Текст книги "Медитация на Прабхупаду 1"
Автор книги: Сатсварупа Даса Госвами
сообщить о нарушении
Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)
Сегодня древняя наука бхакти-йоги облачилась в новые одежды. Она распространилась по всем странам мира. Я вспоминаю «Девиз», напечатанный в первом томе «Бхагаватам», привезенном Прабхупадой из Индии:
«Всеми, особенно образованными кругами, признано, что индийская культура целиком основывается на санскрите. Мы знаем, что иностранные завоеватели смогли разрушить некоторые архитектурные памятники Индии, однако им не удалось уничтожить совершенные идеалы человеческой цивилизации, сокрытые в мудрых ведических книгах, написанных на этом языке.
«Шримад-Бхагаватам» – зрелый плод древа ведической литературы. Мы только начали перевод этого труда на английский с целью его широкого распространения, и долг высокопоставленных индийцев – распространять эту культуру в этот важный час, когда мир так нуждается в ней».
Завоеватели не смогли уничтожить санскритскую мудрость, но в то же время ачаръи не собирались широко распространять ее. Это знание оставалось в Индии, потому что ачаръи приберегали этот труд для того, кто должен был сделать это в положенный срок. Ученик однажды спросил у Шрилы Прабхупады, почему Бхактивинода Тхакур не принес сознание Кришны в другие страны. Прабхупада ответил, что Бхактивинода Тхакур мог сделать это, ибо был уполномоченным вайшнавом, но приберег это для «нас». Так давайте же прославим того, кто был послан ачарьями прошлого. Давайте же с радостью примем ведическое знание, принесенное им.
Не каждый способен воспринять сознание Кришны. Ну и что? Должны ли мы ждать, пока оно станет более модным и «нормальным», чтобы начать проповедовать? Мы можем несколько раз умереть и родиться, прежде чем это произойдет. Неважно, родились мы в этой религии или нет. Или, может быть, стоит подождать, пока это произойдет? Лучше не ждать, потому что тогда мне, скорее всего, придется родиться среди животных, у которых вообще нет религии.
Приехав в Америку, Шрила Прабхупада замечательно объяснил, почему Движение Господа Чайтаньи является огромным благословением для людей всего мира. Он объяснил это, не критикуя существующие на Западе религии. И как последователи Прабхупады мы не должны становиться высокомерными только потому, что приняли сознание Кришны, но мы должны быть убеждены в том, что сознание Кришны универсально. Для Прабхупады и Кришны мы не иностранцы. И теперь, после того как Шрила Прабхупада дал нам «Шримад-Бхагаватам» (что было нелегко), мы должны молиться об обретении вкуса к этому плоду и молить о служении Шриле Прабхупаде, которое позволит нам оценить его послание.
Давайте же поклоняться Господу Кришне Прабхупады. Не считайте его индийцем или мифическим персонажем. Родившиеся на Западе, мы все заражены скептицизмом, войдизмом и имперсонализмом. И не только Запад – Индия тоже является хранилищем оскверненной религии. Поэтому мы молимся о том, чтобы освободиться от этого наследия материализма. Прабхупада дал нам множество сильных аргументов против всевозможных форм атеизма – материалистической науки, редукционистской психологии и умозрительного философствования. Его образованные последователи также помогают нам преодолеть все предрассудки, противостоящие чистому теизму. Многие искренние души трудятся во имя Прабхупады, помогая нам услышать «Шримад-Бхагаватам».
Слушая кришна-катху и предвидя блестящее будущее Движения сознания Кришны, мы остаемся в обществе Прабхупады. С этой точки зрения мы можем рассматривать конфликты и падения в Движении сознания Кришны как временные. Противники сознания Кришны будут появляться и исчезать, подобно тому как приходит и уходит мирская слава, но всемирное сознание Кришны не исчезнет. И Шрила Прабхупада всегда будет с нами.
Распространение сознания Кришны – дело не одного человека, однако если кому-то и принадлежат особые заслуги, так это Шриле Прабхупаде. Господь Кришна и ачаръи прошлого, направляющие развитие нашего Движения, хотят, чтобы мы ценили Прабхупаду, – именно поэтому они и приберегли задачу распространения сознания Кришны для него. Мы выражаем ему свою благодарность за то, что он каждый день раскрывает нам истину о Васудеве. Мы молим о том, чтобы с открытым сердцем участвовать в этом Движении, несущем миру чистоту.
Личная запись
6.18
Поскольку эта книга подходит к концу, я молю Господа Кришну и Прабхупаду о том, чтобы моя практика медитации на Прабхупаду продолжалась. Я хочу постоянно помнить о нем и восхвалять его. Я хочу лелеять воспоминания о Прабхупаде, открывая все новые и новые эпизоды. Совершенно очевидно, что одного моего желания недостаточно для этого, поэтому я благодарен даже за крошечные обрывки воспоминаний о Прабхупаде, всплывающие в моей памяти.
Шрила Прабхупада всегда подчеркивал свою связь с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, его духовным учителем. В «Заключительном слове» к «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет:
«Хотя с материальной точки зрения Его Божественная Милость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада покинул этот материальный мир в последний день декабря 1936 года, я считаю, что Его Божественная Милость продолжает оставаться рядом со мной в форме вани, своих наставлений… Я думаю, что Его Божественная Милость постоянно наблюдает за
моей деятельностью и через сердце направляет меня своими наставлениями… Духовное вдохновение приходит из сердца, в котором всегда пребывает Верховная Личность Бога в аспекте Параматмы вместе со всеми Своими преданными и спутниками».
Последователи Шрилы Прабхупады тоже могут непосредственно общаться с ним – посредством служения, а также осознавая, что Шрила Прабхупада продолжает вести нас и что он доволен нашими действиями. Нам очень многое нужно сделать в служении духовному учителю. Он хочет, чтобы мы читали книги, которые он нам. дал, чтобы мы глубже познали Господа Кришну как Верховную Личность Бога. Он также хочет, чтобы мы осознали важность сознания Кришны для всего мира. Он хочет, чтобы мы трудились в Движении сознания Кришны, способствуя распространению сапкиртапы Господа Чайтаньи. Он хочет, чтобы мы помогали созданной им организации. Практика медитации на Шрилу Прабхупаду в форме воспоминаний и размышлений, описанная в этой книге (или в любой другой форме), также является частью служения Его Божественной Милости.
Я никогда не должен считать, что мой труд – активное и служение и памятование о Шриле Прабхупаде и Кришне – завершен. Как я могу утверждать, что завершил курс? Могу ли я заявлять, что избавился ото всех своих апартх? Достиг ли я совершенства в джа-пе? Осознал ли в полной мере свои вечные взаимоотношения с Кришной в определенной расе? Избавился ли я от низменного желания удовлетворять свои чувства и от тонких его проявлений? Проповедовал ли я в полную силу, чтобы считать, что мне пора на пенсию?
Ответ на все эти вопросы один – нет. Я вряд ли даже начал это делать.
Искусство памятования о прошлом общении со Шри-лой Прабхупадой – это еще один вид жизненно важной практики, которую я не в полной мере развил. И то, что я трачу время и силы на обучение этому искусству и собираюсь продолжать делать это в будущем, не является признаком слабости или желания удовлетворять свои чувства. Напротив, Прабхупада-смаранам – это практика бхакти, жизненно важная практика, неотъемлемая часть моей связи со Шрилой Прабхупадой здесь и сейчас. Раньше я пренебрегал этой практикой, позволяя воспоминаниям разлагаться и исчезать. Теперь мне удалось выделить время для воспоминаний и собираюсь продолжать это делать. Я хочу также развить сильное желания слушать воспоминания других последователей Прабхупады; я хочу узнать об их понимании того, каким образом Прабхупада проявляется в жизни преданных Движения сознания Кришны.
Завершая свою бессмертную «Чайтанья-чаритамри– ту», Кришнадас Кавирадж сказал: «Мои слова подобны ученикам духовного учителя – они танцуют исключительно по его милости». Когда подобные марионеткам слова перестают получать энергию от своих повелителей, они останавливают свой танец. Кришнадас Кавирадж говорил это с удовлетворением, заканчивая работу над обширным и восхитительным произведением об играх и учении Господа Чайтаньи. Я не могу сравнивать себя с ним и поэтому молю своих гуру позволить моим словам продолжать свой танец. В моем случае это не является каким-то удивительным танцем – это просто «шаг Свами», которому Прабхупада учил нас на Второй авеню, 26. Пока мой танец не принес мне полного удовлетворения, и мне хотелось бы продолжать упражняться, улучшая свои шаги.
Хотя Кришнадас Кавирадж написал очень большое произведение, он говорил, что тема еще не исчерпана. Моя тема тоже не исчерпана, хотя порой я чувствовал некоторое опустошение и неспособность вспомнить что-либо еще.
Рискуя прослыть жадиной, я молю о милости продолжать исполнять «шаг Свами» под руководством парампары. Шрила Прабхупада говорил, что он предпочитает видеть, как издаются книги о Кришне, а не о нем самом. Однако я думаю, что видя, как книги о нем укрепляют связь преданных с ачаръей-основателем ИСККОН и с Движением сапкиртапы, Прабхупада останется доволен.
Кроме того, преданный может писать только о том, что есть в его сердце. Когда Рамананда Рай прибыл в Джжаганнатха Пури, он направился прямиком к Господу Чайтанье, вместо того чтобы нанести традиционный визит в храм и поклониться Божеству. Когда Господь Чайтанья спросил его, почему он так поступил, Рамананда Рай ответил:
«Ноги подобны колеснице, а сердце – колесничему. Куда сердце ведет живое существо, туда ему и приходится идти. Что тут поделаешь? Мой ум привел меня сюда. Я не мог пойти сначала в храм Господа Джаганнатхи».
– Ч.-ч., Мадхья, 11.37-38
Все, на что я способен, – это молить о новой милости, чтобы продолжать вспоминать о Шриле Прабхупаде.
Трисприша махадвадаши, 18 июля 1990 года, Шаранагати, Британская Колумбия.
Содержание
Часть первая 5
Часть вторая 51
Часть третья 96
Часть четвертая 147
Часть пятая 208
Часть шестая 258
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета в ОАО «Дом печати – ВЯТКА» 610033, г. Киров, ул. Московская, 122 2004 г. Тираж 10ОО экз. Заказ № 6124.
Я придаю такое большое значение тому, что все еще жив, а Прабхупада «ушёл», как будто нас разделяет пропасть, хотя между нами лишь тонкая стена, которая скоро рухнет. О Учитель, смогу ли я выполнять Ваши наставления, куда бы ни направился? И почему я не задавался этим вопросом раньше? И почему я не знаю ответа?
Вы сказали: «Да, экстаз разлуки с духовным учителем даже больше, чем экстаз встречи с ним». Так позвольте же мне прикоснуться к этому отсутствию Вас и ликовать, спускаясь с горы, поросшей травой и цветами. Каждое мгновение своей жизни я хочу посвящать себя Вам и приводить к Вам новых учеников.
Мой конец уже близок, но настоящее тоже идет в счет – когда я пробуждаю Вас ото сна и несу к Вашей въясасане, омываю Вам лицо, заботливо оглядываю Вас, поправляю четки в Ва-шей руке, пою для Вас, надеваю на Ваши плечи чадар и кланяюсь Вам вновь и вновь.
Сатсварупа даса Госвами








