Текст книги "Патриоты"
Автор книги: Джек Кавано
Жанр:
Исторические приключения
сообщить о нарушении
Текущая страница: 28 (всего у книги 28 страниц)
Послесловие
Роман «Патриоты» относится к числу моих самых значительных исторических проектов, рассказывающих о жизни одной американской семьи. Воспользуйся я всеми материалами, которыми намеревался воспользоваться, и книга разбухла бы до тысячи и более страниц.
Исторические персонажи, действующие в этом романе, более узнаваемы, чем в предшествовавших книгах серии. Если иные читатели могли и не понять, что епископ Вильям Лод в «Пуританах» или Джон Элиот и Джон Сассамон в «Колонистах» – лица исторические, то кто не слышал о Джордже Вашингтоне, Бенджамине Франклине и Бенедикте Арнольде?
Однако в этом-то как раз и кроется проблема. Исторических деятелей героизируют и обожествляют. Вместе с тем они должны взаимодействовать с обычными персонажами книги – значит, их надо сделать более живыми, правдоподобными. Такой труд – еще и попытка вернуть небожителей на землю, где им, собственно говоря, и надлежит находиться.
Как часто приходится слышать от современников знаменитостей, что в повседневной жизни те были обычными людьми! В этом смысле наш случай типичен. За исключением Франклина, стяжавшего мировую известность еще при жизни, прочие исторические персонажи, действующие в «Патриотах», были в глазах тогдашней публики обычными людьми, ставшими национальными лидерами в необычные времена.
Что может заставить христианина выйти с оружием против правительства? Это один из самых трудных вопросов, поставленных мною в романе. Для ответа на него, по моему разумению, надо обратить взгляд в прошлое.
В те годы праведные христиане обоих полов отказывались воевать с метрополией по религиозным соображениям. Многие жители колоний не желали оказывать вооруженное сопротивление правительству и предпочли вернуться в Англию. По оценкам Джона Адамса, к началу Войны за независимость треть колонистов были революционерами, треть – лоялистами, треть приходилась на долю тех, кто не определился с выбором. Вот почему слово «патриоты» так подходит для названия романа. Мужчины и женщины, находившиеся по разные стороны баррикад, считали себя истинными патриотами – патриотами Англии или Америки.
Роман имеет четыре сюжетные линии. Джаред Морган, как доверенное лицо Франклина, был вовлечен в деятельность американской дипломатической миссии, работавшей во Франции. Путь Джейкоба Моргана традиционен для американского патриота: активное участие в «Сынах свободы», Лексингтон и Конкорд, служба в армии под началом Джорджа Вашингтона. Путь его брата-близнеца не столь характерен для лоялиста, но по-своему очень захватывающ: Исав с большой неохотой вступает в континентальную армию и волею судеб становится сподвижником Бенедикта Арнольда. На примере Энн и Мерси Морган показана обыденная жизнь женщин в революционном Бостоне. (История двух колонисток, сумевших доставить американской армии информацию о передвижении британских войск, основана на реальных фактах.)
Трое гостей, присутствовавших на званом обеде в доме Морганов, – доктор Сэмюэл Купер, Джон Хэнкок и Сэм Адамс – реальные люди. Их образы созданы на основе исторических документов. Наиболее сложным и интересным человеком я счел Сэма Адамса, что и попытался изобразить в романе.
Будучи истым революционером, Сэм Адамс придерживался сомнительной сентенции «цель оправдывает средства». Мало того, он неплохо себя чувствовал на хмельных попойках в тавернах. Вместе с тем он был одним из самых добродетельных и благочестивых представителей первого поколения революционеров, мечтал о духовном возрождении своей страны – из-за чего даже получил прозвище Последний Пуританин. Адамс надеялся, что революция будет способствовать дальнейшему духовному пробуждению колоний, начатому Джорджем Уайтфилдом, и позволит окончательно отделиться от Англии, которая, по его мнению, дурно влияла на нравственное состояние колонистов.
Я никак не мог понять, как Адамс примирял свои действия со своей верой, пока не подумал о том, что мне самому тоже случается быть непоследовательным.
Правила этикета, изложенные Мерси в столь забавной форме, были взяты из рукописного учебного пособия, которое предлагалось изучать американским школьникам. Этот исторический документ написан рукой мальчика по имени Джордж Вашингтон.
В те времена предприимчивые торговцы открыли для себя новый привлекательный рынок – Китай. За образцы посуды, стоявшей на обеденном столе в доме Морганов, взята реальная посуда, чрезвычайно ценимая в ту пору американцами.
Хорошие студенты исторических факультетов тотчас сообразят, что полемика между Исавом и Адамсом представляет собой краткий обзор предреволюционного периода американской истории. Так я не только надеялся включить роман в исторический контекст, но и хотел напомнить, что в те дни действия английского парламента были в американских семьях обыденной темой для разговоров – сходным образом наши современники обсуждают те или иные новости и политические события. Кроме того, не следует забывать, что отцы-основатели не всегда действовали согласованно и порой придерживались различных взглядов на методы революционной борьбы (о чем свидетельствует конфликт, возникший между Сэмом Адамсом и Франклином из-за личных писем генерала Хатчинсона).
Эпизод с дегтем и перьями основан на многочисленных исторических документах. Он наглядно демонстрирует внутриполитическую борьбу в колониях и дает представление о том смутном времени, когда одни американцы уже приняли решение отделиться от Англии, а другие еще не были к этому готовы.
Описание «бостонской бойни» и ежегодных публичных дней поминовения горожан, погибших в этом кровавом инциденте, основано на исторических материалах. Полицейские и представители суда знают, каково это – воссоздавать картину происшествия, основываясь на противоречивых показаниях очевидцев. У историков те же трудности, разве что интересующее их событие произошло сотни лет назад.
События в Лексингтоне и Конкорде – факты истории, как и действия Ревира, Прескотта и Доуза.
Адамс и Хэнкок останавливались в доме преподобного Джонаса Кларка и покинули его перед самым приходом королевских войск, как и сказано в книге.
Описание военной экспедиции Бенедикта Арнольда, прошедшего со своим отрядом через глухие леса Мэна к Квебеку, исторически достоверно.
Церковная служба в Ньюберипорте и вскрытие гроба Уайтфилда воссозданы по документальным свидетельствам.
По иронии судьбы самый известный предатель Войны за независимость был одним из ее первых героев. Сражение при Квебеке, а также ранения Арнольда – исторические факты.
Сведения о дипломатической деятельности Франклина во Франции были почерпнуты мною из его биографии. Популярность Франклина во французском обществе, дружба с Брийонами, его привычки, методы работы, отношения с другими членами дипломатической миссии – факты истории.
При изучении американской истории о работе американской дипломатической миссии во Франции обычно не упоминают. Между тем без ее действий, благодаря которым французское правительство оказало Соединенным Штатам экономическую и военную помощь, революция вряд ли бы победила. Кроме того, шпионская составляющая этих ранних дипломатических достижений просто пленяет. Подготовительная работа в Париже, секретные переговоры с Британией, а также предварительное соглашение с Францией сформировали основу для Договора 1783 года.
Описание жизни в местечке Вэлли-Фордж и сражения при Монмуте дано на основе исторических свидетельств. Условия жизни в лагере были невыносимыми; процветала там и карточная игра. Общеизвестные факты я дополнил яркими, выразительными деталями (так в романе появился босой часовой, стоящий на шапке), которые почерпнул из подлинных документов.
То, что барон фон Штейбен обучал солдат и офицеров американской армии военной науке, – факт общеизвестный.
Переход Филадельфии из рук американцев в руки англичан и обратно вызвал к жизни несколько замечательных историй – и выдуманных, и реальных. В то время как американские солдаты холодали и голодали в местечке Вэлли-Фордж, британцы устраивали в Филадельфии пышные приемы.
Семья Шиппен существовала в действительности; за Пегги на самом деле ухаживали майор королевских войск Джон Андре и генерал американской армии Бенедикт Арнольд.
Контакты Арнольда с британцами, осуществлявшиеся на первых порах через его жену (до того, как он покинул ее в Вест-Пойнте), действительно имели место. Я не пытался понять, что двигало изменником, лишь ввел в роман общеизвестные факты.
Став перебежчиком, Арнольд получил чин бригадного генерала британской армии; в этом качестве он совершил грабительские походы в Вирджинию и Нью-Лондон, штат Коннектикут.
После войны Арнольд и Пегги обосновались в Англии – там к нему относились с презрением.
В последние годы жизни Арнольд был чрезвычайно озабочен своей репутацией. Впрочем, самое худшее, что могло с ним случиться, случилось – американцы выиграли Войну за независимость (по каким-то причинам Арнольд убедил себя, что без него колонистам успеха не достичь).
Большой интерес для меня представляла личность майора Джона Андре. Как показано в романе, этого человека любили все. Когда Андре приговорили к казни через повешение, полковник Александр Гамильтон написал личное письмо Вашингтону, в котором просил его проявить снисходительность. Однако командующий не внял его просьбе (как, впрочем, и мольбам других людей), и Андре повесили. Гамильтон так возмутился, что решил – правда, ненадолго – уйти в отставку. О том, что Гамильтон был чрезвычайно расположен к Андре, знали все, поэтому британская секретная служба считала вполне вероятным, что он, как и Арнольд, может перейти на их сторону.
Хотя Абигайль Маттесон – фигура вымышленная, она вызвана к жизни личностью исторической.
Пейшенс Райт была художницей по воску и американской шпионкой; она жила в Нью-Йорке и дружила с Франклином. Ее виртуозно выполненные работы, как и показано в «Патриотах», поражали своей реалистичностью, чему существует бесчисленное множество свидетельств.
Одна английская леди, войдя в комнату, заговорила с горничной. И только после того как прислуга ей не ответила, англичанка осознала, что перед ней – работа Пейшенс Райт.
Миссис Джон Адамс писала, что она долго, минут десять, наблюдала за старым священником, находившимся в студии миссис Райт, прежде чем сообразила, что это восковая фигура.
Во Франции экипаж миссис Райт был задержан на контрольно-пропускном пункте. Дело было ночью. В руках художница держала восковую голову. Полицейские решили, что перед ними душевнобольная, которая убила человека и теперь пытается избавиться от его головы, и арестовали миссис Райт.
Фигура этой яркой и отважной женщины не могла не приковать к себе моего внимания; тем более что такая героиня – настоящая находка для романиста. При создании образа Абигайль я позаимствовал у Пейшенс Райт профессию и технику воскового моделирования, но не особенности ее характера, человеческие качества и судьбу.
Как и в предыдущих книгах, жизнь и приключения Морганов полностью вымышлены автором; их семейные традиции и фамильная Библия – плод моей фантазии.
Джек Кавано
Сан-Диего,
1995