355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Игорь Ушаков » Ветхий Завет с улыбкой » Текст книги (страница 32)
Ветхий Завет с улыбкой
  • Текст добавлен: 6 сентября 2016, 16:48

Текст книги "Ветхий Завет с улыбкой"


Автор книги: Игорь Ушаков



сообщить о нарушении

Текущая страница: 32 (всего у книги 32 страниц)

Со своими нравоучением встрял Елиуй

Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова. Воспылал гнев этого правоверного лицемера на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога. Одновременно и на трех друзей Иоваовых воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать Иову, вроде бы приняв его аргументы.

Елиуй ждал, пока Иов говорил с друзьями, потому что они летами были старше его годами. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его.

И начал Елиуй:

– Я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Однако, не только многолетние мудры, и не только старики разумеют правду. Я вот тоже мудёр по своему разумению.

Поэтому дайте и я объявлю вам мое мнение.

Я пристально смотрел на вас, и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его.

Если бы он обращал слова свои ко мне, то я не вашими речами отвечал бы ему, ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня.

Поговорю, и будет легче мне, открою уста мои и отвечу. Никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить.

Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое.

Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога.

Однако же, заметим, самонадеянным был сей юнец! Еще и титьку мамкину не забыл, а уже туда же – поучать! Да еще и функции Бога взвалил на свои тщедушные плечишки!

Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды, а Бог нашел обвинение против меня и считает меня своим противником».

Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с ним? Он не обязан давать тебе отчета ни в каких делах своих, человечишко, червем недоеденное!

Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз – во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда он открывает у человека ухо и запечатлевает свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость.

Внимай, Иов, слушай меня, молчи, – высокомерно заявил юнец, – я буду говорить. Если имеешь, что сказать, отвечай – я желал бы слышать твоего оправдания. Если же нет, то слушай меня и помалкивай, и я научу тебя мудрости.

Выслушайте же вы, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные!

Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо. Вот, Иов сказал: «Я прав, но Бог лишил меня суда. Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины».

Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? Ведь это Иов заявил, что нет пользы для человека в благоугождении Богу.

Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие – учение Бога всесильно, потому что оно верно. А почему верно, спросите вы? Да по определению!

Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? В однопартийной системе нет и не может быть второй партии!

Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим. Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? Молчишь? То-то же!

Можно ли сказать царю: «Ты – нечестивец», или же князьям: «Вы – беззаконники»? Нет, нет и еще раз нет! Коли кто помазанник Божий, то он тебя мазать может, а ты его – нет! Вот и вся недолга.

Только Бог не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук его.

Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому-то он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом! Понял, Иов, дурья твоя башка?

Бог сокрушает сильных без судебного расследования и поставляет других на их места. Ему виднее, он же высок над нами. Он поражает беззаконных людей за то, что они отвратились от него и не уразумели всех путей его.

К Богу должно говорить: «Я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, ты научи меня. И если я сделал беззаконие, больше не буду».

По твоему рассуждению, Иов, Бог должен воздавать?

Люди разумные скажут мне: «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом». Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога.

И продолжал Елиуй, этот упертый политрук из юных:

– Считаешь ли ты, Иов, справедливым, что сказал: «Я правее Бога»? Ты сказал: «Что пользы мне? Какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?»

Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою:

«Взгляни на небо и смотри, воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Богу? И если преступления твои умножаются, что причиняешь ты ему? Если ты праведен, что даешь ему? И что получает Бог от руки твоей?»

Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому. От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют. Но никто не говорит: «Где же Бог, Творец мой, который дает песни в ночи, который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?»

Там они вопиют, и он не отвечает им, по причине гордости злых людей. Но неправда, что Бог не слышит, хотя никто и не видел ушей его, и неправда, что он не взирает на это, хотя никто и не видел очей его.

Подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость, потому что слова мои точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях! У меня специальное высшее образование, а вы неучи старые – слушайте меня внимательно!

Бог могуществен, он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным. Бывают, конечно ошибки, но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Он не отвращает очей своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то он указывает им на дела их и на беззакония их, открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.

Если послушают и будут служить ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости. Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии, получив добрую порцию Альцгеймера.

Лицемеры же, питая в сердце гнев на Бога, не взывают к Нему, когда он заключает их в узы, поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.

Бог спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. И тебя, Иов, вывел бы он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком. Но ты преисполнен суждениями нечестивых. А ведь: суждение и осуждение – близки, как однояйцовые близнецы!

Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. В праве ли кто указывать ему путь его? Кто имеет право сказать ему: «Ты поступаешь несправедливо»?

Вседержитель! Мы не постигаем его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.

Посему да благоговеют пред ним люди, и да трепещут пред ним все мудрые сердцем!

Глас Господний

Когда Елиуй, страстный «богсомолец», иссяк, сквозь тучи небесные прогремел голос Господа:

– Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж. Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй мне, где был ты, когда я полагал основания земли? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Где путь к жилищу света, и где место тьмы?

Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Можешь ли расчислить месяцы беременности их и знаешь ли время родов их? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?

И продолжал Господь и сказал Иову:

– Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.

И отвечал Иов Господу:

– Вот, я ничтожен… Что буду я отвечать тебе? Что бы я ни сказал, ты вправе своем сказать «нет». А на нет и суда нет… Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, но более не буду.

И отвечал Господь Иову из облака черного:

– Препояшь, как муж, чресла твои. Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй мне.

Ты хочешь ниспровергнуть суд мой, обвинить меня, чтобы оправдать себя? Ха-ха! А такая ли у тебя мышца, как у меня, а? И можешь ли ты возгреметь голосом, как я?

Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие, излей ярость гнева твоего. Посмотри на все гордое и смири его, взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их, зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.

Тогда и я признаю, что десница твоя может спасать тебя.

Вот бегемот, которого я создал, как и тебя. Он ест траву, как вол. Сила его в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его: поворачивает хвостом своим, как кедром, жилы же на бедрах его переплетены, ноги у него, как медные трубы, кости у него, как железные прутья… Это – верх путей Божиих! Только Сотворивший его может приблизить к нему меч свой.

Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

(Сентенции Господа по поводу Бегемота вряд ли поддаются вразумительному толкованию. Но нельзя забывать, что древние аллегории об аллигаторах и гиппопотамах могут быть просто недоступны для наших извращенных умов…)

Ответ Иова Господу

И отвечал Иов Господу смиренно – ведь против лома нет приема:

– Знаю, что ты все можешь, нас этому еще в начальной школе учили. Знаю я и то, что намерение твое не может быть остановлено.

Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? Так и я. Говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. «Выслушай! – Взывал я. – И я буду говорить, и что буду спрашивать у тебя, объясни мне».

Я слышал о тебе слухом уха, а вот теперь мои глаза видят тебя, поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.

Раскаяние Господне

После всего, нужно отдать должное Господу нашему: не смолол он Иова в муки туковую за его словеса крамольные, а более того, воспринял, как должно, его искренние критические замечания в свой адрес. И это еще не все! Сказал Господь Елифазу Феманитянину:

– Горит гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо мне не так верно, как раб мой Иов.

Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу моему Иову и принесите за себя жертву. И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, а Елифаз пробормотал себе под нос: «Ну вот… Хотел, как лучше, а вышло, как всегда…»

А Господь принял лице Иова. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих неразумных. И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. (Правда, осталось неясным, что сталось с проказою Иововой. Однако доподлинно известно, что в районной поликлинике не появлялось более записей о визитах Иова – значит, выздоровел!)

Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него.

И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

И дал ему Бог семерых сыновей и троих дочерей от новой жены – стройной, как лань, и душистой, как спелый персик.

Иов вслух больше на Господа не роптал, но про себя думал:

– Ну, жена-то молодая – это прибыток, а то уж прежняя моя, старая карга, уж больно ворчлива и своевольна была. А вот прежних моих детей никто уже никогда не заменит мне!

Конечно, я и новых детей своих люблю всем сердцем, но за прежних, убиенных, держу я зло в сердце моем… На кого держу? И подумать страшно…

Нарек Иов первую дочь именем Емима, вторую – именем Кассия, а третью, младшенькую – именем Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.

После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода.

ЭПИЛОГ

Закончен мой долгий и, скажу прямо, непростой труд, который, возможно, ханжам или фанатично верующим может показаться даже кощунственным. Но я, поверьте, никого не хотел обидеть. Повторяю: я в Библии вижу интереснейший литературный труд. А литература допускает интерпретации и вариации на тему.

Остается только повторить слова Екклезиаста, но уже строфой из стихотворения «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста», написанного вот уже более двух веков назад Николаем Михайловичем Карамзиным – русским историком, писателем и поэтом:

 
   Ничто не ново под луною:
   Что есть, то было, будет ввек.
   И прежде кровь лилась рекою,
   И прежде плакал человек…
 

Да, воистину, Nil novi sub luna, как говорили древние римляне…

Но в этом и сила этого гениального народного эпоса – Библии: она остается злободневной и сегодня.

В принципе, я, наверное, глубоко верующий человек. Но верю я в другого Бога – в своего Бога. Он помогает мне жить, он направляет меня, он защищает меня. Он добрый и справедливый, чему и меня все время учит.

Он пришел на эту землю со мной, он со мною и уйдет…

И по-моему, вообще каждый должен иметь своего Бога.

Мой Бог дает мне ошибаться, но потом дает возможность и осознать свою ошибку. И потом я казнюсь… Но казнюсь сам, а это посильнее любого осуждения со стороны!

Я позволю себе процитировать самого себя – это эпилог к поэме «Безысходный исход»:

 
   Своей души открою двери:
   Я сам, признаюсь, в Бога верю.
   Есть у меня мой личный Бог,
   Который в жизни мне помог.
   Он помогал, что было сил
   И жертв дурацких не просил.
   И совесть у него чиста —
   Меня избавил от креста,
   И сына не велел заклать,
   Не слал жену в ломбард закласть.
   Вот я какого Бога сын.
   И я скажу – сей Бог един:
   Со мной вошел он в этот свет,
   И вместе наш исчезнет след…
   Он Бог-Отец и Дух Святой,
   А я же – Божий сын простой!
   И мой пророк – не протокольный.
   Он – просто мой Учитель школьный.
   Второй Учитель и Пророк —
   Тот, кто мне стать, кем стал, помог.
 
* * *
 
   Встав у церковного порога,
   Как на распутии дорог,
   Сыщи ты собственного Бога.
   Он лучше, чем церковный Бог!
   А впрочем, разве дело в вере?
   Будь человеком, а не зверем.
   С крестом ты, или без креста,
   Но совесть быть должна чиста.
   А коль душа твоя убога,
   То много ль смысла в вере в Бога?
   Твори добро, люби людей,
   Не будь в плену дурных идей,
   Душой будь светел, как кристалл,
   И можешь не носить креста!
   Всех вам благ, читатель!
   Да хранит Вас Ваш Господь!
   А ведь у каждого из нас – свой Бог…
 

Сан-Диего

2010


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю