355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » В. Коцаренко » На огненном берегу (Сборник) » Текст книги (страница 17)
На огненном берегу (Сборник)
  • Текст добавлен: 24 января 2019, 17:00

Текст книги "На огненном берегу (Сборник)"


Автор книги: В. Коцаренко


Соавторы: Н. Погребной,А. Погребная,А. Юхимчук
сообщить о нарушении

Текущая страница: 17 (всего у книги 17 страниц)

Возвратившись домой в дер. Андреевку Ленинского района Московской области, Петр Иванович Воробьев работал в колхозе, сейчас он пенсионер.

Оставшемуся в Чернышевском «лагере смерти» Гранкову не пришлось дожить до Победы. Как только раны зажили, он вместе с группой военнопленных бежит из лагеря. Но вновь попадает в руки фашистов. Обреченных на казнь погнали к траншее. Окровавленный, избитый до неузнаваемости, впереди шел Гранков. И тут он увидел среди военнопленных, согнанных на казнь, земляка из подмосковной деревни Перервинской А. И. Королева. Подавшись вперед, крикнул ему: «Передай жене, что меня расстреляли фашисты, пусть она расскажет об этом моему сыну, когда он вырастет, чтобы он знал, как его отец защищал Родину».

Алексей Иванович Королев живет ныне в Москве. Он не забыл передать предсмертный наказ отца сыну.

Иван Ананьевич Забалуев после перевода в другой лагерь тяжело заболел. Сказались издевательства гитлеровцев, голод и холод. Когда наши войска 22 ноября 1942 года освободили военнопленных, Забалуев был на грани смерти.

Более четырех месяцев лечился в госпиталях Иван Ананьевич. С апреля 1943 года он снова на фронте, прошел с боями от Курска до Берлина, участвовал в освобождении Праги. Живет Забалуев в Ветлужском районе Горьковской области.

…Но продолжим рассказ о зенитчиках 12-й батареи.

Ее командир Михаил Баскаков был комсомольцем. Ему был всего 21 год. Родом он с Иртыша. С детских лет Михаил мечтал стать командиром Красной Армии, много читал военной литературы, увлекался математикой, занимался спортом, готовил себя к трудной военной службе. Не ожидая окончания средней школы, он посылает заявление в Томское артиллерийское училище. В 1941 году заканчивает его.

В начале войны Баскаков получает направление в войска противовоздушной обороны Москвы. Командуя взводом, а затем батареей, получает боевое крещение, приобретает опыт боя с авиацией противника. Когда нависла фашистская угроза над Сталинградом, молодого командира направляют сюда. Его назначают командиром 1-й батареи. А когда понадобилось подобрать грамотного, волевого командира 12-й батареи, которая находилась на большом удалении от полка, подполковник Ершов остановился на кандидатуре Баскакова.

Политрук Георгий Новолетов хорошо дополнял Баскакова, помогал ему цементировать личный состав батареи в единый, крепко спаянный коллектив.

Опираясь на коммунистов и комсомольцев, на воинов, уже побывавших в боях, Новолетов проводил целенаправленную партийно-политическую и воспитательную работу среди батарейцев, основной смысл которой сводился к выполнению требования приказа «Ни шагу назад!».

Политрук всегда был среди бойцов. Воспитательная работа велась в орудийных расчетах, в отделениях и с каждым воином в отдельности. Хорошими помощниками Новолетову в этом были агитаторы.

Одним из таких агитаторов был коммунист Виктор Кононыхин, уроженец Якутской АССР. Имея среднее образование, высокоэрудированный и начитанный, Виктор Васильевич уже в тридцатых годах становится проводником советской культуры на селе, работая заведующим избой-читальней, затем занимая различные хозяйственные должности.

Отец Виктора Васильевича – Василий Васильевич – большевик с дореволюционным стажем, активный участник боев за становление Советской власти в Якутии. В годы гражданской войны был схвачен белобандитами и зверски казнен.

Мать Кононыхина – Александра Георгиевна Аверинская – из семьи политических ссыльных, по профессии учительница, привила своему сыну беспредельную любовь к Родине и лютую ненависть к врагам Отчизны.

Уходя на фронт защищать то, за что отдал свою жизнь отец, Кононыхин оставил дома жену и троих детей.

Старшая дочь Виктора Васильевича – Альбина Викторовна Слатенюк пишет:

«…Отец не вернулся. Проклятая эта война, он был бы сейчас дедом двенадцати внучат. Может быть, мне и не придется побывать в тех местах, где погиб мой отец, но из восьми моих детей кто-нибудь побывает там».

…Многое рассказывал батарейцам агитатор Иван Федорович Болотов, участвовавший в кровопролитных боях на Украине, испытавший артиллерийские обстрелы и бомбежку, атаки танков и пьяных вражеских автоматчиков.

Болотов до войны работал бухгалтером колхоза «Труд Крестьянина» в селе Чухонастовка Камышинского района Сталинградской области. В армию его призвали в 1941 году, и до весны 1942 года он служил рядовым в 1127-м стрелковом полку.

В мае 1942 года семью Ивана Федоровича постигло тяжелое горе – она получила извещение-похоронку на мужа и отца…

Из писем Болотовы знали, что Иван Федорович служил в пехоте и воевал где-то на Украине, поэтому до 1976 года считали, что там он и погиб. Но не погиб тогда Иван Федорович. Этот мужественный воин познал до конца все ужасы войны, а в одном из боев за несколько минут его густые, темно-каштановые волосы тронула белая накипь седины.

А было это так. При попытке вырваться из окружения во время очередной атаки фашистских позиций наши пехотинцы внезапно были атакованы с фланга вражескими танками, которые ворвались в их боевой порядок и сорвали атаку. Многие погибли в этом бою под гусеницами бронированных машин. Такая же участь была уготована и Ивану Федоровичу. Но…

Когда Болотов увидел, что на него надвигается танк, он подумал, что ему уже не увернуться, и в самую последнюю секунду повернулся лицом к нему и бросился на землю между гусеницами, под днище. Танк проскочил дальше, а на сырой родной земле с ее весенними запахами лежал солдат Иван Болотов с разорванным бушлатом на спине, с многочисленными ссадинами, ушибами и с седой головой.

Тогда он, вероятно, впервые в жизни посетовал на свое богатырское телосложение. Выше среднего роста, косая сажень в плечах, Иван Федорович не уместился между днищем и землей.

Долго лежал он, веря и не веря в то, что остался жив, боялся даже пошевелиться. Где-то вдали слышался гул танков, отзвуки удаляющегося боя, а он все лежал. Проверил руки – целы, ноги – тоже. Поднимаясь, почувствовал саднящую боль в спине. Превозмогая ее, встал и тихо побрел в сторону видневшегося вдали темного леса. К лесу добрался уже на закате солнца. На опушке его встретили советские солдаты. Санинструктор промыл ему раны, оказал первую помощь и отправил в медсанбат.

Оказалось, что в глубине леса находилась часть группировки наших войск, попавших в окружение, которую возглавлял член Военного совета Юго-Западного фронта дивизионный комиссар К. А. Гуров (позже, в Сталинграде, К. А. Гуров был членом Военного совета 62-й армии). Под его руководством эти войска с боями вырвались из окружения. Болотов попал в госпиталь. После выздоровления с маршевой ротой прибыл в зенитно-артиллерийский полк…

23 августа 1942 года Болотов, находясь в группе прикрытия старшины батареи сержанта Н. И. Пчелкина, занимает окопы на подступах к огневой позиции 2-го взвода. Как опытному пехотинцу, командир вручает ему ручной пулемет. Метким огнем своего «Дегтярева» Болотов отражает атаки вражеской пехоты, отсекает ее от танков, заставляет прижиматься к земле. Во время очередного артиллерийского обстрела воин был убит осколками мины, разорвавшейся на бруствере его окопа.

Родственники Ивана Федоровича, проживающие в Волгограде и области, теперь знают, когда и где он погиб.

…Почти у порога отчего дома погиб самый юный солдат батареи комсомолец Иван Лошкарев, которому едва исполнилось 19 лет.

Переписка Лошкарева с родными свидетельствует о его настрое, о боевом духе всех батарейцев. Когда его мать Пелагея Ивановна написала сыну, что собирается навестить его, Иван в ответном письме просит ее не приезжать, потому что у него нет времени на свидание, так как «…мы сейчас стоим на обороне переправы через Волгу, бьем врага день и ночь».

Пелагея Ивановна, как и любая мать, спрашивала, не голоден ли сын и что ему привезти, а также высказывала тревогу о том, что фашисты уже близко…

Успокаивая родителей, Кошкарев пишет: «…Нас обеспечивают хорошо, хлеба и курева вдоволь. Обо мне, дорогие родители, не беспокойтесь, мне ничего не надо. А Сталинград мы не отдадим врагу, будем биться до последней капли крови».

О том, как формировался характер Ивана, как он рос и мужал, преодолевал трудности и стремился стать достойным гражданином страны Великого Октября, рассказала его мать.

Ваня во время летних каникул не мог сидеть без дела: то управлялся по хозяйству, то ловил капканами на колхозных полях сусликов. А вечерами, при керосиновой лампе, много читал. Никогда не бахвалился, был очень скромен.

С детских лет Лошкареву полюбилась профессия учителя. Когда его, еще первоклассника, спрашивали взрослые, кем он хочет быть, когда вырастет, Ваня неизменно отвечал: «Учителем». С этой мечтой он не расставался всю свою короткую жизнь. Окончив 7 классов, Лошкарев объявил дома, что послал документы для поступления в Руднянский педагогический техникум.

Уже в те годы Лошкарев стремился к самоутверждению своей личности, не любил опеки и какого бы то ни было покровительства.

Когда поступил вызов в техникум, Лошкарев уехал в Рудню, не разрешив родителям даже проводить его. Из двухсот кандидатов приняли сорок, в том числе и Ивана.

Война прервала учебу в техникуме. Ушли на фронт старшекурсники и преподаватели, Лошкарев вернулся домой. Пытался попасть на фронт, но в военкомате отказали: ему не было еще 18 лет.

За три месяца до боев в Сталинграде по заданию командования обком комсомола отобрал 7000 комсомольцев и направил их на службу в войска Сталинградского корпуса ПВО. Среди них был и Иван Лошкарев.

…У Латошинской переправы погиб красноармеец Емельян Бакалюк.

После долгих поисков удалось разыскать его жену и детей, из рассказов которых, а также из сохранившихся в семье документов можно проследить его жизненный путь. А жизнь его сложилась так, что он всегда находился на самых передовых позициях в борьбе за становление Советской власти.

Старшая дочь Бакалюка – Антонина Емельяновна Плохих – вспоминает:

– Накануне войны, в апреле 1941 года, отец приезжал ко мне в село, где я тогда работала. Переночевал у меня, а уезжая, наказывал, чтобы я вела себя хорошо, слушалась старших. Потом сказал: «Время сейчас тревожное. Прощай, дочка, увидимся еще или нет?» Мне тогда, молодой еще, невдомек было, о чем он говорит. А он, видимо, уже хорошо сознавал, что надвигается гроза. Таким он и остался в моей памяти.

Да, жизненный опыт у Бакалюка был большой. Еще в 1916 году он был мобилизован и направлен на фронт первой мировой войны. Домой Бакалюк возвратился уже после революции, в 1918 году. И пошел работать на самый трудный участок: на восстановление железнодорожного транспорта.

…1929 год. На Украине идет коллективизация, и Бакалюк одним из первых вступает в колхоз.

…1939 год. Разгорается пламя второй мировой войны. Советское правительство принимает решение укрепить свои западные границы, идет строительство укрепрайонов, для чего производится набор рабочей силы в колхозах. И снова одним из первых Емельян откликается на этот призыв и едет на строительство линии связи Черноморского военного флота.

В начале Великой Отечественной войны по возрасту в армию призван не был. Правление поручило ему эвакуацию колхозных лошадей в тыл страны.

«Отец, – пишет далее Антонина Емельяновна, – ушел с табуном лошадей на восток в июле 1941 года. В помощь ему дали напарника. Когда после войны я приехала к маме, я встретилась с ним. Вот что он рассказал: „В конце 1941 года лошадей у нас забрали для Красной Армии, и я сказал Емельяну: мы же с тобой не солдаты, вернемся к семьям. Но Емельян не согласился: а кто же будет воевать, если все так будут делать? И ушел с красноармейцами, которые уводили лошадей“».

Ушел Бакалюк в армию, ушла с отступающими войсками его старшая дочь – медик Антонина. А на оккупированной врагом территории осталась жена Емельяна Дмитриевича – Анастасия Федоровна с пятью детьми. Трудно, очень трудно было ей. Годы оккупации, голод и холод, бесчинства и грабежи фашистов. Детей не только нужно было растить, но и прятать их от злых глаз захватчиков, чтобы не наглумились или не угнали в рабство.

Анастасия Федоровна в этих трудных условиях сумела воспитать детей. Теперь у нее полтора десятка внуков, правнуков.

Долгое время не удавалось разыскать родных или близких красноармейца Антона Болюбы. Это было до тех пор, пока наш запрос не попал в руки юных следопытов – школьников села, где проходил службу Болюба. Они выяснили, что в 1938 году житель села Коваль вместе со своими земляками Брудницким и Болюбой были призваны из запаса и направлены на службу в 14-й батальон ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь), посты которого располагались на границе с бывшей Бессарабией. Один из постов был в их селе. Здесь и несли службу Коваль, Будницкий и Болюба.

22 июля на рассвете они одними из первых сообщили на командный пункт батальона о появлении вражеских самолетов. С батальоном ВНОС три товарища отступали до Волги. А тут их определили в зенитчики.

О гибели Болюбы Коваль узнал от командира полка Г. И. Ершова, который рассказал о подвиге воинов 12-й батареи.

…Антон Болюба был работящим человеком. Он пахал, сеял, убирал хлеб, был каменотесом и ездовым. Жена его, Эсфирь, трудилась здесь же, в колхозе.

Летом 1942 года, когда Антон сражался с врагом на берегах Волги, в его село Баговица нагрянули гестаповцы. Они схватили Эсфирь и ее отца прямо на поле, где они работали, привязали их веревками к телеге. А после пыток расстреляли их.

Мать Болюбы умерла в 1943 году. Погибли на фронте три брата, а четвертый, возвратившийся домой после ранения, тоже вскоре умер. Умерли и сестры. В общем, из большой семьи Болюбов остались лишь племянники.

…Небольшую группу прикрытия 2-го огневого взвода возглавлял, как мы уже говорили, старшина батареи сержант Николай Пчелкин.

Фашистская пехота так и не смогла пробиться к орудиям, из которых вели огонь по танкам лейтенанты Гриценко и Осадчук. Только орудийным и минометным огнем фашистам удалось уничтожить орудия и орудийные расчеты 2-го взвода. Погибла и группа прикрытия.

Николай Пчелкин родился в 1912 году в Калининской области. С детских лет он унаследовал любовь к земле, к нелегкому сельскому труду. В первые годы коллективизации, когда наша промышленность начала поставлять технику для деревни, Пчелкин садится за трактор. Был бригадиром тракторной бригады, отличался редким трудолюбием, ежегодно получал грамоты.

Среднего роста, большие светлые глаза, черные курчавые волосы – таков Пчелкин внешне. Был он спокойный, уравновешенный, никогда не повышал голоса ни на работе, ни дома.

…Аристарх Осадчук прибыл в полк в 1942 году. Молодому офицеру, комсомольцу, которому было всего 18 лет, поручили командовать взводом. Среди его подчиненных были и его сверстники, и убеленные сединой, были и обстрелянные бойцы, и еще не нюхавшие пороха. Но всех их объединяла безграничная любовь к Родине и жгучая ненависть к врагу. Это и было истоком их мужества.

Осадчук не готовился быть военным, тем более офицером. Он был влюблен в технику и мечтал стать инженером-кораблестроителем. Еще мальчишкой Аристарх любил мастерить. Его руки были всегда в ссадинах и рубцах от порезов. Вначале он смастерил деревянный велосипед, затем, насобирав различных увеличительных линз, сделал фотоаппарат, сконструировал примитивный радиоприемник.

В 1940 году юноша с отличием закончил 10 классов и сразу же поехал в г. Николаев, где успешно сдал вступительные экзамены в судостроительный институт.

Но грянула война. Над Отчизной нависла смертельная опасность. Осадчук просится на фронт, но ему разъясняют, что Красной Армии нужны командные кадры. И он дает согласие пойти в военное училище.

И вот Сталинград. 12-я зенитная батарея. Смертельный бой с лютым врагом…

Сестра Аристарха – Галина Степановна пишет: «Аристарх хорошо рисовал с детства. Теперь его дело продолжает мой сын Борис, который учится в Ленинградской художественной академии. А младший сын Саша, который сейчас служит в рядах Советской Армии, будет продолжать начатое Аристархом дело по линии техники. Скоро он демобилизуется и поедет поступать в Николаевский судостроительный институт, в тот самый, где до войны учился его дядя Аристарх. Так что мой брат не умер, он живет в моих сыновьях, в сыновьях тысяч матерей…»

Вот она, преемственность поколений. Именно любовь к своей земле, к дому, к родным и близким, к Родине придавала Аристарху и его боевым друзьям мужество и храбрость в борьбе с врагом.

О том, как воспринимает наша молодежь подвиги своих отцов в минувшей войне, можно видеть из переписки сестры Аристарха со своим сыном. Вот что пишет он:

«Я не видел войны и никогда ничего подобного не чувствовал, что почувствовал сегодня, прочитав твое письмо о моем дяде. Письмо также прочитали мои товарищи по комнате в общежитии. Все вспомнили своих родных, кто не вернулся с войны. Наши чувства на бумаге описать нельзя. Сейчас один парень Саша играет на гитаре и поет так тихо и так трогательно. Поверьте, мама, слезы на наших глазах. И как бы там ни было, дядя Ареся и его боевые друзья живут среди нас, они с нами. Такие люди не умирают»…

Мы рассказали более или менее подробно о нескольких зенитчиках-коммунистах, комсомольцах. В числе погибших были и еще комсомольцы – Анна Емельянова, Ксения Сорокина и другие. Они сражались вместе с мужчинами и погибли героями.

И пусть этот наш рассказ послужит нынешним юношам и девушкам примером того, как крепко надо любить родную Отчизну, которая вскормила, вспоила и вырастила нас, предоставила нам все для плодотворного труда и счастливой жизни.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю