Текст книги "Тропы Алтая"
Автор книги: Сергей Залыгин
сообщить о нарушении
Текущая страница: 26 (всего у книги 26 страниц)
Миновали Семинский перевал. Там, на высоте, была уже зима, снег покрыл тундровую растительность и деревья тонким блестящим налетом. Когда спустились в деревню Топучую, зима кончилась, но и здесь все дышало воздухом глубокой осени: и увядшие травы, и кустарники с оголенными ветвями, и даже белесая вода речушки Семы, вдоль которой разматывалась серая лента дорожного полотна.
Солнце светило по-осеннему через негустые тучи, свет был рассеянным, блеклым, и только кое-где по склонам плыли ярко-желтые пятна.
Некоторое время машина экспедиции держалась позади другой – с запоздалыми туристами.
Поеживаясь в холодке, в белых войлочных шляпах, туристы пели о человеке, который не заметил, как к нему пришла седина.
Туристов скоро обогнали.
Вершинин-младший и Лопарев сидели на спальных мешках, прислонившись к борту. Лопарев, наверное, обдумывал что-то, что касалось его встречи с лесничим Саморуковым в лесхозе.
Должно быть, по этому поводу он иногда обращался к Вершинину-младшему. Ветер уносил его слова.
Рита, закутав ноги палаточным пологом, сидела напротив, не спуская с Андрея удивленных глаз. Андреи ее взгляд, должно быть, замечал… Может быть, он даже и стеснялся этого взгляда, может быть, стеснялся потому, что рядом с Ритой не было Онежки… Так показалось Рязанцеву, и он с какой-то поспешностью стал глядеть на Вершинина-старшего.
Подняв меховой воротник кожаного пальто и укрывшись за кабиной, Вершинин-старший сидел на ящиках с экспонатами. Он был слегка простужен, но простуды на этот раз не признавал и не хотел ехать в кабине. Он был не только бодр, но еще и горд. Чем-то он напоминал Рязанцеву бывшего директора совхоза Парамонова. Вершинину-старшему было под шестьдесят, и улыбка и выражение лица утверждали, что годы эти ему не в тягость. Скорее – они Вершинина украшали.
Вершинин-старший закрывал собою половину стекла и проволочной решетки, а через другую половину оконца вид*елась узкая полоска красного свитера: в кабине ехала Полина, и свитер был на ней тот самый, который так недавно и так отчетливо Рязанцев видел с вертолета… Когда Рязанцев вернулся в лагерь после воздушных путешествий, Полина встретила его на тропе опять в этом же свитере и в слезах.
– Ника, милый! Напугал до смерти! – сказала она, всхлипывая и улыбаясь.
– Я? Как это случилось? – удивился Рязанцев.
– Боже мой, какой глупый! Вертолет пролетел над лагерем, назад не возвращался, а в той стороне была такая страшная гроза! Непонятно?
– Это, наверное, ты глупая, Полина, – ответил Рязанцев. Надо ведь было ему сказать какие-то слова.
Он подумал, что, должно быть, навсегда прошло для него время, когда собственные чувства были ему нипочем: он их порождал, он ими и владел.
С возрастом они становились не слабее, а сильнее, только его способность их вмещать, сохранять всегда при себе, была все больше.
Вскоре за Шебалиным, справа от дороги, на одном из склонов заметили первую сосну, отсюда уже начинались сосновые леса, а кедр и особенно лиственница стали встречаться реже.
Сосне приветственно помахали.
Спустя еще несколько часов, когда машина поднялась на взгорок, в небе показались вдруг подъемные краны. Их никто и никогда не замечает нынче в городском пейзаже, но тут заметили все сразу, стали считать, вглядываться в тонкие стрелы, устремленные в небо. Они уже были в окрестностях Бийска.
Вдоль тракта то с одной, то с другой стороны мелькали полосатые столбики.
Столбики эти не отмечали ни населенных пунктов, ни километров – они ограждали путь, но Рязанцев подумал, что, может быть, какой-то из них вот сейчас отметил половину его жизни. Так хотелось ему верить, что только половину, и хотелось подвести какой-то итог, какую-то черту на этом полпути.
Столбик за столбиком, которые он примечал, быстро отставали, совсем исчезали за поворотами, а невидимая черта как будто все еще двигалась вместе с Рязанцевым.
Полина тоже смотрела на дорогу через стекло кабины…
Давным-давно исхожены все тропы на обетованной земле. А между тем…
1959–1961
Новосибирск
Телецкое озеро
Разведчики
Ущелье Чулышмана
Геологи
Летнее наводнение
Горный ручей
Высокогорные луга
СЕРГЕЙ ЗАЛЫГИН
ТРОПЫ АЛТАЯ
РОМАН
Издательство ЦК ВЛКСМ
„Молодая гвардия“
1972
Р2
З—25
Художник А. СЕМЕНЦОВ-ОГИЕВСКИЙ
7—3—2
261—1972
Залыгин Сергей Павлович
З-25 ТРОПЫ АЛТАЯ. Роман. М., «Молодая гвардия», 1972.
384 с., с илл. Р2
Редактор З. Коновалова
Художественный редактор Н. Печникова
Технический редактор Н. Туркина
Корректор А. Долидзе
Сдано в набор 7/XII 1971 г. Подписано к печати 29/III 1972 г. Формат 84×1081/32. Бумага № 2. Печ. л. 12 (усл. 20,16) + 5 вкл. Уч. – изд. л. 21,2. Тираж 100 000 экз. Цена 90 коп. Т. П. 1972 г., № 261. Заказ 2107.
Типография издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва, А-30, Сущевская, 21.