355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Николай Гунбин » В грозовом небе » Текст книги (страница 15)
В грозовом небе
  • Текст добавлен: 6 октября 2016, 22:10

Текст книги "В грозовом небе"


Автор книги: Николай Гунбин


Жанр:

   

Военная проза


сообщить о нарушении

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)

…Едем на место старых казарм, где начиналась наша упорная теоретическая подготовка. Но узнаем только одно здание; остальные – деревянные – снесены, и на их месте теперь современные жилые корпуса. Но улица, по которой спешили в город по увольнительным, осталась. Волнения, воспоминания…

Вечером состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею. Нам, ветеранам, вручили памятные сувениры. На товарищеском ужине мы поднимали бокалы за нашу встречу, за то, чтобы небо больше не было грозовым.

…В курсантской казарме я с волнением подошел к койке, которая тридцать лет тому назад была моей. А рядом – койка Сергея Глинского, с которым мы в конце дня делились обычно впечатлениями… Теперь возле нее стоит подтянутый курсант, будущий штурман. Подходят еще ребята, и начинается волнующая беседа. Волнующая и для молодых, и для ветеранов.

В училище есть аллея героев. В память о посещении ее мы посадили несколько молодых лип.

Вот и прощание. От души надеемся, что не навсегда. Наступит и другой юбилей. Каким-то он будет?


* * *

Не менее волнующим событием за эти годы была встреча с моим боевым командиром Степаном Андреевичем Харченко. 1969 год. Он уже несколько лет в запасе, живет на Украине, в г. Нежине. Я в то время служил и, возвращаясь из командировки, решил (это было по пути) проведать боевого товарища, с которым не виделся лет пятнадцать. [215]

Прямо с вокзала позвонил ему на работу. Степан Андреевич, как мне было известно, после увольнения в запас работал начальником управления пищевой промышленности города. Может ли быть профессия более мирной?!

– Слушаю. Харченко, – раздался голос в трубке.

– Угадай, кто с тобой говорит, – решил я заинтриговать его.

В трубке – минутное молчание. Потом Степан назвал имя, еще какое-то… «Не то, не то», – отвечал я. Когда же сказал свою фамилию, в трубке раздался радостный крик…

…Вспоминалось многое. Как сотни раз вместе летали, рисковали, как смотрели смерти в глаза и, выйдя победителями, радовались…

На другой день он повел меня по своим «объектам». Мукомольный цех, колбасный, кондитерский, винный… Все за день не обойдешь – цехи разбросаны по всему городу.

– Мой боевой штурман, знакомьтесь, – радостно глядя на меня и все еще, видно, не веря нашей встрече, сообщал он всем.

В кондитерский цех мы пришли в обеденный перерыв. Нас обступили плотным кольцом.

– Степан Андреевич, – обращались сотрудники к своему начальнику, – расскажите о себе и о вашем боевом товарище. Как вы воевали?…

Мы говорили о боевых делах, о ребятах нашего гвардейского полка. Я не преминул рассказать сотрудникам Степана, каким лихим летчиком был их начальник.

Прощаясь, мы договорились, что на следующий год обязательно поедем на встречу ветеранов.

В пригласительном билете на этот юбилей, который каждый из нас получил, было сказано:

«В день тридцатилетия гвардейской Краснознаменной части командование и политический отдел сердечно поздравляют Вас, мужественного воина, внесшего значительный вклад в разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне.

В годы суровых испытаний и в дни мирной учебы Вы Честно выполняли свой долг. В высоком мастерстве сегодняшних авиаторов… есть и Ваш благородный армейский труд.

От всей души желаем Вам и Вашей семье крепкого здоровья, счастья, успехов в жизни и труде на благо нашей социалистической Родины. [216]

Торжественное построение и вынос знамени назначены на 12 часов 30 мая 1970 года».

К сожалению, на эту встречу приехали не все, кого мы ждали. Не приехал из-за болезни и Степан. Забегая вперед, с прискорбием приходится писать такие строк»: 7 января 1983 года в г. Нежине Черниговской области скоропостижно скончался мой боевой командир и товарищ Степан Андреевич Харченко. Ушел из жизни полковник в отставке, летчик первого класса и просто хороший человек, с которым довелось совершить около 300 боевых вылетов, налетать больше двух тысяч часов, около миллиона километров.

…На встрече я увиделся с командиром полка И. Бровко, с Ф. Паращенко, Ю. Петелиным, Л. Глущенко, Е. Парахиным, Ф. Василенко, К. Григорьевым, И. Нагорянским, Е. Андреенко, И. Мусатовым…

Накануне этого дня под председательством старейшего летчика, бывшего начальника штаба части К. Григорьева состоялось торжественное собрание ветеранов. Члены совета ветеранов доложили о своей деятельности, минутой молчания мы почтили память погибших и умерших товарищей.

Вот и день юбилея. На стадионе построен летный состав. Под звуки оркестра выносится боевое знамя. Знаменосцы передают его в руки Героя Советского Союза Юрия Петелина. Рядом с ним ассистенты: Леонтий Глушенко и я.

На митинге перед молодыми летчиками, штурманами выступили наш бывший командир, прославленный летчик И. К. Бровко, бывший начальник штаба М. Г. Мягкий, штурман А. Н. Кот.

…И вот идут колонны. Следом за знаменем – убеленные сединой ветераны. У каждого на груди ордена и медали, у десяти человек – «Золотые Звезды» Героев Советского Союза. Дальше – молодежь: летный и технический состав. Они идут под маршевую песню, слова которой отражают боевую историю гвардейцев дальней авиации:

Нашей песне нет конца,

А начало мы ей положили

В грозном небе города Ельца,

В Сталинграде, где фашистов били…

Нет дерзанью нашему границ,

Будет нами Родина гордиться… [217]

Потом нас, гостей, провели на самолетные стоянки, ознакомили с современной техникой. Да, есть чем гордиться молодому поколению авиаторов! У него в руках грозная техника, и наши сыновья и внуки умело ею владеют.

Не так часто нам, воинам той великой битвы, приходится бывать вместе. Этот пробел компенсируется в Москве: совет ветеранов авиации дальнего действия каждый год организует такую встречу для участников Великой Отечественной войны Москвы и Московской области. Возглавляет совет бывший комиссар нашего первого военного полка, генерал-лейтенант в отставке С. Я. Федоров. Приглашают сюда ветеранов и из других областей. Время встречи – март, дата создания АДД.

На каждой такой встрече – объятия, воспоминания, беседы. Они начинаются уже перед входом в здание… Повестка дня насыщенная. Слушаем доклад одного из бывших начальников авиации дальнего действия. Рядом с ветеранами в зале сидят молодые летчики, штурманы – слушатели Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, кузницы командных кадров. Среди них есть сыновья и внуки ветеранов прошедшей войны, воинов авиации дальнего действия. Идя дорогой дедов и отцов, они осваивают новую, еще более сложную технику, чтобы в любой момент пресечь происки врагов.

…Вот в зале оживление. На сцену поднимаются пионеры… В школе, где учились мои дети, а сейчас учатся внуки, я частый гость. Провожу беседы, уроки мужества. Беседовать в классе удобно: помогает классная доска. На ней черчу мелом баталии, проходившие на земле, воздушные бои и атаки, вынужденные посадки и места приземления с парашютом. Ребята хотят получить наглядное представление о нашем самолете, местах сражений, боевых маршрутах.

И каждый раз бесконечное количество вопросов, десятки поднятых рук. Вопросы – самые разнообразные: за что получил звание Героя Советского Союза, где сейчас мой самолет… Такие теперь пошли дети: хотят все знать.

В Ярославле, на родине, меня пригласили провести беседу в курсантском клубе «Азимут» высшего военного финансового училища имени генерала армии Хрулева. Будущие офицеры знакомятся здесь с бывшими авиаторами, танкистами, артиллеристами, пехотинцами. Они с большим вниманием слушают, как герои войны под огнем вражеской артиллерии форсировали реки, штурмом брали города, [218] как вели воздушные бои. Смотрю на лица курсантов и вижу, что все для них интересно, поучительно, что они стараются не пропустить ни слова.

Да, поле деятельности ветеранов по передаче молодежи своего опыта, знаний неограниченно.


* * *

Многим известен монинский музей Военно-Воздушных Сил. Посмотреть его экспонаты приезжают люди из разных уголков страны. Приходят сюда и бывалые воины, и молодые, приходят пионеры, школьники. Бывают здесь и те, кто когда-то летал или обслуживал летную технику. Подолгу смотрят такие люди на уникальные теперь самолеты, предметы, вспоминая свою молодость, свои боевые годы. Но и у неискушенных в этой области интерес ко всему этому огромный. Да это и вполне понятно: мы живем в век стремительного развития авиации.

В многочисленных залах, ангарах, на открытых площадках размещены машины отечественной конструкции, от первого самолета-разведчика Поликарпова (Р-1) начала двадцатых годов до сверхзвукового самолета последних лет. Здесь можно увидеть и первые самолеты иностранных конструкций, построенные на наших заводах, в наших мастерских во времена первой мировой и гражданской войн.

Один из уникальных экспонатов – гондола стратостата «СССР», в которой в 1933 году экипаж в составе Г. Прокофьева, Э. К. Бирнбаума и К. Д. Годунова установил мировой рекорд высоты, поднявшись на 19000 м над землей.

В музее собрано больше ста видов самолетов, вертолетов, планеров, больше 200 моделей отечественных самолетов, многочисленные коллекции авиационных двигателей, авиационных пулеметов, пушек различных конструкций, бомбардировочных и стрелковых прицелов. Посетители музея знакомятся с реликвиями боевой славы советских летчиков, штурманов, воздушных стрелков, личными вещами видных авиационных начальников, Героев Советского Союза, космонавтов.

Наиболее широко представлены советские Военно-Воздушные Силы времен Великой Отечественной войны. К этим залам приковано особое внимание. Здесь же, в зале Победы, экспонируется самолет Ла-7 трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба, на котором отважным летчиком-истребителем сбито 17 фашистских самолетов.

В одном из залов можно увидеть экспозицию, посвященную [219] шефству комсомола над Военно-Воздушным Флотом. Боевой призыв IX съезда ВЛКСМ «Комсомолец – на самолет!» нашел живейший отклик среди широких масс комсомольцев и несоюзной молодежи. После этого призыва тысячи молодых людей, девушек пошли в летные и технические училища, в аэроклубы Осоавиахима, на авиазаводы. Многочисленные документы экспозиции рассказывают, как молодежь того времени изучала конструкцию самолетов, моторов, как выполнялись полеты на планерах и самолетах. Шефство комсомола над авиацией сыграло огромную роль в развитии планерного и парашютного спорта. Фотодокументы и текстовые материалы музея раскрывают широкий размах работы комсомольских организаций в этом направлении.

Музей Военно-Воздушных Сил помимо своего основного назначения оказывает большую помощь школам, комсомольским и пионерским организациям, юным следопытам в розыске еще неизвестных героев, в уточнении места и хода событий. Всей своей большой работой музей прививает молодежи интерес к героической истории нашего народа, бережное отношение к его боевым традициям.

В залах музея можно увидеть боевые знамена многих частей и соединений Военно-Воздушных Сил, принимавших участие в разгроме гитлеровской Германии. Сегодняшние молодые воины, принимая под этими знаменами присягу, торжественно клянутся в верности Родине; здесь принимают ребят в пионеры, здесь вручают комсомольские билеты. В этих залах молодежь встречается с ветеранами, известными летчиками, видными советскими военачальниками. Здесь отмечаются важные военно-исторические даты и в связи с этим устраиваются тематические выставки.

Привлекает музей и нас, ветеранов. И каждый раз, посещая это поистине уникальное место, видишь, что музей всегда полон посетителей и перед зданием его стоят «Икарусы» с номерами многих городов нашей необъятной Родины.

Ведут экскурсии старейшие авиаторы, заслуженные летчики СССР, Герои Советского Союза. Один из самых опытных экскурсоводов – заместитель начальника музея, бывший штурман авиационного соединения, участник Великой Отечественной войны Владимир Кузьмич Тихоненко. Кстати, он выпускник первого набора Челябинского училища. Вот ведут экскурсантов по залам Герой Советского Союза, бывший летчик-испытатель, Юрий Александрович Антипов [220] и бывший командир подразделения дальних бомбардировщиков Василий Иванович Крючков. С интересом слушают экскурсанты начальника музея ВВС, участника Великой Отечественной войны, генерал-лейтенанта в отставке Сергея Яковлевича Федорова.

Музей Военно-Воздушных Сил все время пополняется новыми экспонатами. В поиске «потерянных» самолетов кроме его сотрудников участвуют многие организации и граждане всей нашей страны, а также других государств, в небе которых сражались герои-летчики СССР, выполняя интернациональный долг.

Летом 1977 года членами ДОСААФ города Новгорода в топком болоте были найдены останки двух самолетов Ил-2. Местные следопыты установили, что один из самолетов в декабре 1942 года подбит вражескими истребителями и совершил вынужденную посадку; летчик остался жив. Оба самолета восстановлены. Один стоит теперь в музее ВВС, другой – на постаменте в ОКБ С. В. Ильюшина.

В 1979 году работники Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота обнаружили в болотистой местности самолет СБ. Как выяснилось, он еще зимой 1939 года в сложных метеорологических условиях совершил вынужденную посадку. К счастью, экипаж остался жив. Теперь самолет полностью восстановлен и стоит в ангаре музея.

Такой работы немало. Еще не поставлен в один из залов музея наш дальний бомбардировщик (ДБ-3ф). Нет здесь также самого тяжелого довоенного самолета-бомбардировщика ТБ-3, тяжелого самолета, времен Великой Отечественной войны ТБ-7 (Пе-8)… Результат этого труда во многом зависит от упорства в поиске, стремления найти все самолеты, на которых били врагов, отстаивая свободу и независимость страны.

Когда ко мне приезжают друзья или дети друзей, знакомые, они прежде всего просят поводить их по музею ВВС.

…Из Липецка с отцовским письмом приехал сын Юрия Петелина, инженер. Приехал не один, с друзьями. С большим удовольствием я провел их по залам боевой авиационной техники, показал самолеты, на которых воевали Юрий Петелин и его боевые товарищи.

Спустя несколько месяцев появился и сам Юрий.

– Не мог утерпеть, – говорил он взволнованно, – соскучился по самолетам…

Леонтий Глущенко навестил музей со своим десятилетним внуком. Разглядывали все с одинаковым интересом [221] оба. Ходили по музею без устали целый день, как завороженные. Один, конечно, больше показывал и рассказывал, другой задавал и задавал вопросы о технике, на которой дед летал.

Да, есть что вспомнить ветеранам, проходя по залам музея!

Сложная международная обстановка заставляет наш народ бдительно следить за происками империалистов и поддерживать обороноспособность страны на должном уровне. Коммунистическая партия проявляет большую заботу об укреплении боевой мощи Советских Вооруженных Сил, в том числе о дальнейшем развитии ВВС. ЦК КПСС, Советское правительство принимают необходимые меры по оснащению авиации новой, современной техникой, по подготовке высококвалифицированных авиационных кадров из молодежи, рвущейся в полет. Большую воспитательную роль в этом играют ветераны. И они всегда в строю.

Примечания


{1}Название пулемета ШКАС расшифровывалось так; Шпитальный, Комарицкий; авиационный, скорострельный.

{2} Баграмян И. X . Так начиналась война. М.: ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971.

{3}Капитан Д. К. Перемот был в то время у нас начальником разведки полка.

{4}А. Е. Голованов – впоследствии главный маршал авиации.

{5} Ибаррури Долорес , Единственный путь, М.: Политиздат, 1962, с. 339.

{6}Я. В. Смушкевич родился в 1902 г. на Алтае.

{7}Г. П. Кравченко родился в 1912 г. на Украине.

{8}С. И. Грицевец родился в 1909 г. в Белоруссии.

{9} Беляков А. В . В полет сквозь годы. М.: Воениздат, 1982.

{10}См.: там же.

{11}Учлет – ученик летчика, курсант.



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю