Текст книги "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ ПОСТАНОВЛЯЕТ..."
Автор книги: Юрий Горьков
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 15 (всего у книги 32 страниц)
Германия
СССР
Германия
На 22.06.41
303
214
170
153
На 1.01.43
608,5
297
510
209
На 1.01.44
682
318
548
201
На 9.05.45
672
–
533
–
П р и м е ч а н и е. Данными о немецкой армии на 9.05.45 г. архивы не располагают.
Из приведенных сведений видно, что боевой состав этих стран в ходе войны увеличивался в 1,5—2 раза.
Не только численность вооруженных сил воюющих стран требует заблаговременного подсчета, но и продолжительность ведения боевых действий.
В Японии такой подсчет был сделан накануне войны, исходя из следующих соображений:
во-первых, безвозвратные потери в течение одного года по опыту Первой мировой войны предполагались 60—70% от первоначального состава действующей армии, т. е. около 650 тыс.человек21 ;
во-вторых, остаток необученного состава к началу войны составлял 1 млн 850 тыс. человек22 .
Следовательно, людских резервов в Японии, по расчетам, хватало примерно на 2,5 года. Кроме того, в течение этих лет должны вступить в призывной возраст 500 тыс. человек (по 250 тыс. в год). Таким образом, образуется людской резерв на 3,5—4 года войны в количестве 2 млн 350 тыс. человек. Расчетные данные показывают, что минимальная численность ВС в Японии составляла:
– в мирное время 1 млн 540 тыс. человек;
– в военное время 2,2—2,5 млн человек при продолжительности войны 3,5—4 года23 .
Другим не менее важным вопросом в подготовке страны к обороне является подготовка к всеобщей мобилизации вооруженных сил и всего народного хозяйства.
Мобилизацией вооруженных сил в Японии всегда занимался генеральный штаб, который представлял мобплан на утверждение главе правительства. В плане показывались потребности японской армии на 2-е и 3-е полугодия последующего года по личному составу, а по вооружению, боевой технике и материально-техническим средствам при отмобилизовании – на 1-е полугодие войны.
Руководящие круги Японии отдавали себе отчет в том, что задачи экономического обеспечения войны требуют государственного регулирования и милитаризации народного хозяйства, которое во время войны должно быть контролируемым.
Как видим, второй важной проблемой после определения численности вооруженных сил являлось определение их потребности в вооружении, боевой технике и материально-технических средствах (с учетом безвозвратных потерь) для того, чтобы в конечном счете определить степень экономического напряжения, которого потребует война.
Для этого правительство еще в мирное время предусмотрело введение в стране «государственного капитализма» и наметило, какие из предприятий должны перейти в руки государства, чтобы ему самому стать предпринимателем. Военные заводы и арсеналы всегда входили в ведение государства. Кроме того, в базовых отраслях промышленности государство имело максимум вложенного капитала. Так, перед Второй мировой войной в Японии государству принадлежало 66,5% капитала в железнодорожном транспорте, 51% в металлургии и 13% в машиностроении. Ему же принадлежало 35 военных заводов и 12 морских арсеналов24 .
В финансовой области 8 государственных и 17 префектурных банков обладали 1/3 оплаченного капитала коммерческих банков. 1/3 инвестиций в основные отрасли народного хозяйства принадлежала государству25 .
Для удобства управления еще в мирное время искусственно создавались крупные монополии, которые практически должны были быть готовыми к руководству промышленностью в годы войны.
Приведем еще пример из экономики Японии. Уже к 1934 г. три концерна содержали всю судостроительную промышленность, а трест «Японская сталелитейная компания» распоряжался общим капиталом в 359,8 млн иен, из которых 284 млн иен составляли долю правительства. В середине 30-х г. ХХ столетия этот трест имел производственную мощность, равную 96% японского производства чугуна и 53 % – производства стали.
В банковской области происходило сращивание банковского и промышленного капитала. Профессор Такео Море писал, что монополии современной промышленности – это те организации мирного времени, которые вполне готовы к руководству промышленностью во время войны.
Однако, вооруженные силы и население Японии не были обеспечены продовольствием из-за раздробленности сельского хозяйства страны.
Из всех крестьян-собственников 74,22% хозяйств владели собственной пахотной землей менее 1 гектара, хозяйства обрабатывающие от 1 до 2 га составляли 21,7%, а 9,4% хозяйств – свыше 2 гектаров.
Правительство принимало меры для снижения этого отрицательного фактора путем создания артелей, гильдий и кооперативных союзов. Таких полуобязательных ассоциаций в стране насчитывалось более шестисот. Через них правительство воздействовало на развитие сельского хозяйства. Для привлечения мелких хозяйств в союзы была учреждена «Центральная касса сельскохозяйственных кооперативов», выдающая ссуды на их развитие.
Все эти мероприятия помогли создать в предвоенный период в Японии народное хозяйство, регулирующее основные показатели выпускаемой продукции, вплоть до государственного плана.
Для разработки плана выпуска продукции частным предприятием в военное время определялась его максимальная производственная мощность.
На основании максимальной производственной мощности предприятий определялось мобзадание по отраслям и государством в целом, с учетом заказов военного ведомства и созданием резерва, но не более максимального напряжения, а точнее номинального, обеспечивающего жизнедеятельность государства.
Таким образом, увязывался заказ вооруженных сил (расчетные заявки) и исполнение его на каждом предприятии. В различных государствах, в том числе и у наших противников, во Второй мировой войне разрабатывались мобилизационно-хозяйственные планы на разные периоды времени. В Германии попытки организовать в годы войны плановую экономику так и не удались. Причиной тому являлось разделение экономики на два лагеря. Первый – по производству военной продукции – замыкался на военном ведомстве, а второй – гражданский – на государственном комиссаре по экономике, который был тормозом в военных заказах в подведомственных предприятиях.
С целью контроля за готовностью к всеобщей мобилизации, а также для обновления планов производства военных материалов на местах в предвоенное время в Японии проводились частые проверки.
По сообщениям прессы с 1 мая по 1 августа 1936 г. по всей Японии проводилась пробная выборочная мобилизация промышленности по следующей схеме:
а) вручение предприятию заказа, рассчитанного на производственную мощность в течение одного месяца;
б) привлечение к работе женщин по плану замены убывающих в армию мужчин;
в) использование гужевого и ручного транспорта в порядке замены автотранспорта, убывшего для нужд армии;
г) проверка готовности предприятия к противовоздушной и противохимической обороне.
Анализ этих мероприятий показывает, что план всеобщей мобилизации в Японии был детализирован настолько, что включал даже конкретное распределение заказов отдельными предприятиями.
Каждый завод имел свой мобплан, хранение которого и подготовка предприятия к производству военной продукции возлагались на владельца предприятия и на одного из его управляющих, чаще всего на инженера.
Судя по данным прессы того времени, все заводы по срокам готовности к выполнению заказов делились на три группы:
– первая группа предприятий включала предприятия, которые приступали к изготовлению продукции немедленно и в течение трех месяцев должны были выпустить планируемое количество заказываемой продукции;
– ко второй группе относились заводы, которые через 1 месяц должны были выпускать продукцию по мобплану и в течение 3 месяцев обеспечить выпуск намеченного количества продукции;
– к третьей группе относились предприятия, работающие над мобпланом в кооперации с одним из заводов первой и второй группы.
Однако попытка императорской ставки и генерального штаба подготовить к войне государство, и в частности подготовить определенную численность вооруженных сил, экономику, людские и материальные ресурсы, была в отрыве от геополитической обстановки и перспектив ее развития.
Разработка плана войны строилась на одном варианте, имея в виду войну против Советского Союза. Возможно, на первом этапе Второй мировой войны это было правильным, но должны были быть просчитаны и другие варианты (война с США, Англией и Францией). Но, как видим, война с ними не рассматривалась и внезапное развязывание ее ударом 7.12.41 г. по Пёрл-Харбору было авантюрой, ибо противник превосходил Японию и по людским, и материальным ресурсам. Опираясь на развитую экономику, США быстро восстановили мощь тихоокеанского флота, ударив по самому уязвимому для Японии месту: уничтожили ее торговый флот, лишив тем самым возможности пополнять стратегическое сырьё.
Политическое и военное руководство не оценило и географическое положение своей страны и не предприняло мер к защите морских коммуникаций, в результате чего Япония из 2806 судов торгового флота потеряла 2259 единиц и почти 100% танкеров*.
##* Япония имела всего около 25 подводных лодок и ни одного соединения подводных войск.
Возвращаясь к подготовке войны против Советского Союза, подчеркнем, что Япония строила план войны в расчете на разгром СССР в молниеносной кампании, проводимой Германией и ее союзниками, что дало бы возможность одержать ей бескровную победу над СССР на Дальнем Востоке.
Японское руководство в лице координационного совета императорской ставки и генштаба приняло решение 29 августа 1941 г. напасть на Советский Союз, нарушив пакт о нейтралитете, подписанный 13 апреля 1941 г.
На основании этого решения военный министр Японии 29 августа 1941 г. издал приказ о нападении, которому не суждено было сбыться. Но готовые армии стояли у наших дальневосточных границ, часто их нарушая, держали наши войска в напряжении.
Но силы Советского Союза не ослабевали, а, начиная со Сталинградской битвы, наращивались.
Японии пришлось вступить в войну с США и Англией за господство в Азии без капитальной подготовки. Это был следующий этап ее участия во Второй мировой войне.
Но завершить японцам войну пришлось по третьему варианту. С целью уничтожения очага агрессии на Дальнем Востоке 9 августа 1945 г. в войну вступил Советский Союз. Думается, что Япония не ожидала такого завершения войны, иначе вряд ли развязала ее.
Итак, опыт Великой Отечественной войны наглядно показывает действие законов и закономерностей войны, важность учета политических, экономических и военных факторов, требует целенаправленной, продуманной работы государственных органов управления, учит готовить страну к обороне еще в мирное время.
Следует сказать, что вероятные противники СССР и вероятные варианты войны были правильно определены еще в довоенное время. И если бы не стратегические просчеты и ошибки политического руководства Советского Союза и Генштаба, сценарий начального, самого напряженного, периода войны мог бы быть иным. Здесь кажется уместным привести слова президента США Теодора Рузвельта в адрес Советского народа в Послании конгрессу 7 января 1943 года:
«Мы не должны забывать при этом, что наши достижения были сравнительно не более велики, чем достижения русских.., которые развили свою военную промышленность в условиях неимоверных трудностей, порожденных войной. Они должны были продолжать работу при бомбардировках и затемнениях. Мы, американцы, находимся в хорошей мужественной компании в этой войне и мы играем свою почетную роль в огромных общих усилиях»26 .
Во времена, когда в мире не разрешены многие политические и территориальные конфликты, которые некоторые страны пытаются решать военным путем, когда реформируется государство, когда ведется поиск новых форм и способов руководства, необходимо всестороннее и глубокое изучение опыта государственного и военного управления, а также их теории и практики. Автор надеется наряду с другими исследователями внести свой вклад в изучение этой проблемы.
1. ПРИБАЛТИЙСКАЯ СТР. ОБОР. (22.06.—09.07.41) 18 СУТ.
2. БЕЛОРУССКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (22.06.—09.07.41) 18 СУТ.
3. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ В ЗАП. УКРАИНЕ. ЛЬВОВСКО-ЧЕРНОВИЦКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (22.06—06.07.41) 15 СУТ.
4. СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ В ЗАПОЛЯРЬЕ И КАРЕЛИИ (29.06.—10.10.41) 104 СУТ.
5. КИЕВСКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (07.07.—26.09.41) 82 СУТ.
6. ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (10.07.—30.09.41) 83 СУТ.
7. СМОЛЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ГРУППА СТР. ОПЕРАЦИЙ (10.07.—10.09.41) 63 СУТ.
8. ДОНБАССКО-РОСТОВСКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (29.09.—16.11.41) 49 СУТ.
9. МОСКОВСКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (30.09.—05.12.41) 67 СУТ.
10. ТИХВИНСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (10.11.—30.12.41) 51 СУТ.
11. РОСТОВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (17.11.—02.12.41) 16 СУТ.
12. МОСКОВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (05.12.41—07.01.42) 34 СУТ.
13. КЕРЧЕНСКО-ФЕОДОСИЙСКАЯ ДЕСАНТ. ОПЕРАЦИЯ (25.12.41—02.01.42) 9 СУТ.
14. РЖЕВСКО-ВЯЗЕМСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (08.01.—20.04.42) 103 СУТ.
15. ВОРОНЕЖСКО-ВОРОШИЛОВОГР. СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (18.06.—24.07.42) 27 СУТ.
16. СТАЛИНГРАДСКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (17.07.—18.11.42) 125 СУТ.
17. СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СТР. ОБОР. ОПЕРАЦИЯ (25.07.—31.12.42) 160 СУТ.
18. СТАЛИНГРАДСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (19.11.42—02.02.43) 76 СУТ.
19. СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (01.01.—04.02.43) 35 СУТ.
20. СТР. ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» ПО ПРОРЫВУ БЛОКАДЫ ЛЕНИНИГР. (12.01.—30.01.43) 19 СУТ.
21. ВОРОНЕЖСКО-ХАРЬКОВСКАЯ НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ «ДОН» (13.01.—03.03.43) 50 СУТ.
22. ХАРЬКОВСКАЯ ОБОРОНИТ. ОПЕРАЦИЯ (04.03.—25.03.43) 22 СУТ.
23. КУРСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (05.07.—23.07.43) 19 СУТ.
24. ОРЛОВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ «КУТУЗОВ» (12.07.—12.08.43) 38 СУТ.
25. БЕЛГОРОДСКО-ХАРЬКОВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ «РУМЯНЦЕВ» (03.08.—23.08.43) 21 СУТ.
26. СМОЛЕНСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ «CУВОРОВ» (07.08—02.10.43) 57 СУТ.
27. ДОНБАССКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (13.08.—22.9.43) 41 СУТ.
28. ЧЕРНИГОВСКО-ПОЛТАВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (26.08.—30.09.43) 36 СУТ.
29. НОВОРОССИЙСКО-ТАМАНСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (10.09.—09.11.43) 30 СУТ.
30. НИЖНЕДНЕПРОВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (26.09.—20.12.43) 86 СУТ.
31. КИЕВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (03.11.—13.11.43) 11 СУТ.
32. ДНЕПРОВСКО-КАРПАТСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (ОСВОБ. ПРАВОБЕР. УКРАИНЫ) (24.12.43—17.04.44) 116 СУТ.
33. ЛЕНИНГРАДСКО-НОВГОРОДСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (04.01.—01.03.44) 48 СУТ.
34. КРЫМСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (08.04.—12.05.44) 35 СУТ.
35. ВЫБОРСКО-ПЕТРОЗАВОДСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (10.06.– 09.08.44) 61 СУТ.
36. БЕЛОРУССКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН» (23.06.—29.08.44) 68 СУТ.
37. ЛЬВОВСКО-САНДОМИРСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (13.07.—29.08.44) 48 СУТ.
38. ЯССКО-КИШИНЕВСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (20.07.—29.08.44) 10 СУТ.
39. ВОСТОЧНО-КАРПАТСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (08.09.—28.10.44) 51 СУТ.
40. ПРИБАЛТИЙСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (14.09.—24.11.44) 72 СУТ.
41. БЕЛГРАДСКАЯ СТРАТ. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (28.09.—20.10.44) 23 СУТ.
42. ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (07.10.—29.10.44) 23 СУТ.
43. БУДАПЕШТСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (29.10.44—13.02.45) 108 СУТ.
44. ВИСЛО-ОДЕРСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (12.01.—03.02.45) 23 СУТ.
45. ЗАПАДНО-КАРПАТСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (12.01.—18.02.45) 38 СУТ.
46. ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ(13.01.—23.04.45) 103 СУТ.
47. ВОСТОЧНО-ПОМЕРАНСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (10.02.—04.04.45) 54 СУТ.
48. ВЕНСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (16.03—15.04.45) 31 СУТ.
49. БЕРЛИНСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (16.04.—08.05.45) 23 СУТ.
50. ПРАЖСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (06.05.—11.05.45) 6 СУТ.
51. МАНЬЧЖУРСКАЯ СТР. НАСТУП. ОПЕРАЦИЯ (09.08.—02.09.45) 25 СУТ.
52. ВСЕГО ЗА ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ – 2531 СУТ.
53. 1941
54. 22 ИЮНЯ
55. ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг.
56. ПЕРИОДЫ
57. 1945
58. ПЕРВЫЙ (22.06.41—18.11.42)
59. ВТОРОЙ (19.11.42—31.12.43)
60. ТРЕТИЙ (01.01.44—09.05.45)
61. КАМПАНИИ
62. ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ (22.06—14.12.41)
63. ЗИМНЯЯ (05.12.41—30.04.42)
64. ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ (01.05—18.11.42)
65. ЗИМНЯЯ (19.11.42—31.03.43)
66. ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ (01.07.—31.12.43)
67. ЗИМНЕ-ВЕСЕННЯЯ (01.01.—31.05.44)
68. ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ (01.06.—31.12.44)
69. КАМПАНИЯ В ЕВРОПЕ (01.01.—09.05.45)
70. ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ (09.08.—02.09.45)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Журнал посещений И. В. Сталина в его кремлевском кабинете
В книге публикуется уникальный документ, хранящийся ныне в архиве президента Российской Федерации, – журнал записи лиц, принятых И. В. Сталиным в кремлевском служебном кабинете, – с 22 июня 1941 г., с дня начала войны, когда в первые месяцы войны началось формирование высшего руководящего органа – Государственного Комитета Обороны, во главе со Сталиным, – по 9 мая 1945 г., дня Победы над фашистской Германией (роспуск ГКО произошел 4 сентября 1945 г).
За скупыми сведениями журнала кроется сложнейший механизм деятельности государственных органов управления. Записи показывают, что Сталин никуда не исчезал в первые дни войны, не уезжал из Москвы также и осенью 1941 года вместе с правительством в Куйбышев (Самару).
В первые семь дней войны рабочий день Сталина составлял 14—16 часов в сутки. За эту трагическую неделю на приеме у него побывали все высшие должностные лица, включая руководителей гражданских ведомств, представители культуры, ученые, конструкторы, испытатели самолетов, танков, другой техники партийные работники, иностранные представители и все-таки преобладали военные.
У Сталина собирались командиры авиационных корпусов, дивизий, командующие ВВС фронтов, корпусов и армий, члены военных советов, командиры партизанских отрядов; обсуждался широкий круг вопросов – от определения количества истребителей, танков, другой боевой техники до планирования и разработки военных кампаний и оперативно-стратегических операций. Эти операции (51) приводятся в таблице «Оперативно-стратегическое содержание Великой Отечественной войны».
В отличие от довоенного времени Сталин встречался с представителями церкви, он принимал Патриарха Всея Руси Алексия I и его ближайших сподвижников.
Известно, что Сталин принимал посетителей еще и на улице Кирова (Мясницкая), 33, где была его резиденция, функционировавшая с 26.07.41 г. по 26.12.41 г. (см.: Воспоминания зам. начальника 2 ЦНКВД. Москва военная. Мемуары и архивные документы. М.: Мосгорархив, 1995. С. 414), на пункте управления Генштаба, на дачах. Даты приема посетителей, проходившего вне кабинета Сталина, помечены звездочкой.
В записях журнала встречаются иногда следующие погрешности: дважды указывается день посещения; отсутствуют даты входа и выхода посетителей; нарушается порядковая нумерация посетителей; встречается неправильное написание фамилий.
Текст печатается по изд.: Исторический архив. 1996. № 2—4.
1941 год
22 июня 1941 года
Молотов НКО, зам. Пред. СНК 5.45—12.05
Берия НКВД 5.45—9.20
Тимошенко НКО 5.45—8.30
Мехлис Нач. ГлавПУР КА 5.45—8.30
Жуков НГШ КА 5.45—8.30
Маленков Секр. ЦК ВКП(б) 7.30—9.20
Микоян зам. Пред. СНК 7.55—9.30