Текст книги "Журнал «Если», 1995 № 03"
Автор книги: Роджер Джозеф Желязны
Соавторы: Кир Булычев,Боб Шоу,Джон Браннер,Йен (Иен) Уотсон,Джеймс Маккимми,Александр Боханов,Леонид Лесков,Владимир Губарев,Ксения Мяло,Александр Панарин
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 20 (всего у книги 20 страниц)
PERSONALIA
БРАННЕР, Джон
(см. биобиблиографическую справку в № 11–12, 1993 г.)
Несмотря на то, что Джоном Браннером написано немалое количество произведений в жанре «космической оперы» (он выпускал по нескольку книг в год, особенно в 60-е – 70-е годы), наиболее знамениты его антиутопии. Из них выделяется роман «Стоять на Занзибаре» (1968 г.), где дается мрачная картина будущего перенаселенной Земли. За эту книгу Джон Браннер получил премию «Хьюго», Британскую премию по научной фантастике и после перевода ее на французский – приз «Аполло». Кроме этого, к антиутопиям относятся еще три романа: «Зубчатая орбита» (1969 г.) – о распаде государства и социальном хаосе, «Воззрели агнцы горе» (1972 г.) – о загрязнении среды обитания человека, «Оседлавший волну шока» (1975 г.) – о пагубности резких изменений в жизни общества и проблеме футурошока. Однако, несмотря на высокие оценки критиков, отмечавших безусловную социальную значимость этих книг, антиутопии Джона Браннера не принесли ему коммерческого успеха, и он, не скрывая разочарования, был вынужден вернуться к жанру фантастических боевиков.
МАККИММИ, Джеймс (McKEAMMY, James)
Родился в 1938 году. Живет в Бостоне. Преподает физику твердого тела в Массачусетском технологическом институте. В 60-е годы опубликовал в периодической печати несколько коротких рассказов. Критика отметила их стилистическую отточенность и тщательную выстроенность сюжетов.
ШОУ, Боб (SHAW, Bob)
Писатель родился в 1931 г. в Северной Ирландии. С 1973 г. живет в Великобритании. Боб Шоу перепробоаал много профессий: был инженером, дизайнером, специалистом по связям с общественностью, журналистом, пока не стал в 1975 г. профессиональным писателем. Будучи активным фэном, публиковаться начал очень рано: сначала – в любительской прессе. Первый опубликованный рассказ – «Аспект» (1954 г., «Nebula Science Fiction»). В 1954 г. вышла в свет его книга «Зачарованный дупликатор», написанная в соавторстве. Напечатав в 50-е годы ряд произведений, Боб Шоу возвращается к творчеству лишь несколько лет спустя. Опубликованная в 1966 г. новелла «Свет былого» выдвигалась на премию «Небьюла». С этого времени о нем заговорили как о серьезном писателе, а «Свет былого» впоследствии стал составной частью романа «Другие дни, другое зрение» (1972 г.). Первый опубликованный после перерыва роман – «Ночная прогулка» (1967 г.). За ним последовали книги: «В двух временах» (1968 г.), «Дворец вечности» (1969 г.), «Миллион завтра» (1970 г.), трилогия «Орбитсвилль» (1975–1990 гг.; за первый роман сериала Боб Шоу был удостоен Британской премии по научной фантастике), «Обломки времени» (1976 г.), «Дети медузы» (1977 г.) и многие другие. Боб Шоу дважды получал премии «Хьюго» (1979 и 1980 гг.). Ныне он один из ведущих британских фантастов. Продолжает активно работать.
УОТСОН, Иэн
(см. биобиблиографическую справку в Ne 11–12, 1994 г.)
Автора как лингвиста в первую очередь интересует природа восприятия, связь языка и мышления. Достаточно ознакомиться с кратким содержанием любого из его романов, чтобы получить представление о необычности Уотсона-писателя, сменившего серьезную работу ученого на карьеру писателя-фантаста. Вот, например, о чем идет речь в романе «Богатство Ионы» (1975 г.). Русская исследовательская группа решает проблему установления контакта с разумными кашалотами. Уотсон впечатляюще описывает попытку «внедрения» человеческой личности в кита и процесс взаимодействия двух совершенно чуждых разумов в одном мозге: каждое из двух разнотипных сознаний при этом оперирует своим набором образов. В результате разум кита, чуждый человеческому, дает людям возможность разобраться во многих процессах, которые происходят во Вселенной.
Книга была удостоена Британской премии по научной фантастике в 1978 г.
БУЛЫЧЕВ, Кир
(см. биобиблиографическую справку в № 9, 1994 г.)
Эксклюзивное интервью журналу «Если»:
«Прототип Великого Гусляра – город Великий Устюг, где я когда-то жил и который полюбил. Было это в те времена, когда я еще и не думал, что начну писать. Там, в Великом Устюге, я нашел адресную книгу Вологды за 1913 год, а в ней имена: Корнелий Удалов (он держал скобяную лавку); Александр Гоубин (парикмахер, если не ошибаюсь) и прочие имена, знакомые тем, кто путешествовал со мной в Великий Гусляр.
Наезжали туда и деятели кино. Режиссер Александр Майоров снял по моим сюжетам два фильма: «Золотые рыбки» и «Шанс».
Гусляр, надо сказать, я никогда не покидал. Просто в определенный период издатели перестали брать у меня вещи из этого цикла, дав ему определение: «Не фантастика, а издевательство какое-то».
Между тем, читатели о нем помнили. В восьмидесятые годы «Уральский следопыт» объявил конкурс: изобразить гуслярский герб и план города. С планом, опубликованным в журнале, я согласился, а по поводу герба отправил в редакцию письмо-опровержение. Не мыслю себе символа города без ладьи.
Сейчас Гусляр стал другим, изменились и рассказы о нем. Это, скорее, притчи про нашу жизнь. Пользуясь случаем, хочу высказать свое кредо: «Фантастика – наиболее актуальный род литературы, а самые актуальные в ней – рассказы о Великом Гусляре».
ЖЕЛЯЗНЫ, Роджер
(см. биобиблиографическую справку в № 9, 1993 г.)
«Я рос в 30-е – 40-е годы, запоем читая научную фантастику (старые журналы были доступны и дешевы). Больше всего меня привлекала «космическая опера». Насколько я помню себя, я всегда мечтал сочинять истории.
Но, когда я начал публиковаться в начале 60-х годов, с классической фантастикой было уже почти покончено. Тот Марс и та Венера, которыми грезили Э. Р. Бэрроуз и его последователи, были почти уничтожены космическими программами. Я понял, что, если хочу писать в этом стиле, если я желаю отдать дань Вейнбауму, Каттнеру и бесчисленным их коллегам, то вынужден спешить, и еще – я должен делать это лучше, чем мои предшественники. Я знал, что мне отпущено лишь по кусочку От каждого из этих миров, а потом героям моих книг придется перебираться за пределы Солнечной системы. Таким образом, «Роза для Экклезиаста» была прощанием с Марсом, а «Двери его лица, лампы его рта» – с Венерой…
Подготовил Андрей ЖЕВЛАКОВ