а мысль убедительна.

И его секрет не стоит искать далеко. Он в искренности постановки вопросов нравственности, который ясен уже на самом первом уровне. Автор не блуждает, а постоянно идет по собственному следу, употребляя все средства прямой и настоятельной диалектики. Он не заботится о блеске, иногда повторяется, но если взглянуть поближе, то каждое новое доказательство одной и той же идеи привносит что-то свое, нажимает на какую-то новую точку. Никакие рассчитанные эффекты не увлекли бы читателя больше, чем эта спонтанная речь, которая хочет отнюдь не понравиться, а принудить к согласию.

Конечно, Марк Аврелий не мог избавиться от влияния своих многочисленных наставников. Фронтон и Герод Аттик тяжелой рукой вбили в него правила софистики, в частности, постоянное употребление сравнений. От них он перенял некоторые недостатки, например, тот, в котором упрекает его Жюль Ромен: «Ни одной фразы без редкого или трудного, во всяком случае чуждого общему употреблению слова». Но скорее здесь надо усматривать скрупулезное стремление к точности. «Осознавать, что говорится – до единого слова… Уловить обозначаемое» (VII, 4) – такая точность велит автору докапываться до корней слов и не бояться архаизмов, которые ввел в моду еще Адриан. Впрочем, изысканность, которую мы видели в переписке с Фронтоном, исправляется под влиянием Рустика: «Отошел от риторики, поэзии, словесной изысканности… письма я стал писать простые, наподобие того, как он писал моей матери из Синуессы…» (I, 7).

Может быть, он не во всем следовал урокам простоты Рустика, но уж точно от него он получил книгу Эпиктета, а через нее – сильнейший отпечаток этого мэтра стоицизма. Здесь мы не будем перечислять позиции философского учения, взятые Марком Аврелием у Эпиктета: тогда пришлось бы дойти до истоков системы (ведь Эпиктет тоже не был ее создателем). Стоическая философия в Риме утратила трансцендентность, довольствовалась самой общей метафизикой, откуда выводила до предела упрощенные правила личного поведения. Это поведение подчинялось нескольким предписаниям здравого смысла, но еще требовалось, чтобы они возобладали над всеми блужданиями чувств и ума. Человека следовало не увлечь радужными перспективами, а кратчайшим путем ввести внутрь самого себя, чтобы там он встретил наилучшего вождя – «гения» своей личности.

Чтобы центр тяжести личности вернулся в собственную природу, где человек почувствует согласие со всеобщей природой, Эпиктет призывает к экономии – средств, устремлений, желаний и слов. Его поучения – перечень нарочито неискусно изложенных практических рецептов. Мы словно читаем пособие по правильному образу жизни (избегай ходить по театрам, будь благопристоен за столом, не смейся слишком громко, любовью занимайся с умеренностью и т. д.), но ясно видно, что внешнее поведение – гарантия душевного здоровья. Сравнения Эпиктета тоже банальны – кувшин, сандалии, сковородка, лук и тому подобное, – но они делают общедоступной мораль, которая все равно остается аристократической. Бывший раб поработал хорошо: новому императору оставалось только идти следом за ним, пользуясь собственным стилем.

Правила этого стиля те же: обращаться к читателю, много раз загружать одну мысль, заключать ее в возвышенные или обыденные сравнения, в строгие дилеммы, негодовать и тут же протягивать руку. Но природа Марка Аврелия побеждает условности, под ними бурлит жар, поминутно сталкивая автора с избранной позицией невозмутимости. Язык сердца не может быть сдержанным; сила и обилие образов ослепляют, как ни хочет писатель сделать их тривиальными.

В глазах мелькают пчелы, муравьи, бараны, реки, горы, алмазы, мешки и сундуки – всегда неожиданные, но искусно примененные. Прямые обращения докучали бы, не будь они выражением глубокого отчаяния: «Глумись, глумись над собой, душа!», «Поспешай же к цели», «Так что же ты тут делаешь, представление?» …Не будем видеть в этих обращениях простые школьные упражнения, а спросим себя: не выражалась ли здесь мысль Марка Аврелия самым непосредственным образом, если угодно – в первородном состоянии? «Размышления» написаны в эпоху господства риторики, когда литературные произведения диктовались и предназначались для публичного чтения, и сами они – мысли автора вслух. Если бы не было так, его политических и философских достоинств не хватило бы, чтобы сделать книгу цитатником, которым привыкли пользоваться даже многие наши современники. Конечно, здесь нечто большее, чем прямое действие гения, загадочная производная стиля…

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Марк Аврелий.
Фаустина Старшая, жена Антонина Пия.
Фаустина Младшая, жена Марка Аврелия.
Марк Аврелий.
Памятник Траяну.
Колонна Траяна в Риме.
Арка Траяна в Беневенте.
Адриан.
Траян.
Вилла Адриана в Тиволе.
Антиной-Дионис. Деталь.
Статуя императора Антонина Пия в тоге.
Антонин Пий.
Луцилла.
Герод Аттик, наставник и друг Марка Аврелия.
Кружок философов. Сцена с египетского саркофага.
Люций Вер.
Рельефная резьба арки Тита. Деталь.
Статуя Марка Аврелия.
Монета с изображением Марка Аврелия.
Военная сцена с колонны Траяна.
Марк Аврелий.
Коммод, сын Марка Аврелия.
Храм Антонина и Фаустины.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

ОТ КОНЦА РЕСПУБЛИКИ ДО МАРКА АВРЕЛИЯ

До н. э.

44 г., 15 марта —убийство Цезаря.

43 г., ноябрь —триумвират Октавия, Антония и Лепида.

43 г., декабрь– убийство Цицерона.

42 г., октябрь —битва при Филиппах. Гибель Брута и Кассия.

31 г., сентябрь– морская битва при Акции – победа Октавия над Антонием.

30 г., август– самоубийство Антония и Клеопатры.

27 г., январь —начало Империи. Октавий принимает титул Августа.

12 г., март– походы Друза в Германию и Тиберия в Паннонию.

Н. э.

4 г. —смерть наследника Августа Гая Цезаря в армянском походе.

9 г. —поражение Вара в Тевтобургском лесу.

11 г. —походы Тиберия и Германика в Германию.

14 г., август– смерть Августа. Императором становится его зять Тиберий.

15–16 гг. – Германик доходит до Эльбы.

28 г. —отъезд Тиберия из Рима на Капри.

37 г., март– смерть Тиберия. Императором становится правнук Августа Калигула.

41 г., январь —убийство Калигулы. Императором становится Клавдий.

43 г. – поход Клавдия в Британию.

47–49 гг. – поход Корбулона в Британию.

51 г. – вторжение парфянского царя Вологеза I в Армению.

54 г. – смерть Клавдия, отравленного Агриппиной. Императором становится Нерон.

58–62 гг. —поход Корбулона против парфян.

59 г. – убийство Агриппины.

63 г. – рандейский договор с Парфией о возвращении Армении.

68–69 гг. – самоубийство Нерона. Гражданская война. Императором становится Веспасиан.

70 гг. – осада и разрушение Иерусалима Титом.

79 г. —смерть Веспасиана. Императором становится Тит.

81 г. – смерть Тита. Императором становится Домициан. Дальнейшее укрепление границы с Германией: создание Десятинных полей.

88 гг. – начало похода против Децебала и дакского царства.

93 г. – поход против язигов, квадов и маркоманов.

96 г. – убийство Домициана. Императором становится Нерва.

98 г. —смерть Нервы. Императором становится Траян.

101 г. – первая дакская война.

105–106 гг. —вторая дакская война. Присоединение Дакии. Создание провинции Аравия.

114 г. —завоевание и присоединение Армении.

115–116 гг. – война с Парфией. Завоевание Ассирии и Месопотамии. Траян доходит до Персидского залива.

117 г. – подъем восстаний на Востоке. Траян на обратном пути умирает в Селинонте (Малая Азия). Императором становится Адриан.

123 г. – нормализация обстановки на Востоке и в Дакии. Граница Империи установлена по Евфрату.

123–138 гг. – инспекционные поездки Адриана по провинциям. Укрепление границ. Строительство стены в Британии.

138 г. – смерть Адриана. Императором становится Антонин.

ЖИЗНЬ МАРКА АВРЕЛИЯ

121 г., апрель– родился Марк Аврелий.

128 г. – приступил к начальному образованию.

133 г. – начал среднее образование.

136 г. – надел взрослую тогу. Обручен с Цейонией Фабией, дочерью Луция Коммода, усыновленного Адрианом и ставшего Луцием Элием Цезарем. По приказу Адриана совершил самоубийство его шурин Сервиан; убит внук Сервиана Педаний Фуск.

138 г., январь —умер Элий Коммод.

5 февраля– Аврелий Антонин, дядя Марка по матери, усыновлен Адрианом, а Марк и юный Луций Коммод – Антонином. Дочь Антонина Фаустина обручена с Луцием Коммодом.

10 июля– в Байях умер Адриан. Антонин объявлен императором. Разорваны помолвки Марка с Цейонией Фабией и Луция с Фаустиной. Марк обручен с Фаустиной. Антонин получил прозвище Пий.

139 г. —Марк переселяется на Палатин и приступает к высшему образованию, преимущественно под руководством Фронтона.

140 г. – Марк в первый раз назначен консулом и введен в Императорский совет.

143 г. – консульство наставников Марка Герода Аттика и Фронтона.

145 г. – второе консульство Марка вместе с Антонином. Весной заключил брак с Фаустиной.

147 г., 30 ноября– родилась старшая дочь Марка и Фаустины Домиция Фаустина. Фаустина объявлена Августой, Марк получил трибунские полномочия.

148 г. – девятисотая годовщина основания Рима.

150 г. – родилась вторая дочь Марка Луцилла.

154 г. – консульство Луция.

161 г. – консульство Марка и Луция. 7 марта – смерть Антонина. В возрасте 39 лет становится императором. Принимает имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Объявляет соправителем своего названого брата Луция.

31 августа —родились близнецы Антонин и Коммод. Наводнение на Тибре. Парфяне переходят в наступление в Армении. Разгром римлян под Элигией.

162 г. —Луций отправлен на Восток. Родился Анний Вер.

163 г. – отвоевана Армения.

164 г. – свадьба Луция и Луциллы в Эфесе.

165 г. —смерть маленького Антонина.

166 г. – победа над парфянами. Начало чумы.

Октябрь: возвращение Луция и триумф в Риме. Коммод объявлен Цезарем.

167 г. —чума достигла Европы. Германцы переходят в наступление на Дунае и грозят Риму.

168 г. —Марк и Луций отправляются на войну. Зимовка в Аквилее.

169 г., январь —умирает 39-летний Луций. Марк возвращается в Рим.

Луцилла выходит замуж за Клавдия Помпеяна. Смерть семилетнего Анния Вера.

Осень —Марк отправляется на Дунай.

170–175 гг. —первая германская война.

170 г. —родилась младшая дочь Марка Вибия Сабина. Неудача римского контрнаступления. Германцы врываются в Северную Италию.

172–173 гг. – Марк в Карнунте. Победа над германцами.

174 г. —поход против язигов. Марк Аврелий в Сирмии. К нему приезжает Фаустина.

175 г. —мятеж узурпатора Авидия Кассия на Востоке. Мир с язигами. Коммод вызван в Сирмий. Отъезд на Восток. Гибель Авидия Кассия.

176 г. —Зима в Египте.

Весна —в Галале (Малая Азия) умирает Фаустина [68]68
  Серьезные современные историки (Бирли, Ле Гле) относят смерть Фаустины к осени 175 года, считая, что она умерла по пути в Египет. Мы пока не решаемся принять их точку зрения.


[Закрыть]
. Остановка в Афинах и Элевсине.

23 декабря– триумф в Риме.

177 г., январь —Коммод в возрасте шестнадцати с половиной лет объявлен соправителем.

178 г. —брак Коммода с Бруттией Криспиной.

3 августа —оба императора отправляются на Дунай (вторая германская война).

179 г. —победы римлян и мирные переговоры.

180 г., 17 марта– Марк Аврелий умер в возрасте 58 лет.

ОТ СМЕРТИ МАРКА АВРЕЛИЯ ДО ДИОКЛЕТИАНА

180 г., октябрь —возвращение Коммода в Рим.

182 г. —заговор Луциллы, ее гибель и казнь ее сообщников. Падение Таррутения Патерна. Перенн остается единственным префектом претория.

185 г. —падения Перенна и возвышение Клеандра.

186 г. —волнения в Галлии (война дезертиров), бунт в Британии, натиск германцев на Дунае.

189 г. —Эклект свергает Клеандра.

192 г., декабрь– убийство Коммода. Императором становится Пертинакс.

193–197 гг. – убийство Пертинакса. Междоусобица Дидия Юлиана, Септимия Севера, Нигра и Альбина.

197 г. – Септимий Север остается единственным императором. Новая война с Парфией. Оккупация Месопотамии.

208 г. —поход Севера в Британию.

211 г, —Септимий Север умирает в Йорке. Каракалла, убив Гету, становится единовластным императором.

212 г. —«Антонинова конституция»: все свободные мужчины получают римское гражданство.

213–218 гг. —столкновения Каракаллы с германцами, язигами, квадами. Первое упоминание об аламанах.

215 г. —Каракалла выступает против парфян.

217 г. —Каракалла убит под Карами.

217 г. —императором становится узурпатор Макрин, бывший префект претория.

218 г. —Юлия Меса возводит на престол своего внука Гелиогабала.

222 г. – убийство Гелиогабала. Императором становится Александр Север по протекции своей матери Юлии Маммеи.

235 г. —Александр Север и Юлия Маммея убиты в Германии. Императором становится фракийский военачальник Максимин, продолживший войну с аламанами и язигами.

238 г. —Максимин убит солдатами, его сменяют кандидаты от сената: Гордиан, Бальбин и другие. Готы и карпы проникают за оголенную дунайскую границу.

241 г. —Парфянских Аршакидов сменяют персы – Сасаниды. Сапор I отвоевывает Месопотамию.

244 г. —Гордиан III возвращает римлянам Месопотамию. Филипп Араб, узурпировавший власть, отражает готов.

247 гг. – Тысячелетие Рима.

249 гг. —Декий узурпирует власть в Империи и проводит жестокие гонения на христиан.

252 г. —первое нашествие аламанов и готов на Галлию. Новый император Валериан ведет войну на всех фронтах.

259 г. – Валериан попадает в плен к Сапору, а следом за ним его сын Галлиан.

270 г. —Император Аврелиан с трудом сдерживает аламанов на Роне и готов в Малой Азии, разрушает Пальмирское царство, завоеванное царицей Зенобией, и отвозит царицу в Рим.

275 г. —Аврелиан убит во Фракии.

275–284 гг. —период военной анархии и разбойничества.

284 г. —Диоклетиан, военный из Иллирии, объявлен императором. Он реорганизует империю под коллегиальной властью.

305 г. —Диоклетиан отрекается от престола. После него до V века правило еще около тридцати императоров, в том числе Константин (306), Юлиан (361), Феодосий (379) и, наконец, Ромул Августул (475). Напомним также, что в 410 году вестготский вождь Аларих взял Рим и разграбил его.

СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ

Выражаю благодарность профессору Жану-Луи Вуазену, любезно согласившемуся прочитать мой труд в свете последних открытий и научных исследований, в которые он вложил и свой весомый вклад.

Не могу не высказать признательности Центру изучения античного права при Парижском университете под руководством профессора Мадлена, а позже профессора Энбера. Там я встретил драгоценную помощь г-жи Перрен-Марешаль, г-жи Жоливе и г-жи Сотро, одаривших меня нежданными сокровищами, хранящимися в залах Коллине и Ноай.

Благодарю свою жену Элен, терпение и доверие которой сопровождают меня на столь поздно избранной стезе исследователя истории Римской империи.

Франсуа ФОНТЕН


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю