412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Руслан Васильевский » По следам древних культур Хоккайдо » Текст книги (страница 10)
По следам древних культур Хоккайдо
  • Текст добавлен: 8 июля 2025, 17:31

Текст книги "По следам древних культур Хоккайдо"


Автор книги: Руслан Васильевский


Жанры:

   

История

,

сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

Так думает, например, профессор Харуо Ойи. Согласно его взглядам, сатсумонская культура сформировалась в юго-западной части Хоккайдо в результате взаимодействия культуры последзёмона и культуры с керамикой типа хадзи. В процессе продвижения сатсумонского населения на север Хоккайдо оно ассимилировало носителей охотской культуры восточной части острова. В XIV веке нашей эры японская культура с Хонсю вновь стала продвигаться на Хоккайдо. Под ее влиянием культура сатсумон постепенно трансформировалась в культуру айнов – предков тех самых айнов, которых в конце XVII – начале XVIII века и увидели первые европейские путешественники.

Население культуры сатсумон, судя по остаткам их поселений, занимало центральную и юго-западную части острова Хоккайдо, северную часть провинции Тохоку, остров Хонсю, включая полуострова Цугару и Симокита, а также северные районы провинции Аомори. Сатсумонская культурная область в целом совпадает с территорией обитания айнов.

Многие характерные элементы культуры сатсумонцев – ткачество, стиль одежды, типы ножей, конструкция полуземлянок, некоторые земледельческие орудия, применявшиеся при возделывании гречихи и проса, – аналогичны айнским. Все это позволяет японским исследователям говорить об этнической связи айнов с культурой сатсумон. Факты эти, как и сама гипотеза, интересны и заслуживают внимания. Однако нельзя забывать и о том, что между культурой сатсумон и айнской есть существенные отличия. У айнов, например, был хорошо развит морской промысел, тогда как сатсумонцы его не знали. Не существовало у сатсумонцев и культа медведя. Не найдены на их поселениях и яркие предметы искусства, богато орнаментарованные изделия и украшения, столь характерные для культуры айнов. Отмечены также значительные различия в погребальных обрядах этих двух народов.

Рис. 48. Современная айнская женщина в национальной одежде.

Так что предположения об этнической связи айнов с культурой сатсумон можно считать пока только гипотезой. Имеющихся на сегодняшний день фактов совершенно недостаточно для доказательного решения айнской проблемы. И айны по-прежнему остаются загадочным народом.

В настоящее время айнов осталось немного: по одним данным – 7 тысяч, по другим – около 10–12 тысяч человек (рис. 48). Живут они в основном на Хоккайдо в провинции Хидака. Наиболее крупное селение айнов – Нибутани в Хиратори-мати. В основном же поселки смешанные, японо-айнские – сямо. Старинные обычаи и традиции сохранились в памяти стариков, молодежь их не знает, как не знает и айнского языка.

Правительство Японии начиная с XIX века всячески пыталось приобщить айнов к японскому образу жизни. Мужчин заставляли стричь длинные волосы и брить бороды, а женщинам запрещали носить национальную одежду, расшитую красивыми узорами, делать татуировку. Строгие запреты уже в начале XIX столетия были введены на традиционные айнские ритуальные обряды, в том числе медвежий праздник. Делались попытки заставить айнов отказаться от традиционных хозяйственных занятий – охоты и рыболовства. С этой целью в конце XIX века даже была проведена специальная земельная реформа, согласно которой каждая айнская семья получала свой надел. Айнам давались японские фамилии и имена, детей заставляли учить японский язык, всячески поощрялся переход к японскому образу жизни. Все это, естественно, не могло не сказаться на жизненном укладе айнов.

В последние годы процесс японизации айнов, утраты ими национальной культуры и языка особенно усилился.

* * *

Наступил день отъезда. Я покидаю гостеприимный остров Хоккайдо. Вместе с японскими коллегами мне посчастливилось совершить несколько маршрутов по следам древних культур Хоккайдо протяженностью около 3500 километров: по огромной дуге обогнуть северо-восточное побережье острова, а затем дважды пересечь его с запада на восток и с востока на запад. Еще ни одному зарубежному археологу не удавалось осуществить такую поездку. Сидя в самолете, уносившем меня на родину, снова и снова вспоминаю обсидиановые орудия Сиратаки – подлинные шедевры палеолитического производства, странные камни Нонакадо, сэкибо Касиваги, завораживающие догу, атрибуты таинственного медвежьего праздника, смелых зверобоев охотской культуры, загадочных айнов… Конечно, далеко не все археологические памятники, с которыми довелось познакомиться, нашли отражение в этой книге. Нет здесь рассказа о широких раскопках многослойного поселения Титосэ, об открытии новой докерамической стоянки Мотоёси около города Энгару, о работах японских ученых по трассологическому методу, разработанному С. А. Семеновым и др.

В моем путевом дневнике остается еще много нерешенных вопросов. Чтобы ответить на них, нужны дополнительные данные. По-прежнему нет полной ясности в вопросе о первоначальном заселении человеком Хоккайдо и эволюции его древнейших культур. Мы знаем только, что около 20 тысяч лет назад люди уже начали осваивать остров. В это время Хоккайдо естественными сухопутными мостами соединялся с материком. Японское море было внутренним озером. Около 16–18 тысяч лет назад образовались Корейский и Цугарский проливы. Хоккайдо стал оконечностью вытянутого на север полуострова, соединенного через Сахалин с Азиатским континентом. Проливы Лаперуза и Татарский еще не существовали, и люди вслед за животными могли свободно переходить по этому полуострову. Интересно, что именно в это время на Хоккайдо начинает развиваться культура сиратаки, имеющая ряд общих элементов с культурами Приморья, Забайкалья, Монголии.

Около 12–13 тысяч лет назад образуется пролив Лаперуза. Хоккайдо становится островом, и снова наблюдаются любопытные нюансы в развитии культур. Исчезает культура позднего периода сиратаки с ее оригинальной техникой юбетсу, появляются стоянки типа Говарубетсу, каменные изделия которых и техника обработки напоминают орудия североазиатских стоянок (Санный Мыс в Забайкалье, Верхоленская Гора и Усть-Белая в Прибайкалье). Что это – простое совпадение или подражание далеким образцам, вызванное влиянием культур Северной Азии?

Другая сложная проблема – появление на Хоккайдо в позднем дзёмоне курганных могильников и кольцевых каменных оград, которые выглядят очень похожими на курганные могильники Азии, особенно памятники афанасьевского и андроповского времени Сибири. Исследованный в 1977 году у города Энина такой могильник с земляными насыпями вновь задал массу загадок. Имеют ли эти курганные захоронения и каменные ограды местные корни или же появились под влиянием племен степных пространств Азиатского материка? Пока ответов на эти вопросы пет.

Не менее сложна проблема взаимоотношения культуры сатсумон с охотской и айнской культурами. Долгое время считалось, что носителями культуры сатсумон были охотники и рыболовы внутренних районов Хоккайдо. Однако в последнее время при раскопках сатсумонских памятников Касиваги недалеко от Титосэ, Тоётоми в префектуре Соя обнаружены жатвенные серпы, обугленные зерна гречихи, проса, бобовых. Эти открытия кардинальным образом меняют представления о культуре сатсумон и доказательно указывают на то, что сатсумонцы занимались земледелием.

По-прежнему волнующей остается айнская проблема, расшифровка идеологических представлений, глубинных традиций этого загадочного народа.

Говоря об идеологии айнов, многие исследователи пишут о культе змеи как основном сюжете айнской мифологии. При этом нередко истоки этих сюжетов ищут на юге, в малайско-полинезийской культурной области. Поиски таких южных этнических индикаторов айнов, бесспорно, интересны. Однако не следует забывать, что культ змеи имеет очень глубокие корни и широкое распространение. В мифологиях почти всех народов змея – символ изначальности. Это древнейший и загадочный феномен психологического бытия человека. На Азиатском материке изображения змей известны еще с эпохи палеолита. Великолепные рисунки трех змей можно, например, видеть на бляшке из бивня мамонта, найденной на хорошо известной палеолитической стоянке Мальта на Ангаре.

Древнейшие аборигены Азии поклонялись змее как изначальному божеству. В эпосе монголов гигантский змей – один из соучастников сотворения мира. В ахеменидском Иране змея – древнейший символ женской души. В Финикии змеиный бог Эмшун – символ врачевания.

В наиболее чистом виде культ змея-прародителя встречается у индейцев Америки. Причем он переплетается здесь с другими древними культурными элементами: сооружение курганов, дуалистический взгляд на природу, религиозная трактовка стран света и т. д.

Все эти элементы были характерны для аборигенного населения Азии, а их находки у индейцев Америки – сохранение древнейших традиций азиатской прародины. Поэтому, когда идет речь об айнах, нельзя забывать, что культ змея-прародителя как прафеномен человеческой культуры имеет глубокие азиатские корни.

Даже на этих примерах хорошо видно, сколько нераскрытого или мало исследованного еще остается в археологии Хоккайдо. По мере накопления новых фактов и их осмысления к этому еще придется вернуться.

Я вспоминаю один из последних дней, проведенных в Историческом музее Хоккайдо города Саппоро. Послушать лекцию о древних культурах Сибири и Тихоокеанского бассейна пришли многие ученые Саппоро, и не только археологи и этнографы, но и геологи, палеонтологи, лингвисты. Интерес к советским людям в Японии велик.

Японская пресса и телевидение проявили большой интерес к нашей поездке. В газетах «Асахи», «Иомиури», «Майнити», «Хоккайдо Симбун» публиковались пространные информации и статьи, посвященные, как писали газеты, – «первым японо-советским археологическим исследованиям», подчеркивалась важность научных контактов между учеными наших стран.

Профессор Харуо Ойи в статье, подводящей итоги поездки, опубликованной на страницах газеты «Хоккайдо Симбун», писал: «Нынешние совместные японо-советские исследования, включая и симпозиум, являются отправным пунктом дальнейшего развития научных контактов, которые должны приобрести постоянную форму. Хотелось бы ожидать, что в результате дальнейшего более тесного сотрудничества в области научных исследований между Японией и Советским Союзом будут получены новые плодотворные результаты».

Мы также надеемся, что научное сотрудничество ученых Советского Союза и Японии будет расти, укрепляться и способствовать доброму делу.

INFO



Васильевский Р. С. По следам древних культур Хоккайдо. – Новосибирск: Наука, 1981.

В 10602-252/054(02)-81 58.80.0507000000.

Руслан Сергеевич Васильевский

ПО СЛЕДАМ

ДРЕВНИХ КУЛЬТУР ХОККАЙДО

Ответственный редактор

Алексей Павлович Окладников

Утверждено к печати

редколлегией серии научно-популярных изданий

Сибирского отделения АН СССР

Редактор издательства Д. Г. Харенко

Художник С. М. Кудрявцев

Технический редактор Г. Я. Герасимчук

Корректоры Л. Л. Михайлова, Е. Н. Зимина

ИБ № 10258

Сдано в набор 26.07.80. Подписано к печати 22.12.80. МН-05636. Формат 84х108 1/32. Бумага типографская № 2. Обыкновенная гарнитура. Высокая печать. Усл. печ. л. 9,2. Уч. изд. л. 9,1. Тираж 67 000 экз. Заказ № 207. Цена 30 коп.

Издательство «Наука», Сибирское отделение.

630099, Новосибирск, 99, Советская, 18.

4-я типография издательства «Наука».

630077, Новосибирск, 77. Станиславского, 25,


…………………..

FB2 – mefysto, 2024



comments

Комментарии

1

Стоянки позднеашельского, или мустьерского, времени – памятники переходного периода от нижнего к верхнему палеолиту, датируются в пределах 150–40 тысяч лет назад. Свое название получили по наиболее известным местонахождениям Сент-Ашель и Ла Мустье во Франции.

2

Охотская культура – археологическая культура, распространенная с конца I тысячелетия до нашей, эры до XVI века нашей эры на Сахалине, Северном Хоккайдо и Курильских островах. Характеризуется приморским типом хозяйства.

3

Воробьев М. В. Древняя Япония. М., 1958. Материалы до-керамического периода Японских островов обобщены также в сводках: Окладников 4. П., Горегляд В. Н. Новые данные о древней культуре каменного века на севере Японии. – Сов. ар-хеол., 1958, № 3; Ларичев В. Е. Палеолит и мезолит Японии. – В кн.: Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск, 1970, с. 66–108; Деревянко А. П. Палеолит Японии. – В кн.: Каменный век Северной, Восточной, Центральной Азии (курс лекций). Новосибирск, 1975, с. 8–116.

4

См.: Современная Япония. М., 1968, с. 6.

5

Курс японской иены: за 1 000 – 2,65 рубля.

6

См.: Сакураи Киёхико. Айну-но Хиси. Токио, 1967, с. 35–36 (на яп. яз.).

7

Подробный критический разбор теорий об этнической истории населения Японии дан в работах известного советского антрополога М. Г. Левина (Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока. – Труды Ин-та этногр. АН СССР. Нов. сер., М., 1958, т. XXXVI; Этническая антропология Японии. М., 1971).

8

Чоппер – галечное орудие с рабочим лезвием, затесанным с одной стороны; чоппинг – рубящее орудие, лезвие которого затесано с двух сторон.

9

См.: Serizawa Ch., Joshizaki M. The Palaeolithic of the Japanese archipelago. Nice, 1976. (Отдельный оттиск), а также устное сообщение Тёсуке Серидзава во время беседы в Сендае в 1977 году.

10

Техника юбетсу – приемы расщепления камня с целью получения пластин правильной огранки. Своеобразие этой техники заключается в том, что сначала с помощью тщательной двусторонней обработки готовился массивный листовидный бифас. Затем с него сильными продольными ударами снималось несколько сколов. В результате получалась заготовка-нуклеус, имеющая в поперечном сечении клиновидную форму. С нее и снимались пластины. Впервые техника юбетсу была выделена японским археологом М. Ёсидзаки в результате анализа материалов стоянки Сиратаки-30. Такая техника обработки камня существовала на Хоккайдо 15–12 тысяч лет назад.

Резцы арайя – это инструменты, изготовленные из отщепов или пластин. Характеризуются тем, что оба края у них, как правило, обработаны мелкой ретушью, а с одного конца по диагонали снят резцовый скол. Название получили по находкам на стоянке Арайя, которая функционировала 13 тысяч лет назад на острове Хонсю.

11

Сугихара С. Докерамический период Японии. Токио, 1974, с. 188 (на яп. яз.).

12

В русском переводе краткое изложение японской мифологии дано в книге: Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. Спб., 1905, с. 59–71.

13

Культура яёй развилась в эпоху металла (III век до нашей эры), сменила культуру дзёмон. Свое название получила по месту открытия – в Токио, в районе Бункё, на улице Хонго Яёй.

14

Воробьев М, В. Древняя Япония. М., 1958, рис. XXIV.

15

См.: Позднеев Дм. Материалы по истории Северной Японии и ее отношений к материку Азии и России. Т. II, ч. I. Токио, 1909, с. 102–103.

16

Muroga N. Geographical exploration by the Jap anise. – In.: The Pasific basin. N. J., 1967, p. 97.

17

Даймё – крупные японские феодалы.

18

«По способу тэнкан» – этот способ оснащения стрел до сих пор не расшифрован. Что же касается ореха Фусу, то это ядовитое растение фуси, его ядом, как известно, айны пропитывали свои стрелы.

19

Айнскому восстанию под предводительством Сагусяина посвящена специальная статья японского историка Анамото Рюуносукэ. Перевод этой статьи полностью дан Д. Позднеевым. (См.: Позднеев Дм. Указ, соч., с. 94–102).

20

Цитируется по: Позднеев Дм. Указ. соч., с. 118, 133.

21

Там же, с. 144–145.

22

Там же, т. I, с. 290, 293.

23

Там же, с. 291.

24

Окладников А. П. Древнее поселение на полуострове Песчаном у Владивостока. М,—Л., 1963, с. 28–29, табл. 10, 1, 3, 4.

25

Речь идет о монографии: Васильевский Р. С., Голубев В. А. Древние поселения на Сахалине. Новосибирск, 1976.

26

См.: Позднеев Дм. Магериалы по истории Северной Японии и ее отношений к материку Азии и России. Т. I. Иокогама, 1909, с. 283.

27

См.: Описание путешествия из Иркутска с возвращением спасенных при кораблекрушении (Журнал Адама Лаксмана). – В кн.: Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах с приобщением замечаний его о Японском государстве и народе. Хабаровск, 1972, с. 456–457.

28

Там же, с. 458–459.

29

Там же, с. 512.

30

Ясуси Иноуэ. Сны о России. М., 1977.

31

Погодин М. П. Судьбы археологии в России. – В кн.: Труды I Археологического съезда. Т. I, Спб., 1871, с. 36.

32

Iochelson W. The Коrуаn. N. J., 1908, р. 453–460.

33

Васильев В. А. Медвежий праздник. – Сов. этногр., 1948, № 4, с. 94–104.

34

Васильев В. А. Медвежий праздник. – Сов. этногр., 1948, № 4, с. 94–104.

35

См.: Таксами Г. М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л., 1975, с. 163–173.

36

См.: Иванов С. В. Медведь в религиозном и декоративном искусстве народностей Амура. – В кн.: Памяти В. Г. Богораза. М – Л., 1937, с. 1–24.

37

См. подробнее: Васильевский Р. С., Голубев В. А. Древние поселения на Сахалине. Новосибирск, 1976.

38

См.: Кондоминас Ж. Лес священного камня. М., 1968.

39

См.: Стингл М. По незнакомой Микронезии. М., 1978, с. 132–138.

40

См.: Народы Юго-Восточной Азии. М., 1965, с. 523.

41

Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971, с. 122–123.

42

Богораз В. Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки. – Сов. фольклор, 1935, № 4, с. 50.

43

Крейнович Е. А. Нивхгу. М., 1973, с. 233–235.

44

Там же, с. 225–226.

45

См.: Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972, с. 145–146.

46

Цитируется по кн.: Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. Спб., 1905, с. 374–381.

47

См.: Арутюнов С. А. Айны. – В кн.: Народы Восточной Азии. М., 1964.

48

Джарыгасинова Р. Ш. Древние когурёсцы (к этнической истории Кореи). М., 1972, с. 97.

49

Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, нигидальцы, айны. Хабаровск, 1933.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю