Текст книги "Насекомые вокруг нас"
Автор книги: Павел Мариковский
Жанр:
Природа и животные
сообщить о нарушении
Текущая страница: 18 (всего у книги 18 страниц)
По своему характеру, содержанию пословицы и поговорки многогранны. В них часто насекомые – только образ для того, чтобы подчеркнуть какую-нибудь сторону жизни человека. Например, судя по пословице «муху бьют за назойливость», народ всегда давал отрицательную оценку такому качеству человеческого характера, как навязчивость. Тщетность чьих-то усилий передана в пословице «муха не боится обуха». Пословица «зима страшна волками, а лето мухами да комарами» дает представление о том, что в прошлом волки и упомянутые насекомые были для людей бедствием.
Почти всегда пословицы несут в себе мудрую мысль: «одна пчела много меду не натаскает», «заплаканные лица и пчелы жалят», «мудрая пчела не пьет из увядшего цветка». В пословицах народ старался передать потомству житейский опыт: «на податливую лошадь овод садится», «из-за одной блохи не жги ковра», «орлом комара не травят». Изучая насекомых, их поведение, человек осмысливал эти черты в применении к самому себе. Так, в пословице «маленькие муравьи могут большое дерево загубить» передана мысль о том, что проявление зла даже в скромных масштабах может навредить тому, что представляет ценность для человека. Кроме того, в пословицах отражено и отношение людей к тем или иным насекомым: неприязнь («клоп тем и счастлив, что скверно пахнет»), или спокойная ирония («дай муравью залезть на ногу – он до головы доберется», «враг и таракана выдаст за великана»), восхищение («невелик сверчок, да звонко поет») или презрение («ест за вола, а работает за комара»).
Большую страницу в фольклоре о насекомых занимают загадки. Нельзя сказать, чтобы упоминаемые в них насекомые были разнообразны. Наоборот, чаще встречаются самые обыденные.
Особенно много загадок про комаров, этих кровопийцев, от которых много человеку доставалось: «поет, поет, на колени припадет; вскочит, заточит да опять запоет»; «самого чуть видно, а песню слышно». Старый друг – пчела – тоже заслужила внимание: «в тесной избушке ткут холсты старушки», «домик маленький, а жителей – счету нет». О светлячке с почтением сказано: «не солнце, не огонь, а светит».
Муравьи и пчелы – удивительнейшие из насекомых, они издавна привлекали внимание человека. Об этом говорит следующая притча, приписываемая библейскому царю Соломону: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя. Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную заботу она проявляет, ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна, хотя собою она слаба, но мудростью почтенна».
Насекомые вошли в качестве аллегорических образов в произведения художников, писателей, поэтов.
Если говорить о художниках, то насекомые удостоены их внимания в меньшей степени, чем крупные животные. Виной тому, конечно, их маленькие размеры. И тем, не менее так же, как и остальной окружающий нас мир природы, хотя и в значительно меньшей степени, они служили объектом для произведений изобразительного искусства. С давних времен насекомые возбуждали любознательность человека. Насекомых изображали наряду со зверями и птицами.
В 1917 году в большом десятиметровом кургане «Толстая могила» в степях Днепропетровщины украинские археологи нашли золотую пектораль (нагрудное украшение) с изображением различных сценок из жизни скифов, множества реальных и фантастических животных: зверей, птиц и насекомых. Здесь оказался даже кузнечик, прыгающий на траве. Найдены изображения насекомых и на обломках глиняных сосудов в древних могилах Тиаханаку (Боливия).
Наибольшим почетом пользовался уже упоминавшийся священный скарабей. Изображение скарабея были всюду у египтян: на гробницах, пирамидах и в письменности. Его «портреты» носили на кольцах, на боевых щитах, на драгоценных камнях и украшениях. Благодаря характерным для египтян изображениям священных скарабеев доказано существование древнейших связей между материками Африки и Австралии. В те времена смелые мореплаватели совершали далекие путешествия, о чем утверждает самоотверженный ученый Тур Хейердал. В 1962 году близ города Дарвин в Северной Австралии было найдено каменное изображение священного скарабея, покрытое типичными для египтян иероглифами. Специалисты Кембриджского университета подтвердили подлинность находки, которая, судя по всему, не была случайной: связь между Африкой и Австралией также подтверждается тем, что в Австралии растет папирус, родина которого Африка, а в Египте нашли мумии в эвкалиптовом масле. Как известно, эвкалипты растут в Австралии.
И. А. Бунин[36]36
Бунин И. А. Скарабеи. Собр. соч. в четырех томах, 1956, т. 4.
[Закрыть] в очерке «Скарабеи» рассказывает, что в Каире в Булакском музее в особой витрине расположены в хронологическом порядке все найденные «царские скарабеи» – триста чудесных изваяний из ляпис-лазури и серпантина.
Иногда изображения скарабеев отличались особенным искусством. Так, на нагрудной подвеске египетского царя Тутанхамона, чья гробница уцелела от грабителей, изображен скарабей с распростертыми крыльями. Жук вырезан из полудрагоценного металла и покрыт перегородчатой эмалью из голубой пасты на золотой основе.
Традиция изображать скарабея дошла и до наших дней и сохранилась у арабов. И поныне на разнообразнейших украшениях мы видим этих жуков.
Фигурки жуков скарабеев из ценного камня или обожженной глины, покрытой глазурью, служили в Древнем Египте предметами культа и украшения.
Останки Агамемнона и его приближенных, павших жертвами заговора Эгиста и Клитемнестры, были засыпаны сотнями золотых лепестков, когда-то украшавших одеяния, с выгравированными на них рыбами, пчелами, розетками и спиралями.
Найдены замечательные рисунки термитов и насекомых-вредителей кукурузы, исполненные древними ацтеками, аборигенами континента. Эти же рисунки служили и письменами.
Как и следовало ожидать, наибольшее внимание и почет у художников мира заслужила наша неуемная труженица, беззаветно преданная своей семье – медоносная пчела. В различных странах мира выпущено множество марок с изображением пчелы, на гербах многих народов встречается это столь почитаемое с глубокой древности насекомое. К примеру, приведем изображение старинного герба города Липецка. По преданию, в XIII веке на его месте была резиденция липецких князей. Обилие липовых лесов способствовало процветанию пчеловодства. На гербе изображена липа на золотом поле, а в верхней части – улей-сапетка с двумя летками на подставке на фоне лазурного неба и три летящих пчелы. Ныне такие ульи уже не применяются пчеловодами.
Немало в свете безвестных художников среди людей, близких к природе. Недавно в журнале «Иностранная литература» было рассказано об эскимосской художнице Питсеолак из Канадского арктического поселка Кейп-Дорсет на Баффиновой Земле. Рисунки ее талантливы, своеобразны, многие сильно стилизованы, иные изображения более похожи на нереальные и мифические существа и с некоторой условностью могут быть отнесены к миру насекомые.
Очень часто насекомые фигурировали в китайской живописи. Знаменитый китайский художник, недавно умерший в возрасте 94 лет, Чи-бай-ши достиг изумительного совершенства в изображении насекомых. Им создано большое количество замечательных миниатюр, с большой точностью изображавших насекомых. Этот художник-энтомолог был талантлив и трудолюбив, а его рисунки пользовались большим успехом.
В нашей стране работает плеяда художников-анималистов, из них с большой любовью и мастерством изображают насекомых, иллюстрируя статьи и книги энтомологов, художники Н. Н. Кондаков и В. С. Гребенников.
В последние десятилетия выпущено множество разнообразнейших атласов, большей частью для научных или учебных целей, в которых даны рисунки насекомых со всей подобающей им красотой, привлекающей внимание любителей природы. У филателистов можно увидеть немало марок, принадлежащих едва ли не всем странам мира, с изображением экзотических насекомых. Выпущены книги-атласы рисунков насекомых. Различные издательства печатают цветные открытки, посвященные насекомым, и, словом, если собрать воедино рисунки о насекомых, то может получиться объемистая библиотека.
И, наконец, насекомые использовались художниками при построении орнаментов, декораций, расцветок для платьев, ширм и обоев.
Красота насекомых издавна привлекала человека. И он украшал себя ими.
Многие златки имеют яркие металлические блестящие надкрылья, за что они и получили подобное название. Из надкрылий златок в Южной Америке делают брошки, браслеты и другие безделушки. И они пользуются большим спросом.
Жуков златок также используют и в Китае, нашивая их твердые и прочные надкрылья на платья. Для этой цели особенно охотно используют Бупрестис витата.
Очень красивы некоторые жуки щитоноски. Брэм сообщает, что бразильскую щитоноску Десмонота вариолоза ювелиры оправляют в золото и носят как брошь. Очень эффектные гвианские бабочки рода Шорфус до недавнего времени служили головным украшением для дам. На Соломоновых островах местные жители-мужчины, особенно внимательные к своей внешности, строят виртуозные прически, которые украшают элегантной синей бабочкой. До недавнего времени головным украшением для женщин служила в Гвинее красивая бабочка из рода Могрина.
В Бразилии в Рио-де-Жанейро есть даже мастерские, в которых из крыльев блестящих тропических бабочек делают разнообразные безделушки. Так, крылья приклеивают к блюдечку, сверху покрывают выпуклым стеклом, а бортики заделывают металлом. Изделия очень красивы и в большом ходу у любителей экзотики.
В Южной Америке зеленых с металлическим отблеском жуков листоедов благодаря их чудесной расцветке используют для ожерелий, украшения одежды и головных уборов.
Из некоторых насекомых даже умудряются делать ярко расцвеченные картины. Таковы картины, хранящиеся в Американском музее Естественной истории в Нью-Йорке. Для большей сохранности они покрыты стеклом.
Аналогичное хобби у молодого болгарина Бакова. Он также из крыльев бабочек составляет картины и уже приготовил десять гобеленов и пять портретов, использовав для этого десятки тысяч крыльев. Но подобное искусство вызывает опасение, так как таит в себе неразумное и опасное для природы истребление насекомых, в том числе красивых и полезных. Так что в этом деле следует знать меру, позволять его только немногим и держать под неусыпным контролем.
Изготавливают из насекомых и бронзовые слепки. Для этой цели модель – крупное насекомое – заливают жидкой формовочной смесью, состоящей из гипса, огнеупорных зерен и воды. Форму медленно сушат и затем прокаливают в печи до полного сгорания модели. Пепел и золу выдувают из формы и через литники или специальные каналы заливают расплавленный металл – бронзу или чугун. Отливку обрабатывают.
Сейчас в эпоху расцвета кино и телевидения некоторые художники снимают фильмы из жизни насекомых, открывая перед зрителями в крупном масштабе мир маленьких существ, скрытый и мало известный. Немало забавных фильмов-сказок о насекомых создал талантливый художник и оператор В. Старевич. Но пока что эта область кинематографии затронута слегка. Насекомые ожидают увлеченных кинооператоров, а зрители – фильмов о жизни насекомых. Они должны поведать широкому кругу зрителей о малодоступном для него мире этих необыкновенно разнообразных, многоликих, красивых существ. Они должны рассказать о красоте этого мира вне зависимости от относительного деления его на полезных и вредных, так как всепроникающий утилитаризм, который подчас приносит ущерб душе человека и вытравляет из него все благородное, свойственное его натуре, отдаляет его от мира животных, воспитывает в нем корыстолюбие, жестокость и, в конечном счете, равнодушие ко всему, что не касается собственной персоны. Утилитаризм антисоциален и прежде всего приносит вред самому священному в человеке – чувству любви к Родине.
Что касается прозы и поэзии, то, к сожалению, мы не располагаем большими произведениями о насекомых. Большей частью из древности дошли скромные упоминания – попутные, короткие, маленькие, как и сами насекомые; иногда вскользь, мимоходом, иногда же глубокомысленно и вдумчиво; иногда как шутка, метафора, сравнение, иногда же с детальным анализом, размышлениями и заключениями.
Рассказать о насекомых, упоминаемых в прозе и поэзии, – это прежде всего привести образчики их запечатления. Но посвятить этой теме серьезное обсуждение значит погрузиться в детальный разбор и классификацию величайшего множества примеров, что, с одной стороны, потребует специального пересмотра громадного литературного наследия, оставленного предыдущими поколениями, с другой – увеличит объем этой книги и, возможно, утомит читателя обилием материала на одну, в общем, узкую тему.
Упоминания о насекомых в прозе и поэзии разбросаны крупицами по всему обширному полю литературы.
В психологии детей отражается история развития интеллектуального облика наших предков. Они уважают силу, героизм, склонны к военным состязаниям, и конечно, прежде всего любят животных. Вот почему для детей сочинено немало стихов, рассказов и сказок про насекомых. Вспомните пушкинского царевича, обладавшего чудесной способностью превращаться в шмеля и жалить, когда требовалось наказать своих недоброжелателей. Или звонкие стихи про Муху-цокотуху К. И. Чуковского.
О насекомых в стихах для детей, сказках, эпитетах, метафорах, иносказательных шутках авторы передают или свое восхищение насекомыми или неприязнь к ним.
«Порхают над цветущей комнатой бабочки, точно драгоценные камешки пристали к ее лепесткам крошечные жучки», – так написал Н. Соколов-Микитов.
Сколько посвящено чудесных строк неутомимой труженице, беззаветно преданной семье – медоносной пчеле! Вот стихотворение К. Ваншенкина[37]37
Литературная газета, 1975, 3 декабря, № 49.
[Закрыть] «Пчела»:
Такая, право, штука,
Такие вот дела,
Но в дверь мою без стука
Опять вошла пчела,
Груженная добычей,
Обшарив целый свет.
И все ж, блюдя обычай,
Уткнулась в свой букет.
Потом снялась со стоном,
Включив свои басы,
Как лайнер многотонный
С бетонной полосы.
И тут же потонула
В прозрачном летнем дне,
Лишь отголосок гула
Оставив в тишине.
…Истомный жар веранды,
Нагретый гладкий пол
И слабые куранты
Растений, птиц и пчел.
Изящная стрекоза вдохновила поэта Ондра Лисогорского, и он сочинил стихотворение «Стрекоза осенью» (в переводе С. Маршака):
Рукою левою пишу я эти строки,—
На правой у меня трепещет стрекоза.
С тревогою она глядит в мои глаза,
А в роще лист краснеет одинокий.
Откуда ты, плясунья летних дней?
Сейчас покинешь ты тепло моей ладони.
К зиме умрет последний лист на клене.
А у тебя, крылатой, нет корней.
Вспорхнула ты и вновь на палец села.
Ты не найдешь других гостеприимных рук,
Сочувствуя тебе, глядит сквозь слезы бук
На узкое твое трепещущее тело.
В насекомых человек видит не только доброту, но и зло: «Заметили ли вы, читатель, какое злое лицо у осы?» – спрашивает И. Тургенев в «Записках охотника». «Шаманит в сырых беседках оранжевая оса», – замечает Э. Багрицкий.
Милому сверчку, услаждающему в вечерней дремотной тишине наш слух, навевающему покой, благодушие, адресованы такие строки: «Я слышал лишь, как там, в стенах вокруг меня, трещал сверчок: „цсси-цсси“… Он словно помогал вздыхать о моей тоске»[38]38
Голос осени. Китайская классическая проза. М.; Изд. АН СССР, 1958, с. 1–387.
[Закрыть]. Впрочем, известно, что сверчки и кузнечики воспеты многими поэтами, благодаря им в поэзии утвердилась целая компания насекомых-музыкантов. Но мы приведем только одно из таких стихотворений – то, с которого начали эту главу. Оно написано Джоном Китсом и переведено на русский язык С. Маршаком[39]39
Маршак С. Избр. переводы. М.; Детгиз, 1959, с. 239.
[Закрыть]:
Вовеки не замрет, не прекратится,
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве,
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минутку или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях
Метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель,
И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Сейчас во всем мире остро стоит проблема охраны окружающей среды. Усилия и ученых и общественности направлены не только на то, чтобы проводились в жизнь необходимые мероприятия по охране природы, но и широко велась работа по пропаганде знаний биологии, природоведения.
Стало больше литературы о меньших братьях наших, в том числе и насекомых – рассказов, стихов, очерков, сказок, научно-популярных книг. Во всех произведениях звучит страстный призыв к людям – стать ближе к природе и всеми силами оберегать ее.
Содержание
Введение … 5
И числом и умением … 7
Хрестоматия: кто же такие насекомые? … 8
Наука: насекомых – 2 миллиона разных видов … 15
Врагов посылает нам судьба, друзей мы выбираем сами … 23
Древняя истина: среди насекомых много наших врагов … 24
Парадокс: враги оказываются друзьями … 38
Опыт: насекомые – замечательные помощники земледельца … 62
Загадка: кормят ли нас насекомые? … 67
Версия: насекомые – исцелители многих наших недугов … 86
Приручить – значит полюбить … 107
Реальность: насекомые дают нам шелк, лаки, краски … 108
Наблюдения: насекомые предсказывают природные явления … 126
Хобби: насекомых можно содержать и коллекционировать … 161
Изучая других, мы познаем и самих себя … 191
Небылицы: эти маленькие непонятные существа … 192
Энтомология: мир насекомых многолик и прекрасен … 206
Бионика: насекомые как объект для технических аналогов … 220
Природа: оберегая насекомых, оберегаем жизнь … 235
«Вовеки не замрет, не прекратится поэзия земли» … 249
Суеверия: насекомые – священные животные … 250
Творчество: о насекомых слагали мифы, сказки, стихи … 271