355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Алексей Шахурин » Крылья победы » Текст книги (страница 22)
Крылья победы
  • Текст добавлен: 22 сентября 2016, 03:29

Текст книги "Крылья победы"


Автор книги: Алексей Шахурин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 22 (всего у книги 22 страниц)

В годы войны широко было известно имя саратовского колхозника Ферапонта Головатого, купившего на свои сбережения самолет и передавшего его в действующую армию. Но мало кто знает, как это произошло и на каком заводе был куплен самолет. А дело было так. Директор Саратовского авиационного завода И. С. Левин возвращался из цехов в свой кабинет и увидел в приемной мужчину, одетого по-крестьянски.

– Ко мне? – спросил Левин.

– К вам.

– Заходите, слушаю вас.

– Я из колхоза "Стахановец", хочу купить самолет.

– Позвольте,– ответил Левин, ваши колхозники уже купили недавно три самолета.

– Да нет,– пояснил гость,– я хочу сам купить самолет, вот и деньги со мной.

И показал на мешок с деньгами.

Левин очень удивился. Ну, коллективная покупка – понятно, а тут – один человек.

Колхозник этот, приехавший прямо на завод, и был Ферапонтом Головатым.

Не зная, как поступить, Левин позвонил секретарю обкома, а тот в Москву, в штаб ВВС. Вскоре оттуда пришла телеграмма: "Военный совет ВВС КА сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в Госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из боевых облетанных самолетов Як-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник".

Головатый сам выбрал самолет. Он долго ходил по цеху, присматривался к боевым машинам. Наконец указал на одну:

– Этот.

Выполнили и второе пожелание Ферапонта Петровича – вручить купленный им самолет одному из его земляков – летчику Сталинградского фронта. Выбор пал на майора Б. Н. Еремина, бывшего токаря одного из саратовских заводов. На этом самолете майор Еремин дрался в сталинградском небе. А когда машина отслужила свой срок, Ф. П. Головатый купил второй самолет, на котором опять же летал Б. Н. Еремин, закончивший войну в берлинском небе. На машинах, купленных саратовским колхозником, летчик лично сбил 8 вражеских самолетов и 15 уничтожил в групповых боях.

Производственный подъем на заводах сопровождался и стремлением каждого помочь фронту не только своим трудом, но и рублем. На одном из предприятий выступила на митинге мастер-распределитель Сомова:

– Мой муж на фронте,– сказала она,– а я работаю на заводе. Моя обязанность помочь ему и всей Красной Армии. Поэтому я беру на себя обязательство не допускать ни одной минуты простоя из-за недостатков планирования и подготовки рабочих мест. А чтобы еще больше помочь фронту – по примеру рабочих и колхозников, которые, как Ферапонт Головатый, отчисляют на танки и самолеты свои личные сбережения,– я вношу тысячу рублей на строительство эскадрильи самолетов "Москва".

Патриотический поступок жены фронтовика был поддержав всем коллективом. После митинга люди подходили к столу президиума и называли суммы, которые они решили внести на строительство самолетов.

– У меня есть триста рублей,– заявила стахановка Соколова, подходя к столу президиума после митинга,– запишите от меня,– и смущенно положила деньги на стол.

В эти дни всеобщего патриотического подъема выездная редакция "Правды" писала об одном из заводов:

"В цехах завода огромный подъем. Каждый стремится усилить помощь Красной Армии. Поднимается производительность труда. Число групп, работающих по графику, с каждым днем увеличивается. Работники завода в дополнение к своему упорному труду вносят в фонд строительства эскадрильи самолетов "Москва" свои трудовые сбережения. Вчера было собрано 1 202 074 рубля".

Этот поистине всенародный почин подхватили трудящиеся республик и областей, городов и районов. На фронт шли самолеты с самыми различными названиями из Москвы, Горького, Куйбышева, Кирова и т. д., с именами прославившихся героев-летчиков и героев-патриотов: Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской и других. 25 миллионов рублей внесли комсомольцы Москвы на постройку эскадрильи "Москва". 33,5 миллиона рублей собрали колхозники Саратовской области на строительство самолетов. Горьковчане на создание боевых эскадрилий "Валерий Чкалов" сдали в фонд обороны 60 миллионов рублей. Женщины Молдавии передали летчикам эскадрилью самолетов имени Марины Расковой. Всего же в годы войны советские люди внесли на строительство самолетов свыше 2 миллиардов 350 миллионов рублей, на которые было построено несколько тысяч самолетов. Значительная часть из них была выпущена сверх плана.

Дни, предшествовавшие 9 мая 1945 г., были полны волнующего ожидания. В наркомате и на заводах напряженно следили за радиопередачами. Репродукторы были включены во всех диспетчерских, в комнатах партбюро, начальников цехов. И наконец оно пришло – сообщение о победе и безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.

Вот что рассказывает сверловщица одного из заводов Анна Кудрявцева:

"Стою у станка и слышу совсем необычное оживление: шум, смех, крики. Что кричали, что говорили – понять было нельзя. Оглянувшись, увидела в самом дальнем углу группу людей. В первое мгновение подумала, что произошла какая-то авария, но вижу – у всех радостные лица. Тут же услышала, как пробегавшая мимо девушка крикнула: "Победа! Победа!" Сначала я как-то не поверила, захотелось, чтобы это сказал и кто-нибудь другой. Вижу, все побежали в диспетчерскую, где находился репродуктор. Там, около дверей, собралось столько рабочих, что услышать что-либо было невозможно. Продолжали кричать: "Победа! Победа!" Потом объявили о том, что сейчас будет митинг. Все собрались. Сколько радости и счастья было вокруг!"

Рассказывает другая работница, Елизавета Молотенкова:

"Казалось, сердце не может вместить радости, охватившей меня. Вместе со всеми я принялась бегать от станка к станку, что-то говорить, кричать. Я даже не помню, что я делала. Тогда я не наблюдала за собой, не наблюдала и за окружающими. У меня четыре брата на фронте, один погиб, три давно уже не писали, но я верила, что они живы, что они придут. В цехе у нас состоялся митинг. Казалось, что все выступавшие говорили так хорошо, как никогда. И все были такими радостными, веселыми и счастливыми".

После митингов люди двинулись из цехов на заводские дворы. И здесь около трех часов ночи с 8 на 9 мая состоялись митинги Победы. Люди ликовали. Пели песни, обнимали друг друга, поздравляли, кричали "ура".

Вот как описала радость и торжество тружеников моторостроительного завода в этот знаменательный день заводская газета:

"Раннее утро. А на улицах вокруг завода оживление. У репродуктора сотни людей. "Сегодня, 9 мая. День всенародного торжества, праздник Победы!" торжественно звучит голос диктора.

Люди смеются, обнимаются, крепко жмут друг другу руки.

День – нерабочий. Но никому не сидится дома. Сегодня, как никогда, каждому хочется скорее попасть на завод. По цехам прокатилась волна необычных митингов. Все чувства у взволнованных, опьяненных от счастья людей выливались в восторженные овации, громкое "ура!".

К 9 часам утра сотни людей собрались у зданий заводоуправления. Далеко разносятся звуки бодрых, торжественных маршей.

На трибуну поднимается парторг ЦК ВКП(б) на заводе И. А. Перазич:

– Центральный Комитет партии просил передать всему коллективу завода большое спасибо за самоотверженный труд, который он вложил, добывая вместе с Красной Армией нашу победу!

Бурными аплодисментами отвечают на приветствие ЦК участники митинга. Один за другим сменяются ораторы. Рабочие, инженеры, люди самых разных возрастов и профессий.

– Не могу найти слова, чтобы выразить радость,– говорит старейший производственник орденоносец П. Т. золотое.– Скажу попросту, по-рабочему: целую всех вас, родные!

Митинг кончился, но никто не расходился. Продолжается торжество. Оркестр играет вальс, закружились пары.

Подъехала грузовая машина с артистами. Начинается большой праздничный концерт. Народные пляски и танцы".

С окончанием войны на заводах прекратились сверхурочные работы. После 8-часового рабочего дня смены уходили домой. Отменены были кое-где и ночные смены. Строго стали придерживаться выходных дней. А вскоре начали предоставлять и предусмотренные законодательством мирного времени отпуска.

Шаг за шагом авиапромышленность начинала входить в колею мирного времени.

Авиационная промышленность внесла значительный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков, в обеспечение победы Советских Вооруженных Сил над гитлеровской военной машиной. В экономической победе Советского Союза над фашистской Германией авиаиндустрии принадлежит почетное место. В июле 1945 года газета "Правда" писала, что "авиационная промышленность Советского Союза вышла из войны с подлинным триумфом".

Всего с июня 1941 года по сентябрь 1945 года авиационные заводы произвели около 137 тысяч самолетов. В серийное производство было запущено 25 новых типов самолетов, включая модификации.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили труд авиастроителей. Коллективы многих заводов и конструкторских бюро, десятки тысяч рабочих, инженеров, техников, руководителей производства были награждены орденами и медалями Советского Союза. На постоянное хранение оставлены передовым коллективам знамена Государственного Комитета Обороны. Многим директорам заводов и главным конструкторам присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Труд директоров и главных инженеров заводов был полон исключительного напряжения. Среди тех, кто внес огромный вклад в развитие социалистического народного хозяйства, становление оборонной промышленности, кто прошел суровую проверку войной и. показал себя блестящим организатором и крупным специалистом авиационного дела,– В. П. Баландин, А. Т. Третьяков, В. Я. Литвинов, М. С. Жезлов, М. М. Лукин, С. И. Агаджанов, В. А. Окулов, Л. П. Соколов, А. А. Белянский, А. А. Куинджи, С. М. Лещенко, М. Н. Корнеев, П. А. Воронин, В. В. Бойцов, А. Ф. Белов, В. Н. Лисицын, А. М. Ярунин, И. Т. Борисов, И. С. Левин, А. Г. Солдатов, А. М. Тер-Маркарян, В. И. Абрамов, М. С. Комаров, В. И. Басторин, П. П. Кочеров, М. С. Гоцеридзе, П. Д. Лаврентьев, С. И. Белиловский, С. И. Ка-дышев. Д. Н. Тимофеев, В. А. Казаков и другие.

Да, небывалый трудовой героизм был проявлен рабочим классом, всем нашим народом накануне и в годы Великой Отечественной войны. Это был повседневный напряженный, самоотверженный труд патриотов, которые работали с полным самозабвением, с подчинением одной задаче – достижению победы над фашизмом. Этот труд достоин восхищения.

Когда сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что было сделано в авиационной промышленности накануне и в период войны, невольно приходишь к выводу, что это было сделано и благодаря тому, что авиация была делом партии и всего народа. Центральный Комитет мобилизовал все свои звенья: обкомы, горкомы, райкомы партии, коммунистов, работавших в других отраслях,– на решение многих наших задач, на неослабное, повседневное внимание и помощь авиационной промышленности. Партия в тесном единении с рабочим классом, инженерно-технической интеллигенцией и учеными вынесла на своих плечах огромную тяжесть предвоенного и военного времени.

Мое поколение исполнило свой долг. Хотелось бы, чтобы и новые поколения советских людей были в чем-то похожи на нас. И лучше нас. Они должны достроить то, что мы не достроили. А если придется защищать завоевания нашего народа, то у них есть с кого брать пример и на чей опыт опереться.

Примечания

{1}Весной 1949 года М. И. Родионов был арестован по так называемому "ленинградскому делу" и погиб в результате беззакония и произвола.– Прим. ред.

{2}В августе 1940 года Я. В. Смушкевича перевели на должность генерал-инспектора ВВС, а затем помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации. Причины перемещений не объяснены. В начале июня 1941 года он был арестован, а 28 октября вместе с 19 другими военачальниками расстрелян по приказу Берии в поселке Барбыш под Куйбышевом.– Прим. ред.

{3}Приемная мать В. П. Чкалова.– Прим. ред. [Это по-русски "мачеха". Hoaxer]

{4}Полный эскизный проект скоростного истребителя И-200 (будущего МиГ-1 и МиГ-3) был разработан под руководством Н. Н. Поликарпова.

{5}Как свидетельствует В. Б. Шавров в книге "История конструкций самолетов в СССР. 1938-1955 гг.", вышедшей в 1978 году, спроектированный Н. Н. Поликарповым в начале 1940 года самолет И-185 с двигателем воздушного охлаждения, имевший исключительно сильное пушечное вооружение и впоследствии модернизированный, успешно прошел госиспытания в октябре 1942 года. По оценке НИИ ВВС, это был истребитель, превосходивший все истребители мира 1942 года, притом перспективный. Самолет был дополнительно испытан на Калининском фронте в конце 1942 года. Он показал свое превосходство над немецкими истребителями. "Самолет был и скоростным и маневренным,– пишет В. Б. Шавров.– Шла подготовка его серийного производства. Однако при подготовке испытаний на дальность произошла катастрофа от совершенно случайной причины, не зависевшей от конструкции и летных качеств самолета (засорился жиклер карбюратора). Из-за остановки двигателя на малой высоте погиб летчик-испытатель В. А. Степанченок. Внедрение в серию самолета затормозилось...", несмотря на рекомендации и ходатайство ВВС Красной Армии о принятии самолета И-185 с двигателем М-71 на вооружение и о запуске его в крупное серийное производство.– Прим. ред.

{6}В эти дни А. И. Шахурину, а также его заместителям П. В. Дементьеву, П. А. Воронину и директору завода А. Т. Третьякову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В архиве А. И. Шахурина осталась в связи с этим награждением такая любопытная запись: "В день получения Звезды Героя Социалистического Труда, а дело было в сентябре 1941 года, меня вызвали к Сталину. Награды снять не успел, а вернее, даже не подумал об этом. Время напряженное, поэтому настроение было вполне рабочее. Но Сталин, увидев меня и не имея особых причин для раздражения, моментально вспылил. Этот пыл вылился в такие выражения: "Нацепили всего на себя, может, вам только праздновать, а работать некогда". Я объяснил, что только час назад получил награду и потому так пришел. Сам Сталин никогда не носил орденов, и все, кто работал с ним близко,– секретари ЦК и наркоматы – тоже. Исключение представляли военные. Они придерживались устава".– Прим. ред

{7}Работникам современного авиапроизводства и читателям это может показаться невероятным. Но так было. В "Бюллетене авиационной промышленности" No 6 за 1942 год в статье "Изготовление деревянных бензобаков" говорится: "В настоящее время деревянные бензобаки проверены в эксплуатационных условиях, завод перешел на их серийное изготовление для машин одного типа". Статья написана инженером Е. В. Нейфаком – работником саратовского завода.

{8}Летчик-испытатель А. Н. Екатов погиб 13 марта 1941 года.

{9}Конструктор самолета ДБ-240, переименованного в Ер-2, Р. Бартини был незаконно арестован и все годы войны работал в особом конструкторском бюро (спецтюрьма НКВД). Полностью реабилитирован в 1956 году.– Прим. ред.

{10}К январю 1945 года у нас в действующей армии находилось 14 500 самолетов.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю