Текст книги "Фонд"
Автор книги: Айзек Азимов
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 14 (всего у книги 14 страниц)
– И вы надеетесь на это? И чего же вы ждете? Восстания домохозяек? Жакерии? Внезапного бунта мясников и бакалейщиков, выкрикивающих «Верните нам автоматические ядерные стиральные машины, безукоризненно стирающие белье!»?
– Да нет же, – нетерпеливо ответил Мэллоу, – на это я не рассчитываю. Но я ожидаю, что возникнет атмосфера недовольства, которая постепенно затронет и более важных лиц.
– И кто же эти более важные лица?
– Владельцы заводов и фабрик, кореллианские предприниматели. Через два года остановятся все станки. А те предприятия, которые мы полностью оснастили нашими ядерными устройствами, неожиданно обанкротятся. На предприятиях тяжелой промышленности не будет работать ни одна машина.
– Но фабрики неплохо работали там и до того, как вы посетили Корелл.
– Это так, Сутт, но они получали лишь двадцатую часть нынешней прибыли, даже если мы не примем во внимание затраты на переход к неядерной технологии.
Когда все банкиры, промышленники и весь простой люд поднимутся против него, сколько, по вашему, продержится Коммдор?
– Столько, сколько ему будет угодно, если он догадается, что ядерные генераторы можно получить у Империи.
Мэллоу весело рассмеялся:
– Вы просчитались, Сутт, так же сильно, как и сам Коммдор. Послушайте, старина, Империя не может заменить им наши генераторы. Империя всегда располагала колоссальными ресурсами. И они считали все на планеты, звездные системы, на целые сектора Галактики. Их генераторы огромного размера, поскольку их создатели были больны гигантоманией.
И совсем другое дело наш Фонд, наша маленькая планета, практически лишенная металлов. Мы были вынуждены работать в режиме строгой экономии. Наши генераторы – размером с большой палец, потому что мы не могли себе позволить расходовать на них больше металла. Нам пришлось создавать новую технику и технологию, которые Империя не сможет у себя воссоздать, поскольку ее ученые деградировали до такой степени, что о серьезном прогрессе в науке не может быть и речи.
Обладая огромными ядерными щитами, достаточно большими, чтобы защитить корабль, город или даже целую планету, они так и не смогли создать щит для одного-единственного человека. Для обогрева и освещения городов они используют генераторы высотой в шестиэтажный дом. А когда я сказал одному из их специалистов-ядерщиков о том, что в свинцовом контейнере величиной с грецкий орех может уместиться ядерный генератор, он чуть не задохнулся от возмущения!
К тому же они даже не понимают, как работают эти гигантские механизмы. На протяжении жизни многих поколений генераторы работают в автоматическом режиме, и обслуживающий персонал превратился в замкнутую касту; никто из них не способен устранить даже незначительное повреждение.
И эта война – соревнование двух систем, Империи и Фонда; большого с малым. И чтобы подчинить себе планету, они дают взятки огромными кораблями, которые полезны на войне и совершенно бесполезны для экономики. Мы, напротив, подкупаем небольшими вещичками, бесполезными на войне, но жизненно необходимыми для благосостояния и получения доходов.
Король или Коммдор примет такие корабли и даже объявит войну. На протяжении истории деспотичные правители жертвовали благосостоянием своих подданных ради того, что они считали делом чести. Но в нашей жизни по-настоящему важны только мелочи, и Аспер Арго не удержится у власти, если через два-три года Корелл охватит экономический кризис.
Сутт стоял у окна спиной к Мэллоу и Джэлу. Смеркалось, и на фоне подернутой легкой дымкой Галактики, где еще сохранялись враждебные Фонду остатки Империи, ярко светили звезды, ведущие здесь, на самой окраине Периферии, затяжную, без активных действий войну.
– Нет, вы не тот человек, – сказал Сутт.
– Вы не верите мне?
– Я не доверяю вам. Вы сладкоречивы. Вы обвели меня вокруг пальца в Корелле, когда я был уверен, что вы под надежным «колпаком». А когда я считал, что на процессе мы загнали вас в самый угол, вы сумели выскользнуть и при помощи демагогии занять место мэра. Вы неискренни, лживы, а в ваших словах и поступках всегда кроется какой-то тайный смысл.
