Текст книги "История Авиации 2003 06"
Автор книги: История авиации Журнал
Жанры:
Транспорт и авиация
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 14 (всего у книги 14 страниц)
Специальные «восьмерки»
Сергей Бурдин
Наряду со знаменитым «крокодилом» Ми-24, различные варианты Ми-8, начиная с середины 70-х годов прошлого вею идо настоящего времени, составляют основу армейской авиации СССР в России. Ест об «обычных» строевых моделях Ми-8Т/МТ/?*ИВ, а также десаитно шп’рмовых вариантах Ми-17, в последнее время нашсазо немало. специальные варианты заслуженной «.восьмёрки» по ряду причин обойдены вниманием.
Являясь частью военно-воздушных сил, советская армейская авиация в 80-е годы, стала мощным средством командующих военных округов (войсками фронтов), общевойсковыми, танковыми армиями, командиров армейских корпусов, а также танковых и мотострелковых дивизий. Она предназначалась для поражения наземных (морских), главным образом подвижных, объектов на переднем крае и в тактической глубине, десантирования и обеспечения маневра войск, ведения тактической воздушной разведки, минирования с воздуха, радиоэлектронной борьбы, корректирования огня артиллерии, эвакуации раненых и больных.
Чтобы не углубляться в структуру этого рода войск, отмечу, что армейская авиация состояла из фронтовых и армейских комплектов.
Фронтовой комплект включал части и подразделения, непосредственно подчиненные командующему ВВС фронта. Они применялись, как правило, централизовано.
Армейский комплект включал части и подразделения армейской авиации, непосредственно подчиненные командующим авиацией общевойсковых и танковых армий, а также подразделения армейской авиации, находящиеся в составе мотострелковых и танковых дивизий. Они применялись, как правило, в составе общевойсковых объединений (соединений), в которые входили по штату, но при необходимости могли передаваться во временное оперативное подчинение другим общевойсковым (танковым) армиям (армейским корпусам), мотострелковым (танковым) дивизиям или использоваться централизованно в масштабе фронта (армии) для сосредоточения усилий авиации на наиболее важных направлениях.
Организационно армейская авиация СССР состояла из отдельных вертолетных полков (ОВП) и отдельных вертолетных эскадрилий (ОВЭ). Отдельный вертолетный полк состоял из трех эскадрилий, две из которых были оснащены вертолетами типа Ми-24 или Ми-6 (Ми-26) и одна – Ми-8. В каждой эскадрилье имелось пять звеньев по четыре машины. Всего в полку насчитывалось 60 вертолетов.
В соответствии со своим предназначением, армейская авиация может выполнять задачи по оказанию огневой поддержки и огневого поражения, разведывательные, транспортно-десантные и специальные задачи. К специальным задачам относятся: корректирование огня своей артиллерии; радиоэлектронное подавлении средств управления войсками и оружием противника;
постановка минных заграждений и дымовых завес;
ведение воздушной, радиационной, бактериологической, химической и инженерной разведки местности;
обеспечение наведения мостов и переправ;
обеспечение управления и связи; поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов, терпящих бедствие;
эвакуации раненых и больных и пр.
Вертолёт-постановщик помех Ми-8СМВ. На фото в заголовке – Ми-8МТПИ.
Антенны станции РЭБ «Смальта-В», установленные на левом борту Ми-8СМВ.
Вертолёты РЭБ
Радиоэлектронное подавление средств управления войсками и оружием противника осуществляется, как правило, путем применения групповых средств электронного подавления вертолетами постановщиками помех во взаимодействии с самолетами постановщиками помех, наземными частями электронного подавления и с частями радио– и радиотехнической разведки. Аппаратура электронного подавления, устанавливаемая на вертолетах, предназначена для создания помех в работе радиолокационных станций обнаружения целей и наведения истребителей, целеуказания зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных высотомеров и радиостанций в сетях управления, а также для срыва наведения зенитных управляемых ракет путем воздействия на их головки самонаведения.
Решение разместить на вертолете станции постановки помех появилось еще в начале 60-х годов. В качестве постановщика помех был выбран Ми-4. Однако лишь с приходом на вооружение Ми-8Т стало возможным размещение полноценных комплектов станций помеховых самолетных (СПС). Одним из первых постановщиков помех стал вертолет Ми– 8ПП. На борту Ми-8ПП был установлен комплекс радиоэлектронного противодействия «Поле». Он начал поступать в войска в 1973 – 1974 гг. Почти одновременно на вооружение стал поступать вертолет Ми-8СМВ. Как и Ми-8ПП, он был сделан на базе вертолета Ми-8Т. На его борту был установлен комплекс «Смальта-В», предназначавшийся для создания помех американским зенитно-ракетным комплексам «Хок».
Комплекс РЭБ «Смальта-В» создавался в 70-е годы в отделении 108, входившем в состав научно исследовательского института НИИ Радиоэлектроники в Москве и его филиале в Калуге. Задача на разработку комплекса была поставлена оборонным отделом ЦК КПСС. Именно тогда впервые в СССР в этом НИИ для оказания эффективного противодействия зенитно-ракетным комплексам было решено в первую очередь бороться с головкой самонаведения ракеты. Необходимо было обеспечить нужную диаграмму направленности приемной и передающей антенн станции постановки помех, выбрать наиболее выгодный вид модуляции, поднять мощность выходного блока. В кратчайшие сроки были созданы два экспериментальных образца. Было решено провести войсковые испытания в боевой обстановке.
Первый автомобильный образец станции постановки помех «Смальта» был отправлен в Египет, второй – в долину Бекаа. Однако в этот период египетский лидер Анвар Садат начал изменять свои политические пристрастия в сторону США, поэтому установка не была использована. Вторая автомобильная станция постановки помех была установлена на одной из высот у самого входа в долину Бекаа у населенного пункта Эль-Кунейтра. Именно здесь была установлена батарея израильского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Хок», прикрывавшая долину от налетов арабской авиации. Операторы станции постановки помех ожидали пуска ракеты по подлетающим арабским самолетам, и включали станцию на режим создания помехи. После включения помехи ракеты, пущенные из ЗРК, несколько раз меняли траекторию и в результате падали на землю, либо самоликвидировались при достижении предельной дальности управления.
Блок антенн ДИСС-1, смонтированный на хвостовой балке Ми-8СМВ полностью соответствует установленому на Ми-8Т.
Операция на Ближнем Востоке проводилась всего несколько дней, однако она показала высокую эффективность комплекса. В результате комплекс «Смальта» (изделие С) после проведения ряда доработок и всесторонних испытаний был принят на вооружение. Для увеличения эффективности работы комплекса было решено поставить его на вертолет. На Ми-8 было установлено достаточно простое авиационное и радиоэлектронное оборудование, Это позволило успешно решать проблемы электромагнитной совместимости оборудования на борту постановщика помех. Следует отметить, что эта проблема являлась решающей при разработке постановщиков помех на базе самолетов и вертолетов в 60 – 80-е годы. Именно проблемы с электромагнитной совместимостью явились едва ли не главной причиной закрытия программы по созданию постановщика помех на базе самолетов Ту-22М2 и М3, необходимость в котором, кстати говоря, особенно для морской ракетоностной авиации, ощущается и сегодня.
Между тем, успехи при создании Ми– 8СМВ, позволили продолжить разработку различных модификаций вертолетов-постановщиков помех. В конце 70-х годов был создан вертолет Ми-8ППА. На его борту был установлен комплекс помех «Азалия». В состав комплекса могла входить одна из станций СПС-63 или СПС-66. Этот комплекс успешно эксплуатировался на постановщиках помех дальней авиации Ту-16П «Азалия», и установка его на вертолет была вполне логичным шагом. Кроме станции из комплекта «Азалия», на вертолете была установлена станция постановки помех СПС– 5М2 «Фасоль». Именно её решётчатые антенны были установлены на задней части фюзеляжа. Эта станция, также как и «Азалия», устанавливалась на постановщиках помех дальней авиации Ту-16П и Ту-22П.
Отличительная особенность постановщиков помех на базе вертолёта Ми-8Т – силовая установка с двумя двигателями ТВЗ-117МТ и ВСУ АИ-9В
Антенна станции постановки помех из комплекта «Азалия» (фото вверху). Антенна станции постановки помех СПС-5М2 «Фасоль» (фото внизу).
Антенна станции радиотехнической разведки и помех «Икебана».
В конце 80-х годов, после начала серийного производства транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТ, на его базе начинают создаваться постановщики помех нового поколения. Радиоэлектронной промышленности удалось создать ряд станций, которые устанавливались на вертолеты, при этом название основной станции, устанавливаемой на борту, определял последнюю букву в наименовании вертолета. Сначала это вариант Ми-8МТПП со станцией «Пелена», затем Ми-8МТПБ со станцией «Бизон», Ми-8МТПИ со станцией «Икебана», Ми-8МТПС («Смальта-М»), Ми– 8МТПШ («Шахта»), Ми-8МТПЯ, Ми– 8МТПД, Ми-8МТПУ, Ми-8МТПР. Однако в полках часто сокращали и несколько искажали такие названия. Так вертолет Ми-8МТПИ очень часто называли Ми-8ППИ. Часть постановщиков помех в 90-х годах стала поставляться в другие страны мира. В этом случае постановщики помех на базе вертолета Ми-8МТ носили обозначение Ми-17П. Например, вертолету Ми-8МТПИ соответствовал экспортный вариант Ми-17ППИ.
Все станции постановки помех, установленные на вертолетах, были предназначены для обеспечения групповой защиты самолетов и вертолетов созданием активных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазоне волн радиолокационным станциям обнаружения воздушных целей, наведения истребительной авиации, целеуказания зенитным ракетным комплексам, средствам связи и боевого управления. Станции являлись генераторами активных помех и создавали непрерывную (заградительную) шумовую или уводящую помеху в различных диапазонах.
При работе станций активных помех комплексов средств РЭБ групповой защиты любого типа на экранах РЛС обнаружения, наведения и целеуказания создаются секторные засветки в направлении на вертолет-постановщик помех. Это затрудняет или исключает определение дальности до вертолета-постановщика помех и прикрываемой группы ударных самолетов или вертолетов, вызывает ошибки измерения координат группы по пеленгу и высоте, срывает непрерывное сопровождение целей.
Типичные для Ми-8МТ антенны допплеровского измерителя скорости и угла сноса ДИСС-1, установлены на хвостовой балке. На снимке внизу хорошо видны, что створки грузового люка на Ми-8МТПИ остались такими же, как и на Ми-8МТ.
Вертолёт-постановщик помех Ми-8МТПИ.
Вертолёт-постановщик помех Ми-8ППА. Правый борт той же машины показан на верхнем снимке.
Вероятность прикрытия помехами группы самолетов, летящих с интервалами и дистанциями между самолетами 500 – 1000 м и прикрываемых одним вертолетом, составляла для различных станций до 1,0 на дальностях 20 – 70 км от РЛС и 0,5 на дальностях 10 – 20 км от РЛС.
Маслянно-воздушные радиаторы системы охлаждения станций РЭБ
Хотя антенны станции постановки помех СПС-5М2 «Фасоль», как, впрочем, и маслянно-воздушные радиаторы на Ми-8ППА аналогичны тем, что установлены на Ми-8МТПИ, вертолёты имеют и внешние отличия. Обратите внимание, что на хвостовой балке Ми-8ППА, кстати, как и на Ми-8Т, отсутствует блок антенн ДИСС
Кроме того, поскольку Ми-8ППА создавался на базе Ми-8Т, то на нём были установлены те же двигатели ТВ2-117, а в состав силовой установки не входил вспомогательный «движок» АИ-9В (фото справа).
Антенна станции постановки помех СПС-63(66) из комплекта «Азалия» расположена на левом борту вертолёта
Рулевой винт Ми-8ППА полностью идентичен установленному на Ми-8Т
На фото запечатлён Ми-8ППА без станции постановки помех СПС-5М2 «Фасоль».
Полет на радиоэлектронное подавление средств управления войсками и оружием противника мог выполняться экипажем (парой, звеном, отрядом) в простых и сложных метеоусловиях. Задание на полет отрабатывалось командованием отдельной вертолетной эскадрильи в соответствии с замыслом командира взаимодействующей части (подразделения) на ведение боевых действий. Перед выполнением полета командир экипажа (ведущий пары, звена, отряда) уточнял боевую задачу, наземную и воздушную обстановку, маршрут, профиль и режим полета, порядок взаимодействия с прикрываемыми группами самолетов (вертолетов) и войсковыми средствами ПВО. На основании имеющихся данных определялся рубеж обнаружения прикрываемых самолетов (вертолетов), расположение зон помех, маневр выхода на рубеж создания помех, порядок выполнения полета в зоне и применения средств радиоэлектронного подавления. Маршрут полета вертолета-постановщика помех в составе группы самолетов (вертолетов) разрабатывался с учетом предварительно полученных разведданных о местоположении радиолокационных станций опознавания, наведения и целеуказания (РЛС ОНЦ) противника в прифронтовой зоне ПВО. При прокладке маршрута необходимо было предусматривать обходы РЛС ОНЦ, работающих в диапазонах станций помех, на удалениях, обеспечивающих эффективное прикрытие группы самолетов (вертолетов). Рубежи начала постановки помех по маршруту необходимо было выбирать на удалениях, равных максимальной дальности обнаружения наземной РЛС на планируемой высоте полета.
В итоге – производились необходимые расчеты, готовились карты, контролировалась готовность вертолетов и средств радиоэлектронного подавления к боевому полету. Подготовка заканчивалась проведением занятий на тренажерной аппаратуре, в кабине вертолетов и розыгрышем полета «пешим по летному». Полет по маршруту проходил на предельно малой высоте, а в зонах постановки помех вертолеты набирали высоту, установленную заданием. В полете на заданном участке маршрута оператор с разрешения летчика проверял работоспособность станций помех кратковременным включением каждого передатчика на излучение. За 5 – 7 минут до подхода к рубежу включения станции помех подготавливались к работе.
Антенны станции постановки помех на правом борту вертолёта постановщика помех Ми-8МТПС
Нижняя поверхность фюзеляжа вертолёта Ми-8МТПС
Ми-8МТПС.
Все маневры по перестроению вертолетам– постановщикам помех выполнялись с кренами не более 15°. Это делалось с целью исключения перерывов воздействия станций помех на РЛС ОНЦ противника из-за изменения пространственного положения диаграмм направленности антенн станций помех.
Одним из недостатков использования станций помех любого варианта вертолета – постановщика помех является влияние на его штатное радиоэлектронное оборудование (РЭО). Это влияние настолько сильно, что распространяется и на самолеты (вертолеты) боевого порядка, находящегося на удалении 4 – 5 км от постановщика помех. В зависимости от типа станции: ухудшается либо полностью исключается двусторонняя УКВ-радиосвязь, ухудшается дециметровая (ДЦВ) и коротковолновая (КВ) радиосвязь, работа автоматических радиокомпасов (АРК), радиотехнических систем ближней навигации (РСБН) и доплеровских измерителей скорости и угла сноса (ДИСС). При работе некоторых станций в телефонах членов экипажа прослушиваются постоянные шумы, и это приводило к невозможности УКВ радиосвязи между вертолетом-постановщиком помех и самолетами (вертолетами) боевого порядка, находящихся на удалении более 5 км от постановщика помех. Работа ряда станций оказывает влияние, на радиовысотомеры, завышая их показания на 100 – 200 м.
Кроме постановки помех, эти вертолеты могли применяться для проведения радиотехнической разведки. При этом оператор радиотехнических систем (офицер РЭБ), входивший четвертым членом в экипаж вертолета, проводил радиотехническую разведку, выявляя PJIC, средства связи и боевого управления противника, частоты на которых они работали, их параметры и т.п. По итогам таких специальных полетов составлялись отчеты для вышестоящих штабов.
В заключение хотелось бы отметить, что боевая работа по постановке помех требовала от летных экипажей большого физического и психологического напряжения.
Продолжение следует.