355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Сергей Белов » ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ » Текст книги (страница 31)
ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ
  • Текст добавлен: 8 сентября 2016, 22:26

Текст книги "ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ"


Автор книги: Сергей Белов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 31 (всего у книги 31 страниц)

 Универсиада началась для нас с несостоявшейся игры со сборной Габона. Африканская команда в последний момент отказалась от поездки в Белград, в связи с чем ее не успели исключить из турнирной сетки и засчитали всем командам нашей группы победы над габонцами со счетом 2:0.

 Первого не виртуального соперника – сборную Бразилии мы буквально разорвали на части – 99:62. Однако в следующей же игре нас ждал сюрприз, едва не заставивший нас с позором досрочно уехать из Белграда. Команда Израиля оказалась мощной, хорошо подготовленной, по подбору игроков близкой к национальной сборной. Мы потерпели сокрушительное поражение 55:81, и наши перспективы на выход в плей-офф существенно осложнились.

 Теперь, чтобы гарантировать себе как минимум второе место в группе, нам нужно было обыгрывать Канаду с разницей в 26 очков. К сожалению, целиком эту задачу нам решить не удалось. Выигрывая «+28» в первой половине, после перерыва мы не удержали преимущества и победили с перевесом лишь в 12 очков, 89:77. В последнем туре предварительного турнира нам предстояло не только обыгрывать итальянцев, но и надеяться на победу Израиля, досрочно обеспечившего себе первое место в группе, над бешено рвущейся в плей-офф Канадой.

 Италию мы обыграли 92:76. К счастью, израильтяне повели себя по-мужски и не стали экспериментировать в последнем ничего не значащем для них матче, обыграв канадцев и позволив нам занять второе место в группе.

 В четвертьфинале мы попали на Литву. Прибалтийская команда двумя годами ранее стала победителем Игр Универсиады в Бангкоке, обыграв в финале Сербию 85:66, а перед этим выбив из розыгрыша Россию как раз на стадии четвертьфинала. В этот раз команда у литовцев была послабее, но и с ней нам пришлось повозиться. После первой половины встречи, в которой доминировали соперники, мы проигрывали «-6», 38:44. Однако после перерыва сумели навязать литовцам, расклеившимся к концу матча, свою игру. Великолепно действовал Алексей Котишевский, набравший 21 очко. Мы победили, для многих неожиданно, 82:73.

 В следующей стадии турнира нас ждала сборная США. История действительно повторяется, но только фрагментарно. В отличие от 1972-го, когда советская сборная была серьезной угрозой для американцев, битвы титанов не ожидалось. Накануне матча все вокруг были безоговорочно уверены в нашем поражении.


 Игра

 В старте, как и всегда, вышли Зибиров, Колесников, Котишевский, Шабалкин и Жуканенко. Неплохо начав игру, ребята затем промазали 7 бросков подряд. Соперник также ошибался, но хотя бы через раз, и повел в счете 7:2. Тем не менее на первых минутах стало ясно, что впечатления от товарищеской встречи не были ошибочными: американцы – не волшебники, и играть против них можно.

 Что еще стало ясно, может быть не всем, но мне – точно, так это то, что из первой игры с Россией американцы не извлекли никаких уроков. Ни тактические построения, ни наигранные комбинации, ни индивидуальные возможности и особенности наших игроков – ничто не заинтересовало тренеров американцев и не внесло корректив в их игру против России. Перед нами по-прежнему была мощная и. тупая машина по добыванию побед, неспособная перестраиваться по ходу меняющейся обстановки.

 Я вздохнул с облегчением. «Такие» американцы мне хорошо и давно известны. Все, что нам теперь предстояло сделать, – это продемонстрировать то, что мы хорошо освоили, сохранить тактическую линию игры, не сбиваясь на хаос, а главное – сохранить психологический тонус, выдержать давление и агрессию соперника. И гнуть свою линию, настойчиво выполняя определенные тактические действия и используя слабости американцев.

 У США активен седьмой номер, единственный белый в команде, Робби Хаммел. Он быстр, техничен, прекрасно бросает трехочковые.

 Он напоминает мне Дага Коллинза из далекого Мюнхена-72. В конце четверти с ним, как и с Коллинзом в 72-м, происходит неприятность – приземляясь после прыжка, он наступает на ногу своему опекуну Шабалкину и получает травму. На площадке он появится во второй половине, чтобы еще несколько раз точно бросить издали.

 Нам нередко удаются перехваты и быстрые контратаки, неплохо мы играем и под чужим щитом. Ведем игру жестко и агрессивно, не даем сопернику чувствовать себя комфортно. Но – очень много брака в бросках и передачах. Первая четверть – 11:14.

 Американцы, действительно, не волшебники. Получается блок-шот у Лиходея, забивает сверху Жуканенко. Впрочем, тут же – трехочковый Фишера после издевательского финта против Зибирова, и уже 22:32. Медленно, но неуклонно американцы наращивают преимущество.

 Слава Богу, каждый раз, когда уже кажется, что сейчас наша команда посыплется, ей удается несколько активных действий, которые приободряют ребят и дают им новые силы цепляться за разницу в счете. Так, в конце первой половины – время Жуканенко: дважды забивает, причем второй раз – снова слэм-данком, берет несколько подборов и эффектно накрывает бросок Фишера.

 На последней секунде второй четверти происходит забавный эпизод: Валера Лиходей под своим щитом ловит дальний «сквозняк» американцев и тут же через все поле бросает мяч в кольцо соперника, едва не набирая три очка! Кстати, если бы дал мячу уйти в аут, у нас была бы секунда на атаку. 27:34.


Погоня

 Во второй половине встречи картина сохраняется. Самоотверженная борьба, много потерь, соперник снова медленно наращивает отрыв. Снова и снова заставляю наших верить в себя, выдерживать тактическую линию. Несколько игровых моментов подряд наши ребята удачно действуют на лицевой линии американцев. 2+1 Шабалкин, два очка и затем два из двух со штрафных Колесников. Самый долгий в игре рывок у России – 8:0, и счет уже 38:41.

 Нет, еще ничего не ясно, ребята сражаются. На трехочковый Хаммела отвечает трехочковым Колесников, в ответ на супер-слэм из-за головы Тревора Буккера – скромный и некрасивый, но трудовой и такой же двухочковый бросок Жуканенко. На площадку выходит «студент» Головин, проводит в игре три минуты, заставляет Батлера фолить. Хоть небольшая, но передышка для лидеров. Ничего, в 72-м тоже играли всемером.

 К концу четверти американцы добавляют, и на последний перерыв уходим с «-10», 49:59. Если добавят еще, дела могут быть плохи.

 Во многих игровых эпизодах соперники ведут себя по-хамски – отмахиваются, толкаются, после свистка судьи по-голливудски закатывают глаза – всем своим видом показывают, насколько противно им принимать участие в этом недоразумении, игре великой американской сборной с какими-то лохами. Чемпион NCAA Томпсон умышленно бьет локтем в челюсть Жуканенко, выводя Алексея на несколько минут из игры. Тем не менее продолжаем держаться. Снова Шабалкин удачно действует в лицевой, снова 2+1 и снова шанс – 57:61. Батлер грубо фолит на Котишевском – Алексей забивает 2 из 2, 60:63.

 Страсти накаляются. Сомнительный неспортивный дают Шабал– кину. Сербские и российские болельщики активно поддерживают нашу погоню. Вокруг площадки, заводя публику, носится «гулька» – талисман Универсиады, симпатичный серый воробей на желтых лапках. За 3.30 до конца становится очевидностью важный промежуточный итог матча – хваленые американцы не сломили нас, мы входим в концовку, сохраняя шансы на победу. Моя тактика и мое знание американцев сработали.


Концовка

 На протяжении спортивной, особенно тренерской, карьеры меня неоднократно спрашивали: «Раскрой секрет, что у тебя за оружие против штатников? Как у тебя получается их обыгрывать?..» Мой ответ всегда был традиционен: «Вам-то зачем это знать? Если хотите – доверьте мне ЦСКА или сборную, и я вам еще раз покажу, как это делается».

 К концу полуфинального матча во мне все клокотало и кипело – верный признак того, что я делаю сейчас что-то стоящее. Ничто не предвещало нам успеха в этой игре, со стороны казалось, что американцы в любой момент могут добавить и растоптать нас. Но я видел игру иначе и вел ее соответственно. И вот сейчас, за три с половиной минуты до конца, я начинаю чувствовать что-то особенное. Это особенное – предчувствие победы.

 За 2.27 до конца я беру тайм-аут. Наступает важный момент встречи. Я часто кричу на игроков во время матчей, но сейчас не та ситуация. Вообще, в любом случае крик крику рознь, он может уничтожить, раздавить человека, а может поднять его на амбразуру, заставить поверить в себя. Ни в коем случае нельзя унижать спортсмена, я никогда этого не делал.

 Теперь, при счете 60:66, игрокам нужно дать самые точные, самые ключевые наставления и быть уверенным, что они дошли до сознания ребят. Цена неправильно понятой или невыполненной тренерской установки в концовке чрезвычайно высока. Особенно сейчас, когда у нас – я знаю – есть реальный шанс выиграть матч. У американцев сильная команда, но с нивелированной однообразной тактикой.

 Это отличительная черта всех их сборных, они играют мощно, но однообразно, по шаблону. Такое ощущение, что каждый их тренер снабжен многолетней, а то и пожизненной инструкцией, от которой ему категорически запрещено отклоняться. Даже выигрывая «+3» на последних секундах, они не фолят, наверняка переводя матч в победное окончание, а часто дают сопернику бросить трехочковый и забить! Американцы по определению не могут ошибаться и никогда не признают ошибок. Если мы выиграем, сомневаюсь, что они сделают какие– то выводы, скорее всего, скажут: «Засудили».

 Я спокойно объясняю игрокам их ошибки, рисую схемы взаимодействия, велю агрессивнее играть в защите. Ну, с Богом. На площадку выходит вся стартовая пятерка.

 Далее последовал тот блестящий рывок сборной России, который позволил ей сравнять счет. 66:66, 44 секунды до конца. Томпсон на линии штрафных бросков. И я беру последний тайм-аут.

 « Сейчас забьем! – ору я собравшимся в кружок игрокам. – Сейчас забьем!» Времени мало, и этим криком я снимаю страшное напряжение баскетболистов, выплескиваю собственный адреналин, вселяю в игроков уверенность. Эти парни верят, доверяют мне. Я – Сергей Белов, человек-легенда, человек, знающий, как побеждать американцев. Я прошел в баскетболе все от и до. Эти ребята чувствуют, что я взял на себя ответственность за них, и способны выполнить свою работу. Полтора месяца, которые мы прожили бок о бок, изменили их. Они уже иначе видят баскетбол. Они верят в себя.

 Напряжение снято. Я спокойно, почти по-отечески и очень доходчиво объясняю каждому из пятерых игроков, находящихся на площадке, их действия в оставшиеся секунды матча. Я говорю о подстраховке, о прорезании, о спокойствии. В завершение игроки видят практически невероятное – улыбку тренера Белова из-под его седых усов. Очень редко меня можно увидеть во время игры улыбающимся. Если ты улыбаешься в неподходящий момент, ты идиот. Но сейчас это возможно. Важно убедить этих ребят, обычных пацанов, стоящих в шаге от какого-то свершения, в том, что это им по силам. Кроме того, я чувствую какой-то невероятной интуицией, что будет дальше.

 Дальше будут 2 из 2 Томпсона, как и следовало ожидать. Начало нашей атаки, быстрое и уверенное комбинирование. Шабалкин, парадоксальным образом оставленный на дуге без присмотра. Фантастический бросок Никиты из-за дуги в окружении аж двух бросившихся к нему, но уже не успевших американцев. Бросок, который за 23 секунды до сирены во второй раз и уже окончательно выводит сборную России вперед в этом матче.

 Предстояло прожить еще и эти 23 секунды. Невероятные скорости, бешеный ажиотаж, три подряд безумных по своей бестолковости неподготовленных броска соперников и насмерть вставшая в защиту сборная России. Стремительно тающие цифры на табло и – победа!

 Ради таких мгновений стоит жить. Даже если они даются такой ценой, что ты вынужден по окончании игры долго гулять вокруг «Белград-арены», переваривая этот чудовищный стресс и этот невероятный драйв, которые сопровождали тебя последние два часа твоей жизни.

 Обыграв американцев, мы реализовали программу-максимум на турнире. Победить сербов в финале на их площадке было невозможно. Когда днем позже эта мощная команда под звуки грозного партизанского гимна и рев 12 тысяч болельщиков на трибунах выбегала на паркет, это стало окончательно ясно. Тем не менее наши ребята сделали все, что смогли. До последнего они пытались, как в матче с американцами накануне, зацепиться за приемлемую разницу в счете, но сербы были слишком мощны и немедленно добавляли, как только обозначалась наша активность. Матч к всеобщему ликованию на трибунах закончился победой соперника 73:51.

 За несколько минут до финальной сирены Леха Жуканенко рухнул на паркет, как подкошенный: от полного изнеможения у него свело мышцы ног. Так бились наши атлеты, и такова цена даже серебряной медали в современном спорте.

 Думаю, в памяти 12 молодых ребят с разными судьбами навсегда останется тот сезон, когда они на полтора месяца получили возможность соприкоснуться с Большой Игрой. Тот день, когда они сплотились и дали бой грозному и извечному сопернику. Тот день, когда посреди ревущего «Србия! Русия!» 12-тысячника они взошли на пьедестал, чтобы получить свои заслуженные в честной спортивной борьбе награды. Дай Бог, чтобы таких наград у них и у всех, кто нацелен на честную победу, было еще много. Как знать – может быть, впереди у кого-то из этой команды и самая главная победа – олимпийская? [42]42
  Уже в следующем 2010 г. Евгений Воронов, Алексей Жуканенко и Евгений Колесников были включены в состав национальной сборной для участия в чемпионате мира в Турции.


[Закрыть]
 „Заканчивается игра. Разгоряченные концовкой баскетболисты уносят в раздевалку клокочущий в них адреналин. Расходятся зрители, в огромном зале гаснут софиты. Последним из дворца спорта, как всегда, уедет тренер, пересмотрев протоколы матча, отойдя от очередного предынфарктного состояния, просчитав, как заставить своих игроков выиграть в следующий раз...

 Я счастлив тем, как я прожил свою спортивную жизнь. В ней было много передряг, испытаний, несбывшихся надежд. Но в ней были и большие яркие победы. А главное – я никогда не предал никого из окружавших меня людей, не предал свои убеждения, не отказался от своей мечты. Знаю, что в общении со мной часто было тяжело, но только в тяжелых буднях рождается победа. Победа над соперником, победа над жизненными обстоятельствами и самая главная победа – победа над собой.

 Отгремели мои спортивные баталии. Позади годы тренировок, сотни тяжелейших игр, рев трибун, валидольные концовки, восторг и проклятия болельщиков. Уже нет со мной рядом многих моих боевых товарищей. Как живые, они стоят у меня перед глазами: Кандель и Травин, Зураб и Мишако, Коваленко и Болошев, Гена Вольнов, Сашка. Нет рядом дорогих мне людей, которым я стольким в жизни обязан, – Реша, Густылева, Кондрашина, Гомельского. Я искренне благодарен всем, с кем играл и кого тренировал, кто помог мне совершить мое движение вверх, к большим победам.

 Баскетбольная жизнь продолжается. На наше место приходят новые герои, новые спортивные гладиаторы – кумиры миллионов болельщиков. Showmustgoon.

 Я верю, что и мой лучший выстрел еще не сделан. Моя игра, моя концовка, в которой я принесу своей команде самые важные, победные очки, – впереди. Я полон сил, имею огромный опыт, я по-прежнему заряжен только на победу и на самореализацию. И я один из немногих, кто знает, как обыграть американцев. А это значит, что, пока я жив, у них всегда будет перспектива получить свои «-1».

 У меня есть любимая семья, свой очаг, любимое дело. Я с удовольствием написал эту книгу, поделившись с вами тем, что было и остается важным и дорогим в моей жизни. Может быть, напишу и другие. И все-таки.

 Я никогда не забуду кипящих, как котел, стадионов, бьющих тебя насмерть соперников, взрывающего трибуны мяча, влетающего в сетку после твоего броска. Ликования от одержанной твоей командой победы. Мне по-прежнему слышится незабываемый голос Георгия Реша из далеких 60-х:

 – Дайте мяч Серому, он знает, что с ним делать!..



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю