355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Николай Ивушкин » Место твое впереди » Текст книги (страница 21)
Место твое впереди
  • Текст добавлен: 17 сентября 2016, 20:09

Текст книги "Место твое впереди"


Автор книги: Николай Ивушкин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 21 (всего у книги 21 страниц)

Мы опять прощались с ним. Забегая вперед, скажу: три года после этого ранения Петр Макарович пролежал в госпитале, все три года переписывался со мной. И, знаю, Думал он и чувствовал так, словно все еще находился в строю.

Пришлось расстаться и с парторгом 107-го полка Ильей Ивановичем Недотановым. Мы были рядом с ним в цепи наступающей пехоты, когда осколок вражеского снаряда ранил его. Алексей Мусатенко подхватил Недотанова и помог доставить в батальонный пункт медицинской помощи. Ранение было тяжелым, и парторга эвакуировали в тыл. В дивизию он уже не вернулся.

Тяжелым был бой. Горько было видеть, как падают под пулями дорогие тебе люди. Привыкнуть к этому нельзя. Но что же делать, война есть война.

21 июля в 16 часов части дивизии овладели населенным пунктом и станцией Жабенка.

В освобожденном Пинске 23 июля состоялся митинг трудящихся совместно с представителями воинских частей и партизанских отрядов. Делегация нашей дивизии, прибывшая на митинг, была тепло принята жителями города. Встретились с партизанами, помогавшими нам освобождать город Лунинец. Глубокое впечатление на присутствующих на митинге произвело выступление секретаря Пинского подпольного обкома партии Героя Советского Союза генерал-майора А. Е. Клещева и командира партизанского соединения Героя Советского Союза генерал-майора В. З. Коржа, зачитавшего боевой рапорт партизан.

Возвратившись с митинга, члены нашей делегации рассказали обо всем этом воинам дивизии.

* * *

Брест нам брать не довелось. Дивизию вывели в резерв и направили под Белосток.

Было время подвести итоги прошедших боев, осмыслить накопившийся опыт. 10 августа 1944 года состоялось собрание партийного актива дивизии.

Каковы же итоги нашего наступления?

По той самой лесисто-болотистой местности, которую немецкие генералы считали непроходимой, 55-я Мозырская Краснознаменная стрелковая дивизия, наступая в составе 61-й армии 1-го Белорусского фронта, прошла с боями после форсирования Днепра 586 километров, форсировала 14 рек, освободила от врага 452 населенных пункта.

952 воина нашей дивизии были награждены орденами и медалями.

Еще и еще раз оказался прав великий русский полководец Суворов, когда он утверждал: «Там, где пройдет олень, – там пройдет русский солдат, а там, где не пройдет олень, – все равно пройдет русский солдат».

В Прибалтике

Под Белостоком мы задержались недолго. 16 сентября 1944 года были поданы железнодорожные составы для погрузки частей дивизии. А через несколько дней уже разгружались на станции Вецуми в Латвии. До места сосредоточения 105 километров шли ночью. Все дороги были забиты. Нескончаемым потоком тянулись пехота, артиллерия, автомашины.

Днем мы отдыхали. Природа, хоть мы здесь и не бывали, казалась знакомой – холмы, луга, лесные болота напоминали нам Белоруссию, в которой мы провоевали почти целый год. Одно для нас было непривычно – хутора. Они были разбросаны на значительном отдалении друг от друга по всему пути. Постройки на хуторах, как правило, солидные – из кирпича и камня. Каждый из них противник мог превратить в опорный пункт.

22 сентября части сосредоточились в районе мызы Гауэйна. Командира дивизии и меня вызвали в Военный совет армии. Полковник Андрусенко уже оправился после болезни. Вместе мы и отправились в путь.

В Военном совете нас познакомили с обстановкой. В июле – августе 1944 года войска Красной Армии вели успешное наступление, освободили значительную часть Эстонии, Латвии и Литвы. Начались завершающие операции по освобождению Прибалтики. Шли упорные бои. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало удержаться на рижском плацдарме.

В наступлении участвовали ударные группировки всех трех Прибалтийских фронтов. Наша 61-я армия, вошедшая в состав 3-го Прибалтийского фронта, наносила удар через межозерное дефиле по северо-восточному предместью Риги.

Еще под Белостоком дивизия получила новое пополнение.

Его надо было быстро обучить. Заместитель командира 3-го батальона 228-го полка Александр Кретов предложил каждому коммунисту дать партийное поручение: подготовить одного-двух новичков к боям. Основной принцип обучения – делай, как я. Это была не только учеба. Новые бойцы должны были сразу почувствовать, что они в сплоченной семье и что традиции дивизии обязательны для них.

26 сентября наши полки двинулись вперед. С боем форсировали реку Амата. За каждый населенный пункт разгорались яростные схватки.

Я шел со 111-м полком по полю, окруженному сосновым бором. Разведчики донесли, что гитлеровцы засели в поселке Гикши и хорошо там укрепились. Старший лейтенант Крючков повел свою роту лесом в обход. Пока наши артиллеристы вели огонь по вражескому опорному пункту, бойцы Крючкова обрушились на врага с тыла. Сильно мешал пулемет, установленный фашистами на чердаке. Старшина Сумбат Абрамян ползком и короткими перебежками приблизился к дому и меткими выстрелами уничтожил вражеских пулеметчиков. Рота дружной атакой взяла поселок.

Я обратил внимание, что в бою нелегко стало распознать новых бойцов. Дрались они хорошо и в мужестве не уступали ветеранам. Сила личного примера коммунистов обретала конкретные проявления, как бы входила в плоть и кровь молодых солдат.

Путь наш пролегал через болото Судас-Пурфе. Мы знали, что по ту его сторону противник подготовил оборонительный рубеж – проволочные заграждения, несколько линий траншей.

Вперед выдвигался 228-й полк. В поддержку ему придавался 3-й дивизион артиллерийского полка. Командир дивизиона капитан Сарычев оставил батарею гаубиц на огневых позициях недалеко от болота, а две батареи 76-миллиметровых пушек должны были сопровождать пехоту. Всю ночь бойцы гатили топи и тащили пушки. Удар оказался неожиданным для врага. Наш полк овладел населенным пунктом Мадлены. 1-й батальон вплотную подступил к мызе Картужи, но здесь был остановлен вражеским огнем.

Рано утром 29 сентября противник предпринял контратаку. Низко стлался туман. После артиллерийского налета гитлеровцы двинулись на 1-й батальон. В молочной пелене их четыре самоходных орудия прорвались к нашим наспех отрытым траншеям, за самоходками бежали автоматчики. Командир батальона А. И. Тельнов и его заместитель по политической части С. И. Мандрыка возглавили рукопашную схватку. В этот тяжелый момент артиллеристы не могли оказать помощь пехоте: стрелять по траншеям, где кипел бой, нельзя – можно было поразить своих. Вести прицельный огонь по вражеским самоходкам мешал туман.

Численное превосходство было на стороне врага. Но никто из советских солдат не дрогнул. Дрались до последнего. Многие бойцы и командиры погибли. После того как в траншеях почти не осталось наших людей, врагу удалось продвинуться на четыреста метров.

Случай с 1-м батальоном встревожил нас. Командир полка подполковник Кодомацкий и его заместитель по политической части майор Грозный, прекрасно показавшие себя во время боев в Белоруссии, на этот раз проявили недопустимую медлительность и не смогли выручить попавшее в беду подразделение. Сказались самоуспокоенность и недооценка сил противника. Горький и печальный урок для всех нас. Штаб и политотдел дивизии срочно приняли необходимые меры. В этот же день наступление возобновилось.

Артиллерийский дивизион капитана Кудинова переменил позиции и ударил по противнику. Огонь корректировал лейтенант Сергей Гуркин. Вместе с разведчиком сержантом Бариновым и радистом рядовым Паршиным он расположился в ста метрах от гитлеровцев. Метким огнем наши артиллеристы нанесли гитлеровцам большой урон. Воспользовавшись этим, пехота отбросила противника и захватила его крупный опорный пункт – мызу Картужи. И теперь, много лет спустя, когда мы вспоминаем о боях нашей дивизии в Прибалтике, мне хочется воздать должное командиру 1-го батальона 228-го полка капитану Тельнову Александру Ивановичу, его заместителю по политической части старшему лейтенанту Мандрыке Семену Ивановичу и всем воинам, погибшим под мызой Картужи. Они были подлинными героями. Да будет память о них бессмертна.

До Риги все ближе. Но вступила в свои права осень. Круглые сутки льют дожди. Болота разлились в озера. Оружие, боеприпасы, продовольствие солдаты несут на себе. Мокрые с ног до головы. Обогреться негде. Даже костров не зажигаем, чтобы враг не увидел дыма. Это был тяжкий переход, потребовавший от людей всех сил. Но цель была достигнута: враг не ожидал удара с этого направления. После короткой схватки гитлеровцы откатились к реке Лиела-Югла. Здесь они тоже не сумели удержаться. Наши части форсировали реку и продолжали преследование противника.

Сосредоточив значительные силы, врагу удалось остановить наши части на рубеже Ропажи, Кангари. Спешно производим перегруппировку частей. В это время мы получили несколько самоходных артиллерийских установок. Командир дивизии принимает решение посадить на них десант автоматчиков. Людей должен был выделить 107-й полк. Охотников вызвалось много. При мне заместитель командира полка по политической части майор Кузнецов отбирал добровольцев в десант. Предпочтение отдавалось самым опытным, уже не раз проявившим себя в бою. И конечно, среди них оказалось много коммунистов и комсомольцев. Во главе десанта командир полка поставил заместителя командира 3-го батальона по строевой части капитана Смирнова, человека исключительно храброго, прекрасного организатора. До этого он был беспартийным.

Но, получив столь важное задание, он пожелал связать свою судьбу с партией и в бой идти коммунистом. За несколько часов до атаки партийное бюро батальона на своем заседании рассмотрело его заявление. Николай Иванович Смирнов был принят кандидатом в члены Коммунистической партии.

В назначенный час командующий артиллерией дивизии полковник Городовенко дал сигнал батареям. С наблюдательного пункта полка слежу за артподготовкой. Вначале удар наносится по переднему краю. Над вражескими окопами бушует огненный вихрь. Сквозь него гитлеровцам не видно, что наши самоходки уже подошли к их обороне и высадили десант, открыв огонь по траншеям, чтобы расчистить ему дорогу.

А тем временем дивизионы переносят огонь вглубь, не давая врагу перебрасывать резервы.

Вижу, как радуется командир 84-го артиллерийского полка подполковник П. А. Любимов. Отлично воюют его подчиненные!

Петр Андреевич – человек уже пожилой, участник революции и гражданской войны. Дело свое он знает превосходно, артиллеристы любят и уважают его за опыт, знания, за беспокойную душу. Невысокий, слегка сутуловатый, Любимов всех восхищал своей выдержкой. В самые трудные моменты он отдавал команды спокойным, невозмутимым тоном, только очки поправлял чаще обычного. Под стать командиру полка был его заместитель по политической части майор Анатолий Францевич Циш. Рослый, плечистый, с крупными чертами лица, он отличался сильной волей и вместе с тем душевностью. За плечами Циша тоже большой жизненный путь. Златоустовский рабочий, он во всем был неутомим. Еще в молодые годы вырос до крупного комсомольского работника, учился в Институте красной профессуры, после был на партийной работе в Куйбышеве. В дивизии Анатолий Францевич с начала ее формирования. Любимов и Циш глубоко уважали друг друга, работали очень дружно. И это во многом определило успех нашего артполка.

В ночь на 10 октября 1-й батальон 111-го полка повернул на северо-запад, вышел на шоссе Псков – Рига. Командир батальона старший лейтенант Григорий Иванович Приймак выслал вперед головную походную заставу – стрелковый взвод под командованием лейтенанта Николая Щернакова и взвод станковых пулеметов во главе с лейтенантом Николаем Такмаковым.

Эти два храбрых Николая со своими подразделениями, обивая заслоны противника, утром 10 октября 1944 года первыми вышли на реку Маза-Югла, южнее деревни Аури. Это был последний рубеж на подступах к Риге. Вскоре к реке подошли и другие подразделения батальона. Не дожидаясь приказа, старший лейтенант Приймак приступил к форсированию реки.

Первой переправилась группа разведчиков во главе с парторгом роты старшим сержантом Афанасьевым, человеком храбрым и находчивым. Афанасьев оправдал надежды. Он не только разведал передний край вражеской обороны, но и прихватил с западного берега реки лодку. Эта находка всех обрадовала: переправочных средств в батальоне было очень мало.

Помощник начальника штаба полка Виктор Алексеевич Петухов рассказывал мне, что, когда он прибыл в батальон с приказом командира полка, форсирование реки уже шло полным ходом. К берегу подтягивалась артиллерия.

О В. А. Петухове мне хотелось бы рассказать несколько подробнее. Службу в дивизии он начал старшим адъютантом батальона. Перед началом летнего наступления 1944 года его прикомандировали к оперативному отделению штаба дивизии. Потом назначили первым помощником начальника штаба 111-го полка.

Когда противник спохватился и открыл артиллерийский огонь, было уже поздно. Батальон Приймака уже весь оказался на западном берегу. Роты старших лейтенантов Заидова и Илионского, поддержанные минометчиками лейтенанта Радыгина, ворвались во вражеские окопы.

До Риги оставалось всего пять километров. Но участвовать в ее штурме нам не довелось. Поступил приказ вывести дивизию в резерв. Передаем плацдарм частям 89-го стрелкового корпуса.

За героизм при освобождении Прибалтики 111-й Лунинецкий стрелковый полк был награжден орденом Красного Знамени, 84-й артиллерийский полк – орденом Суворова III степени.

Пришел приказ о включении дивизии в состав Военно-Морского Флота.

У нас появились моряки-балтийцы, Они рассказывали нам о своих традициях, опыте, боях. Мы постигали бессмертную славу несломленного Ленинграда и гордого Кронштадта. Становились близки сердцу боевые дела стремительных эскадренных миноносцев, торпедных катеров, подводных лодок.

Бойцы нашили на рукава желтые якорьки. Стали мы называться 1-й Мозырской Краснознаменной дивизией морской пехоты. А в ноябрьские дни 1944 года нас перебросили на финских торговых судах по усеянному минами штормовому морю на Порккала-Удд. Здесь по соглашению о перемирии с Финляндией организовывалась военно-морская база.

В Порккала-Удде мы встретили великий и долгожданный День Победы.

* * *

Вот и закончена книга. В ней моя память о прошлом и мое ощущение сегодняшних дней. И правду сказать, жаль расставаться с ней. Многие месяцы я будто снова жил в трудное, горькое и героическое время. Тяжко бремя войны, страшны и жестоки ее годы, однако же и величие советских людей открывалось на войне с яркостью и силой небывалой. Казалось, я снова прошагал по долгому и опасному пути с теми, с кем свела меня война. Сейчас они рабочие, колхозники, строители, инженеры, ученые, командиры. Многим из них, помогавшим мне своими воспоминаниями и советами писать эту книгу, я выражаю душевную благодарность.

Живы не только в памяти народной, но и в земных делах все те, что погибли, сражаясь за родную Отчизну. Им мы обязаны за все доброе, что создано на нашей земле.

Им, живым и павшим, я посвящаю эту книгу.

Новые поколения становятся в строй. Как и в военные годы, Коммунистическая партия ведет нас вперед. И так же пламенно звучит ее призыв, обращенный к каждому коммунисту: «Место твое впереди!»

Список иллюстраций

Николай Борисович ИВУШКИН

М. Т. Хрюкин

С. И. Чекмарев

Слева направо: П. Г. Кохановский, М. М. Барташук, П. Р. Сахаров, М. И. Грановский, Н. Б. Ивушкин

Ш. X. Чанбарисов

С. М. Гришин

З. С. Ревенко

И. М. Куликов

Е. А. Удовиченко

Кандидатская карточка Е. А. Удовиченко, пробитая пулей и обагренная кровью

Работники политотдела 133-й отдельной стрелковой бригады. В первом ряду (слева направо): М. М. Белов, Н. Б. Ивушкин, В. Д. Леушин, М. П. Пепелев. Во втором ряду: Г. И. Лелявский, Б. Л. Айзен, А. Г. Марьин, А. Н, Зайцев

П. А. Любимов

Е. М. Ровин

Н. Н. Заиюльев

Н. В. Шведов

В. Д. Шабанов

Ф. В. Смекалин

Н. С. Локтионов

П. М. Евстигнеев

Г. А. Прохоров

И. А. Иохим

В. И. Степанов

Д. С. Долинский

Ш. В. Челидзе

Участники собрания комсомольского актива 55-й стрелковой дивизии, мастера боя. 1942 год

Н. Г. Клыкова-Маякова

И. В. Бражник

К. А. Абайханов

В. М. Сарычев

Ф. М. Еровой

Г. И. Кузнецов

Б. А. Поляков

Г. П. Петров

Б. А. Хайров

М. П. Кот

Г. М. Скульский

А. Г. Котиков

Н. П. Ерпылев

В. А. Мыц

Комсомольские работники дивизии. В первом ряду (слева направо): Н. М. Гладкий, В. И. Степанов. Во втором ряду: М. А. Софиенко, Е. Н. Третьяков, Н. В. Бобровский

И. С. Литвиненко и Б. Я. Куксин

Д. И. Власов

С. П. Босалыга

Б. И. Луговой

А. Ф. Циш

К. М. Андрусенко

В. П. Шмыглев

М. В. Поляков

А. С. Кретов

В. А. Семенченко

П. М. Крикун

Н. М. Оцеп

Н. Н. Васильев

В. А. Петухов

В. И. Турчанинов

Памятник воинам 55-й стрелковой дивизии и морякам Днепровской военной флотилии, погибшим при освобождении Петриковского района Гомельской области от немецко-фашистских захватчиков

Группа ветеранов 55-й стрелковой Мозырской Краснознаменной дивизии. 1970 год

    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю