355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александр Одинцов » Огненная вьюга » Текст книги (страница 20)
Огненная вьюга
  • Текст добавлен: 7 октября 2016, 00:25

Текст книги "Огненная вьюга"


Автор книги: Александр Одинцов


Жанр:

   

Военная проза


сообщить о нарушении

Текущая страница: 20 (всего у книги 20 страниц)

41. ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ

Огнивцев узнал о новом назначении в субботний вечер. Посоветовавшись с Алексеевым, решил в воскресный день попрощаться с личным составом отряда, а в понедельник с утра убыть к новому месту службы.

Весть о том, что комиссара отзывают на работу в разведотдел штаба Западного фронта, разнеслась мгновенно. Поговаривали, что вроде бы об этом распорядился член Военного совета.

Возвращаясь после завтрака из столовой в свою комнату, Огнивцев увидел в коридоре поджидавшую его группу бойцов отряда. Все они были одеты в новенькое обмундирование, при орденах и медалях.

– Товарищ комиссар, – торжественно сказал сержант Корытов, – вы задержаны и поступаете в наше распоряжение.

– Причина задержания и какие последуют распоряжения? – спросил, улыбаясь, Огнивцев.

– Опасаемся, что вы так же, как и командир, убудете от нас, оставив без фотографии на память.

– Понял вас. Одеваюсь и иду с вами, куда прикажете, – выдерживая шутливый тон, ответил Огнивцев.

«Самая лучшая фотография», как представил ее Корытов, помещалась в полуподвальном помещении и мало чем напоминала довоенные салоны. Однако выставленные в витрине фотоснимки свидетельствовали, что тут работают подлинные мастера. С фотокарточек улыбались, грустили, угрюмо смотрели, мечтали люди самых различных возрастов, преимущественно военных – танкистов, кавалеристов, пехотинцев в обмотках, девушек в туго подпоясанных шинельках, очевидно, только что призванных вчерашних школьниц. Были тут и два генерала со звездами в петлицах гимнастерок. Один бритоголовый, другой с разлетными усами.

– Рад приветствовать новых героев войны, – сказал старик-фотограф в черном халате и в такой же ермолке на голове. – Вижу, награды у всех свеженькие.

– Да, вы не ошиблись, глаз у вас наметанный, – ответил кто-то из бойцов.

– Очень приятно. Прошу рассаживаться по чинам, рангам, по дружеским симпатиям, – указал он на две лавки. Первая была невысокой. Вторая сантиметров на двадцать повыше и обита клеенкой. На нее становились ногами.

– И где же вы отличились, если не секрет? – спросил фотограф, устанавливая ящик-аппарат, покрытый черным полотном.

– Здесь… Под Москвой.

– Ах, Москва, Москва! Дорогая моя столица, золотая моя Москва. Еще бы несколько дней такой суматохи, как было шестнадцатого октября, то вашего покорного слуги старого фотографа вам-таки бы не застать. Был бы он в далекой эвакуации. Многие москвичи эвакуировались и после шестнадцатого. А я вот остался. Остался потому, что сам себе подумал: «Люди сражаются под Москвой, в Москве делается великая история! Это же кто-то должен фотографировать. Я уже стар, чтобы воевать. Но я в свое время снимал солдат Октября, гражданской войны, Халхин-Гола, встречу чкаловцев, папанинцев, участников парадов на Красной площади… И вот вашего брата на призывных пунктах, ополченцев перед отъездом на фронт… Я всех снимал. Вы думаете, кто тот с огромными усами, что на моей витрине? Сам Ока Иванович Городовиков перед поездкой на Южный фронт. А тот, бритоголовый? Сам генерал Лелюшенко! А с саблей при шпорах на сапогах? Ну, конечно, кавалерийский генерал Белов! И я сказал сам себе: «Исаак, ты запечатлеешь тех, кто свернет Гитлеру шею под Москвой. И тогда ты можешь совершенно спокойно умирать. Лучших кадров уже не будет».

Фотограф спохватился:

– Простите, заговорился. Вы готовы, разместились? Один момент – и вы в истории.

Старик залез с головой под черный полог, что-то подкрутил, чем-то пощелкал, вынырнул, принес из темной соседней комнатки массивную рамку, всунул ее в пазы задней стенки коробки, опять заговорил:

– Ах, слава, слава! Сколь пленительна она для молодого человека. Видит бог, я вам завидую, друзья мои. А теперь – внимание! Светлый взгляд, весенняя улыбка… Снимаю!

Войска Западного фронта, громя врага, упорно продвигались вперед. Морозы крепли. Временами налетали вьюги – свирепые, хлесткие, сбивающие с ног. Но сильнее морозов и вьюг была воля людей к победе. Армии, корпуса, дивизии, полки рвались на запад. Стремились на фронт и бойцы отряда. Но им сказали: «Пока отдыхайте. Ходите в театры, кино, библиотеки, музеи и ждите».

Разведчики отряда так и поступали. Но иногда им становилось невмоготу и они приходили к своему комиссару, который уже работал в разведотделе штаба фронта, разузнать, когда их будут отправлять в новый рейд ло вражеским тылам.

Что мог сказать им тогда Огнивцев?! Зимой сорок первого – сорок второго года наступление не везде шло одинаково успешно. Кое-где (под Вязьмой, Ржевом, у Кирова) оно и вовсе застопорилось. Командование Западным фронтом принимало энергичные меры для дальнейшего развития контрнаступления наших войск под Москвой. Но замыслы его не были известны рядовому работнику разведотдела. И лишь однажды он узнал от одного из старших начальников, что на Военном совете шла речь о глубокой разведке в тылу вражеской группы армий «Центр». Но на чью долю выпадет претворение в жизнь этого решения, Огнивцев не знал. Возможно, командующий фронтом генерал армии Жуков имел в виду и свой испытанный, лично ему известный разведывательный отряд.

ФОТОГРАФИИ

Герой Советского Союза генерал-лейтенант Шевченко А. И. (1975 г.). Выданное на его имя удостоверение на право формирования отряда особого назначения.

Начальник штаба отряда Ергин Ф. Н. (1940 г.).

Командир взвода Брандуков М. М. (1940 г.).

Военфельдшер Увакин В. Е. (1942 г.).

Командир взвода Алексеев Н. Ф. (1944 г.).

Сержант Флягин А. П. (1945 г.).

Шинкаренко Н. И. (1942 г.).

Герой Советского Союза Колесова Л. Ф. (1940 г.).

Спрогис А. К. (1944 г.).

Герой Советского Союза Кузин И. Н. (1942 г.).

Командир разведгруппы Бухов А. В. (1941 г.).

Герой Советского Союза Гурьянов М. А. (1940 г.).

Командир разведгруппы Вацлавский Б. Н. (1954 г.).

Командир разведгруппы Алисейчик В. В. (1945 г.).

Командир разведгруппы Буташин В. М. (1940 г.).

Сандыбаев Алимхан (1941 г.).

Командир разведотряда Сорока Г. Я. (1945 г.).

Сержант Григорьев Ю. Г. (1942 г.).

Санинструктор сержант Карпов И. В., рядовые Махоркин В. Н. и Попков М. И. (слева направо).

Сержант Корытов А. Г. (1975 г.).

Сержант Корытов А. Г., рядовые Хохлов П. И., Нечаев Д. Г.

Рядовой Родионов К. Д.

Копия Указа Президиума Верховного Совета СССР.

«Победа будет за нами! Вам отомстят за меня…»

Герой Советского Союза Космодемьянская З. А.

Жуков Г. К., Булганин Н. А. и Соколовский В. Д. (справа налево) у телеграфного аппарата.

Командир 8-й гвардейской дивизии Герой Советского Союза генерал-майор Панфилов И. В. (слева) уточняет обстановку.

Командир кавалерийского корпуса Герой Советского Союза генерал-майор Доватор Л. М. (1941 г.).

Головтюкова М. И. (1942 г.).

Боевая техника, брошенная гитлеровцами на Волоколамском шоссе.

В музее боевой славы. Слева направо – Алексеев Н. Ф., Шинкаренко Н. И. и Дмитриев Д. М.

Автор книги генерал-полковник Одинцов А. И. среди боевых друзей.



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю