сообщить о нарушении
Текущая страница: 18 (всего у книги 26 страниц)
Это оказалась совсем маленькая каморка, в которой находилась кровать, стол, верстак, маленькая печка и ещё кое-какие предметы. В стене под лестницей была расположена ещё одна небольшая дверца из потемневшего дуба. На четырёх углах на ней были вырезаны смеющиеся рожицы, а посредине — пляшущий человечек с длинным носом, а перед ней валялся покрытый пылью сорванный кусок холста.
— Это каморка папы Карло, — пояснила Шушара. — Это место тем хорошо, что вот там, под лестницей, находится вполне приличная дыра, в которую ты сможешь пролезть и спрятаться в подполье, если пёс сюда сунется. Там он точно тебя не достанет! Это самое надёжное укрытие, по себе знаю!
Искра приблизилась к двери в стене с изображением пляшущего человечка с длинным носом, перешагнув через скомканный холст:
— Это та самая дверь? Ведущая в счастливый кукольный мир?
— Да, — крыса обнюхивала каморку, оптимистично надеясь обнаружить оставленный Карло сухарик.
— Если бы сейчас отсюда вышел Буратино и увёл меня туда! — мечтательно произнесла Искра. — Я когда-то смеялась над этим, но сейчас мне так страшно, что я готова поверить во что угодно, лишь бы меня кто-то спрятал от этой страшной собаки!
— Так я ж тебе говорю: есть же подпол! Там до тебя пёс не доберётся.
— В подполе-то сидеть не праздник. Темно, сыро, нет солнышка.
— Зато уютно и надёжно!
— К тому же, все рреволюционерры всегда прятались в подполье, так говоррит исторрия! — ворон Гектор уселся на подоконник.
— Учитель! — бросилась к нему Искра. — Что, вы видели пса, он далеко отсюда?
— Всё хоррошо, Искрра. Я пустил его по ложному следу. Я сказал ему, что видел, как ты садилась на подножку поезда, которрый дерржит путь в совсем дрругой конец корролевства! Так что какое-то врремя ты можешь жить спокойно, пёс появится здесь не скорро.
Искра сразу повеселела и рассыпалась в благодарностях.
Но крыса по-прежнему была угрюма, она хотела есть и настроение у неё было отвратительное, что в доме не нашлось и крошки.
Искра, будучи по своей природе любопытной и любознательной, на пару с Шушарой обшарила всю каморку и обнаружила брошенную кем-то лютню. Крыса предположила, что, вероятно, это была новая лютня Пьеро и он забыл её здесь, когда проходил в иной мир.
========== Глава 61. Звезда улицы ==========
За маленьким окошком каморки темнело. Шушара зажгла лучинку, стоявшую на столе.
Искра присела на кровать папы Карло, оперлась спиной о стену из холодных серых кирпичей и тихо заиграла, перебирая струны пальчиками.
— А ведь я так ни разу по-настоящему не выступала на сцене, как мне хотелось! — задумчиво проговорила она. — Только в качестве клоуна, когда это было пыткой для меня.
Крыса потеребила пальцами подбородок.
— А ведь это могло бы осущщществиться теперь, — промолвила она. — Почему бы тебе не выступить завтра перед публикой прямо на улице? Возможно, мы бы могли заработать кое-какие денежки, чтобы хотя бы купить жратвы… А то в желудке прямо ветер свищщщет!
Глаза Искры вспыхнули огнём.
— А в самом деле! — радостно проговорила она. — Что мешает мне выступить завтра на улице, если умница Гектор направил моего преследователя Артабано в другой конец королевства? Мне пока ничто не угрожает. Даже не верится, я буду выступать! Какая же ты молодец, Шушара, что додумалась до этого!
— Так ведь у меня ум крысы — самый острый в мире! — Шушара хвастливо постукала себя по темени пальцем с коготком.
Искра соскочила с кровати на пол.
— Петь-то я умею и на лютне играть не разучилась, а вот получится ли у меня танцевать после того, как мне переделали ногу? — засомневалась она. — Я же никогда не обучалась танцевать, только наблюдала, как это делают танцоры и танцовщицы!
Она напрягла память, стараясь восстановить в ней все па, какие она запомнила, когда смотрела на репетиции кукол. Затем постаралась повторить их, как могла.
— Ничего, для непритязательной публики сгодится! — махнула лапой крыса, зевая. — Мы ж не перед театральной комиссией из знатоков завтра выйдем. Уличные зрелищщща смотрят простые люди. Им достаточно того, что кукла появится перед ними и попробует их развлечь! — она запрыгнула прямо на подушку на кровати, на самую середину и поудобнее устроилась на ней. — Ложись-ка лучшшше спать, нам просто необходим отдых!
Через несколько минут кукла и крыса уснули на кровати папы Карло и, поскольку обе предостаточно устали, то спали они так крепко, что им даже не довелось узреть сновидений.
Искра пробудилась первой и тут же начала суетиться: расправлять на себе рубиновое платье, которое примялось в постели, настраивать струны лютни, пробовать играть на них, припоминая песни из репертуара Канарины, которые сама и сочиняла для неё.
Через полчаса они с Шушарой уже оказались на улице, по которой туда и обратно сновали прохожие и крыса, пройдя чуть вперёд, прокричала:
— Почтеннейшшшая публика, только сегодня и только для вас: великая исполнительница эстрадных песен, музыкантшшша и танцовщщщица, любимица тарабарского короля — непревзойдённая Искра! Не упустите возможность увидеть это!
Зеваки уже сбегались со всех сторон — они были падки на всякие зрелища, тем более, такое редкое. Всему городу было известно, что живых кукол-актёров возможно посмотреть только в театре Карабаса-Барабаса и не задёшево, а тут такая кукла появилась среди них и собиралась выступать. Шушара и Искра тут же оказались окружёнными толпой зрителей.
Крыса сделала Искре знак, махнув лапой, и та заиграла на лютне и запела одну из песен из репертуара Канарины, слегка пританцовывая.
Песня ещё не успела закончится, а Шушара уже бегала по кругу мимо зрителей со старой шляпой папы Карло в лапках, выкрикивая:
— Знаменитая Искра не ела целых два дня, она проводила время в репетициях, отшшшлифовывая своё мастерство! Давайте соберём денежек на обед великой актрисе!
В шапку папы Карло посыпались монеты — почти все зрители платили, сколько могли, видимо, зрелищем были довольны.
Искра вернулась в каморку весёлая, она смеялась, подпрыгивала и кружилась на месте. Наконец, она выступила перед публикой, наконец, оценили её талант, а не потешались над былым уродством! Как же хороша жизнь! Она теперь тоже полноценная актриса, пусть даже уличная, она — звезда улицы, но она благодарна судьбе и за это!
Шушара высыпала из шляпы на пол горсть медяков, принялась их раскладывать на кучки, внимательно считая и не обращая внимания на Искру которая, как казалось крысе, была неизменно верна себе в своём легкомыслии.
— Тааак, неплохо! — наконец, довольно проговорила она, потирая лапки. — Это, конечно, не золото, но на хлеб хватит, на сыр и колбаску, можно будет даже докупить немножечко винца для настроения!
— Да, неплохо было бы перекусить, — согласилась кукла. — А то я с этими переворотами и подпольной жизнью совсем забыла, что после вчерашнего завтрака больше ничего и не ела.
— Ну так я схожу в продуктовую лавку, — проговорила крыса. — А ты лучшшше посиди в каморке, не высовывайся наружу, а то ты без меня ещё наживёшшшь какие-нибудь приключения!
— Слушаюсь, мой командир! — засмеялась Искра.
========== Глава 62. Неожиданная опасность ==========
Артабано расхаживал взад и вперёд по перрону, ожидая, когда пребудет поезд на другой конец королевства. Он тоже сядет на подножку поезда и доберётся туда, чтобы искать беглянку там.
Однако, умного пса одолевали сомнения в правдивости слов Гектора, сказавшего ему, что кукла Искра уехала именно туда. Ворон был почтенным и врать ему не пристало, но чутьё Артабано подсказывало, что, поехав на другой конец королевства, он только потратит уйму времени, так и не достигнув своей цели.
— Нет, всё-таки надо сначала обшарить этот город! — вслух произнёс волкодав, подняв нос вверх и принюхался к ветру…
Уже несколько дней подряд Искра выступала на улицах и во дворах города и Шушара, приобретшая в одной из лавок небольшой бубен, работала с ней на подтанцовке, но в обязанность её больше входило призывать публику и собирать с них плату за выступление.
Затем на вырученные деньги в лавке покупался хлеб и другие продукты. Кукла и крыса жили сытно и обе ощущали, как радость жизни и жажда жить переполняет обоих.
Всё было бы как нельзя лучше, если бы над Искрой не нависала угроза когда-нибудь попасться в лапы Арабано.
— Думаю, он вернётся в нашшш город не раньшшше, чем через месяц, — рассуждала крыса, — мы сможем ещё пожить и поработать здесь. А там, допустим, ещё через несколько дней мы просто сядем на подножку поезда и уедем ещё в какой-нибудь конец королевства — пусть он нас поищщщет там! — она хихикнула.
— Что ж, мне всю жизнь так и бегать от него?
— А что тут такого? Артисты именно такой образ жизни и ведут — они в постоянных разъездах, на гастролях. Зато есть возможность прославиться на весь мир!
Но Артабано объявился раньше, чем ожидали кукла и крыса.
Это было средь бела дня, когда Искра в очередной раз шла по улице, распевая песни под звуки лютни, а крыса двигалась сзади, приплясывая и ударяя лапкой в бубен.
И тут Искра увидала его.
Огромная чёрная собака неслась на неё, как ураган, разинув пасть со стальными зубами, приближаясь, как неминуемая беда. Бедная кукла оцепенела, выронив из рук лютню и ей почудилось, что она сейчас умрёт.
Но крыса оказалась расторопнее её. От её внимания также не могла ускользнуть несущаяся на неё и куклу огромная страшная собака, но краем глаза Шушара также заметила у обочины дороги, по которой они с Искрой шагали, роскошную карету, запряжённую шестёркой лошадей. Дверь кареты была приоткрыта, а в самом салоне кареты никого не было.
Вцепившись в запястье куклы, крыса изо всех сил рванула её и потащила к этой карете. Затем чуть ли не пинками затолкала в салон и заставила залезть под сиденье — небольшой диванчик, оббитый красным бархатом. И, подскочив вверх, уцепилась за ручку двери кареты, уперлась лапками в косяк и захлопнула дверь.
Артабано громко залаял, запрыгал возле кареты, стараясь заглянуть в окошко.
Но через несколько минут объявились и сами хозяева кареты:
— А ну, пошёл вон, мерзкий пёс! — услышали лежавшие под оббитым бархатом диванчике кукла и крыса глухой мужской голос. — Пошёл вон или я позову полицию!
— Кукла! — прорычал Артабано. — Там кукла моего хозяина! Отдайте мне её и я оставлю вас в покое!
— Какая ещё кукла! Нет у меня твоей куклы! Полиция! Полиция! Помогите!
Послышался звук полицейского свистка и рычание других собак, видимо, полицейских:
— Ты, бездомная псина, посмел нарушать покой почтенного господина?! Ты арестован!
— Артабано, кажется, арестовали! — радостно прошептала Шушара.
Искра облегчённо вздохнула.
На диванчике оказались двое человек, у одного из них ноги обтягивали тёмные брюки, а у другого они были скрыты под пышной юбкой из множества кружевных воланов.
Карета куда-то мчалась, стуча колёсами по булыжной мостовой.
— Папа, что за куклу хотел этот пёс? — спросил детский нежный голос. — И, кстати, о кукле. Ты так давно не покупал мне новых кукол!
— Франческа, я же сказал тебе, что новых кукол у тебя не будет до тех пор, пока ты не выучишь азбуку! И как же тебе не стыдно, твои подруги уже давно умеют читать и писать, а ты за три года не выучила ни одной буквы!
— Но мне это неинтересно, папа. Мне скучно учиться. В куклы играть гораздо интереснее!
========== Глава 63. Живая игрушка ==========
Между папой и дочкой завёлся разговор: папа принялся объяснять девочке о пользе образования, а дочка - просвещать отца о пользе игрушек.
Карета мчалась какое-то время, её колёса стучали по булыжной дороге, отчего Искра, лежавшая на полу кареты, чувствовала себя не очень комфортно.
Наконец, карета остановилась и папа с дочкой собрались выйти из неё. Крыса и кукла проворно спрятались за широкую и длинную юбку Франчески и выбрались следом.
Из-за пышных складок юбки девочки Искра толком не могла разглядеть окружающей обстановки, куда она идут. Но двигаться было надо, искать убежище от ужасной собаки! Кто знает, не вырвалась ли она из лап полиции, не бежала ли следом за каретой?
Когда папа, дочка, Шушара и Искра оказались внутри дома, кукла также не имела возможности рассмотреть окружающую обстановку. И только когда они оказались в какой-то комнате, папа приказал дочери пройти в его кабинет, потому что их разговор не был окончен, девочка последовала за ним, а кукла и крыса остались в этой комнате.
Комната была великолепна! Стены её имели персиково-розовый цвет, мебель была мягкой, оббитой плюшем, на полу был расстелен толстый роскошный ковёр.
Кроме того, в ней находилось нечто, что привлекло к себе особое внимание Искры. На небольшом диванчике рядком сидели куклы. Они выглядели так, что от восторга Искра даже зажмурилась! На каждой из них были просто чудесные наряды: красные, зелёные, голубые, белые, из бархата, шёлка, атласа, кружев; на головах кукол красовались шляпки с перьями, береты, чепчики; туфельки украшены стразами, бисером, бусинками.
Искра вежливо поздоровалась с ними и в знак уважения сделала реверанс, но куклы только надменно промолчали в ответ и смотрели на неё пустыми стеклянными глазами. Искру возмутило их высокомерие, однако, приблизившись а ним, она вдруг поняла, что они были неживыми.
- Подумать только, - задумчиво проговорила она, - на мёртвых куклах - и такие прекрасные одеяния? Зачем они им? А тем временем, живых кукол Карабас облачает в серую мешковину! Ну, скажите, где справедливость?
Между тем, Шушра уже проворно носилась по комнате, заглядывая под шкафы, кровать, столик в поисках еды.
- И что толку в этой роскошшши, если нет и крошшки еды! - ворчала она.
Не обращая на неё внимания, Искра принялась рассматривать другие предметы. Это была мебель для кукол: маленький круглый столик, уставленный чашечками и блюдечками с розочками; маленькие стульчики вокруг столика; диванчик с плюшевыми подушечками; кресла с округлыми валиками. Но особенно впечатляюще смотрелась кукольная кроватка, покрытая голубым стёганым атласным одеяльцем с кружевами по краям и такие же подушки.
- Вот это кроватка, так кроватка! - восхищённо проговорила Искра. - Не чета тем кроватям, на которых мы спали у Карабаса.
В доме Карабаса у кукол из постели были только серые фланелевые одеяла без всякого пододеяльника; простыни и наволочки из грубой холстины; не очень толстые матрацы. Поэтому Искра не удержалась от соблазна присесть на кроватку с атласным одеяльцем и почувствовала, как мягко сидится на этой постельке.
- Подумать только, такие удобства - и всё для мёртвых кукол, которые это не оценят! - вздохнула она. - А бедные куклы в доме Карабаса в последнее время вообще спали на голых досках! А где они спят сейчас? Что вообще там с ними происходит?
Крыса приблизилась к ней, почёсывая когтями всклокоченную голову.
- Хорошшшо бы задержаться в этом доме, - рассудительно произнесла она. - Думаю, здесь есть подпол. И если хорошшенько пошшшарить, найдётся и провиант. В богатом доме он должен водиться, а это, судя по всему, уж точно не дом бедняка!
Внезапно скрипнула дверь и крыса юркнула под кукольную кроватку. А Искра так перепугалась, что замерла на кукольной кроватке и не смела даже дышать полной грудью.
Это оказалась та самая девочка, в складках платья которой прятались кукла и крыса.
И девочка сразу же заметила Искру, сидевшую на кукольной кроватке.
- Ой, новая куколка! - воскликнула она. - И какая хорошенькая! Значит, папа всё-таки решил купить мне новую куклу!
Франческа присела возле кроватки, рассматривая Искру.
- И подумать только, она как настоящая! У неё глаза, как у человека! Она отличается от всех других моих кукол! Такой игрушки у меня ещё не было никогда! - девочка протянула к ней руки.
Искру настолько покоробило слово "игрушка", как называл её в последнее время Карабас-Барабас, что она не могла не произнести:
- Простите, но я не игрушка! Я живая, а живая кукла совершенно не может быть чьей-то игрушкой! И меня нельзя купить! Я пришла сюда сама!
Девочка с восторгом воскликнула:
- Ой, живая!.. Живая кукла! - похоже, радости ребёнка не было предела. Искра и не знала, что живая кукла являлась мечтой всех девочек на планете! Но поняла, что ей тут рады и она может вести переговоры.
========== Глава 64. Искра играет с Франческой в школу ==========
- Значит, ты хочешь, чтобы я осталась у тебя? - спросила Искра.
- Конечно, конечно! - Франческа подскочила на ноги и весело закружилась по комнате, затанцевала, а затем снова присела на корточки перед живой куклой.
- Но у меня есть одно небольшое условие, - продолжала Искра. - Если хочешь, чтобы я жила у тебя, тогда ты позволишь жить здесь и моей подруге, - она похлопала по атласному одеяльцу и из-под кроватки высунулся серый нервно подрагивающий нос Шушары, сверкнули её красные глазки.
- Здрасссьте! - выдавила она из себя.