Текст книги "Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных"
Автор книги: Сергей Демкин
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 33 (всего у книги 33 страниц)
ЖЕРТВЫ ПРОКЛЯТИЯ
Среди исследователей паранормальных явлений существует теория, согласно которой негативные мыслеобразы могут «отпечатываться» на материальных предметах, которые затем приносят несчастья тем, кто владеет ими. В первую очередь это относится к грабителям святилищ, усыпальниц, могильных курганов. Но порой злой рок преследует и просто людей, случайно соприкоснувшихся с какой-то «заговоренной» реликвией.
Возьмем, к примеру, печально известный египетский саркофаг, вернее, фрагмент его крышки, хранящийся ныне в Британском музее. Артур Вейгал в «Гробнице Тутанхамона» приводит рассказ о его бывшем владельце Дугласе Мюррее: «Он купил саркофаг в шестидесятых годах прошлого века, и, как только тот стал его собственностью, мистер Мюррей потерял руку из-за взрыва своего ружья. Пароход, на котором отправили саркофаг, получил повреждение, как и кеб, на котором его везли из порта. Дом, где его поместили, сгорел, а фотограф, который его фотографировал, застрелился. Одна из знакомых Мюррея, имевшая касательство к саркофагу, потеряла многих из своих близких и в конце концов утонула во время кораблекрушения немного времени спустя… Список подобных несчастий, приписываемых «духу» этого саркофага, можно было бы продолжать еще очень долго».
А вот другой случай, связанный с «бриллиантом Хоупа». Мисс Эвелин Маклин, сонаследница этого бриллианта, над которым тяготеет проклятие, была обнаружена мертвой в своем доме в пригороде Далласа, штат Техас. Соседи взломали дверь после того, как в течение нескольких дней в доме не было видно никаких признаков жизни. В спальне на кровати, одетая в голубые джинсы и свитер, лежала мертвая девушка. Вскрытие не показало никаких следов насилия, которое могло бы вызвать ее смерть. Двадцатипятилетняя мисс Маклин жила одна, незаметно и скромно. Все соседи восторгались ее мягкой, отзывчивой натурой. Она была внучкой миссис Эвелин Уолш Маклин, владелицы бриллианта, за который шестьдесят лет назад ею было заплачено 40 тысяч долларов. В 1947 году, перед самой смертью, она завещала его своим внучкам.
Впервые «бриллиант Хоупа» появился в Лондоне в 1912 году. Свое название он получил по имени лондонского банкира Генри Хоупа, который приобрел камень в 1830 году. Согласно легенде, этот бриллиант в 44,5 карата был извлечен изо лба индуистского бога в заброшенном храме где-то в джунглях Ассама. Затем он попал в руки французского путешественника, позднее разорванного сворой бешеных собак.
Говорят, что французский король Людовик XIV преподнес бриллиант мадам де Монтеспан в знак своего расположения, которое она вскоре после этого утратила. Людовик XVI подарил его Марии-Антуанетте. А когда в 1793 году она была казнена вместе с королем, камень исчез, хотя его искала вся полиция Франции.
Затем владельцами бриллианта до его приобретения миссис Маклин были: Жак Коле, покончивший жизнь самоубийством; князь Иван Канитовицкий, вскоре убитый; султан Абдулла Хамид, свергнутый в Турции с трона, а также его задушенная любовница и, наконец, Симон Монтаридес, чей экипаж упал в пропасть, когда лошади понесли. Погиб не только он сам, но и его жена с ребенком.
Что касается миссис Эвелин Уолш Маклин, то и она получила свою порцию несчастий: ее первый сын погиб в автомобильной катастрофе, муж закончил свои дни в психиатрической больнице, а дочь скончалась, приняв слишком большую дозу снотворного.
Иногда злой рок преследует людей, нарушающих покой святилищ и погребений, хотя те не имеют корыстного умысла, а просто изучают их. Так, 12 августа 1740 года Джон Вуд, архитектор из Бата, вознамерился снять карту местности, где расположены знаменитые каменные круги Стэнтон-Дрю в Сомерсете, которые, по местным поверьям, являются не чем иным, как окаменевшими из-за проклятия сатаны гостями на свадьбе.
Его стали уговаривать не делать этого. «Как заявляли местные жители, когда речь заходила о Стэнтон-Дрю, никто никогда не мог точно подсчитать число этих претерпевших метаморфозу камней или нарисовать план их расположения, хотя несколько человек пытались это делать, – свидетельствует Вуд. – Всех их ждала печальная судьба: они или падали замертво прямо у камней, или заболевали таинственной болезнью, сводившей их в могилу».
Упрямый архитектор решил все же осуществить задуманное. Но «тут началась гроза, сломавшая большую часть дерева возле этих камней, и люди были убеждены, что именно я нарушил покой духов – хранителей камней», – пишет Вуд. После этого усилия местных жителей отговорить его от «нечестивого замысла» стали такими настойчивыми, что архитектору не оставалось ничего другого, как подчиниться им, дабы не вызвать серьезных неприятностей.
Несколькими годами позже некий доктор Уильям Борлас занимался раскопками «могилы гигантов» на островах Силли, близ полуострова Корнуолл. Однажды ночью ураган уничтожил посевы кукурузы у островитян, что, по их глубочайшему убеждению, явилось прямым результатом археологических изысканий пришельца. После чего во избежание конфликта Борласу пришлось спешно уехать.
Кстати, хорошо известно, что в Ирландии никто никогда не рубил и не срубит дерево в так называемых «рощах фей». С этим, в частности, столкнулись железнодорожные компании, когда нужно было прокладывать дороги в этих местах.
На другом конце света, в Японии, местные жители воздерживаются от рубки деревьев на горе Мива, а также в любом другом святилище в сельской местности. Бесконечные несчастья, происходящие с людьми, которые «оскорбляют святые деревья», начались в 661 году. Императрица Саймей велела срубить священную рощу, чтобы построить из «священных» деревьев дворец, и была за это жестоко наказана: сразу же после завершения строительства дворец был разрушен стихией, причем под развалинами погибли ее казначей и многие придворные. Но этим дело не кончилось. Молодой самурай, живший неподалеку, увидел, что валяется много ценного дерева, и решил возвести из него свой собственный дворец. Результат оказался столь же плачевным: налетевший ураган снес строение. Причем и тут не обошлось без человеческих жертв.
Самым известным из подобных несчастий, неудач и невезений бесспорно является «проклятие фараонов».
В начале 1923 года мир облетела сенсационная новость: экспедиция, возглавляемая лордом Карнарвоном и археологом Говардом Картером, нашла в египетской Долине Царей гробницу фараона Тутанхамона. В погребальной камере они обнаружили сказочные сокровища и мумию самого Тутанхамона. Случилось это 17 февраля. Правда, в подробнейших описаниях их находок, которые заполнили газеты, об одной из них ничего не говорилось. Это была глиняная табличка с загадочной надписью: «Смерть раскинет свои крыла над тем, кто нарушит покой фараона». Ей просто не придали значения. И, как оказалось, напрасно.
Прошло полтора месяца, и в начале апреля от неизвестной болезни скончался лорд Карнарвон. Через несколько месяцев последовала смерть археолога Артура Мейса, вытащившего первый камень из замурованного входа в усыпальницу. За ним вскоре умер рентгенолог Арчибальд Рейд, который разрезал бинты на мумии перед ее осмотром. Симптомы у всех трех усопших были одинаковые: упадок сил, жар, приступы озноба и, наконец, беспамятство.
Медики лишь бессильно разводили руками, будучи не в силах высказать сколько-нибудь обоснованное предположение о причинах быстротечных загадочных болезней, неизменно заканчивавшихся трагическим исходом. И тогда кто-то вспомнил о глиняной табличке с грозным предупреждением. Газетчики заговорили о суровой каре, которая ждет тех, кто совершил святотатство, нарушив покой фараона. За неимением лучшего объяснения этому неминуемому возмездию дали звучное название – «проклятие фараонов».
Оно оказалось действительно неминуемым. Члены экспедиции продолжали умирать один за другим. К 1929 году преждевременно скончались двадцать девять человек, имевших отношение к захоронению Тутанхамо-на. Причем семнадцать из них побывали непосредственно в усыпальнице.
А тут еще выяснился один довольно-таки тревожный факт. Перед вскрытием гробницы лорд Карнарвон получил недвусмысленное предостережение не делать этого, если он не хочет умереть. Его прислал граф Хеймон, известный в то время мистик. К письму, написанному 30 ноября 1922 года, была приложена записка с текстом, который сам Хеймон якобы «получил» свыше и записал на бумаге. Текст гласил:
«Лорд Карнарвон! Не входить в гробницу! Непослушание ведет к смерти. Сначала болезнь, от которой он не оправится. Смерть заберет его в Египте».
Получив это послание, лорд Карнарвон не на шутку встревожился. Он тотчас же отправился к ясновидящей Вельме. Она изучила его ладонь и заявила, что видит «возможность его преждевременной смерти» при обстоятельствах, связанных с вмешательством сверхъестественных сил. Через несколько недель лорд Карнарвон вновь посетил гадалку: на сей раз, гласил ее вердикт, его ладонь выглядит даже хуже, чем во время предыдущего посещения. На этом основании лорд Карнарвон хотел было отменить экспедицию в Египет. Однако к тому времени приготовления зашли слишком далеко, и он мужественно решился – это его собственные слова – «бросить вызов темным силам веков».
Чем это закончилось, известно.
А вот одному фермеру на Оркнейских островах предвестник трагедии явился в образе «дикаря». Этот фермер взялся раскапывать большой старый курган на своем участке. Неожиданно перед ним предстал лохматый седой старик, «хранитель» кургана, как он представился. Одет он был в «изодранное старое серое платье, латаное-перелатаное, в руках держал рыжую от времени шляпу, а на ногах у него были ботинки из лошадиной или коровьей кожи, обмотанные ремешками», – так со слов фермера его зять описал «видение». Оно предупредило, что, если фермер вздумает продолжать раскопки, ему несдобровать: он потеряет шесть коров, и в его доме будет шесть похорон. Так оно вскоре и случилось. Одна за другой пали шесть коров, а в доме фермера одна за другой последовали шесть смертей, поскольку он не внял предупреждению. Этот случай описан в книге «Старые предания Оркнейских, Шетлендских островов, Кейснесса и Сазерленда», причем автор узнал о нем в доме фермера, когда присутствовал на очередных похоронах.
Между тем с течением времени «проклятие фараонов» получило вполне материальное объяснение: причиной смерти участников экспедиции были микотоксины.
Первым их заподозрил южноафриканский врач Джофри Дин, работавший в госпитале в Порт-Элизабет. А окончательный приговор вынес научный сотрудник Каирского института микробиологии доктор Эзеддин Таха. В ноябре 1963 года он устроил пресс-конференцию, на которой дал объяснение «проклятию фараонов». В течение нескольких лет ученый наблюдал многих археологов и служащих музеев, страдающих различными заболеваниями. И в организме каждого обнаружил микроскопические грибки, вызывающие лихорадку и сильное воспаление дыхательных путей. Эти грибки представляют собой целое скопище болезнетворных агентов, среди которых был так называемый «пещерный микроб», обитающий в пирамидах, склепах и подземельях. Причем он является заразным, то есть может передаваться от человека человеку.
Не исключено, что рано или поздно ученым удастся разгадать и тайну «заговоренных» кладов, приносящих несчастья.