Электронная библиотека книг » Андрэ Нортон » Три руки для Скорпиона » Текст книги (страница 9)
Три руки для Скорпиона
  • Текст добавлен: 6 октября 2016, 23:42

Текст книги "Три руки для Скорпиона"

Автор книги: Андрэ Нортон

Золан прижался спиной к правой стене расселины и втащил меня. Щель была узкая, и я оцарапала левую руку.

Я сделала несколько шагов вперед, чтобы освободить место для сестер. В расселине было темно, и я не решилась уходить далеко от входа. Возможно, наш проводник хорошо знал дорогу и мог бы идти без света, но мне было страшновато.

Наконец все были в сборе. Золан втащил наверх веревку с мешками, и мы надели их. Последним взобрался Древолаз и снова пошел замыкающим, а Золан возглавил строй. Держась за веревку, мы углубились во тьму, целиком полагаясь на то, какой путь изберет Золан.

Когда свет, проникавший от входа, окончательно померк, мне стало не по себе. Мое доверие к Золану начало угасать. Ведь он ничего не сказал нам о цели странствия. Вероятно, теперь он хотел показать нам, что говорил правду: этот туннель, возможно, мог вывести в Верхний мир. А мог и не вывести.

Я безотчетно разжала пальцы и взглянула на камень, найденный в руинах. Камень на ощупь оставался теплым, но не светился. Но тепло то нарастало, то вовсе пропадало, то появлялось вновь. И всякий раз, когда камень становился теплее, часть этого тепла сохранялась. Этот ритм был схож с биением сердца.

Веревка, за которую мы держались, неожиданно дернулась вправо и вниз.

– Идите осторожнее! – гулко прозвучал голос Золана в темноте.

Веревка ослабла.

Мало-помалу тропа пошла на спуск. Вскоре я почувствовала движение воздуха над головой. У меня возникло такое чувство, будто я вышла из-под крыши на открытое пространство.

С этим чувством пришло и другое: тьма немного рассеялась, хотя поначалу свет был едва заметным. Он исходил снизу и справа. Теперь я поняла: мы шли по уступу, а справа от нас был крутой обрыв.

Мы продолжали спускаться, а свет разгорался все ярче. Однако Золан перешел на еще более медленный шаг. Он больше ни о чем не предупреждал нас: в этом не было нужды. Место явно было опасное.

Камень, зажатый в моей руке, теперь быстро пульсировал. Я гадала, не соединен ли он и вправду каким-то образом с моим сердцем; между тем Сила, исходящая от него, как ни странно, вселяла в меня чувство защищенности. Мы продвигались вперед очень медленно. Наш проводник то и дело останавливался.

Плоская наклонная тропа на уступе превратилась в ступени – узкие и неровные. Наверняка эти ступени предназначались не для наших ног. Стена слева от нас была покрыта тусклыми, словно усыпанными пеплом маленькими листьями каких-то приземистых растений. Листья сидели на коротких красноватых черенках. Как только нам встретилась эта растительность, Золан сделал остановку и кивком указал на листья.

– Держитесь от них подальше.

Мы уже были свидетельницами непредсказуемости поведения растений за пределами этого горного царства, поэтому без малейших возражений последовали приказу нашего проводника. Но не только на стенах росла трава. Какие-то растения поднимались и справа от уступа. Это были незнакомые нам деревья. Черные стволы толщиной в две сложенные друг с другом руки, а ветви – в виде лент, покрытых густой слизью.

В воздухе появился запах гнили – такой мог бы исходить от заросшего пруда. Внезапно одно из унылых «деревьев» затряслось. Золан, махнув рукой, дал нам знак отступить влево. Откуда ни возьмись возникла змеиная голова. Раскрылась пасть, зубы вонзились в слизистые ленты. Тварь не обращала на нас внимания, но нам не следовало привлекать ее ни единым движением.

В то время как голова твари на длинной шее поднималась все выше, я провела рукой, в которой был зажат камень, по бедру. Чешуйчатая кожа, которой была покрыта тварь, очень походила на ту, из которой были сшиты штаны. Меня вдруг замутило.

Через какое-то время все «дерево» исчезло. Наш проводник вновь очень медленно пошел вниз по слишком узким ступеням. У него имелся большой запас такой кожи – значит, он, по всей видимости, знал, что делает, и про эту тварь, наверное, знал достаточно и мог с ней в случае чего сразиться.

Пожалуй, теперь я догадалась о том, зачем Золан предпринял это путешествие. Сначала он заверял нас в том, что выхода из Потемок не существует. Сегодня он намеренно показывал нам местные опасности – от кровожадного соцветия до зарослей хищных грибов. И вот теперь мы увидели чудище-рептилию.

Ступени закончились. Послышался треск – видимо, сломалось одно из «деревьев». Запах гнили усилился, и я очень даже пожалела о том, что с нами нет ароматических шариков, которые так чудесно готовила Силла, чтобы отбивать неприятные запахи.

Перед нами предстало нечто вроде огромного окна, за которым клубился туман, образовывающий облачную завесу. Отсюда были видны спина и хвост твари, похожей на змею. Тонкая голова на длинной шее сидела на толстом туловище. Если у чудища и имелись лапы, они прятались под отвратительными желто-зелеными выростами.

Неожиданно раздался громкий звук, похожий на карканье. Золан дернул к себе веревку и поторопил нас. Теперь он шагал значительно быстрее. Я оглянулась и увидела, что змееголов разворачивается. Туман начал развеиваться, стала видна еще одна чудовищная голова – широкая, лупоглазая. Большую ее часть занимала громадная пасть с острыми зубами.

Веревка дернулась снова, опять донеслось хриплое карканье – настолько громкое, что нам захотелось зажать уши ладонями. Мы снова направлялись в непроницаемую тьму. Я ожидала, что наш проводник, попугав нас в очередной раз, дабы предостеречь от самостоятельных вылазок, решил вернуться назад, но нет: он шел дальше во мрак.

Я ощутила посыл, и мы с сестрами объединились.

Бина мысленно проговорила: «Та… вторая тварь… Это была лягушка!»

Я была вынуждена с ней согласиться. Я была почти готова поклясться в том, что колдовство Черной тропы – предание, которым пугали детишек, – оживало здесь: существа, знакомые нам как совершенно безвредные, в Потемках были огромными кровожадными чудовищами.

«Нужно уходить отсюда, – подумала я. – Золан добился того, чего хотел».

Я уже просто не могла здесь находиться.

Однако наше странствие во тьме продолжалось. Мрак сгущался по мере того, как мы уходили все дальше от отверстия в скале, из которого открывался вид на сумеречное болото. Запах гнили исчезал медленнее, чем пропадал свет. Неужели мы провели здесь целый день? Ноги у меня разболелись так, что можно было подумать именно это.

На нашем пути вновь встретились ступени, тропа пошла на подъем. Для того чтобы ступать осторожно, приходилось то и дело ощупывать ногами пол. Мешок казался все более тяжелым. Однако через некоторое время впереди вновь забрезжил свет.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

ТАМАРА

Ступени снова стали уже. Мы поднялись наверх и, протиснувшись через небольшое отверстие, оказались в другой пещере. Здесь каменные стены были покрыты узором кристаллических жил, отражающих свет, и мы увидели, что находимся как бы внутри большого пузыря.

На стенах не было ни полок, ни каких-либо отметин – никаких признаков того, что тут кто-то постоянно обитает. Прямо напротив входа в стене находилось отверстие – слишком ровное, чтобы его можно было принять за естественное. За этой аркой был выход наружу, где уже сгустились сумерки.

Золан сиял с плеч мешок и молча зашагал к выходу. За ним устремился Древолаз, и вскоре они оба скрылись из виду. Я вознамерилась последовать за ними, но прямо в арке наткнулась на препятствие. Я ощупала воздух руками – и обнаружила невидимый заслон. Золана и его рыжего спутника эта преграда не остановила. Ко мне подошли Бина и Силла, и мы все убедились в том, что невидимая стена существует. Пробиться через нее можно было с таким же успехом, как через обитую железом дверь.

«Мы в ловушке!»– дружно подумали мы.

Мы могли бы попробовать вернуться назад тем путем, каким пришли, если бы не то ужасное болото. Я распрямила пальцы правой руки. В левой я по-прежнему сжимала камень Силы.

Сила… объединенная, подкрепленная нашими стараниями…

Я отправила посыл, ахнула и отшатнулась. Нечто, мощь которого я не могла ни увидеть, ни измерить, прижало меня к изгибу стены.

Я ударилась о стену и упала на каменный пол.

САБИНА

Когда Там упала, мы с Силлой ощутили на себе потоки той самой Силы, которая сразила нашу сестру. Свет от кристаллических прожилок в камнях ослепил меня, я пошатнулась, но удержалась на ногах. Наша Сила – при том, что ни одна из нас не ведала мощи своего дара, – была использована для поддержки Там. Удар, похоже, был направлен в первую очередь против нее.

Постепенно ко мне вернулось зрение. Силла схватила меня за руку. Я сжала ее пальцы, и мы вместе, пошатываясь и чувствуя себя совершенно опустошенными, побрели к Там.

В тот момент, когда Золан снял свой мешок, я не последовала его примеру и, только почти упав на пол рядом с сестрой, наконец потянула мешок за лямки и освободилась от ноши. Я не знала, помогут ли те снадобья, которые я взяла в дорогу, моей сестре – я могла только попытаться ей помочь.

Силла отпустила меня и попробовала приподнять Там. Глаза Там были широко открыты, но ее взгляд блуждал. Вялая, обессиленная, она лежала головой на коленях у Силлы. К счастью, мои худшие опасения не подтвердились: она была жива.

Я вытащила из мешка скудный запас снадобий.

– Она такая холодная… – проговорила Силла, крепче обняв Там. – Когда огонь гаснет… ему на смену приходит леденящий холод.

– Нет! – крикнула я.

С помощью Силлы мне удалось немного разжать губы Там и влить ей в рот несколько капель жидкости, составленной из разных травяных настоев. Мне так хотелось надеяться, что это поможет сестре восстановить силы. Там проглотила питье. Даже это меня утешило.

Однако ее нужно было согреть. Мы с Силлой тоже дрожали, у меня от холода немели руки. Силла бережно уложила голову Там на дорожный мешок. Левая рука Там скользнула и легла вдоль тела. Пальцы были сжаты в кулак. Я поняла, что именно сжимает в руке моя сестра.

Силла встала и снова подошла к арке. Она подняла и опустила руки. По этому жесту я поняла, что преграда на месте.

Я попыталась разжать скрюченные пальцы Там. И точно: она держала в руке камень, который нашла на развалинах. Я не знала, поможет ли ей то, что я собиралась сделать. Я могла только надеяться.

Сжав странный талисман и обрадовавшись его теплу, я махнула рукой Силле, призывая ее вернуться.

– Обними ее, мы согреем друг друга, – сказала я. – Я воспользуюсь этим…

Я показала Силле камень.

– И что получится?

– Не знаю, – честно ответила я. – Но он как-то связан с Там… – я взяла камень двумя руками, – и он содержит Силу. Она опустошена – но может быть, мы сумеем помочь ей восстановиться.

Я начала с головы Там. Я поднесла камень ко лбу сестры и стала водить им из стороны в сторону. Я прикоснулась к ее глазам и губам, затем повела камнем вдоль шеи. Не говоря ни слова, Силла наклонилась и развязала шнурок на куртке Там.

Я провела камнем вдоль плеч и груди Там и приложила в том месте, где ощутила медленное слабое биение сердца. Я была готова вскрикнуть, когда почувствовала, как от талисмана распространяется жар, согревающий холодную кожу моей сестры.

– Она согревается, – неожиданно сообщила Силла, и в это самое мгновение Там вздохнула и закрыла глаза.

Теперь казалось, что Там спит, но мы не оставили ее. Мы сели ближе к ней, чтобы согреть ее своим теплом. Я оставила камень у нее на груди, чтобы исходящая от него Сила проникала в ее сердце – средоточие жизни.

Теперь, когда наши худшие страхи немного улеглись, у нас появилось время обдумать положение. Мы оказались в ловушке, но зачем это было сделано? За выходом, занавешенным невидимой преградой, сумерки сменились ночной тьмой. Эта дверь явно вела наружу, а может быть, за ней открывался путь по скале, в Верхний мир?

Я дышала медленно и глубоко, как меня учили в детстве, – чтобы побороть страх. Уверившись, что прогнала сомнения, я попыталась заострить свой дар, как ни был он ослаблен.

Сделав это, я ощутила прикосновение Силы – иной, чужеродной. Золан, который так ловко завел нас в ловушку, был наделен даром, непохожим на наш. Вдобавок через этот дар им управлял кто-то еще – но я не могла сказать, откуда у меня такая уверенность.

– Погляди…

Силла указала на изгиб стены над непроходимой аркой. Ее палец вычертил в воздухе извилистую линию.

Казалось, это она вызвала голубое пламя, очертившее точно такую же линию. Кристаллическая прожилка, на которую указала Силла, была слишком мне знакома. Она поразительно напоминала тот рисунок, который мы, по глупости, пытались вышить в Гроспере, – да, было очень похоже, но все же были и отличия. Я попробовала испытать Силу, которую ощущала здесь, – нет ли в ней хотя бы намека на Тьму. В ответ не последовало никакого предупреждения. Силла, похоже, утратила интерес к рисунку на камне. Она опустила руку и больше ничего не рисовала в воздухе.

– В этом камне нет угрозы, – сказала я.

– Нет, – согласилась моя сестра. – Но пожалуй, было бы безопаснее, если бы угроза была. Скрытая опасность гораздо хуже той, которую видишь ясно. Я вот о чем подумала…

Силла растерялась. Впечатление было такое, что собственные мысли держали ее в плену, как эта пещера – нас троих.

ДРУСИЛЛА

Я посмотрела на Бину и перевела взгляд на лицо Там, на котором словно бы лежала маска, таким оно стало безжизненным. Стоило ли нам рискнуть и обратиться к ней мысленно, или это еще сильнее опустошит ее? Да и вообще – прибегать к мысленному общению здесь… Я покачала головой. Бина посмотрела на меня и нахмурилась.

– О чем ты думаешь? – резко спросила она.

– Не могло ли случиться так, что мы оказались здесь по какой-то важной причине? Если так, что это может быть за причина? Сначала мне приснился рисунок… – Я вытянула руку и принялась загибать пальцы.

– Потом этот мерзавец, младший Старкаддер, – язвительно проговорила Бина. – Маклан ясно сказал, что он стоит за нашим похищением. А нас сюда сбросил Маклан. Это весьма на него похоже. Ссора с нашим отцом может быть причиной кровной мести – ты же знаешь, она очень распространена у северян. – Но это… – Она повела рукой. – Тут что – то другое.

– Если, – медленно начала я, – Золан – потерянный король, то наше присутствие здесь может служить иной цели. Ты, как опытная швея, назвала бы это «вдеванием нитки в иголку». Получается, что мы – мотки пряжи, а рисунок вышила чья-то рука! Наш отец – лорд-смотритель приграничных земель. Его уважают при дворе королевы, порой просят у него совета. Допустим, потерянный король вернулся бы в Гурлион. Многие из его подданных поклонились бы ему?

Высокопоставленные кланы готовы вцепиться друг другу в глотку со времен войны. Управлять истинным королем – это дало бы любому вождю мощную позицию. Но если предположить, что истинный правитель страны появился бы, спасенный дочерьми графа Версетского, то наш отец вполне мог бы объявить, что он желал этого переворота, – он даже смог бы поддержать этого короля при нашем дворе, где к его голосу прислушиваются.

Бина нахмурилась сильнее.

– Ты думаешь, что Золан способен на такой изощренный замысел?

– Нет, – ответила я, нисколько не сомневаясь в своей правоте. – Не он. Кто-то другой. Отшельник, из-за которого все так перевернулось на Севере, пришел с этих гор. Его учение вбило клин между высокопоставленными кланами. Если еще один человек придет отсюда же…

Я не договорила. Мне всегда недоставало воображения, всегда трудно было что-то добавить к очевидным фактам. И теперь меня легко было обвинить в этом, тем более что фактов, способных поколебать воздушный замок моих умозаключений, недоставало.

– Не стоит ли за все этим Великая – повелительница глубинной Силы?

Мы обе вздрогнули. Там открыла глаза и пошевелилась. Она не пыталась приподняться, она только смотрела то на одну из нас, то на другую. Затем ее рука потянулась к камню-талисману.

– Да будет вам наградой великое добро, сестры. Вы снова вывели меня из Тьмы на Свет. Истина, как я готова поклясться на мече перед самой королевой и дать слово жрицам Святилища, такова: здесь кроются разум и воля, и их цель сулит беду всему, что дорого для нас.

Это было сказано таким тоном, словно Там зачитывала строки из Священной книги Сарты. Ее слова были пропитаны верой и поклонением.

Я облизнула пересохшие от волнения губы. Быть может, теперь Там могла бы ответить на некоторые вопросы.

– Золан сам делает все это?

Произнося этот вопрос, я была почти уверена в том, что ответ отрицательный.

На лице Там по-прежнему словно лежала маска.

– Нет.

Она ничего не добавила к этому короткому отрицанию.

Паузу прервала Бина.

– Если так, то мы по-прежнему не знаем нашего врага, и его нападения можно ждать откуда угодно.

Одна ее рука лежала на плече Там, а другую она сжала в кулак.

Там не отвечала. Вероятно, ее молчание означало, что она согласна с утверждением Бины. Затем она отодвинула наши руки и села, придерживая камень-талисман под подбородком. От камня исходило сияние и подсвечивало лицо Там, ее губы.

– Одно справедливо, – с горечью произнесла Бина, – то, что мы должны выбраться отсюда.

Голос ее звучал хрипло – от отчаяния. Это чувство охватило нас с такой силой, с какой мы обычно разделяли между собой посыл.

Я вновь взглянула на линии на стене. Наброски, рисунки… я моргнула. На мгновение передо мной предстал пугающий меня рисунок – предстал так отчетливо, будто был запечатлен на листе бумаги, разложенном на вышивальном столе. Мешок Бины… она взяла с собой все целительные снадобья, какие смогла собрать в пещере Золана.

Я протянула руку, подтащила к себе плотно набитый мешок, развязала тесемки. То, что я искала, к счастью, лежало сверху. Бина сама искала это, думая, что это поможет Там.

Я нащупала маленькую тряпицу из сплетенных между собой волокон. Не отрывая глаз от мешка, я запустила руку глубже.

– У тебя есть настой наподобие растворяющей воды? – спросила я, достав из мешка пузатый кувшинчик, закупоренный пробкой.

– Ты держишь то, что ищешь, – ответила Бина. – Что собираешься делать?

– Этот настой может помочь, – сказала я, хотя не имела понятия о том, станет нам от этого лучше или я навлеку на нас новую беду. Однако одна мысль никак не желала выходить у меня из головы.

Держа в одной руке тряпицу, а в другой – кувшинчик, я подошла к стене справа от арки, Как я и надеялась, невидимая преграда не мешала двигаться в этом месте; она только загораживала выход из пещеры.

Я смочила тряпицу жидкостью из кувшинчика и принялась за работу. Стекловидные прожилки немного выступали над поверхностью камня. Я начала осторожно протирать их; жидкости в кувшинчике было немного, и я не могла позволить себе тратить ее попусту. Я не пыталась протереть блестящую линию от одного конца до другого, для этого мне бы не хватило жидкости. Пришлось удовольствоваться тем, что я прикасалась к блестящей прожилке лишь местами.

Здесь не горел огонь, и все же распространился запах гари с примесью каких-то специй – будто что-то поджаривали на огне. Мне было радостно видеть, что в те мгновения, когда я отводила руку, в очередной раз смазав камень жидкостью, стекловидная жилка трескалась, исчезала.

За работой я еле слышно напевала. Но прежде чем я прикоснулась к рисунку на камне в третий раз, к моему пению присоединились голоса Там и Бины.

Сначала рисунок на камне тускнел в тех местах, где я прикасалась к нему, а потом стекло начало отпадать чешуйками. Работая над рисунком, покрывающим стену справа от двери, я старалась держаться подальше от невидимой преграды. Затем я точно так же обработала стену слева от арки.

Теперь мне приходилось встряхивать кувшинчик, чтобы вылить из него хоть несколько капель. Я боялась, что мне не хватит жидкости для окончания работы. Удастся ли мне разрушить не только рисунок на стене, я не знала и не могла узнать до тех пор, пока не закончу работу.

Я видела, что свечение, исходящее от кристаллических жилок, гаснет – даже в тех местах, где я не прикасалась к камню. Чувствовалось, что в пещере становится все темнее.

И тут рядом со мной встала Там, и я лучше услышала ее негромкое пение. Она сложила руки ковшиком и вытянула их перед собой, чтобы свет, исходящий от камня-талисмана, помог мне закончить работу. Я опасалась нового удара – такого, какой чуть раньше сбил с ног Там, но этого не случилось, и я могла думать только об одном: похоже, мне ничего не удалось сделать.

Мы втроем встали плечом к плечу перед аркой. Отсюда были видны только потускневшие кристаллические прожилки. Но сохранилась ли внутри них Сила – этого мы не знали.

Если теперь нам и грозила какая-то опасность, виновата в этом была я одна. Я бросила на пол тряпицу и пустой кувшинчик и, решительно шагнув вперед, вытянула руку.

Шаг, еще шаг… Мои пальцы ничего не чувствовали. А потом моя рука проникла сквозь арку. Мы были свободны!

– Да! – воскликнула я и, обернувшись, устремила взгляд на Там и Бину. Потом я отвернулась от них, протянула вперед обе руки и опустила их. На этот раз я тоже не встретила никакой преграды.

Я устала после использования дара, но мне совершенно не хотелось хоть на секунду задерживаться в этой каменной клетке. К тому же я не знала, надолго ли удалось снять охранное заклятие с выхода. Быть может, сейчас где-то в Потемках звучит набат, призывающий того, кто устроил эту ловушку?

Мы взяли наши дорожные мешки. Там резко остановилась около мешка, оставленного Золаном тогда, когда он так неожиданно покинул нас. Бина тут же протянула Там руку, и они вдвоем подтащили мешок к выходу и вытолкнули его наружу.

Мы вышли в ночь. Перед нами тянулся широкий каменный уступ. Здесь не росли деревья, и нас освещал лунный свет. Продолжал ярко гореть и талисман Там, он разгонял окружающую тьму.

Сначала мы не увидели никакой дороги. Осторожно осмотрев уступ, мы нашли только крутой обрыв, с которого нас сбросили разбойники. К тому же мы находились не на самой вершине скалы. Вершина возвышалась над нами, она была зловеще наклонена назад, и нигде не было видно никаких выбоин, за которые можно было зацепиться рукой и на которые можно было ступить ногами. Неужели мы обрели возможность выйти из пещеры-ловушки только для того, чтобы угодить в другую тюрьму?

– Веревка…

Там обернулась и посмотрела на мешок Золана.

ТАМАРА

Я потянула за конец толстой веревки, которая была привязана к горловине мешка, когда мы с Биной протаскивали его через арку. Какой прок от веревки мог быть теперь, я еще не понимала, но лучшего приспособления придумать не могла.

– Вряд ли она достаточно длинная, – возразила Бина, а Силла молча села, подложив свой мешок под спину.

Я знала, как она устала, снимая с выхода колдовскую преграду. Я и сама еще не до конца оправилась после того, как волна Силы отбросила меня от арки. Тем не менее я была уверена, что времени у нас крайне мало. О нашем побеге могло стать известно тому, кто создал эту преграду, – разрушение подобных заклятий всегда настораживает тех, кто их накладывает. Без сомнения, нас должны были начать разыскивать. Если мы не уйдем так далеко, как только сможем, нашей с таким трудом завоеванной свободе может очень скоро прийти конец.

Мы с Биной видели, что глаза Силлы закрыты. Если ее сейчас разбудить, толку от нее будет мало. Я сжала кулаки, чтоб хоть немного унять дрожь в руках.

Золан и Древолаз ушли этой дорогой, и этот кусок веревки был оставлен так, словно не был нужен Золану. Ни он, ни рыжий зверь нас не ждали. Значит, должен существовать какой-то путь вниз или наверх.

Я пошатнулась. Тьма – эта Ночь Пустоты, из которой меня вытянули сестры, – словно бы заплескивалась через край уступа и грозила мне. Я была вынуждена последовать примеру Силлы и села на холодный камень.