Предположим, что вы предатель. Предположим, что во время вашего пребывания в Империи вам пообещали власть и деньги. В таком случае вы вели бы себя именно так, как сейчас! Вы начали бы войну, укрепив перед этим противника. Вы вынудили бы Фонд занять пассивную позицию. И вы сумели бы все убедительно объяснить. Настолько убедительно, что вам все поверили бы.
– Ваши слова означают, что вы отказываетесь от компромисса? – спросил Мэллоу.
– Они означают, что вы должны добровольно уйти в отставку, а не то мы заставим вас.
– Я предупредил о том, что вас ожидает, если вы откажетесь сотрудничать с нами.
От сильного волнения кровь прилила к лицу Джорана Сутта.
– А я предупреждаю вас, Хобер Мэллоу со Смирно, что если вы меня арестуете, то пощады не ждите! Мои друзья пойдут на все, чтобы рассказать правду о вас, и простые люди Фонда объединятся в борьбе против своего чужеземного правителя. Они осознают свое предназначение – смирнийцу этого не понять, и поэтому вы будете уничтожены!
Хобер Мэллоу тихо сказал двум вошедшим в кабинет охранникам:
– Уведите его. Он арестован.
Сутт сказал:
– Это ваш последний шанс.
Мэллоу погасил окурок сигары и даже не взглянул на него. А еще через пять минут Джэл спросил его усталым голосом:
– Ну хорошо, теперь у нас есть мученик за праведное дело. Что дальше?
Мэллоу отставил пепельницу.
– Это не тот Сутт, которого я знал. Это разъяренный бык с налитыми кровью глазами. Клянусь Галактикой, он смертельно ненавидит меня.
– Это тем более опасно.
– Опасно? Чепуха! Он утратил чувство реальности.
– Вы слишком самонадеяны, Мэллоу, – мрачно сказал Джэл, – вы полностью игнорируете вероятность народного восстания.
Мэллоу так же мрачно посмотрел на него:
– Запомните раз и навсегда, Джэл, никакого восстания не будет!
– Вы уверены в своей правоте?
– Я уверен в том, что преодоление кризиса Селдона не должно противоречить ходу событий, как внутри страны, так и за ее пределами. У меня имеются определенные соображения, которыми я не стал сейчас делиться с Суттом. Он пытался контролировать сам Фонд при помощи религии, как он контролировал другие планеты, – и потерпел неудачу, что является несомненным признаком того, что по Плану Селдона религия уже сыграла свою роль.
Контролировать экономику можно самыми различными способами. И, перефразируя знаменитый афоризм Сэлвора Хардина, который вам так нравится, можно сказать, что плох тот бластер, который не стреляет в обе стороны. Если Корелл процветал при помощи нашей торговли, то и мы не оставались внакладе. Если кореллианские заводы разорятся, когда торговля прекратится, и если благосостояние других планет будет подорвано с наступлением изоляционизма в торговле, то и наши фабрики обанкротятся, а наше процветание закончится.
А ведь все фабрики, торговые центры и транспортные компании находятся у меня в руках, и я просто-напросто сотру их в порошок, если Сутт попытается начать на них революционную пропаганду. Если его пропаганда будет успешной или всего лишь будет выглядеть так, будто она успешна, я позабочусь о том, чтобы они перестали существовать. А процветание продолжится, потому что на моих заводах никто не будет уволен.
И те же доводы, которые убеждают меня в том, что кореллианцы восстанут, требуя благосостояния, убеждают меня и в том, что наш народ против благосостояния не взбунтуется. Игра будет сыграна до самого конца!
– Таким образом, – заметил Джэл, – вы создаете плутократию. Вы делаете из Фонда государство торговцев и торговых магнатов. Что же тогда нас ожидает в будущем?
Мэллоу угрюмо посмотрел на него и в сердцах воскликнул:
– Почему я должен заботится о будущем? Разумеется, Селдон предвидел его и все предусмотрел! В грядущие времена нас ожидают новые кризисные ситуации, когда деньги перестанут быть реальной силой, как в настоящее время это произошло с религией. И пусть эти новые трудности преодолевают мои преемники, подобно тому как я сумею выйти из кризиса нынешнего!
Корелл …и по прошествии трех лет войны, которая, несомненно, была самой мирной войной за всю историю человечества, Республика Корелл безоговорочно капитулировала, и в сердцах граждан Фонда рядом с Хэри Селдоном и Сэлвором Хардином нашлось место и для Хобера Мэллоу…
Галактическая Энциклопедия.








